Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение теоретических и практических аспектов анализа и управления себестоимостью, прибылью, рентабельностью в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия на примере ОАО «Бурятхлебпром».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа качественных показателей деятельности предприятия: Себестоимости, прибыли и рентабельности…………………
6
1.1.
Экономическая сущность, структура себестоимости продукции и классификация затрат ………………………………………………
6
1.2.
Экономическая сущность, виды прибыли и рентабельности ……
17
1.3.
Методические подходы к управлению затратами и прибылью в целях повышения уровня рентабельности производственных предприятий….
26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ»……………………………………….
34
2.1.
Краткая характеристика предприятия…………………………
34
2.2.
Анализ затрат на производство продукции предприятия за период 2009-2011 гг……………………………………………..............................
36
2.3.
Факторный анализ прибыли и анализ рентабельности предприятия….
42
Заключение………………………………………………………………….
47
Список использованных источников информации……
50

Файлы: 1 файл

фин.состояние.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

МРИПК при ВСГУТУ

 

 

 

Кафедра «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Экономика организации

 

на тему:

 

«Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности»

 

 

 

 

 

Выполнил: 

студент гр.551-4

 Дамбаев Б.Н.

 

 

Научный руководитель:

Григорьева Л.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа качественных показателей деятельности предприятия: Себестоимости, прибыли и рентабельности…………………

6

1.1.

Экономическая сущность, структура себестоимости продукции  и классификация затрат ………………………………………………

6

1.2.

Экономическая сущность, виды прибыли и рентабельности ……

17

1.3.

Методические подходы  к управлению затратами и прибылью в целях повышения уровня рентабельности производственных предприятий….

26

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ»……………………………………….

34

2.1.

Краткая характеристика предприятия…………………………

34

2.2.

Анализ затрат на производство продукции предприятия за период 2009-2011 гг……………………………………………..............................

36

2.3.

Факторный анализ прибыли  и анализ рентабельности предприятия….

42

Заключение………………………………………………………………….

47

Список  использованных источников информации……

50


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе уровня, структуры затрат, прибыли и рентабельности.

Главной целью каждого предприятия является стремление получать как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Максимизация прибыли возможна только при правильном и продуманном планировании издержек производства и обращения на предприятии.

Результат деятельности фирмы оценивается системой качественных показателей, основными из которых являются: себестоимость, прибыль и рентабельность.

Для функционирования предприятия  необходимо не только его ресурсное обеспечение, но и соответствующее с ним хозяйствование. Результативность этого хозяйствования находит свое отражение в достижении соответствующей себестоимости производства и реализации продукции, а также в получении дохода и прибыли. Они по сути дела являются конечными показателями работы предприятия. Каждый из них характеризуется своим специфическим содержанием и ролью в оценке результативности работы предприятия, а также методами своего исчисления.

Грамотное, эффективное  управление формированием прибыли  предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

Предметом исследования является сфера экономических отношений возникающих в процессе анализа и управления затратами, прибылью и рентабельностью производственных предприятий.

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Бурятхлебпром», основным видом деятельности, которого, является производство и реализация хлебобулочной, сухарной и кондитерской продукции.

Цель исследования - изучение теоретических и практических аспектов анализа и управления себестоимостью, прибылью, рентабельностью в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия на примере ОАО «Бурятхлебпром».

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач исследования:

  • исследовать экономическую сущность, структуру себестоимости продукции и классификация затрат.
  • изучить экономическую сущность прибыли, её источники и функции.
  • определить особенности анализа и управления рентабельностью предприятия.
  • исследовать производственно-хозяйственную деятельность ОАО «Бурятхлебпром».
  • провести анализ затрат на производство продукции ОАО «Бурятхлебпром» за период 2009-2011 гг.
  • осуществить факторный анализ прибыли и рентабельности ОАО «Бурятхлебпром».

Информационный базой исследования послужили труды Раицкого К.А., Подобеда М.А., Оганесяна А., Зайцева Н.Л.. Среди современных исследователей можно выделить исследования Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М., Швандара В.А., Кравченко Л.И. А также данные бухгалтерского учета ОАО «Бурятхлебпром» за период 2009-2011 гг.

В процессе решения поставленных задач применяются следующие  основные методы исследования: метод сравнения, табличный метод, графический метод, аналитический, метод структурного анализа, способы детерминированного факторного анализа, а также применялся горизонтальный и вертикальный анализ.

Поставленная цели и задачи исследования обусловили структуру курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, включая шесть параграфов, заключения и списка использованных источников, приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет, объект, цель, задачи исследования.

Первая глава посвящена теоретическим аспектам анализа качественных показателей деятельности предприятия: себестоимости, прибыли, рентабельности.

Во второй главе речь представлены результаты анализа себестоимости, прибыли и рентабельности ОАО «Бурятхлебпром».

