Сбалансированная учетная ведомость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

В информационную эпоху все новые программы, инициативы и изменения процесса управления в компаниях происходят в условиях действия системы квартальной и годовой финансовой отчетности. Она по сей день остается в тисках модели бухгалтерского учета, разработанной столетия назад для осуществления долгосрочных сделок между независимыми субъектами. Эти древние модели бухучета до сих пор используются компаниями информационной эпохи, когда они пытаются сформировать внутренние активы и реализовать неиспользованные возможности, а также укрепить связи и создать стратегические союзы с партнерами.

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 63.89 Кб (Скачать файл)

 

 1 Сбалансированная учетная ведомость.

 

1.1 Появление сбалансированной учетной ведомости: противоречие традиционной финансовой отчетности

В информационную эпоху все  новые программы, инициативы и изменения процесса управления в компаниях происходят в условиях действия системы квартальной и годовой финансовой отчетности. Она по сей день остается в тисках модели бухгалтерского учета, разработанной столетия назад для осуществления долгосрочных сделок между независимыми субъектами. Эти древние модели бухучета до сих пор используются компаниями информационной эпохи, когда они пытаются сформировать внутренние активы и реализовать неиспользованные возможности, а также укрепить связи и создать стратегические союзы с партнерами.

В идеале такую финансовую модель бухгалтерского учета следовало  бы распространить на единую систему оценки таких корпоративных, нематериальных и интеллектуальных активов, как продукты и услуги высокого качества, заинтересованные (мотивированные) и опытные работники, предсказуемые, а значит, управляемые внутренние процессы, а также на лояльных клиентов, которые удовлетворены сотрудничеством.

Подобная оценка нематериальных активов и неиспользованных возможностей представляется особенно полезной, поскольку в информационный век они значительно важнее для успеха компании, чем традиционные материальные активы. Имея возможность учесть нематериальные активы и потенциальные возможности в рамках финансовой бухгалтерской системы, компания, которая работает над их увеличением, может информировать о соответствующих усовершенствованиях своих работников, акционеров, кредиторов и сообщества. И наоборот, если она не пополняет свой запас нематериальных активов и не расширяет потенциальные возможности, отрицательные результаты не замедлят сказаться на доходе компании. Однако на самом деле трудности, связанные с точной и достоверной финансовой оценкой таких нематериальных активов, как продвижение на рынок нового продукта, потенциальные возможности, опыт, заинтересованность и гибкость работников, лояльность клиентов, системы и базы данных, приводят к тому, что они вряд ли найдут свое отражение в бухгалтерском балансе. Тем не менее и сегодня, и в будущем именно эти активы и потенциальные возможности являются решающими для успеха любой компании в условиях жесткой конкуренции. [1]

Противоречие между непреодолимой  силой, направленной на создание широких конкурентных возможностей, и неповоротливой моделью финансовой бухгалтерской отчетности послужило причиной создания некоего синтезированного явления: сбалансированной учетной ведомости. Она сохраняет традиционные финансовые параметры, которые отражают

исторический аспект уже  свершившихся событий. Это несомненно важно для предприятий промышленной эпохи, для которых инвестиции в долгосрочные потенциальные возможности и взаимоотношения с клиентами не были определяющими с точки зрения достижения успеха. Однако такие финансовые критерии не годятся для управления и оценки деятельности компаний в век информации, которая направлена на создание стоимости посредством инвестирования в клиентов, поставщиков, работников, производство, технологию и инновационные проекты.

Сбалансированная учетная ведомость дополняет систему финансовых параметров уже свершившегося прошлого системой оценок перспектив. Цели и показатели данной ведомости формируются в зависимости от мировоззрения и стратегии каждой конкретной компании и рассматривают ее деятельность по четырем критериям: финансовому, взаимоотношениям с клиентами, внутренним бизнес-процессам, а также обучению и развитию персонала.(Приложение А)

Сбалансированная учетная ведомость раздвигает горизонт целей каждой компании далеко за рамки финансовых показателей. Теперь руководитель имеет возможность определить, как организация работает над созданием стоимости для сегодняшних и будущих клиентов, с одной стороны, и что следует предпринять, для того чтобы расширить внутренние возможности и увеличить инвестиции в персонал, бизнес-системы и процедуры с целью совершенствования своей деятельности в будущем, — с другой. Сбалансированная учетная ведомость сочетает в себе оценочную характеристику деятельности опытных и заинтересованных участников процесса создания стоимости с финансовыми перспективами, как краткосрочных проектов, так и успешной долговременной деятельности в условиях жесточайшей конкуренции.

Необходимость связывания между собой финансовых и нефинансовых показателей функционирования и выделения из них основных параметров привела к созданию сбалансированной учетной ведомости — набора основных показателей, которые обеспечивают менеджерам высшего звена быструю, но достаточно полную картину деятельности организационной единицы (подразделения или стратегической единицы бизнеса). Сбалансированная учетная ведомость была разработана Капланом и Нортоном (Kaplan and Norton, 1992), а позже ими же доработана (1993, 1996). Приводимое ниже описание является обобщением разработок Каплана и Нортона по указанной теме. Они пользовались диаграммой, (Приложение Б), чтобы показать, как связи в сбалансированной учетной ведомости обеспечивают измерение показателей функционирования.

 

    1. Сущность сбалансированной учетной ведомости (ведомости сбалансированного учета)

Современные разработки в  области оценивания показателей  функционирования направлены на интеграцию финансовых и нефинансовых показателей  и на достижение более четкого  формулирования стратегии, доведения  ее до всех заинтересованных лиц и  управления ею. Чтобы выполнить все  указанные требования, был предложен  вариант сбалансированной учетной  ведомости. Концепция ведомости  требует, чтобы менеджеры рассматривали  бизнес в отношении четырех перспектив: 
- потребительской (как потребители относятся к нам), 
- внутренних бизнес-процессов (в чем мы должны действовать лучше других), 
- обучения и роста (как можно продолжать совершенствовать свою деятельность и повышать ценность), 
- финансовой (как мы выглядим в глазах акционеров). (Приложение В) 
Организации должны формулировать основные цели по каждой из четырех перспектив, а затем трансформировать эти цели на конкретные показатели функционирования. Каждая организация должна сама решать, какие показатели функционирования для нее самые важные. Их выбор может быть самым разным, он должен меняться с течением времени и быть состыкованным со стратегией, применяемой организацией. 
Сбалансированная учетная ведомость - это прием стратегического управления, в ее состав включают только важнейшие показатели.

Цель такой  учетной ведомости — получить обобщенную базу для передачи стратегических целей компании в виде связанного набора показателей функционирования. Для того чтобы минимизировать информационную нагрузку, число показателей в каждом из четырех блоков является ограниченным. Как правило, в каждый блок должно входить от трех до пяти показателей. [2]

Каплан и Нортон рекомендуют, чтобы организации  формулировали основные цели для  каждой из четырех перспектив, а затем трансформировали эти цели в конкретные показатели функционирования. Каждая организация должна решить, какие показатели функционирования для нее являются критичными. Выбор будет меняться в зависимости от времени и должен быть связан со стратегией, которой следует организация

На основе своего опыта по внедрению сбалансированной учетной ведомости в организациях Каплан и Нортон подчеркивают важность согласованности показателей, входящих в сбалансированную учетную ведомость, со стратегией организации. По их наблюдениям, большинство компаний этого не делают. 
         Одним из допущений сбалансированной учетной ведомости является положение, что каждый показатель функционирования — это часть причинно-следственной зависимости включающей согласованность формулировки стратегии с финансовыми результатами. 
Сбалансированная учетная ведомость состоит из двух типов показателей функционирования. Первый — показатели, получаемые с задержкой. Это финансовые (по результатам деятельности) показатели, входящие в финансовую перспективу и являющиеся результатом прошлых действий. В своем большинстве эти показатели не изменяются под воздействием принимаемых решений. Их предназначение другое: они показывают финансовое влияние решений, когда эти влияния материализуются и поэтому может ощущаться в течение длительного времени после того, как решения приняты. Второй тип - опережающие показатели, выступающие факторами будущих финансовых результатов. Это нефинансовые показатели, относящиеся к потребительской перспективе, перспективе внутренних бизнес-процессов и перспективе роста и обучения.[3] 

1.3 Назначение сбалансированной учетной ведомости. 
 
          Компании используют сфокусированность менеджеров на сбалансированной учетной ведомости как системе стратегического менеджмента для реализации следующих управленческих процессов: 
- определение сущности предназначения и стратегии организации и транфсформирование их до конкретных стратегических целей, а также выявление основных стратегических факторов, влияющих на достижение стратегических целей; 
- коммуникация и связывание между собой стратегических целей и показателей. В идеале, когда все сотрудники понимают предназначение высоких по уровню целей и показателей они должны установить локальные цели, которые работают на поддержку общей стратегии бизнес-единицы; 
- планирование и установление целей, а также согласованность стратегических инициатив. Такие цели должны предусматривать разбиение трех-пятилетнего периода на годовые отрезки с установлением нарастающих целевых показателей, позволяющих оценивать динамику реализации и движение вперед к достижению долгосрочных целей; 
- усиление стратегической обратной связи и обучающего процесса, позволяющих менеджерам отслеживать и корректировать внедрение стратегии и при необходимости вносить в стратегию фундаментальные изменения.  
           Применение сбалансированной учетной ведомости дает следующие основные преимущества: 
- такая ведомость демонстрирует в виде одного отчета четыре различные перспективы функционирования компании, относящиеся ко многим разрозненным элементам ее конкурентоспособности, таким, как ориентация на потребителей, сокращение времени выполнения заказа, повышение качества, усиление командной работы снижение времени запуска новых продуктов на рынок и управление, ориентированное на долгосрочную перспективу. Многие организации собирают ряд показателей функционирования, связанных с каждой их четырех перспектив, но, как правило, они учитываются в нескольких отдельных крупных отчетах, из-за чего возникают неудобства, поскольку в целом в итоге получается информационная перегрузка; 
- этот подход обеспечивает всестороннюю основу для трансформирования стратегических целей компании в согласованный набор показателей функционирования за счет выделения основных целей по четырем перспективам с последующей их трансформацией в конкретные показатели функционирования; 
- ведомость помогает менеджерам учитывать все важнейшие операционные показатели совместно. Благодаря этому менеджеры видят, могут ли совершенствования в одной области осуществляться за счет расходов в другой; 
- этот подход улучшает коммуникационные задачи, решаемые в организации, и способствуют активному формулированию и реализации организационной стратегии за счет более высокой ее наглядности, обеспечиваемой благодаря стыковке показателей функционирования со стратегией бизнес-единицы.

Многие компании уже ввели  систему оценки эффективности деятельности, сочетающую финансовые и нефинансовые показатели. Что же нового в таком «сбалансированном» учете? Почему фактически все перешли на эту систему, а многие стали использовать нефинансовые показатели для совершенствования своей деятельности на «переднем крае» работы с клиентами. Совокупные финансовые показатели применяются старшими менеджерами некоторых компаний для оценки результатов деятельности своих подчиненных, словно эти показатели могут представить адекватную картину. Такие компании используют финансовые и нефинансовые показатели только для решения тактических задач и контроля краткосрочных операций.

Одним из принципов сбалансированной учетной ведомости является условие информационной доступности для работников компании всех уровней. Служащие «переднего края» должны понимать, каковы финансовые последствия их решений и действий; топ-менеджеры обязаны полностью осознавать, что приведет компанию к долговременному финансовому успеху. Цели и показатели их выполнения для сбалансированной системы— нечто большее, чем сиюминутный набор финансовых и нефинансовых параметров; они возникли как результат иерархического процесса, определяемого стратегией компании в целом. Задача сбалансированной учетной ведомости состоит в том, чтобы трансформировать миссию компании в конкретные, вполне осязаемые задачи и показатели. Эти показатели представляют собой баланс между внешними отчётными данными для акционеров и клиентов и внутренними характеристиками наиболее значимых бизнес-процессов, инноваций, обучения и роста. Это равновесие между показателями результатов прошлой деятельности и будущего роста. Сама система представляет собой сочетание объективных, легко поддающихся количественному учету результатов и субъективных, в некоторой степени произвольных параметров будущего роста.[4]

Сбалансированная учетная ведомость — это не только тактическая или операционная оценочная система. Для инновационных компаний она служит средством стратегического управления на долгосрочной основе. Оценочная составляющая сбалансированной учетной ведомости используется для решения принципиальных задач процесса управления. Вот примерная последовательность составления плана менеджмента предприятия:

- четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач;

- установить соответствие между стратегическими целями и показателями их достижения и проинформировать об этом все подразделения компании;

- планировать, определять цели и стратегические инициативы;

Информация о работе Сбалансированная учетная ведомость