Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рынков труда в общем и рынка труда в Казахстане. Достигнуть цель можно через поставленные задачи, такие как:
- уяснение понятия рынка труда;
- определение его развития;
-механизм регулирования;
- анализ рынка труда.
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.
В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.
В-четвертых, активное
применение такого инструмента,
2.3 СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РК
Государство с помощью
инструментов макроэкономического
регулирования призвано создать
всем гражданам благоприятные
Исходя из этих задач определены
следующие функции
- ориентирующая, состоящая
в научно обоснованном выборе
приоритетных целей,
- социальная, которая заключается
в определении общественных и
личных потребностей граждан
в различных видах общественно
полезной деятельности и
- упреждающая, назначение
которой состоит в предвидении
и описании возможных
Государственное регулирование
занятости населения можно
Система государственного регулирования
представляет собой сложный механизм,
включающий комплекс разнообразных
форм и методов воздействия
По форме участия государства
в регулировании занятости
- законодательно-правовые;
- социально-экономические;
- административно-
В последнее время некоторые экономисты в качестве самостоятельной формы стали выделять социально-психологические методы.
Вследствие многообразия
внутренних регуляторов рынка рабочей
силы, а также в силу социальной
важности его эффективного функционирования
рынок труда нуждается в
Создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных задач.
Можно выделить 4 основные направления государственного регулирования рынка труда:
Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой.
Существует комплекс мер
косвенного регулирования рынка
рабочей силы: налоговая, кредитная
и амортизационная политика правительства.
Немалое влияние на рынок труда
оказывает и законодательство в
области социального
Меры косвенного регулирования
рынка рабочей силы одновременно
являются мерами общеэкономического регулирования
и воздействия на динамику занятости
и безработицы через
Таким образом, современное
государственное регулирование
рынка труда представляет сбой комплекс
экономических
Особое место в системе
регулирования рынка труда
Основными направлениями деятельности центров занятости являются:
1) Регистрация безработных;
2) Регистрация вакантных мест;
3) Трудоустройство безработных
и других лиц, желающих
4) Изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
5) Тестирование лиц, желающих получить работу;
6) Профессиональная ориентация
и профессиональная
7) Выплата пособий.
В современных условиях большинство граждан трудоустраиваются не через центры занятости, а обращаясь непосредственно в кадровые службы агентства [20]
Государственное регулирование
проблем занятости и
Это же ведомство разрабатывает
и реализует общую
3 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ
Труд, с точки зрения этики, является важным шагом для самореализации человека. С точки зрения индивидуального хозяйства, только благодаря работе, приносящей доходы, возможно удовлетворение многих потребностей, включая основные. С общественно-политической точки зрения, труд вносит важный вклад в достижение целей свободы и безопасности.
В странах СНГ пик значений
уровня безработицы так же приходится
на молодые возраста. В ряде стран
(Россия и Казахстан) эта тенденция
присутствует. А в других странах
(Азербайджан, Грузия и Кыргызстан)
уровень безработицы самых
Диаграмма 1. Уровень безработицы населения Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана и России по возрастам в 2012 году
В настоящее время в республике наибольшие трудности при трудоустройстве испытывает молодежь, не имеющая профессиональной подготовки. В такой неквалифицированной рабочей силе наименее заинтересованы предприниматели. В данном случае именно государство может заинтересовать работодателей в приеме на работу молодых людей без определенных занятий. И оно может осуществить это путем предоставления предпринимателю определенных гарантий или доплат, полностью (на некоторое время) или частично снимающих бремя расходов, например, отчислений в социальные фонды, специальных налоговых льгот. Все это может заставить предпринимателей, исходя из элементарных принципов экономической целесообразности, не игнорировать такую неквалифицированную рабочую силу. Обратим внимание на состав и структуру безработного населения по уровню образования (таблица 1).
