Шпаргалка по дисциплине " Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Экономика".

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ.docx

— 280.72 Кб (Скачать файл)

Мировой экономический кризис оказал сильнейшее влияние не только на экономику развитых стран, но и на представления о степени и возможностях автоматического саморегулирования рыночной экономики, о месте и роли государства. Именно с этого периода идеи о необходимости государственного регулирования рыночной экономики находят свою реализацию практически во всех развитых капиталистических странах.

С победой на президентских выборах в 1932 г. Ф.Д. Рузвельта начинает проводится ряд реформ, получивших название «нового курса». Теоретической основой новой экономической политики государства явились воззрения Дж.М. Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики. «Новый курс» представляет собой одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классического мира» внутри страны и добрых взаимовыгодных отношений с другими странами.

Реформы новой администрации охватили все сферы экономики и проводились по следующим основным направлениям:

  • Укрепление финансово-банковской системы. Для стабилизации кредитно-финансовой системы был запрещен вывоз золота за границу и прекращен обмен банкнот на золото. 6 марта были закрыты все банки страны. Несмотря на требования общественных деятелей и политиков провести национализацию банков, в Чрезвычайном законе о банках была предусмотрена возможность возобновления работы наиболее эффективных банков и предоставление им кредитов из ФРС. Для определения «очереди» открытия были проанализированы финансовые возможности банков, а уже к 15 марта были открыты банковские учреждения, признанные «здоровыми». В результате за 1933-1939 гг. при сокращении числа банков на 15% (2 тыс. банков не получили разрешения на открытие) объем их активов возрос на 37%. Усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс. В 1933 г. была установлена система страхования вкладов, что привело к возрастанию доверия к банковской системе. Совершенствовалось и законодательство о деятельности фондовых бирж, направленное на пресечение биржевых спекуляций. В этот же период в практику денежного регулирования была введена норма резерва, сконцентрированная в Федеральной резервной системе, повышение или понижение которой влияло на денежную массу в обращении;
  • Девальвация доллара. Для обеспечения инфляционного развития страны, США провели крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. Эта мера искусственно снизила курс доллара, и в 1934 г. официальная цена золота была установлена на уровне 35 долл. за унцию по сравнению с прежней официальной ценой 20,67 долл., что снизило его золотое содержание на 41%. Одновременно вводился биметаллизм. Девальвация доллара, изъятие монетного золота из обращения, доступное кредитование способствовали росту цен и создавали инфляционный механизм развития экономики, давая в руки государства средства для проведения реформ. Девальвация доллара перераспределила доход в пользу промышленного, а не ссудного капитала, уменьшилась задолженность монополий, усилились экспортные возможности США;
  • Стимулирование промышленного роста. Для промышленного роста и стимулирования частных инвестиций стали активно использоваться меры государственного регулирования экономики. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности, который вводил государственное регулирование в промышленности. Для оживления экономики и достижения «мира» в отрасли предпринимателям предлагалось добровольно выработать «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались объемы производства, правила конкуренции, уровни заработной платы, условия найма и занятости, распределение рынков сбыта, разрабатывалась единая политика цен. При этом на два года приостанавливалось антитрестовское законодательство. Через год такие 450 кодексов распространялись на 95% всей промышленности и торговли. Этим законом определялись также формы налогообложения и система мер борьбы с безработицей;
  • Стимулирование сельскохозяйственного производства. «Новый курс» охватил и аграрные отношения. Для реализации аграрной политики была создана Администрация регулирования сельского хозяйства (ААА). Билль о помощи фермерам предполагал поднять уровень цен для соответствия цен на сельскохозяйственную продукцию ценам на промышленную продукцию. Для этого было проведено сокращение посевных площадей и поголовья скота за определенную компенсацию. Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив проценты по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долгов. Завершающим в аграрной политике государства этого периода стало практическое введение концепции «всегда нормальной житницы», в соответствии с которой поддержание цен обеспечивалось не уничтожением излишков продукции, а ее сохранением и сопровождалось выплатами фермерам за еще не проданные товары;
  • Регулирование социальных отношений. На борьбу с безработицей было израсходовано свыше 4 млрд. долл. С апреля 1933 г. получила развитие практика организации общественных работ первоначально для безработной молодежи для работ на железных дорогах, верфях, в портах и т.д. Созданная в 1933 г. Администрация гражданских работ только за 4 месяца израсходовала 933 млн. долл. и обеспечила занятость свыше 4 млн. человек. В августе 1935 г. был принят закон о социальном страховании, который предусматривал страхование по старости и безработице. В июле 1935 г. был принят так называемый закон Вагнера, регулирующий трудовые отношения. В соответствии с ним впервые в истории США рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров, а предпринимателям запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, проводить дискриминацию членов профсоюзов, отказываться от ведения коллективных переговоров и т.д.

