Себестоимость железнодорожных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Необходимость привлечения дополнительных объемов для обеспечения устойчивого финансового положения отрасли и снижения доли транспортных задач в цене продукции народного хозяйства в условиях конкуренции требует пересмотра подходов к формированию тарифов. В современных условиях нижний уровень тарифов следует определять величиной себестоимости в части переменных расходов в конкретных условиях перевозок.

Содержание работы

Введение 3
1. Себестоимость железнодорожных перевозок. Эксплуатационные расходы железных дорог. 4
2. Методы расчета себестоимости перевозок на железных дорогах. 7
2.1. Методы официальной калькуляции себестоимости 8
2.2. Расчетные методы определения себестоимости в конкретных условиях перевозки 10
2.2.1. Метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов 11
2.2.2. Метод единичных расходных ставок. 12
2.2.3. Метод укрупненных расходных ставок. 17
2.2.4. Метод коэффициентов влияния. 21
2.2.5. Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости. 22
2.2.6. Метод удельных весов. 22
3. Методы оценки влияния объема перевозок и качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость железнодорожных перевозок. 23
3.1. Влияние изменения объема железнодорожных перевозок на эксплуатационные расходы и себестоимость. 24
3.2. Влияние изменения качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость перевозок. 27
3.2.1 Оценка методом коэффициентов влияния. 29
Заключение 30

Файлы: 4 файла

Расчеты курсовой Работы 664 р гр сборный.xls

— 313.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Расчеты курсовой Работы 664 р гр сборный.xlsx

— 247.27 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Себестоимость курсовик.docx

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Инженерами и учеными – экономистами разработаны специальные расчетные методы, позволяющие определить себестоимость для конкретных условий перевозок. Они основаны на выявлении зависимости расходов железных дорог от различных измерителей и показателей работы или времени, затрачиваемого на выполнение отдельных операций  производственного процесса.

Для расчета себестоимости перевозок основными являются:

    • метод расчета расходов по отдельным статьям номенклатуры затрат;
    • метод расходных ставок;
    • метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости перевозок;
    • метод отдельных весов расходов;
    • метод коэффициентов влияния.

2.2.1. Метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов.

 

Метод расчета себестоимости перевозок по отдельным статьям номенклатуры расходов заключается в следующем:

- поочередно  рассматриваются се статьи основных  специфических расходов, связанные с конкретными перевозками, и для каждой из них устанавливается измеритель, по величине которого следует рассчитывать расходы, приходящиеся на эти перевозки;

- определяются  величины выбранных измерителей, приходящиеся на объем рассматриваемых  перевозок;

- делением  расходов каждой статьи, взятых  по данным дороги, на величину соответствующего измерителя, также взятого по дорожным данным, определяются расходы каждой статьи на единицу соответствующего измерителя в среднем по дороге. При этом полученные величины расходов могут корректироваться в зависимости от конкретных условий перевозок.

- умножением  расходов каждой статьи по  дорожным данным, приходящихся на единицу измерителя, на величину измерителя для конкретных перевозок и сложением полученных результатов по всем статьям получают величину основных специфических расходов, связанных с рассматриваемыми перевозками;

- к полученной  величине расходов прибавляют  в соответствующей доле основные  общие для всех отраслей хозяйства  и общехозяйственные расходы, которые  определяются в процентах к  заработной плате основных специфических расходов, связанных с рассматриваемыми перевозками, или по постоянной величине этих расходов на 1 т - км и 1 пассажиро – км.

Общую сумму расходов всех (изменяющихся) статей делят на объем конкретных перевозок и определяют их себестоимость.

Их всех методов расчета и анализа себестоимости перевозок рассматриваемый является наиболее наглядным и не требует предварительной группировки расходов, необходимой для применении других методов. Наиболее целесообразно использовать его в тех случаях, когда определяются расходы, связанные с проведением мероприятий, влияющих на величину небольшого числа статей. Расчет себестоимости перевозок по отдельным статьям номенклатуры расходов положен в основу разработки метода расходных ставок, при использовании которого расходы предварительно распределяют на две группы: зависящие от объема перевозок и условно – постоянные.

