Сходство и различия между административно-командной и рыночной экономиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Командная и рыночная экономики представляют собой две диаметрально противоположные по своей сути экономические системы. В теории плановая система создавалась как антипод рыночной. На практике же мы видим, что плановая и рыночная экономики могут эффективно сосуществовать вместе и действовать как единое целое – это так называемая смешанная экономика. Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются особенности административно-командной экономики. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся рыночной экономической системы. Третья глава целиком посвящена выявлению отличительных черт между вышеназванными системами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Административно-командная экономика 5
§1.1 Основные черты административно-командной системы -
§1.2 Командная экономика в СССР 15
Глава 2 Рыночная и смешанная экономические системы 19
§2.1 Общая характеристика рыночной экономики -
§2.2 Смешанная экономика 26
Глава 3 Отличительные черты рыночной и командной систем 31
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                  3                                      

Глава 1 Административно-командная  экономика                                                5

      §1.1  Основные черты административно-командной  системы                     -

      §1.2  Командная экономика в СССР                                                              15         

Глава 2 Рыночная и смешанная  экономические системы                                 19                                                                                                                                                 

      §2.1  Общая характеристика рыночной  экономики                                       -

      §2.2  Смешанная экономика                                                                           26

Глава 3  Отличительные  черты рыночной и командной систем                       31

Заключение                                                                                                            38

Список литературы                                                                                               40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Всякое современное  многоотраслевое производство нуждается в определенном внутреннем согласовании и организации. Как, например, согласовать производство свеклы, изготовление сахара и потребности населения в нем, чтобы и производители, и потребители остались довольны и с прибылью? Здесь отчетливо проявляются главные вопросы экономики: что, как, для кого и сколько производить. Решением этих вопросов занимается любая экономика.

   Экономическая система — это исторически возникшая или законодательно установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта /№1/.

   Реальная практика  постоянно подтверждает системный  характер экономики. Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы экономики Адамом Смитом в его главном научном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", вышедшем в свет в 1776 г /№9/.

   Последние 200 лет в мире господствуют 4 основных типа экономических систем: традиционный, административно-командный, рыночный и смешанный типы /№7/.

   Около двадцати  лет назад в России и многих  других государствах произошли  серьезные перемены. Рухнула административно-командная система, господствовавшая в этих странах более семидесяти лет. На смену ей пришла более эффективная рыночная экономика. Однако в некоторых странах, к примеру, в Китайской Народной Республике, командная экономика до сих пор сохранилась, и эта страна достигла огромных экономических успехов. Это, по мнению многих экономистов, ставит под сомнение неэффективность командной системы. Цель данной работы — развеять эти сомнения путем сравнительного анализа основных отличительных черт административно-командной и рыночной экономических систем.

   Актуальность  данного исследования состоит  в том, что за долгие века  своей истории человечество испробовало  различные типы экономических  систем, и поиск наилучшей из  них еще не не завершен. Именно  пэтому нам предстоит ознакомиться с особенностями основных систем и попытаться разобраться в плюсах и минусах каждой из них.

   Командная и  рыночная экономики представляют  собой две диаметрально противоположные  по своей сути экономические  системы. В теории плановая  система создавалась как антипод рыночной. На практике же мы видим, что плановая и рыночная экономики могут эффективно сосуществовать вместе и действовать как единое целое – это так называемая смешанная экономика.

   Данная работа  состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются особенности административно-командной экономики. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся рыночной экономической системы. Третья глава целиком посвящена выявлению отличительных черт между вышеназванными системами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Административно-командная экономика

§1.1  Основные черты административно-командной  системы

   Административно-командной  называется экономическая система,  в которой спрос и предолжение  формируются под влиянием директив, централизованно устанавливаемых качественных и количественных ограничений, а также устанавливаемой сверху для всей страны цены. В такой экономике объемы производства определяются не в зависимости от предъявляемого на рынке спроса на товары и услуги, как в рыночной экономике, а исключительно величиной располагаемых ресурсов. Производственные результаты, достигнутые на предыдущем этапе,  полностью определяют объемы производства будущего периода. Целью функционирования такой экономики является расширение производства для увеличения ресурсов как необходимое условие для еще большего роста производства. Иными словами, здесь производство осуществляется ради самого производства. Такую систему также нередко называют «монополия производителя», «экономика продавца». Эта система зародилась вследствие нескольких социалистических революций в Европе, главной идеологией зкоторых была теория, разработанная немецкими политическими деятелями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В нашей стране на практике она была реализована руководителями коммунистической партии большевиков В.И.Лениным и И.В.Сталиным. В соответствии с этой теорией человечество могло бы резко ускорить своё развитие и построить коммунизм в скором времени путем:

   - уничтожения  частной собственности и передачи  всех средств производства в общее совместное владение всех граждан страны;

   - ведения всей  хозяйственной деятельности страны  на основе единого централизованного  плана, который разрабатывается  высшими эшелонами власти.

   Исторически предком  этой теории была идеология, называемя  социальной утопией. Она возникла в эпоху средневековья, но её практическая реализация пришлась именно на двадцатый век, когда возник и затем рухнул огромный социалистический лагерь. В период его расцвета, а именно в 50-80-е гг, в странах лагеря проживало более одной трети населения земного шара, так что это был, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент в истории человечества, который завершился неудачей.

   Основные черты  командной системы:

  • Господство государственной собственности;
  • Диктатура государственного плана в экономике;
  • Административные методы управления экономикой;
  • Финансовая диктатура государства.

   Основные плюсы:

  • Более стабильная экономика;
  • Больше уверенности людей в будущем;
  • Меньше неравенства в обществе;
  • Гарантия минимального жизнеобеспечения во всем;
  • Нет проблем с трудоустройством;

   Основные минусы:

  • Неудовлетворительная работа госсобственности;
  • Нет стимулов к усердному труду;
  • Безынициативность и безответственность работников;
  • Неэффективность экономики и всеобщие дефициты;
  • Диктат производителей над потребителями;
  • Низкий уровень жизни людей.

   В течении всего  двадцатого века известные ученые  и политики со всего мира  внимательно изучали опыт построения  плановой экономики в социалистических  странах, первоначальные успехи и последовавшие затем провалы. Эти научные исследования ясно показали, что все попытки добиться обязательного выполнения единого централизованного плана предприятиями всей страны  ведут только к негативным последствиям, таким как: 
    1. запаздывание принятия решений в экономической сфере. Ни один директор завода или магазина в стране с командной экономикой не может самостоятельно изменить структуру выпуска или продажи товаров, также как и их цены - даже если очевидно, что это необходимая мера. Однако такие решения вправе принимать только высшие государственные органы. Естественно, что при такой организации системы экономические решения принимались всегда с очень большим опозданием;

    2. снижение  личной заинтересованности людей,  занятых в сфере экономики, в результатах своего труда и, как следствие, низкой продуктивности и качеству их работы. Это происходило из-за того, что, во-первых, государство поставило своей целью ликвидацию частной  собственности, из-за чего и исчезла частная инициатива. Во-вторых, строгое госрегулирование заработной платы работников породило такую ситуацию, когда особенно стараться не имело никакого смысла и более того - это воспринималось окружающими как попытка нажиться. Именно поэтому в Советском Союзе не любили всяких изобретателей и рационализаторов - их деятельность всегда вела к увеличению  производительности труда, вследствие чего  лично они начинали получать больше остальных работников. Но государство тут же повышало плановый объем продукции, который должен был изготовить каждый отдельный работник (а не только рационализатор). В итоге зарплата вновь устанавливалась на прдыдущем уровне, но теперь остальным работникам за те же деньги приходилось работать намного больше, что естественно вызывало у них неприязнь к  "этим умникам".

    3. ослабление  восприимчивости экономики к  НТП. Государственные предприятия  в плановой экономике не заинтересованы  во внедрении передовых открытий  ученых - ведь их товарам и так  гарантирован сбыт в соответствии  с планами центра. Так зачем же нужно тратить свое время, силы и нервы на применение новых технологий?

   Так как в  командной системе отсутствуют спросовые ограничения, а также такие экономические категории, как цена и деньги, то, с одной стороны, существует чрезмерный спрос на. все ресурсы и продукты, а с другой - всеобщий, хронический дефицит. Нехватка товаров, определяемая как разница между спросом и предложением, может возникнуть в любой экономической системе. Но если в рыночной экономике она является временным явлением и быстро устраняется, то в плановой приобретает форму закономерности, становится специфической характеристикой самой системы.

   Как считает  известный экономист Я. Корнай, предприятия в плановой экономике  действуют в условиях «мягких  бюджетных ограничений». Это   означает, что риск, прибыль и убытки предприятия принимает на себя общество в целом. Любые финансовые затраты предприятия компенсируются государством. И, как следствие, невозможно точно определить, насколько успешна деятельность того или иного экономического субъекта. Убыточность предприятия в течение довольно длительного периода времени не приводит к его ликвидации. Для него не существует такой проблемы, как нехватка денежных средств, а его потребности в ресурсах являются неограниченными.

   Эту проблему  обычно пытаются решить с помощью специально сконструированной системы. Ее можно представить как «торг» между центром и производителями. Предприятие стремится создать побольше запасов ресурсов и получить более низкий, по сравнению со своими  возможностями, уровень плановых заданий. Этого уровня оно могло бы легко достичь и получить дополнительные вознаграждения за перевыполнение плана. Центр же, зная логику поведения производителя, прибегает к планированию от достигнутого уровня, т.е. на некоторую величину повышает плановые задания предыдущего этапа. Часто такие задания оказываются для предприятия непосильными. Поэтому в ответ на стремление центра поставить высокие цели предприятие опять реагирует известным способом: наращиванием своих резервов.

   Сам способ  выработки плановых решений центром уже содержит в себе предпосылки дефицита. Вырабатываемая плановая директива исходит из необходимости возможно максимального использования ресурсов, но не учитывает, и объективно не может учитывать их реальное наличие у производителей. Отсутствие в достаточном количестве хотя бы одного ресурса хотя бы у одного производителя может привести к тому, что изменится вся структура затрат. И то, и другое, распространяясь по цепочке на остальных производителей, создает в стране ситуацию дефицита, или нехватки товаров.

   Для плановой  экономической системы, ориентированной  на «производство ради самого  производства», закономерна ориентация  на чисто количественный, а не качественный рост. Производители стремятся задействовать все имеющиеся мощности для увеличения объемов производства, в то время как в рыночной экономике всегда существует определенный резерв мощностей, используемый для быстрого приспосабливания производства к изменяющейся ситуации на рынке.

   Нехватка товаров  в производственной сфере, как правило, дополняется дефицитом в сфере обращения. Этому способствуют и цены, которые, не являясь экономическими категориями и устанавливаясь произвольно из центра, не изменяются в зависимости от спроса и предложения, и поэтому не выступают ограничителями спроса. Как следствие этого,  потребительский спрос на товары и услуги всегда значительно превышает величину предоставляемых благ.

   Дефицит в области потребительских благ проявляется не только как недостаток основных товаров, используемых населением для удовлетворения своих потребностей, но связан также и с такими негативными социальными явлениями, как очереди в магазинах, расцвет коррупции, разного рода привилегии, злоупотребления и т.п.

   Дефицит формируется  также и в сфере трудовых  ресурсов, однако здесь он специфисческий. Провозглашаемая полная занятость и отсутствие безработицы создают видимость постоянно существующей нехватки рабочей силы. Но в то же время, этот внешний дефицит трудовых ресурсов сопровождается значительными излишками рабочей силы внутри отдельно взятого предприятия. Внутризаводской «резерв» рабочей силы наглядно демонстрирует стремление предприятий к  созданию  всевозможных резервов и запасов /№4/.

Информация о работе Сходство и различия между административно-командной и рыночной экономиками