Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование рынков труда в общем и рынка труда в Казахстане. Достигнуть цель можно через поставленные задачи, такие как:
- уяснение понятия рынка труда;
- определение его развития;
-механизм регулирования;
- анализ рынка труда.

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.docx

— 211.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица-4 Занятое население  РК по статусу занятости

 

Показатели

2010

2011

2012

город

село

город

село

город

село

занятое население всего, тыс.чел

4056,8

3800,4

4112,5

3790,9

4240,4

3873,8

наемные работники, тыс.чел

3308,2

1891,2

3345,2

1893,6

3443,7

1965,7

самостоятельно занятые, тыс.чел в том числе:

- работодатели

-cамостоятельные работники

 

748,9

 

60,6

 

676,5

 

1909,2

 

61,2

 

1772,3

 

767,3

 

67,3

 

683,5

 

1897,3

 

104,2

 

1723,0

 

796,7

 

63,1

 

718,6

 

1908,1

 

98,6

 

1729,7

удельный вес в общей  численности занятого населения, %

-наемных работников

-самостоятельно занятых

 

 

 

 

 

81,6

 

18,4

 

 

 

 

 

49,7

 

50,3

 

 

 

 

 

81,3

 

18,7

 

 

 

 

 

50,0

 

50,0

 

 

 

 

 

81,2

 

18,8

 

 

 

 

 

50,7

 

49,3

удельный вес в общей  численности самозанятых, %

-работодателей

-самостоятельных работников

 

 

 

8,1

 

91,9

 

 

 

3,2

 

96,8

 

 

 

8,8

 

91,2

 

 

 

5,5

 

94,5

 

 

 

7,9

 

90,1

 

 

 

5,3

 

90,8


 

Мировой опыт, накопленный  странами с развитой рыночной экономикой, имеет в своем арсенале разнообразные  рычаги финансового воздействия  на сферу социально-трудовых отношений. Основная задача финансового воздействия  на занятость – это стимулирование сохранения старых и создания новых  рабочих мест, а также вовлечение в трудовую деятельность мало конкурентоспособных  рынке труда групп населения (молодежи, инвалидов, женщин с детьми и лиц  пенсионного возраста). Это осуществляется путем создания наиболее благоприятного климата для тех предпринимателей, которые в своей деятельности способствуют реализации социально- экономических задач.

 Так, например, во Франции  в качестве льготной меры используется  снижение размеров обязательных  отчислений на социальное страхование.  Эта норма действует в отношении  фирм, которые принимают молодых  работников (в возрасте от 16 до 25 лет) и предоставляют им возможность  получить определенную квалификацию. В целях контроля за качеством  обучения устанавливается минимум  времени на обучение [20].

В Германии в рамках «дуальной  системы» обучения предусматривается  прямое финансирование фирм, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи. Это означает, что молодой человек  может заключить индивидуальный контракт с фирмой в целях получения  специального профессионального образования (в соответствии с государственным  перечнем профессий). Контракт предусматривает  предоставление молодому человеку со стороны фирмы возможности обучаться  на ее базе и при непосредственной помощи ее специалистов (мастеров производственного  обучения), а он в свою очередь, обязуется  получить это образование и оплатить связанные с этим расходы. Ему  эти расходы возмещаются за счет средств федерального ведомства  по труду [23].

.В Италии, Англии и  Швеции предприятиям, принимающим  на работу молодежь в возрасте 16-18 лет (не имеющую полного  среднего образования), государственные  органы обеспечивают покрытие  до 80% издержек, связанных с профессиональным  образованием и выплатой заработной  платы .Однако расходы, связанные  с профессиональной подготовкой  рабочей силы, очень высоки. Это  делает затруднительным полное  финансирование профессиональной  подготовки со стороны частных  фирм. Учитывая это, государство  во многих развитых странах  осуществляет прямое целевое  финансирование создания и функционирования  центров профессиональной подготовки  и переподготовки в различных  компаниях, а также обучения  персонала. Общеизвестна практика, при которой в некоторых случаях государство дотирует от 50 до 80% расходов компаний, связанных с созданием центров по профессиональному обучению.

