Семейный бюджет, источники его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности семейного бюджета и источников его формирования.
Гипотеза: Эффективность расходования семейного бюджета в значительной степени определяется умением планировать бюджет на уровне домашнего хозяйства.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность семейного бюджета
1.1 Что такое семейный бюджет. Структура семейного бюджета 6
1.2 Понятие «доход» и источники формирования доходов семьи. Классификация доходов, виды доходов 14
1.3 Понятие «расход» и его сущность. Потребительская корзина 19
1.4 Влияние социальной политики государства на семейный бюджет. Система социальной защиты 28
2. Планирование финансов на уровне домашнего хозяйства
2.1 Процесс планирования финансов на хозяйственном уровне. Анализ доходов и расходов 34
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Копия курсовая работа по микроэкономике.docx

— 119.66 Кб (Скачать файл)

Расчет по непродовольственным  товарам производится по трем группам: 1 - предметы гардероба (верхняя одежда, обувь, головные уборы и т.д.); 2 - предметы санитарии, гигиены, лекарства; 3 - товары длительного пользования (мебель, посуда, электробытовые приборы, предметы хозяйственного назначения и др.). Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с климатом: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым.

Расходы на жилище и коммунальные услуги определяются на основе нормативов, цен и тарифов в регионе.  Учитываются также затраты семей на налоги и сборы.

Объем и структура потребления  важнейших материальных благ и услуг, отраженная в составе прожиточного минимума, предусмотрена на минимально допустимом уровне, обеспечивающем необходимые  условия для поддержания активного  физического состояния взрослых, для социального и физического  развития детей и подростков.

 

Продукты  питания, включаемые в потребительскую  корзину для основных социально-демографических  групп населения в целом по Российской Федерации, устанавливаются  в следующих составе и объемах 
(в натуральных показателях):

 

 

Единица измерения

Объем потребления 
(в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

         

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

кг

126,5

98,2

77,6

Картофель

кг

100,4

80,0

88,1

Овощи и бахчевые

кг

114,6

98,0

112,5

Фрукты свежие

кг

60,0

45,0

118,1

Сахар и кондитерские изделия в  пересчете на сахар

кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты

кг

58,6

54,0

44,0

Рыбопродукты

кг

18,5

16,0

18,6

Молоко и молокопродукты в пересчете  на молоко

кг

290,0

257,8

360,7

Яйца

штук

210

200

201

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

11,0

10,0

5,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,5


 

  

В субъектах  Российской Федерации потребительская  корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов  Российской Федерации. Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством Российской Федерации – в целом  по Российской Федерации; в порядке, установленном законами субъектов  Российской Федерации, – в субъектах  Российской Федерации. Расчеты величины прожиточного минимума производятся на основе данных Росстата об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по перечню товаров – представителей, включающему 156 наименований товаров и услуг.

В 2012 г. величина прожиточного минимума определялась на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом 3 декабря 2012 №233-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В результате пересмотра состава потребительской корзины величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации возросла на 7%.

«На данный момент, в соответствии с Федеральным  законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» Правительство  Российской Федерации постановило  от 20 декабря 2012 г. установить величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за III квартал 2012 г. на душу населения 6643 рублей, для трудоспособного населения – 7191 рублей, пенсионеров – 5229 рублей, детей – 6387 рублей» [20].

Прожиточный минимум характеризует  стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Наряду с продовольственной корзиной, в прожиточный минимум входят непродовольственные товары и услуги.

В отличие  от прожиточного минимума в расходы  среднестатистического семейного  бюджета входят такие как, квартплата и плата за коммунальные услуги, продукты питания, транспортные расходы, затраты на домашнее хозяйство, предметы ухода за внешностью, культурное проведение досуга, крупные покупки, налоги и сборы, сбережения и накопления.

1.4  Влияние социальной  политики государства на семейный  бюджет. Система социальной защиты

Социальная  политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий  жизни и труда. Социальная политика нацелена на становление и развитие в обществе стабильных социальных отношений, системы социальной защиты населения, создание условий для постоянного  роста уровня и качества жизни  граждан.

Неотъемлемым  элементом социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита населения – это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания  определенного уровня жизни, а также  поддержку отдельных социальных групп населения.

Рынок не в состоянии обеспечить своим  участникам гарантированный доход  и занятость. Граждане в силу многих причин различаются по уровню доходов, состоянию здоровья, существуют безработные, инвалиды, неполные семьи и др. Одна из задач социальной рыночной экономики  – создание эффективной системы  социальной защиты.

К важнейшим  гарантиям социальной защиты относятся: охрана труда и здоровья граждан; минимальный размер оплаты труда; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; установление государственных пенсий и пособий; развитие системы социальных служб.

Иными словами, формируется своего рода «страховочный  пояс», который поддерживает людей, находящихся в трудной жизненной  ситуации, не давая им опуститься до уровня нищеты. При этом трудная  жизненная ситуация рассматривается  как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться как государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер.

В мировой  практике выделяют два типа социальной защиты – активную и пассивную.

Активная  социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей – в первую очередь через  активные действия на рынке труда  и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения  и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.

Критериями  выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного  дохода на члена семьи (в сравнении  с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные – полностью  или частично), экологическое и  социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы  и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.

Основные  принципы социальной защиты населения  сформулированы в конвенциях Международной  организации труда (МОТ), которые  нацеливают каждое государство на предоставление социальных гарантий всему населению при различных обстоятельствах, угрожающих здоровью или материальному благополучию. Наиболее рельефно сущность социальной защиты населения проявляется в ее функциях: экономической, политической, демографической и социально-реабилитационной.

Экономическая функция заключается в замещении  заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей  кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной  помощи малоимущим гражданам.

Политическая  функция способствует поддержанию  социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных  слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать  воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального  развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать  себя полноценными членами общества.

Социальная  защита населения – это система, включающая несколько подсистем. Надо отметить, что составные части  социальной защиты населения не всегда удается четко разграничить.

«Социальное обеспечение – это система  обеспечения и обслуживания престарелых  и нетрудоспособных граждан, а также  семей, в которых есть дети». Она, как правило, включает: пенсии; пособия  работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.); пособия семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживание престарелых  и инвалидов; пособия по безработице  и др.

«Пенсия – это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при  достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством. Различают трудовые и социальные пенсии.

Трудовые  пенсии включают пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, а также  за выслугу лет». Право на пенсию по возрасту в России имеют мужчины, достигшие 60 лет и имеющие стаж работы не менее 25 лет, и женщины, достигшие 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Некоторым категориям граждан  пенсия назначается на льготных условиях. Это касается граждан, работающих на тяжелых, вредных для здоровья производствах, а также многодетных матерей, родителей инвалидов с детства.

Пенсия  по инвалидности устанавливается в  связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы  пенсионного обеспечения зависят  от характера трудовых отношений, причин наступления инвалидности и др. При  получении инвалидности вследствие трудового увечья, профзаболевания  пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа. Если инвалидность является следствием общего заболевания, то при расчете пенсии учитывается  определенный общий трудовой стаж.

Пенсия  по случаю потери кормильца назначается  нетрудоспособным членам семьи умершего, которые ранее находились на его  иждивении (дети, братья, сестры и др.).

Пенсия  за выслугу лет устанавливается  тем категориям граждан, которые  заняты на работах, ведущих к утрате трудоспособности или пригодности  до наступления возраста, дающего  право на пенсию по возрасту (работникам авиации, шахтерам, геологам, морякам  и др.).

Социальная  пенсия назначается неработающим гражданам  при отсутствии права на трудовую пенсию.

Социальное  обеспечение включает также выплату  пособий работающим гражданам. К  ним относятся: пособия по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам. Особое внимание в социальной рыночной экономике уделяется семьям, в которых есть дети. Государство выплачивает им пособия, которые помогают обеспечить подрастающему поколению нормальные условия жизни.

Выплата пособий по безработице – другое направление деятельности социального  обеспечения. В России размер пособия  по безработице устанавливается  в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если работник в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных  недель. Если безработный имеет иждивенцев, то ему выплачивается дополнительно 10% от разового пособия на каждого  иждивенца.

Социальные  гарантии – это реализации государством конституционных прав граждан на улучшение важнейших социальных благ и услуг. Социальные гарантии, предоставляемые государством населению в РФ, включают: право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии; единовременное пособие при рождении каждого ребенка; ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и др.; ритуальное пособие; минимальный размер пособия по безработице; минимальный размер стипендии; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование.

Информация о работе Семейный бюджет, источники его формирования