Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование рынков труда в общем и рынка труда в Казахстане. Достигнуть цель можно через поставленные задачи, такие как:
- уяснение понятия рынка труда;
- определение его развития;
-механизм регулирования;
- анализ рынка труда.

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.docx

— 211.54 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, среднесрочное  финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного  инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.

В-третьих, политика «согласования  действий», сутью которой является достижение согласованности интересов  работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с  учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.

 В-четвертых, активное  применение такого инструмента,  как государственная кредитно-денежная политика [15].

 

2.3 СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РК

 

Государство с помощью  инструментов макроэкономического  регулирования призвано создать  всем гражданам благоприятные условия  в реализации своей способности  к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать социально-экономические издержки безработицы. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики доходов и др. Вместе с тем государственное регулирование в сфере занятости активно влияет на социально-экономические преобразования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации развития экономики и социальной нестабильности в обществе. Представляется, что содействие обеспечению эффективной занятости населения должно стать приоритетной задачей экономической политики государства, что требует обновления и изменения некоторых методологических подходов к регулированию социально-трудовой сферы.

Исходя из этих задач определены следующие функции регулирования:

- ориентирующая, состоящая  в научно обоснованном выборе  приоритетных целей, определении  основных направлений развития  занятости населения;

- социальная, которая заключается  в определении общественных и  личных потребностей граждан  в различных видах общественно  полезной деятельности и возможностей  их удовлетворения;

- упреждающая, назначение  которой состоит в предвидении  и описании возможных негативных  последствий в сфере занятости  и принятии тех или иных  управленческих решений.

Государственное регулирование  занятости населения можно определить как совокупность принципов, методов  и инструментов воздействия государства  на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей  силы, направленных на повышение эффективности  ее функционирования и удержание  безработицы в пределах социально  допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление занятостью населения приобретает качественно новое содержание [16].

Система государственного регулирования  представляет собой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных  форм и методов воздействия государства  на процессы занятости населения.

По форме участия государства  в регулировании занятости можно  выделить следующие методы:

- законодательно-правовые;

- социально-экономические;

- административно-организационные.

В последнее время некоторые  экономисты в качестве самостоятельной  формы стали выделять социально-психологические  методы.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей  силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании [17].

Создание такой действенной  системы регулирования в сфере  занятости является одной из основных задач.

Можно выделить 4 основные направления  государственного регулирования рынка  труда:

  • во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
  • во-вторых, программы направленные на подготовку и переподготовку рабочей смены;
  • в - третьих программы содействия найму рабочей силы;
  • в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы.

Важной основой регулирования  рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между  безработицей и заработной платой.

Существует комплекс мер  косвенного регулирования рынка  рабочей силы: налоговая, кредитная  и амортизационная политика правительства. Немалое влияние на рынок труда  оказывает и законодательство в  области социального обеспечения, трудовых отношений и т.д.

Меры косвенного регулирования  рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования  и воздействия на динамику занятости  и безработицы через конъюнктуру  в стране.

Таким образом, современное  государственное регулирование  рынка труда представляет сбой комплекс экономических административных, законодательно-организационных иных мер [18].

Особое место в системе  регулирования рынка труда занимают территориальные центры занятости  населения, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой  специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке  рабочей силы. Возрастает их роль и  усложняются функции. Они должны вести учет резервов рабочей силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих  местах и вакантных должностей, информировать  жителей о потребностях государственных  предприятий, других нанимателей в  рабочих определенных профессий  и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу. Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучение с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры  нехватки рабочих мест, выступать  инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказывать содействие в обеспечении  работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку  при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в  условиях занятости в других регионах Республики [19].

Основными направлениями  деятельности центров занятости  являются:

1) Регистрация безработных;

2) Регистрация вакантных  мест;

3) Трудоустройство безработных  и других лиц, желающих получить  работу;

4) Изучение конъюнктуры  рынка труда и предоставление  информации о ней;

5) Тестирование лиц, желающих  получить работу;

6) Профессиональная ориентация  и профессиональная переподготовка  безработных;

7) Выплата пособий.

В современных условиях большинство  граждан трудоустраиваются не через  центры занятости, а обращаясь непосредственно в кадровые службы агентства [20]

Государственное регулирование  проблем занятости и безработицы  осуществляет Министерство труда и  социальной защиты в Казахстане, а  так же его органы на местах - Центры и службы занятости.

Это же ведомство разрабатывает  и реализует общую государственную  политику в области труда, развитие трудовых отношений на основе социального  партнерства, предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров [25].

 

3 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ

Труд, с точки зрения этики, является важным шагом для самореализации человека. С точки зрения индивидуального  хозяйства, только благодаря работе, приносящей доходы, возможно удовлетворение многих потребностей, включая основные. С общественно-политической точки  зрения, труд вносит важный вклад в  достижение целей свободы и безопасности.

В странах СНГ пик значений уровня безработицы так же приходится на молодые возраста. В ряде стран (Россия и Казахстан) эта тенденция  присутствует. А в других странах (Азербайджан, Грузия и Кыргызстан) уровень безработицы самых молодых  участников рынка труда (в возрасте до 20 лет) оказался меньше, чем у молодых  людей в возрасте 20-24 года.