Например, во Франции по законодательству о непрерывном образовании региональные органы власти субсидируют внутрифирменные  курсы, связанные с получением дополнительной (повышенной) квалификации. Исключение составляют крупные корпорации с  высокотехнологичным производством, поскольку они сами в силу характера  своей деятельности заинтересованы в обучении кадров [21]

 Опыт США свидетельствует  об очень серьезном отношении  к этому вопросу со стороны  государства. Местные органы власти принимают самое активное участие в обеспечении занятости молодых работников. Они также стимулируют предприятия, принимающие на работу лиц, прошедших у них профессиональную подготовку или стажировку, посредством установки специальных налоговых льгот – освобождения от части налогов, поступающих в местный бюджет. Местные власти хорошо понимают непреложные экономические истины: занятый гражданин является налогоплательщиком, т.е. источником пополнения местного бюджета, а безработный человек – объект бюджетного финансирования и источник социальных неурядиц.

Эта практика весьма полезна  и вполне приемлема в Казахстане, так как уровень молодежной безработицы  в республике выше, уровня общей  безработицы. Реализация активной государственной  политики занятости на рынке труда  Казахстана на протяжении последнего десятилетия явилась социальным приоритетом и важнейшим фактором стабилизации рынка труда в период кризиса. Государство предпринимает  всевозможные меры для решения проблем  трудоустройства молодежи, но для  достижения результатов необходимо активное участие самой молодежи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании курсовой работы  были достигнуты цели, поставленные в введении:

- уяснение понятия рынка  труда;

- определение его развития

- механизм регулирования;

- анализ рынка труда;

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:

  • во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;
  • во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Так как рынок труда  еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования  рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и  предложением рабочей силы. Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых  норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ.

 Государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Казахстан  «О занятости населения» от 23 января 2001 года № 149-II

2. Закон Республики Казахстан  «О труде» от 15 мая 2007 года N 251

3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под ред. проф. Г. П.  Журавлевой.- 5-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011, 132 с.

4. Бушмарин И.В. Рынок  труда в современной экономике.  Общество и экономика, 1994, 23 с.

5. Маслова И., Бараненкова  Т., Кубишин Е. Рынок труда, занятость  и заработная плата. Экономист   № 11, 1998, 185 с.

6. Экономическая теория. Под ред. Николаевой И.П. –  М.: Финстат информ, 2002, 251 с.

7. Экономический словарь.  Под ред. Архипова А.И. –  М. 2001, 134-136 с.

8. Экономика. Под ред.  Булатова А.С. – М.: Юристь, 2002, 360- 368 с.

9. Абакумов Н. Н. Безработица  и самозанятость. ЭКО 2000, 489 с.

10.Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы - к активной государственной политике занятости ЭКО 2004, 123-126 с.

11. Винокуров Г. А. За  цивилизационный рынок труда  ЭКО 2001, 109-111 с., 76-81с. 

12. Заславский И. К. О  цене труда и безработицы Вопросы  экономики 1998, 53-58с. 

13. Любимов Л. Л Раннеева  Н. А. Основы экономических  знаний М 1995, 28-29 с. 

14. Макконнелл К. Р Брю  С. Л. Экономикс в 2-х томах  М 1999, 656 с.

15. Мэнкью Н. Грегори  Макроэкономика М 1999, 334 с. 

16.  Сидорович. В. А.  Курс экономической теории М.  Экономика 1997, 640с. 

17. Бейсенов С.Д. Управление  трудом в условиях формирования  рыночной экономики // «Гылым», 1998, 231-234 с.

18. Мамыров Н.К., Нурпеисова  Н.С. Формирование рынка труда  в малых и средних городах  Казахстана. Алматы, 2000, 58-59 с.

19. Слезингер Г.Э. Труд  в условиях рыночной экономики. М.,1998, 149-151 с.

20. Сосновская Л.Н. Основы  теории рынка труда. Спб, 1993, 167-169 с.

21. Демографическая ситуация  в Республике Казахстан // Журнал  «Азия-ЭиЖ», 1996, 94-96 с.

22. Некипелов Д.С  Политика  МОТ в достижении полной занятости,  Труд за рубежом.  1996 г, 41 с.

23. О состоянии рынка труда в РК. // Деловая неделя, февраль 2001

24. Татибеков Б.Л., Байзакова Л.А., Мельдеханова М.К. Рынок труда и занятость // Реформирование экономики Казахстана. Под ред. М.Б. Кенжегузина. А., 2000, 25-28 с.

25. Воловская Н.М. Экономика и социология труда. М., 2001, 62-64 с.

 


Информация о работе Рынок труда