«Новый курс» Рузвельта, использование методов государственного регулирования экономики были адекватны сложившейся экономической ситуации, помогли решить сложные социально-экономические проблемы страны. Важнейшим инструментом курса Рузвельта стал государственный бюджет, за счет которого проводилось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. Реформы в рамках «нового курса» имели важное значение не только для США, но и для всего мирового хозяйства, показали, что гибкое и умелое государственное регулирование экономики особенно в сложные периоды ее развития, является не только эффективным, но и необходимым.

 

  1. «План экономии» Дж. Мэя в Англии (СЛИШКОМ ДЛИННО!!!).

Руководствуясь либеральными принципами, новое английское правительство на первых порах попыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить, прежде всего, устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ас­сигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии под руководством финансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии, в котором получил обоснование поворот в антикризисной политике.

Основными положениями доклада Комиссии были:

  • Уменьшение государственных расходов, включая уменьшение выплат пособий по безработице;
  • Уменьшение окладов государственных служащих и учителей;
  • Сокращение общественных работ;
  • Возрастание вкладов населения на социальное страхование при сокращении выплат. Одновременно были снижены на 10% пособия по безработице. Вводится закон о проверке нуждаемости безработных;
  • Увеличение прямых и косвенных налогов;
  • Перераспределение бюджетных средств из менее существенных отраслей в те, которые могут улучшить структуру экономики и смягчить социальную напряженность.

Фактически доклад Комиссии Мэя оказался политическим документом, нанесшим наибольший вред лейбористскому правительству, сформированному 7 июня 1931 г. Дж. Макдоналъдом (1866—1937), и его социальной программе особенно предполагаемому повышению пособий по безработице. В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономии премьер-министр Макдональд и еще два министра высказались за принятие предложений Комиссии Мэя, остальные члены кабинета — против. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. В результате 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое так называемое национальное правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы.

Национальному правительству сразу же был предоставлен заем, в котором отказывали его предшественникам. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству зай­мы, необходимые для платежного баланса страны, который находился к тому времени в катастрофическом состоянии, при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.

10 сентября 1931 г. был принят  измененный бюджет, оказавшийся  более жестким, чем тот, который разрабатывался лейбористским правительством. Новый кабинет министров Макдональда приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов.

В соответствии с этим планом были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи.

В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отношению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в 1931 г, (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован (за исключением небольшого дефицита 1932-1933 гг.), и финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству как в самой   Великобритании, так и за границей.

Кроме осуществления политики экономии правительство Маклональда принимало и другие меры для оздоровления   экономики.

20 сентября 1931 г. был отменен  золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фут – его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные пены на внутреннем рынке. Следует отметить, что потеря доверия к фунту вызывалась также мрачными бюджетными предсказаниями Комиссии Мэя.

Большое число стран, как входивших в созданный в 1931 г. стерлинговый блок (члены блока устанавливали курс своих валют в соответствии с курсом английского фунта, хранили свои валютные резервы в английских банках, производили торговые расчеты на основе фунта стерлингов), так и не входивших в него, включая доминионы, Скандинавию, Японию, последовало за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и другие страны не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изме­нив неблагоприятную ситуацию 1925—1931 гг. Конечно, большинство стран соответственно отреагировало, повы­сив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, так как Великобритания тоже ввела протекционизм. В 1931-1932 гг. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокра­щения импорта. Кроме того, иностранные заемщики обнаружили, что оплату легче производить в фунтах. В Великобритании цены оставались достаточно стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931- 1936 гг., цены возросли в среднем лишь на 10%. Таким образом, доверие к фунту было почти восстановлено, и вклады начали возвращаться в английские банки. К апрелю 1932 г. фунт стабилизировался, бюджет был сбалансированным, прово­дилась эффективная политика протекционизма, и финансовый кризис миновал. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне.

После 1932 г. бюджетные проблемы решались все легче за счет повышения подоходного налога, сокращения пособий по безработице, появления новых государственных доходов (в результате проведения протекционистской политики). Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэкономить 31 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, начиная с 1933 г. опыт других стран, и особенно США и Швеции, показал, что дефицитный бюджет необязательно ведет к катастрофе.

Все это способствовало тому, что в 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарплат (остальные — в 1935—1936 гг.), был снижен подоходный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости.

Итоги плана.

В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смяг­чению социальных противоречий.