 

2.2.2. Метод единичных расходных ставок.

Связь зависящих эксплуатационных расходов

с калькуляционными измерителями

Калькуляционные измерители

Расходы, связанные с измерителем

Вагоно-километры

Вагонное хозяйство: техническое обслуживание, текущий, деповской  и капитальный ремонт вагонов; комплексный ремонт автотормозов цистерн, полувагонов, вагонов-зерновозов; обслуживание, осмотр и ремонт оборудования рефрижераторного подвижного состава (частично), деповской и капитальный ремонт рефрижераторного подвижного состава; ремонт со сменой колесных пар грузовых вагонов; перестановка вагонов с одной колеи на другие.

Хозяйство грузовой и коммерческой работы: проверка правильности погрузки и крепления грузов; техническое обслуживание, текущий, плановый, капитальный ремонт контейнеров; обслуживание вагонов с живностью (частично).

При пассажирских перевозках также расходы пассажирского хозяйства по текущему, деповскому и капитальному ремонту пассажирских вагонов

Вагоно-часы

Вагонное хозяйство: амортизация вагонов, рефрижераторного подвижного состава.

Хозяйство грузовой и коммерческой работы: амортизация контейнеров.

Пассажирское хозяйство: амортизация пассажирских вагонов

Бригадо-часы поездных бригад

Хозяйство перевозок: сопровождение сборных и частично-хозяйственных поездов кондукторскими бригадами.

Локомотиво-километры

Локомотивное хозяйство: смазка, экипировка поездных локомотивов; техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт локомотивов; ремонт по устранению отказов в межремонтный период.

Хозяйство электрификации и электроснабжения: техническое обслуживание, технический и капитальный ремонт контактной сети и линий электропередач (частично); амортизация контактной сети и линий электропередач (частично).

Локомотиво-часы

Локомотивное хозяйство: амортизация поездных локомотивов.

Бригадо-часы локомотивных бригад

Локомотивное хозяйство: содержание локомотивных бригад

Грузовые отправки

Хозяйство грузовой и коммерческой работы: перегрузка грузов с одной колеи на другую; подготовка вагонов и контейнеров к перевозке; обслуживание вагонов с живностью (частично); погрузочно-разгрузочные операции для предприятий основной деятельности железных дорог; прием к отправлению и выдача грузов; содержание весов и весовых приборов; специальные операции с грузовыми и мелкими отправками и контейнерами; расходы, связанные с оказанием услуг клиентуре;

Вагонное хозяйство: промывка крытых и изотермических вагонов; подготовка цистерн под налив; приспособление грузовых вагонов для специальных перевозок; текущий ремонт порожних вагонов при подготовке их под погрузку; техническое обслуживание и текущий ремонт рефрижераторного подвижного состава (частично).

Содержание технологических центров по грузовым перевозкам.

Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов

Хозяйство пути: Текущее содержание пути и постоянных устройств, одиночная смена материалов верхнего строения пути, амортизация и отчисления в резерв на капитальный ремонт верхнего строения пути в части расходов по главным путям.

Хозяйство сигнализации и связи: техническое обслуживание электрической централизации стрелок.

Маневровые локомотиво-часы

Локомотивное хозяйство: работа локомотивов на маневрах; экипировка маневровых локомотивов, устранение отказов маневровых локомотивов в межремонтные периоды, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт этих локомотивов, их амортизация.

Хозяйство перевозок: расходы по содержанию станционного штата, занятого маневровой работой.

Хозяйство пути: расходы по станционным путям на текущее содержание их по одиночной смене материалов верхнего строения пути, капитальный ремонт и амортизация верхнего строения пути станционных и подъездных путей.

Хозяйство сигнализации и связи: расходы по техническому обслуживанию устройств механизированных горок и частично по электрической централизации стрелок.

Вагоно-часы в движении

Пассажирское хозяйство: расходы по обслуживанию пассажирских поездов, их экипировка, снабжение постельным бельем, инвентарем, содержание инвентаря и оборудования, стирка, ремонт и дезинфекция постельных принадлежностей

Отправленные пассажиры

Пассажирское хозяйство: продажа билетов, прием и выдача багажа, затраты, связанные с оказанием услуг пассажирам.

Секцие-километры

Локомотивное хозяйство: смазка, устранение отказов в межремонтные периоды, техническое обслуживание, текущий ремонт, затраты на капитальный ремонт электро и дизель-поезов, их обслуживание и уборка, экипировка дизель-поездов.

Хозяйство электрификации и электроснабжения: частично техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты контактной сети и линий электропередач и их амортизация.

Бригадо-часы электросекций и дизель-поездов

Локомотивное хозяйство: содержание локомотивных бригад в электро и дизель-поездах.

Секцие-часы

Локомотивное хозяйство: амортизационные отчисления по электро и дизель-поездам.

1 килограмм условного топлива (1 кВт-час электроэнергии)

Локомотивное хозяйство: расходы топлива (электроэнергии) на тягу поездов.


 

Как указано выше, при этом методе расходы делят на зависящие и условно – постоянные. Зависящие расходы по отдельным статьям объединяют в группы, определяемые с помощью одного и того же измерителя и изменяющиеся при одинаковых условиях перевозок пропорционально этому измерителю. Затем делением расходов каждой группы на величину соответствующего измерителя для среднедорожных условий перевозок рассчитывают расходные ставки на единицу измерителя. Далее расчет себестоимости перевозок ведется в той же последовательности, как и в методе расчета по отдельным статьям расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3. Метод укрупненных расходных ставок.

Укрупненной расходной ставкой называются зависящие от объема перевозок расходы, приходящиеся на единицу эксплуатационной работы – на 1 поездо-км, 1 локомотиво-км, 1 поездо-час, 1 час маневровой работы, 1000 вагоно-км пробега груженых (порожних вагонов), на 1 ставку поезда и т.д.

Рассчитываются укрупненные ставки методом единичных расходных ставок. При их расчете учитываются следующие особенности:

    • определяется не вся сумма зависящих расходов, а только часть их, связанная с определенным видом эксплуатационной деятельности;
    • используются не все калькуляционные измерители;
    • величина измерителя рассчитывается на единицу эксплуатационной работы, поэтому применяются другие формулы расчетов измерителей, чем в методе единичных расходных ставок;
    • укрупненные расходные ставки используются для оценки эксплуатационной работы железных дорог, которая выполняется в конкретных условиях перевозок. В связи с этим, как правило, требуется корректировка расходных ставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.4. Метод коэффициентов влияния.

Этот метод применяется для определения величины себестоимости перевозок при изменении качественных показателей использования подвижного состава.

Величина себестоимости перевозок и экономии эксплуатационных расходов при улучшении качественных показателей использования подвижного состава могут быть определены методом расходных ставок и методом коэффициентов влияния. Более точным является расчет методом единичных расходных ставок. Он позволяет учесть все особенности влияния показателя на расходы.

Для показателей, связанных с себестоимостью обратной зависимостью, себестоимость определяется по формуле:

где а – независимая от показателя (х) часть себестоимости перевозок;

 х  – населенность пассажиров и  нагрузка вагона, состав пассажирского поезда в вагонах, масса поезда брутто, участковая скорость движения;

b – величина расходов изменяется обратно пропорционально изменению показателя х.

Выраженная в процентах эта величина означает коэффициент влияния данного показателя на себестоимость перевозок.

Для показателей, находящихся с себестоимостью перевозок в прямой связи зависимость выражается формулой:

с = а + b*x

где х – процент порожнего пробега вагонов, процент одиночного следования локомотивов.