 

Диаграмма 1. Уровень безработицы  населения Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана и России по возрастам  в 2012 году

 

 

В настоящее время в  республике наибольшие трудности при  трудоустройстве испытывает молодежь, не имеющая профессиональной подготовки. В такой неквалифицированной  рабочей силе наименее заинтересованы предприниматели. В данном случае именно государство может заинтересовать работодателей в приеме на работу молодых людей без определенных занятий. И оно может осуществить это путем предоставления предпринимателю определенных гарантий или доплат, полностью (на некоторое время) или частично снимающих бремя расходов, например, отчислений в социальные фонды, специальных налоговых льгот. Все это может заставить предпринимателей, исходя из элементарных принципов экономической целесообразности, не игнорировать такую неквалифицированную рабочую силу. Обратим внимание на состав и структуру безработного населения по уровню образования (таблица 1).

 Данные таблицы 1, распределение безработного населения по уровню образования в республике показывают, что безработными являются в основном люди имеющие среднее общее образование, их удельный вес в общей численности безработного населения колеблется в пределах 42,9 – 44,3%. Это работники, в основном не имеющие определенной профессии с низким уровнем конкурентоспособностью на рынке труда

 

Таблица – 1 Распределение  безработного населения по уровню образования  Республики Казахстан

 

Показатели

2010

2011

2012

тыс.чел

%

тыс.чел

%

тыс.чел

%

Безработные всего,

в том числе имеющие

образование:

557,8

100

554,5

100

496,0

100

Высшее

123,8

22,2

129,9

23,4

118,5

23,9

средне-специальное

187,2

32,7

182,3

32,8

160,7

32,4

среднее общее

246,9

44,3

273,5

42,9

209,1

42,2

начальное общее

4,9

0,8

5,0

0,9

8,3

1,5


 

Молодежь является одним  из общественно активных слоев населения, имеющим важный потенциальный вес  в перспективе, следовательно, недопустимо  недооценка роли и места молодежи в государственном обустройстве. Анализ безработного населения по возрасту (таблица 2) свидетельствует, что в  основном безработными являются молодежь в возрасте от 20 до 34 лет.

 

Таблица-2. Безработное население  по возрасту в Республике Казахстан

 

 

2010

2011

2012

тыс.чел

%

тыс.чел

%

тыс.чел

%

Безработные всего в том числе в возрасте

597,2

100

557,8

100

554,5

100

15

0,3

0,05

0,6

0,1

-

-

16-19

35,9

5,9

18,4

3,3

15,6

2,8

20-24

90,6

15,2

77,6

14,0

71,5

12,9

25-29

119,9

20,4

112,7

20,3

129,3

23,3

30-34

90,8

15,2

87,2

15,6

82,7

14,9

35-39

57,3

9,6

59,3

11,0

53,1

9,6

40-44

56,3

9,4

43,7

7,8

48,6

8,8

45-49

60,6

10,1

55,8

10,0

55,2

9,9

50-54

47,3

7,9

51,5

9,2

52,9

9,5

55-59

32,7

5,4

37,8

6,7

36,0

6,5

60-64

5,6

0,9

13,2

2,3

9,5

1,7


 

Молодежь в этом возрасте (20- 34лет), является наиболее энергичной, образованной, физически и профессионально  подготовленной, мобильной, быстро воспринимающей достижения научно-технического прогресса, более адаптированной к изменяющимся социально-экономическим условиям, требованиям рыночной экономики. Рассматривая распределение безработных по возрасту, имеющих общее среднее образование, можно увидеть, что одна третья часть - это молодежь в возрасте от 16 до 29лет и выше [18].

Таблица -3 Безработное население  по возрасту имеющее общее среднее

образование в Республике Казахстан

 

 

2010

2011

2012

тыс.чел

%

тыс.чел

%

тыс.чел

%

Безработные всего

имеющие общее

среднее образование в  т.ч в возрасте

262,4

100

246,9

100

237,5

100

16-29

120,9

46,1

99,2

40,2

92,5

32,5

30-44

84,2

32,1

84,6

34,3

77,4

32,6

45-59

54,9

20,9

57,1

23,1

64,4

27,1

свыше 59

2,4

0,9

6,0

2,4

4,2

1,4


 

Учитывая тот факт, что  молодые люди являются основным источником воспроизводства и распределения  трудовых ресурсов, нельзя пренебрегать молодыми специалистами, поскольку  это негативно скажется не только в экономической, но и общественной и социальной жизни населения.

В структуре общей численности  занятого населения велика доля самостоятельной  занятости – 33,3% [19].

Основная часть самозанятых  проживает в сельской местности  и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем  большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты. В общей  численности самозанятых (таблица 4) в основном самостоятельные работники  их доля составляет более 90%, доля работодателей  занимает всего лишь 7-8% по городу, и  по селу 3,2-5,5%. Это и является одной  из причин низкой производительности труда в сельском хозяйстве.

Информация о работе Рынок труда