Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение теоретических и практических аспектов анализа и управления себестоимостью, прибылью, рентабельностью в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия на примере ОАО «Бурятхлебпром».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа качественных показателей деятельности предприятия: Себестоимости, прибыли и рентабельности…………………
6
1.1.
Экономическая сущность, структура себестоимости продукции и классификация затрат ………………………………………………
6
1.2.
Экономическая сущность, виды прибыли и рентабельности ……
17
1.3.
Методические подходы к управлению затратами и прибылью в целях повышения уровня рентабельности производственных предприятий….
26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ»……………………………………….
34
2.1.
Краткая характеристика предприятия…………………………
34
2.2.
Анализ затрат на производство продукции предприятия за период 2009-2011 гг……………………………………………..............................
36
2.3.
Факторный анализ прибыли и анализ рентабельности предприятия….
42
Заключение………………………………………………………………….
47
Список использованных источников информации……
50

Файлы: 1 файл

фин.состояние.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

 

 

1.3 Методические подходы к управлению затратами и прибылью в целях повышения уровня рентабельности производственных предприятий

 

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться  на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Определение резервов снижения себестоимости - это конечная цель анализа. При этом резервы делятся на две группы:

1) Непроизводительные расходы - потери от брака, потери от простоев, недостача и порча материалов, увеличение расходов запасных частей, деталей;

2) Неоправданные перерасходы по статьям затрат: по оплате труда; по материальным затратам, по комплексным статьям.

Проведение мероприятий, направленных на снижение себестоимости  продукции, товаров, работ, услуг целесообразно только после всестороннего анализа себестоимости, выявление сложных связей между себестоимостью, определяемой для целей бухгалтерского учета, и расходами, учитываемыми для целей налогообложения в соответствии с тем режимом налогообложения, в котором работает хозяйствующий субъект.

В традиционном представлении  важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных. (12) [Гонтмахер Е. Великое в малом бизнесе // Прямые инвестиции. — 2009. — № 1. С. 7-8.]

Так, значительную долю в  структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России 13-14%, развитых стран - 20-25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них - механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для  повышения производительности труда  имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его  загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др. (13) [Заславская О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. — 2006. — № 12. С. 7-9.]

Материальные ресурсы  занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно и повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего  использования этих фондов, максимальной их загрузки.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией, и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.

В сочетании с традиционными  путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.

В ходе анализа прибыльности и рентабельности важно выявить  основные резервы предприятия, повышение прибыли и рентабельности, и наметить мероприятия по использованию резервов.

На каждом предприятии  должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

    • увеличение выпуска продукции;
    • улучшение качества продукции;
    • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
    • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
    • диверсификация производства;
    • расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня  мероприятий вытекает, что они  тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства. (13) [Калугина З. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. — № 2. — 2006. С. 2-4.]

В процессе разработки планов по прибыли важно учесть все факторы, влияющие на величину прибыли, а также, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.

Мероприятия по увеличению рентабельности:

    • снижение себестоимости продукции;
    • повышение производительности труда;
    • сокращение непроизводственных затрат;
    • снижение потерь от брака;
    • сокращение административно-управленческого персонала и др.

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

В современной жизни  важнейшей категорией становится прибыль. Прибыль предприятия обусловлена ею доходами и расходами, причем в условиях рыночной доходы в значительной степени зависят от конъюнктуры, а расходы- в существенно большей степени от работы самого предприятия, деятельности его администрации и усилий трудового коллектива.Поэтому учет затрат и калькуляция себестоимости продукции вспомогательного производства, а также аналитические методы нахождения оптимальных управленческих решений выдвигаются в центр внимания теоретиков и практиков учета. (15) [Кризисные явления в экономике России и малый бизнес / Обзор подготовлен Национальным институтом системы исследований проблем предпринимательства // Бизнес и банки. — 2009 . — № 3. С. 78.]

Сегодня существуют две  проблемы учета затрат. Первая - заключается  в переориентации отечественной теории и накопленной в этой области практического опыта на решения новых задач, стоящих перед системой управления в условиях развития рыночных отношений в Беларуси.