 

2.2.5. Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости.

Среднедорожная себестоимость перевозок в целом или с подразделением ее на отдельные слагаемые, связанные с определенными измерителями или статьями расходов, корректируются для условий и показателей конкретных перевозок. Для этого предварительно рассчитывают или средний коэффициент корректировки среднедорожных расходов, либо отдельные коэффициенты корректировки выделенных слагаемых себестоимости перевозок. Умножая среднедорожную себестоимость перевозок или отдельные ее слагаемые на соответствующие коэффициенты, определяют себестоимость конкретных перевозок:

=
* k или
=
*
+
*
+ … +
*

где , , …, - средняя по дороге себестоимость перевозок или отдельные ее слагаемые;

k, , …, - коэффициенты изменения среднедорожной себестоимости перевозок или ее отдельных слагаемых.

Отдельные слагаемые себестоимости получаются делением величины каждой выделенной группы расходов, связанных с определенным показателем, на эксплуатационные тонно-километры по дороге в целом. Величина коэффициентов изменения расходов определяется расчетным путем для условий каждой конкретной перевозки.

2.2.6. Метод удельных весов.

Данный метод разработан профессором Е.В. Михальцевым, основан на выделении из среднедорожных расходов (или себестоимости) доли, приходщейся на отдельные измерители или группы статей расходов, в процентах от общей величины расходов (или себестоимости перевозок). В остальном порядок расчета себестоимости перевозок этим методом аналогичен методу коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости перевозок.

3. Методы оценки влияния объема перевозок и качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость железнодорожных перевозок.

 

Из всего разнообразия факторов, оказывающих влияние на  снижение себестоимости перевозок, к числу важнейших можно отнести степень использования технических средств и качество эксплуатационной работы железных дорог.

Эффективность использования технических средств во многом зависит от состояния материально – технической базы, производственных мощностей и основных фондов железных дорог. В современных условиях серьезной экономической проблемой является высокий износ основных фондов и особенно подвижного состава, что оказывает влияние на величину показателей эксплуатационной работы.

Улучшение качественных показателей использования подвижного состава, а именно: повышение использования грузоподъемности груженых вагонов и населенности пассажирских вагонов, увеличение веса грузовых поездов и состава пассажирских поездов, скорости движения поездов, снижение процента вспомогательного пробега локомотивов, ускорение оборота вагонов и локомотивов оказывает большое влияние на снижение себестоимости перевозок и является основным резервом сокращения эксплуатационных расходов в реальных условиях работы железных дорог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Влияние изменения объема железнодорожных перевозок на эксплуатационные расходы и себестоимость


 

PL=

75*10^9 ткм

ΔPL=

+4%

Езав=

43%

С=

368,53 коп/10 ткм


 

Расчет изменения себестоимости через показатель себестоимость:

 

Сзав=

368,53*0,43=

158,47

коп/10ткм

Су-п=

368,53-158,47=

210,06

коп/10ткм

С'=

158,47+(210,06/1+0,04)=

360,45

коп/10ткм

Δ С=

360,45-368,53=

-8,08

коп/10ткм

%С=

-2,19

%

 

 

Расчет изменения себестоимости через показатель затраты:

 

Еобщ=

368,53*75*10^9/(10*100) =

27640,04

*10^6 руб

Езав=

158,47*75*10^9/(10*100) =

11885,22

*10^6 руб

Е у-п=

(27640,04-11885,22)*10^6

15754,82

*10^6 руб

E'общ=

(11885,22*(1+0,04)+15754,82)*10^6=

28115,45

*10^6 руб

С'=

(Е'общ*10^6*10*100)/PL*(1+0,04)=

360,45

коп/10ткм

ΔС=

360,45-368,53=

-8,08

коп/10ткм

%С=

-2,19

%

 

Содержание себестоимость.docx

— 11.54 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Себестоимость железнодорожных перевозок