Начавшийся в 1934 г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, свя­занных с производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим ме­ры правительства по оздоровлению финансовой системы, жест­кая политика протекционизма способствовали притоку инве­стиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, ме­таллургия), что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная отрасли промышленности продолжали стагнировать.

В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кри­зиса. Положение английской промышленности было на­ихудшим в третьем квартале 1932 г., но к концу этого года в экономике наблюдались уже первые признаки выздоров­ления, а в 1934 г. объем промышленного производства дос­тиг уровня   1929 г.

Таким образом, как мне кажется, я выполнил все поставленные перед мной задачи: рассмотрел экономику Англии в докризисный период, вкратце описал ход развития кризиса в Англии, выделил историю появления плана экономики Д.Мэя и предлагаемые им антикризисные меры, указал итоги применения данных мер.

 

  1. Экономическая политика фашизма в Германии.

Тяжелое экономическое положение означало конец Веймеровской республики, фактическое признание бесперспективности демократических методов управления и признания целесообразности диктатуры. 30 января 1933 г. президент Гиндербург назначает Гитлера рейхсканцлером и начинается период фашистской диктатуры.

Основным содержанием экономической политики фашизма становится всеобщая милитаризация как основное направление выхода из кризиса на основе преимущественно административного управления экономикой. Основными направлениями экономической политики правительства в этот период являлись: - формирование сложного государственного аппарата для административного регулирования экономики и ее регламентации. Создаются ряд государственных структур, реализующих милитаристскую экономическую политику. Государственную экономическую политику направлял Генеральный совет немецкого хозяйства, в состав которого вошли 12 представителей крупнейших монополий. Организация промыслового хозяйства, построенная по отраслевому принципу, направляла развитие промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и строительного дела. Одновременно начинается формирование и территориальной структуры управления.

Административные методы управления экономикой становятся преобладающими:

  • Принудительное картелирование экономики. Реформа акционерных обществ ликвидировала все общества, имевшие капитал менее 100 тыс. марок, а для открытия новых необходим был капитал в 500 тыс. марок и более, происходила «ариизация капиталов». Это привело к концентрации производства и созданию в ряде отраслей промышленности объединения фирм. С 1934 г. министр экономики получил полномочия на создание хозяйственных объединений, их роспуск и слияние, мог назначать их руководителей. Были образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта, через которые проводились государственные решения в области экономики;
  • Всеобщая милитаризация экономики становится главным направлением экономической политики. Она проводилась ускоренными темпами и рассматривалась как основное средство выхода из кризиса. Военные расходы в 1933-1939 гг. возросли в 10 раз. Были построены новейшие заводы по производству военной техники, запасы сырья и продовольствия, денежные фонды передавались в руки военных, проводилась стандартизация железных дорог, стальных изделий и деталей машин. В целом за период 1929-1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25%. Особенно быстрыми темпами развивались отрасли, «работавшие» на войну. Была расширена добыча железной руды, увеличилось производство нефтепродуктов, синтетических материалов, станков, автомобилей. Государственные заказы стали источником значительных доходов крупнейших монополий. Валовой доход «И.Г. Фарбениндустри» увеличился с 48 млн. марок в 1939 г. до 363 млн. В 1939 г., прибыль концерна Круппа возросла с 118 млн. до 395 млн.;
  • Развитие государственного сектора в экономике. В 1932 г. государственный акционерный капитал составлял 13,2 млрд. марок, а в 1939 г. - 17,0 млрд. рейхсмарок;
  • Государственное регулирование сельского хозяйства под контролем Имперского сословия по продовольствию. Предполагая создание продовольственных резервов, государство вводит систему принудительных поставок сельскохозяйственной продукции. Закон «О наследственных дворах» (1933 г.) объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и передаваемыми по наследству только старшему сыну. Тем самым сельское население было разделено на крестьян и сельских хозяев. Последним государство регламентировало практически всю хозяйственную деятельность, предписывало, что сеять, что сдавать государству и по каким ценам. Они становились «солдатами фронта питания»;
  • Государственный контроль над рынками рабочей силы. Рабочие и предприниматели были объединены в единый «Немецкий трудовой фронт», претендовавший на реализацию идей о социальном партнерстве труда и капитала. Декларировалась идея о прекращении классовой борьбы на основе превращения каждого рабочего в «солдата труда», а фабриканта - в их «фюрера». Были уничтожены профсоюзы и другие рабочие организации, отменены коллективные договоры, запрещены стачки и забастовки. Постепенно начинает формироваться система трудовой повинности: первоначально с 1935 г. для молодежи 19-25 лет как средство сокращения безработица, а с 1938 г. трудовая повинность становится всеобщей. Вводится запрет на произвольную смену места работы.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине " Экономика"