В заключении подводятся итоги исследования и сформулированы окончательные выводы (на основе выводов в главах).

Курсовая работа представлена на сорока двух страницах машинописного текста и включает пять таблиц.

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа качественных показателей деятельности предприятия: Себестоимости, прибыли и рентабельности

 

1.1 Экономическая сущность, структура себестоимости продукции и классификация затрат

 

В системе показателей, характеризующих эффективность  производственную деятельность хозяйствующих субъектов, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

1. учет и контроль  всех затрат на выпуск и  реализацию продукции;

2. база для формирования  оптовой цены на продукцию  предприятия и определения прибыли  и рентабельности;

3. экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

4. определение оптимальных  размеров предприятия;

5. экономическое обоснование  и принятие любых управленческих  решений и др.

Различают следующие виды себестоимости (рис. 1.1).

Рис. 1.1 – Виды себестоимости.

Цеховая себестоимость  представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость  помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость  отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару, упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Анализ себестоимости  продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на изменение себестоимости и выявить резервы по снижению себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости  продукции являются:

    • сумма затрат на производство;
    • себестоимость товарной и реализованной продукции;
    • затраты на 1 руб. товарной продукции;
    • снижение затрат на руб. товарной продукции по сравнению с предыдущим (базовым) периодом;
    • экономия от снижения себестоимости товарной продукции;
    • затраты на 1 руб. товарной продукции по отдельным калькулируемым группам.

В зависимости от цели проведения анализа себестоимости продукции следует различать ретроспективный, оперативный и перспективный анализ.

Ретроспективный анализ себестоимости продукции производится с целью получения информации о динамике затрат в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом, установления факторов, влияющих положительно и отрицательно на сумму затрат. Результаты ретроспективного анализа необходимы для составления бизнес-плана, формирования ценовой политики и принятия управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, а также принятии решения в области учетной политики для целей налогообложения, например, изменения режима налогообложения.

Оперативный анализ себестоимости  продукции проводится ежедневно  или по данным учета за 5-10 дней. В  процессе оперативного анализа ежедневно изучаются те краткосрочные изменения, которые происходят в затратах на производство, Оперативный анализ позволяет проводить повседневный контроль за ходом выполнения бизнес-плана по затратам на производство как в целом по предприятию, так и в отдельных его подразделениях. Именно оперативный анализ позволяет своевременно выявить отклонения от бизнес-плана по нормам расхода трудовых и материальных ресурсов и установить конкретные причины отклонений в затратах от плановых заданий, норм и параметров. Оперативный анализ своевременно обеспечивает систему управления хозяйствующим субъектом информацией, позволяющей менеджменту предприятия принимать оптимальные управленческие решения на всех уровнях управления.

Перспективный (прогнозный) анализ себестоимости продукции производится с целью оценки возможного увеличения или снижения себестоимости продукции в связи с прогнозируемыми изменениями как на рынке ресурсов, так и в налогообложении. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа состояния "издержки – объем - прибыль". Именно перспективный анализ позволит руководству предприятия принять правильное решение относительно изменения режима налогообложения или освобождения от обязанностей плательщика НДС в тех случаях, когда выполняются необходимые положения НК РФ, при которых это возможно. Например, в связи с тем, что c l января 2006 года до 2 млн.руб. увеличиваются показатели выручки за три последовательных календарных месяца, при которых организация или индивидуальный предприниматель могут перейти и далее осуществлять свою деятельность без обязанности уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), а также предельные показатели выручки за 9 месяцев (15 млн.руб.), при которых возможен переход на УСН в случае выполнения прочих требований, и при которых возможно функционирование в рамках этого режима до конца календарного года (20 млн.руб.). (1) [Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.]

Источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции и затрат на производство являются:

    • бизнес-план и расчеты к нему, сметы затрат, расчеты цен и т.п.;
    • бухгалтерская отчетность, а именно - форма №2 "Отчет о прибылях и убытках", форма №5 "Приложение к балансу", материалы пояснительной записки к годовому отчету;
    • статистическая отчетность, т.е. форма №5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", форма №П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" и др. (отметим, что субъекты малого предпринимательства, а также организации, перешедшие на УСН, не предоставляют статистическую отчетность по форме 5-з); (2) [Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.]
    • данные бухгалтерского учета, а именно - информация аналитического учета по счетам производственных затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29), по счету 90 "Про-дажи", а также регистры и первичные документы бухгалтерского учета, в том исле материалы инвентаризации;
    • калькуляции себестоимости в соответствии с принятой системой калькулироваиия;
    • внеучетная информация, в частности, приказ по учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, договора с заказчиками и постав-щиками товарно-материальных ценностей;
    • нормы и нормативы, установленные законодательством;
    • статистические данные и данные маркетинговых исследований о ценах и прогнозах на их изменение на потребляемые ресурсы, ценах конкурентов и пр.

Информация о работе Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности