Сходство и различия между административно-командной и рыночной экономиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Командная и рыночная экономики представляют собой две диаметрально противоположные по своей сути экономические системы. В теории плановая система создавалась как антипод рыночной. На практике же мы видим, что плановая и рыночная экономики могут эффективно сосуществовать вместе и действовать как единое целое – это так называемая смешанная экономика. Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются особенности административно-командной экономики. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся рыночной экономической системы. Третья глава целиком посвящена выявлению отличительных черт между вышеназванными системами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Административно-командная экономика 5
§1.1 Основные черты административно-командной системы -
§1.2 Командная экономика в СССР 15
Глава 2 Рыночная и смешанная экономические системы 19
§2.1 Общая характеристика рыночной экономики -
§2.2 Смешанная экономика 26
Глава 3 Отличительные черты рыночной и командной систем 31
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

   Кроме того, наряду  с проблемами недостаточного  технологического развития и нехватки товаров существует и проблема качества производимой продукции.  Качественные характеристики большинства производимых товаров значительно уступают, по общему мнению боьшинства ученых, качеству аналогичных продуктов, произведенных в рыночной системе. Как правило, они превышают западные аналоги и по количеству затрачиваемых материалов на единицу товара, то есть по материалоемкости.

   Отметим, что  в административно-командной системе  предприятие рассматривается в  качестве основного экономического субъекта, который наделен правами юридического лица. Однако эти права в значительной мере формальные. В условиях, когда государство детально регулирует почти всю деятельность предприятия и контролирует весь рынок, говорить об автономности фирмы нет смысла. Потеря автономности означает для нее невозможность определять и проводить собственную экономическую политику: Иными словами, предприятие не выполняет предпринимательскую функцию. Принятие основных хозяйственных решений происходит централизованными управляющими органами, т. е.  используется принцип централизации предпринимательских функций.

   Таким образом,  для плановой системы характерно, что и предпринимательские функции,  и функции координации экономической  деятельности сконцентрированы  в руках государства и представляют собой единый процесс централизованного планирования.

   Согласно концепции  ценообразования, цены устанавливаются  в плановом порядке и должны  способствовать рациональному выполнению  плановых заданий. Иными словами,  за ценами остается только выполнение  планово-учетной функции. Центральный плановый орган принимает решения о том, что, как и дл кого производить. При этом цены не играют никакой роли при распределении ресурсов. От уровня цен на произведенную продукцию не зависят ни доходы работающих, ни объем ресурсов, которыми располагает предприятие. Доходы устанавливаются в соответствии с тарифной системой, премии — на основе степени выполнения плановых заданий, а средства для развития выделяются, исходя из централизованного плана капитальных вложений, как правило, из бюджетных источников. Если какое-либо предприятие получает высокую прибыль, то она направляется в госбюджет, если производство убыточно, то и убытки также покрываются за счет средств из бюджета.

   В плановом  хозяйстве финансовая система самым тесным образом связана с процессом централизованного планирования. Все движение финансовых средств  регулируется в строгом соответствии с  национальным производственным планом. С помощью финансовых инструментов осуществляется распределение общественного продукта в денежном выражении между экономическими отраслями и отдельными  предприятиями. Централизованно регулируются также все денежные операции: наличные деньги используются только для выплаты заработной платы, и то под непосредственным контролем финансовых органов. Все остальные расчеты между экономическими субъектами и общественными организациями осуществляются исключительно в безналичной форме.

   Плановое распределение  всех материальных благ, финансовых  и трудовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, а в соответствии с заранее выбранными  целями и задачами, на основе централизованного планирования. В СССР значительная часть ресурсов, в соответствии с господствовавшими идеологическими установками, направлялась на развитие военной промышленности.

   Распределение  готовых товаров между участниками  производства также жестко регламентируется  центральными органами управления  в соответствии с повсеместно  применяемой тарифной системой, а также централизованно утверждаемыми нормативами средств в фонде заработной платы. Это ведет к преобладанию в экономике уравнительного подхода к оплате труда.

   Главное место  в финансовой системе страны  с плановой экономикой принадлежит  госбюджету. Он является централизованным фондом всех финансовых ресурсов, направляемых на расширенное производства, удовлетворение социальных и других потребностей населения. К примеру, в Советском Союзе через бюджет перераспределялось более 60% всего национального дохода. В нем также  концентрировалось около 80 % всех денежных накоплений. Государственный бюджет играл решающую роль в финансировании производства.

   Хозяйственный  механизм плановой экономической  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

  1. непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высшего органа государственной власти. Это сводит на нет любую самостоятельность экономическихх субъектов;
  2. государство постоянно контролирует производство и распределение продукции и ресурсов, в результате чего исключаются свободные рыночные отношения между отдельными производителями;
  3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью административно-распределительных методов, что подрывает личную материальную заинтересованность предприятий в результатах собственного труда.

   Такое общегосударственное  планирование всей экономической  деятельности возможно только  вследствие господства общественной  собственности на все средства  производства, на создаваемые в  экономике товары и услуги. Планы  составляются для национальной экономики в целом и для отдельно взятых предприятий. Процесс составления планов включает в себя два встречных направления: сверху вниз и снизу вверх. Первоначальные планы разрабатываются первичными звеньями экономики, причём за их основу берутся достижения производства прошлых периодов. Эти планы передаются вышестоящим сорганам, где они взаимосвязываются и в виде единого плана министерств или ведомств адресуются государственным плановым органам, где проходят корректировку  и утверждаются как единый национальный план социально-экономического развития страны, обязательный для выполнения всеми структурами экономики.

   Кроме вышеназванных,  в командной экономике существует  и следующая проблема: при слишком  большой централизации экономики  происходит бюрократизация хозяйственного механизма и внутриэкономических связей. По своей сути, бюрократический централизм не может обеспечить рост эффективности деятельности предприятий. Дело здесь в том, что полное подчинение хозяйства государству вызывает невиданную по своему размаху монополизацию производства и сбыта товаров. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех отраслях экономики и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при полном отсутствии здоровой конкуренции не заботятся об освоении новейшей техники и технологий. Для такой дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных ресурсных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

   В директивной  экономике все хозяйствующие  субъекты действуют в условиях  довольного мягких бюджетных ограничений. Во-первых, предприятие в командной системе может перекладывать часть своих расходов на потребителей - ведь в такой системе господствуют монополии. Во-вторых, предприятия регулярно получают налоговые льготы и послабления в уплате налогов. В-третьих, широко используется безвозмездная государственная помощь. В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий платежеспособности заемщика. И наконец, в-пятых, финансовые вложения извне нередко осуществляются не столько для развития производства, сколько для покрытия возникающих финансовых убытков, и все это - за счет государственного бюджета.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.2  Командная экономика в  СССР

   Условно можно  выделить четыре различных этапа  в развитии советской экономики:

   I-й этап: С октября  1917 по 1920 годы — административно-командная  экономика военного времени. После  Великой Октябрьской революции  1917 года «военный капитализм»,  существовавший в последние годы  Российской Империи, сменился  на «военный коммунизм». Характерными элементами экономики этой эпохи были продразверстка, позже сменившаяся на продналог, и всеобщая национализация промышленности. В годы Гражданской войны в стране продразверстка приняла черты откровенного насилия, когда продовольственные отряды отбирали у крестьян излишки хлеба практически даром. Чуть позже правительством были приняты меры по смягчению этого гнета, но суть продразверстки осталась прежней.

   Постепенная национализация  промышленности началась с создания  военно-промышленных комитетов. Кульминацией этого процесса стал декрет 1920 года о национализации всех предприятий с числом рабочих более 10 человек. Эти меры привели к введению в 1919 году всеобщей трудовой обязанности. Тем самым сменявшие друг друга военные правительства пытались уничтожить все основные рынки в стране, заменив их централизованным распределением ресурсов. Во время военных действий «экономика военного коммунизма» положительно зарекомендовала себя – не случайно во время Гражданской войны принудительные ревизии продуктов у крестьян проводились как отрядами красных, так и белогвардейцами. После прекращения боевых действий ликвидация этой системы стала лишь вопросом времени.

   II-й этап: С 1921 по 1928 годы – смешанная экономика  новой экономической политики. В двадцатые годы прошлого века происходит частичное возвращение к рыночным механизмам. Государство сохранило за собой лишь крупную промышленность, допуская мелкотоварное производство в селе и частное предпринимательство в сфере торговли, услуг и в мелком промпроизводстве. В эпоху НЭПа, используя смесь директивного управления и рыночных механизмов, в стране удалось поднять экономику до уровня довоенного 1913 года. Однако перспективы дальнейшего экономического роста оказались весьма туманными. Разрыв между Советским Союзом и развитыми странами Запада не только не сократился, а, наоборот, увеличился. К концу 20-х годов большинство политиков СССР считало, что эволюционное развитие не поможет стране ликвидировать экономическое отставание. На повестку дня встал «большой рывок» – политика ускоренной индустриализации промышленности. Фактически же экономика Советской России времен НЭПа стала одним из первых в мире прототипов экономики смешанного типа, но, увы, развитие нашей страны пошло совсем другим путем.

   III-й этап: С 1929 по 1988 годы – плановая экономика мирного (а в 1939–1945 годах – военного) времени. продуктивна. Индикатором ее продуктивности является тот факт, что в связи с началом Великой Отечественной Войны удалось без существенных изменений в структуре экономики очень быстро подчинить её развитие нуждам фронта и военной промышленности.

   Однако уже  в 50-х годах начинается новая  череда реформ, призванных в той  или иной степени ослабить  директивные основы экономики.  Достаточно популярны были среди  ученых-экономистов программы "рыночного социализма". Если при «чисто-плановом социализме» планировался прежде всего объем производства и его структура, то при «рыночном», как предлагалось, планироваться будут только цены на товары, в то время как объем и их структура останутся на усмотрение директоров госпредприятий. В 50–60-е годы положительный импульс советской экономики начал иссякать. Едва Советский союз начал догонять развитые страны в  промышленности, как на Западе началась научно-техническая революция. Реформы в СССР второй половины двадцатого века были направлены на переход от индустриального типа организации экономики к постиндустриальному. Но при сохранении основ директивной экономики они оказывались бесперспективными. Так, в 1965 году Косыгин предложил ряд реформ, которые фактически должны были предоставить предприятиям больше самостоятельности в распоряжении собственной прибылью. Но им не суждено было стать реальностью.

   В 70–80-е годы  хозяйство Советского Союза вступило  в период деградации, прозванный журналистами "эпохой застоя". Этот застой проявлялся не столько в падении скорости экономического роста , сколько в ухудшении его качественной составляющей. В то время как Советский Союз повышал показатели в выплавке чугуна, добыче угля и производстве техники, развитые страны Запада начали измерять свой прогресс ростом производства ЭВМ, пользователей сети Интернет и мобильных телефонов. Увеличивалось отчуждение работников от государственной собственности, росло техническое и технологическое отставание СССР от развитых стран западного полушаария, расцветала теневая экономика, так называемый "черный рынок". Экспорт нефти и газа позволяли до поры до времени сохранить видимость экономической стабильности. Однако в 80-ых годах  мировые цены на энергоносители рухнули, и советская экономика погрузилась в кризис.

Пятилетние планы эпохи «брежневского  застоя» и их выполнение.

Годы

1966–1970

1971–1975

1976–1980

1981–1985

Валовой национальный продукт

План

6,5-7,0

5,8

4,0

4,0

Реально

5,0

3,1

1,8

1,8

Промышленность

План

8,2

8,0

4,9

4,9

Реально

6,3

5,4

1,8

1,8

Сельское хозяйство

План

5,5

3,7

5,0

5,0

Реально

3,7

-6

2,1

2,1


/Ист.: Handbook of Economic Statistics, сентябрь 1988. С. 62./

   IV-й этап:  С  1988 по 1991 годы, и далее, до настоящего  времени – создание смешанной экономической системы. Поскольку идея плановой системы уже полностью себя изжила, стало ясно, что совершенствование экономики требует модернизации по рыночному пути и приватизации государственной собственности. Изначально, при президенте М.С.Горбачеве, экономические реформы пытались осуществлять с сохранением основ командной экономики, однако этот вариант в скором времени показал свою несостоятельность. «Шоковая терапия» радикальных демократов в 1992 году окончательно разрушила основные принципы советского хозяйства, дав резкий толчок к развитию рыночных механизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Рыночная и смешанная экономики

§2.1  Общая характеристика рыночной системы

   Рыночная экономика (капитализм) – это экономическая система, которая основана на взаимовыгодном сотрудничестве между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) через свободную куплю-продажу товаров и услуг /№6/.

   Социально-экономическую  основу рыночной экономики составляет  частная собственность на все факторы производства. Именно на ее основе главными объектами в хозяйстве являются индивидуальные, партнерские, акционерные и другие предприятия. Эта же частная собственность служит материальной основой свободной предпринимательской деятельности, при которой каждый сам решает, что, как, для кого и сколько производить. Вместе с тем каждый бизнесмен не только свободен, но и лично материально заинтересован в  результатах своего труда: если нет спроса на  продукцию – он терпит убытки, а то и разоряется; если причинен ущерб партнерам, покупателям, обществу или окружающей среде – платит штрафы и возмещает нанесенный вред. Вспомним, например, недавние многомиллионные выплаты нефтяных компаний США и Великобритании за загрязнение Мексиканского залива вытекшей из танкеров нефтью. Фирмы поплатились за то, что недостаточно ответственно подошли к проблеме охраны окружающей среды

Информация о работе Сходство и различия между административно-командной и рыночной экономиками