Данные таблицы 1, распределение безработного населения по уровню образования в республике показывают, что безработными являются в основном люди имеющие среднее общее образование, их удельный вес в общей численности безработного населения колеблется в пределах 42,9 – 44,3%. Это работники, в основном не имеющие определенной профессии с низким уровнем конкурентоспособностью на рынке труда
Таблица – 1 Распределение безработного населения по уровню образования Республики Казахстан
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 | |||
тыс.чел |
% |
тыс.чел |
% |
тыс.чел |
% | |
Безработные всего, в том числе имеющие образование: |
557,8 |
100 |
554,5 |
100 |
496,0 |
100 |
Высшее |
123,8 |
22,2 |
129,9 |
23,4 |
118,5 |
23,9 |
средне-специальное |
187,2 |
32,7 |
182,3 |
32,8 |
160,7 |
32,4 |
среднее общее |
246,9 |
44,3 |
273,5 |
42,9 |
209,1 |
42,2 |
начальное общее |
4,9 |
0,8 |
5,0 |
0,9 |
8,3 |
1,5 |
Молодежь является одним
из общественно активных слоев населения,
имеющим важный потенциальный вес
в перспективе, следовательно, недопустимо
недооценка роли и места молодежи
в государственном
Таблица-2. Безработное население по возрасту в Республике Казахстан
2010 |
2011 |
2012 | ||||
тыс.чел |
% |
тыс.чел |
% |
тыс.чел |
% | |
Безработные всего в том числе в возрасте |
597,2 |
100 |
557,8 |
100 |
554,5 |
100 |
15 |
0,3 |
0,05 |
0,6 |
0,1 |
- |
- |
16-19 |
35,9 |
5,9 |
18,4 |
3,3 |
15,6 |
2,8 |
20-24 |
90,6 |
15,2 |
77,6 |
14,0 |
71,5 |
12,9 |
25-29 |
119,9 |
20,4 |
112,7 |
20,3 |
129,3 |
23,3 |
30-34 |
90,8 |
15,2 |
87,2 |
15,6 |
82,7 |
14,9 |
35-39 |
57,3 |
9,6 |
59,3 |
11,0 |
53,1 |
9,6 |
40-44 |
56,3 |
9,4 |
43,7 |
7,8 |
48,6 |
8,8 |
45-49 |
60,6 |
10,1 |
55,8 |
10,0 |
55,2 |
9,9 |
50-54 |
47,3 |
7,9 |
51,5 |
9,2 |
52,9 |
9,5 |
55-59 |
32,7 |
5,4 |
37,8 |
6,7 |
36,0 |
6,5 |
60-64 |
5,6 |
0,9 |
13,2 |
2,3 |
9,5 |
1,7 |
Молодежь в этом возрасте
(20- 34лет), является наиболее энергичной,
образованной, физически и профессионально
подготовленной, мобильной, быстро воспринимающей
достижения научно-технического прогресса,
более адаптированной к изменяющимся
социально-экономическим
Таблица -3 Безработное население по возрасту имеющее общее среднее
образование в Республике Казахстан
2010 |
2011 |
2012 | ||||
тыс.чел |
% |
тыс.чел |
% |
тыс.чел |
% | |
Безработные всего имеющие общее среднее образование в т.ч в возрасте |
262,4 |
100 |
246,9 |
100 |
237,5 |
100 |
16-29 |
120,9 |
46,1 |
99,2 |
40,2 |
92,5 |
32,5 |
30-44 |
84,2 |
32,1 |
84,6 |
34,3 |
77,4 |
32,6 |
45-59 |
54,9 |
20,9 |
57,1 |
23,1 |
64,4 |
27,1 |
свыше 59 |
2,4 |
0,9 |
6,0 |
2,4 |
4,2 |
1,4 |
Учитывая тот факт, что
молодые люди являются основным источником
воспроизводства и
В структуре общей численности занятого населения велика доля самостоятельной занятости – 33,3% [19].
Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты. В общей численности самозанятых (таблица 4) в основном самостоятельные работники их доля составляет более 90%, доля работодателей занимает всего лишь 7-8% по городу, и по селу 3,2-5,5%. Это и является одной из причин низкой производительности труда в сельском хозяйстве.