Вторая, не менее важная проблема- изучение зарубежного опыта  организации управленческого учета, создания новых нетрадиционных систем получения информации об издержках производства (в том числе вспомогательного) отечественных предприятий, применение современных подходов к калькулированию себестоимости продукции, определению финансовых результатов, а также использование этой информации для контроля, анализа, прогнозирования и регулирования производственной деятельности.

В зарубежной теории и  практике учета в настоящее время  самой точной считается калькуляция, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, а не калькуляция, которая после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия.

Поэтому в целях совершенствования  методики принятия управленческих решений был разработан учет переменных затрат (директ-костинг).

При системе директ-костинг  определяется ограниченная себестоимость, включающая в себя только сумму переменных затрат. Этот показатель сравнивается с выручкой за период и определяется маржинальный доход за отчетный период (брутто прибыль, сумма покрытия). Нетто-прибыль предприятия представляет собой разницу между полученной величиной и суммой постоянных затрат, которые не распределяются между изделиями, а списываются общей суммой на финансовые результаты отчетного периода (одноступенчатый учет сумм покрытия): Выручка от реализации - Переменные производственные затраты (распределены по носителям затрат) - Переменные управленческие и сбытовые затраты (распределены по носителям затрат) = Маржинальный доход по носителям затрат - Постоянные затраты = Нетто-результат за отчетный период (прибыль). (16) [Кундрюцков Д. Кредитная история (проблемы банковского кредитования малого бизнеса в России и способы их решения) // Российское предпринимательство. — 2008. — № 7. С. 7-8.]

Относительно составления  точных калькуляций. Не существует такой  системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на изделие, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость. Если смотреть с этих позиций, то наиболее точной является калькуляция по прямым (переменным) расходам, которая получается при использовании западной системы "директ-костинг", то есть при втором подходе к учету затрат. В этом случае в калькуляцию включаются расходы, непосредственно связанные с изготовлением данного изделия.

Важным достоинством системы директ-костинг является возможность детального и качественного изучения зависимости между объемом производства, затратами, маржинальным доходом и прибылью.

В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах (рис.1.3).

 

Рисунок 1.3 – общая схема классификации затрат на производство.

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции.

Затраты как правило  планируются, например, затраты на модернизацию производства, на производство продукции, а главное они затем окупаются. А издержки возникают попутно, случайно, об окупаемости которых речи нет. Например, привезли новое оборудование, а грузчики при разгрузке разбили, предположим, манометр. Вот это издержки.

Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Были раскрыты основные понятия прибыли, ее виды, источники формирования и резервы ее увеличения.

Основным источником прибыли любого торгового предприятия  является прибыль от основной, т.е. от торговой деятельности. Поэтому анализ прибыли от реализации товаров является основой системы управления прибылью и рентабельностью торгового предприятия.

Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы, влияющие на ее уровень: объем товарооборота, уровень валового дохода, уровень издержек обращения.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ»

 

2.1 Краткая характеристика предприятия

 

ОАО «Бурятхлебпром»  является ведущим производителем хлебобулочной, сухарной и кондитерской продукции в республике, обладатель «Марки качества», знака «Доверие потребителя», неоднократный лидер экономики Бурятии и лауреат конкурса «100 лучших товаров России».

Ассортимент вырабатываемой продукции акционерного общества «Бурятхлебпром» составляет на сегодняшний день более 150 наименований и строится с учетом вкусов, потребности и возможностей потребителя.

Так, хлеб и хлебобулочные  изделия вырабатываются на муке от высшего до ржаных сортов, с различным  содержанием сдобы, добавлением  изюма, мака, повидла, орехов.

В группу изделий «Для здоровья» входят хлеб и булочные изделия с натуральными пищевыми добавками – молочного белка йодказеина, витаминно-минерального комплекса «Флагман», а так же семян, круп, отрубей и хлопьев различных злаков и масличных культур. Изделия этой группы обладают лечебно-профилактическими свойствами, повышенной пищевой и биологической ценностью, их регулярное потребление способствует повышению устойчивости организма к воздействию окружающей среды, обогащают его комплексом незаменимых аминокислот.

Кондитерские изделия  – торты, пирожные, кексы, рулеты, всего  около 100 наименований, на предприятии производят как по классическим традиционным рецептам, так и с использованием современных достижений кондитерского производства.

Информация о работе Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности