Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ производства и реализации продукции промышленного предприятия, а так же исследование, обобщение и оценка выявленных с его помощью резервов. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. При написании курсовой работы решаются следующие задачи: - оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; - определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; - выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ…………………………………….…………..5
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ РУПТП «Оршанский льнокомбинат»…………………...… 11
2.1 Экономическая характеристика РУПТП «Оршанский льнокомбинат»….11
2.2 Анализ динамики производства и реализации продукции предприятия РУПТП «Оршанский льнокомбинат……………………………………………13
2.3 Анализа ассортимента и структуры продукции»…………………….........16
2.4 Анализ рынков сбыта продукции ………………………………………….18
2.5 Факторный анализ производства продукции на РУПТП «Оршанский льнокомбинат»…………………………………………………………………...20
3 РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ РУПТП «Оршанский льнокомбинат»……..……..…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………..30
Изучив данные таблицы 2.3 мы видим, что за анализируемый период произошло заметное снижение объемов производства по чесаным льноматериалам. Так, выпуск льняных готовых тканей в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 24,28 %. Выпуск швейных изделий увеличился на 3,59 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Объем производства льняных тканей суровых увеличился на 24,86 %, а пряжи однониточной в 2011 году по сравнению с 2010 на 31,58%. В целом объем производства продукции по всем видам изделий в 2011 году по сравнению с 2010 увеличился на 22,53 %.
Таблица 2.4 – Анализ динамики объемов реализации в стоимостном выражении
Изделие |
Объем реализации продукции, млн. руб. |
Отклонение |
Темп изменения, % | |
2010 год |
2011 год | |||
Пряжа льняная однониточная |
26860 |
35890 |
9030 |
133,62 |
Льняные ткани суровые |
26834 |
41476 |
14642 |
154,57 |
Льняные ткани готовые |
40587 |
52479 |
11892 |
129,30 |
Швейные изделия |
3143 |
4362 |
1219 |
138,78 |
Чесаные льноматериалы |
5736 |
8763 |
3027 |
152,77 |
Прочие изделия |
1023 |
2291 |
1268 |
223,95 |
Итого |
104183 |
145261 |
41078 |
139,43 |
Из данных таблицы 2.4 видно, что объем реализации по всем видам изделий в 2011году увеличился по сравнению с 2010 годом на 39,43%.
Объем реализации пряжи однониточной увеличился на 33,2%, льняных тканей суровых на 54,57%, швейных изделия на 29,3%, чесаных льноматериалов на 52,77%.
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента
и структуры выпуска продукции
предприятие должно учитывать, с
одной стороны, спрос на данные виды
продукции, а с другой -- наиболее
эффективное использование
-определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
-оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
-изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
-оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Увеличение объема производства
(реализации) по одним видам и
сокращение по другим видам продукции
приводит к изменению ее
структуры, т.е. соотношения отдельных
изделий в общем их выпуске. Выполнить
план по структуре - значит сохранить
в фактическом выпуске
Таблица 2.5 - Анализ динамики ассортиментной структуры производимой продукции
Изделие |
Объем производства продукции, млн.руб |
Структура, % |
Отклонение по структуре | ||
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год | ||
Пряжа льняная однониточная |
58206 |
76585 |
23,4 |
25,2 |
1,7 |
Льняные ткани суровые |
68232 |
85196 |
27,5 |
28,0 |
0,5 |
Льняные ткани готовые |
87661 |
108941 |
35,3 |
35,8 |
0,5 |
Швейные изделия |
8159 |
8452 |
3,3 |
2,8 |
-0,5 |
Чесаные льноматериалы |
21026 |
17214 |
8,5 |
5,7 |
-2,8 |
Прочие изделия |
5070 |
7924 |
2,0 |
2,6 |
0,6 |
Итого |
248354 |
304312 |
100 |
100 |
- |
По данным таблицы 2.5 можно сделать вывод, что за два рассмотренных периода наибольший удельный вес в общем выпуске продукции занимают льняные ткани готовые, льняные ткани суровые и пряжа льняная однониточная соответственно. Наименьший удельный вес занимают прочие изделия.
Таблица 2.6 - Анализ структуры продукции и расчет влияния структурных сдвигов методом прямого счета
Вид продукции |
Выпуск продукции, млн. руб. |
Структура, % |
Фактический выпуск при структуре 2010 года |
Изменение объема продукции от изменения структуры | ||
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год | |||
Пряжа льняная однониточная |
58206 |
76585 |
23,4 |
25,2 |
71321 |
5264 |
Льняные ткани суровые |
68232 |
85196 |
27,5 |
28,0 |
83606 |
1590 |
Льняные ткани готовые |
87661 |
108941 |
35,3 |
35,8 |
107412 |
1529 |
Швейные изделия |
8159 |
8452 |
3,3 |
2,8 |
9997 |
-1545 |
Чесаные льноматериалы |
21026 |
17214 |
8,5 |
5,7 |
25763 |
-8549 |
Прочие изделия |
5070 |
7924 |
2,0 |
2,6 |
6212 |
1712 |
Итого |
248354 |
304312 |
100,0 |
100,0 |
304312 |
- |
Прямой счет по всем изделиям производится по формуле:
∆ВПс = ВП1 – ВПꞌ1,
где ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;
ВПꞌ1 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.
Фактический выпуск при плановой
структуре рассчитывается путем
умножения общей суммы
Из таблицы следует, что при структуре 2010 года, объем выпуска швейных изделий и чесаных льноматериалов уменьшится на 1545 и 8549 млн.руб соответственно. Объем производства пряжи однониточной увеличится на 5264 млн. руб., льняных тканей суровых на 1590 млн. руб., льняных тканей готовых на 1529 млн. руб. и прочих изделий на 1712 млн. руб
2.4 Анализ рынков сбыта продукции
РУПТП «Оршанский льнокомбинат»
в установленном
В целях совершенствования внешнеэкономической деятельности, увеличения объемов продаж льняной продукции на экспорт и охвата региональных рынков Европы, Балтии и Скандинавии, стран СНГ предприятие работает по созданию и развитию зарубежной товаропроводящей сети в виде официальных представительств, торговых домов, коммерческих предприятий на условиях владения контрольным пакетом акций (паев, долей, вкладов).
Основными покупателями льняной продукции на внешнем рынке являются страны СНГ (Росси, Украина, Казахстан и другие) и страны дальнего зарубежья (США, Турция, ЕС и т.п.).
Таблица 2.7 - Анализ объема реализации продукции по рынкам сбыта
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Удельный вес,% |
Отклонение, % | |
Объем продаж всего: |
14965,15 |
17621,36 |
2010 г. |
2011 г. | |
в том числе |
100 |
100 |
0 | ||
Рынок РБ |
5493,28 |
5680,12 |
36,71 |
32,2343 |
-4,47 |
Рынок стран СНГ |
1317,63 |
1618,84 |
8,80 |
9,18681 |
0,38 |
Рынок стран дальнего зарубежья |
8100,24 |
10322,4 |
54,13 |
58,5789 |
4,45 |
Из таблицы следует, что за последние 2 года наблюдается тенденция к увеличению объемов реализации льняной продукции как на рынки стран СНГ, так и на рынки стран дальнего зарубежья. Наибольшую долю в общем объеме сбыта составляет сбыт в страны дальнего зарубежья.
Рынок Республики Беларусь характеризуется стабильным покупательским спросом на льняную продукцию. Это обусловлено рядом факторов на внутреннем рынке. Спрос на лен в конечном итоге определяется величиной денежных доходов населения. С этой точки зрения ситуация в Беларуси выглядит благоприятно, так как динамика реальных доходов населения в национальной валюте в 2011 г. была положительной: в декабре 2011 года средняя зарплата, по данным Национального статистического комитета, составила 2 877 658 рублей по сравнению с 1 409 625 рублей в январе 2011 г.
Также, несмотря на тот факт, что льняные ткани и готовые изделия не являются продуктами первой необходимости, традиции и культура потребления льна, понимание достоинств и преимуществ данной продукции высокоразвиты в Беларуси.
Несмотря на незначительную территориальную протяженность Республики Беларусь, внутренний рынок, разделяется на сегменты (по областям) и характеризуется различным покупательским спросом (таблица 2.8).
Таблица 2.8 – Анализ отгрузки льняной продукции в Республику Беларусь в 2010– 2011 г.г., т.п.м.
2010 год |
2011 год |
Структура, % |
Отклонение |
Темп роста, % | ||
Рынок РБ, в т.ч. |
5493,28 |
5680,12 |
2010 год |
2011 год |
186,84 |
103,401 |
100 |
100 | |||||
Фирменная торговля |
290,93 |
325,29 |
5,3 |
5,7 |
34,36 |
111,8104 |
Предприятия Минторга |
1366,46 |
1584,63 |
24,9 |
27,9 |
218,17 |
115,9661 |
Предприятия Белкоопсоюза |
208,06 |
225,65 |
3,8 |
4,0 |
17,59 |
108,4543 |
Предприятия ГК Белхудожпромыслы |
167,97 |
189,62 |
3,1 |
3,3 |
21,65 |
112,8892 |
Предприятия ГК Беллегпром |
240,18 |
389,4 |
4,4 |
6,9 |
149,22 |
162,1284 |
Коммерческие структуры |
532,39 |
987,78 |
9,7 |
17,4 |
455,39 |
185,5369 |
Прочие |
2687,29 |
1977,75 |
48,9 |
34,8 |
-709,54 |
73,59645 |