Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Экономика".
После подписания мирного договора в сентябре 1951 г. и переходом власти в стране к национальному правительству начинается новый очень важный этап в развитии страны, получивший в мировой истории названия «японского чуда». Темпы роста японской промышленности превышали темпы роста всех развитых стран. За период 1951-1970 гг. среднегодовой прирост промышленной продукции в Японии составлял 15,2%, в то время как в ФРГ - 7,4%, во Франции - 6,2%, в США - 4%, В Англии - 3%. По объему ВНП в 1969 г. Япония вышла на второе место в мире и превзошла все страны по уровню накопления капитала. В 1968 г. инвестиции в основной капитал Японии составляли 34,7% ВНП по сравнению с 14% в США.
Теоретической основой практической политики правительства в этот период стала кейнсианская теория о необходимости государственного регулирования рыночной экономики с учетом специфических этнических условий страны. Стимулируя накопления с последующим инвестированием национальной экономики, правительство проводило политику «низких процентов» на основе регулирования цен и невысоких процентных ставок. Активное проведение политики протекционизма в автомобилестроении с одновременным облегчением доступа иностранных технологий привел к быстрому развитию отрасли. Если в 1946 г. в Японии было произведено 110 легковых автомобилей, в 1962 г. фирма Тоета импортировала только 0,2% от общего импорта иностранных автомобилей в США, то в 1972 г. доля Тоеты составляла уже 16%.
60-70-е годы являются
Основными факторами, обусловившими быстрый экономический рост Японии в 70-х гг. являются:
Сформировалась система «патернализма», основанная на традиционных духовных ценностях японцев. Зародившаяся еще в период феодализма идея о том, что государство или хозяин обязан опекать людей им подчиненных, создавать для них условия для нормальной жизни и работы до конца дней, в модифицированной форме существует и в настоящее время. Японские менеджеры установили прямую зависимость между эффективностью работы предприятия и состоянием трудовых ресурсов. Создавая условия для труда, жизни, отдыха человека и его семьи, предприниматели получают значительные экономические выгоды.
Основными элементами японской системы трудовых отношений являются:
Послевоенное состояние экономики Германии было крайне тяжелым. В 1946 г. промышленное производство составляло 1/3 от довоенного уровня, на десятилетия назад было отброшено сельское хозяйство, большая часть промышленных предприятий была разрушена. Высокая инфляция (600% по отношению к довоенному уровню), карточная система, разорение мелких предпринимателей, спекуляция катастрофически сказались на жизненном уровне населения. Товарный дефицит, низкая покупательная способность марки привели к натурализации товарного обмена не только в сфере потребления, но и сфере производства.
В этих условиях были решительно проведены реформы, которые обеспечили «немецкое чудо». Большое значение имела активная поддержка США в соответствии с планом Маршалла. Германии было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд. долл.
Условия и конкретные направления реформ в Германии были разработаны профессором Л. Эрхардом. Основой реформ было представление Л. Эрхарда о социальном рыночном хозяйстве, основанном на решающей роли человека, о его естественном стремлении к личному благополучию, которое является условием и фактором общественного развития. Рыночная экономика, по мнению Эрхарда, эффективно функционирует только при реальной свободе потребления, выборе профессии и рабочего места, свободной предпринимательской деятельности и т.д.
В основе экономического возрождения страны должны были лежать свободная частная инициатива и конкуренция в сочетании с активным государственным регулированием экономики, направленным на формирование либеральной рыночной экономики, и юридическую защищенность предпринимательской деятельности. Такие меры государственного регулирования, как низкие налоги, свободные цены, антимонопольное законодательство, система льгот для частного предпринимательства, защита внутреннего рынка от внешней конкуренции, создавали условия для реализации потенциальных возможностей общества.
Реформа 1948 г. представляла собой сочетание денежной реформы и реформы цен. 21 июня рейхсмарки были объявлены недействительными и введены новые деньги - дойчмарки. Каждый гражданин страны получал 40 новых марок. Позже эта сумма была увеличена еще на 20. Пенсии, заработная плата и квартирная плата выплачивались в новых марках в соотношении 1:1. Одновременно половину сбережений и наличности разрешалось обменять в соотношении 1:10, а оставшаяся часть была заморожена и позже обменивалась по курсу 1:20. Большая часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Им ассигновались денежные средства, необходимые для выплаты первой получки, но в дальнейшем они могли развиваться только на основе своей самостоятельной коммерческой и производственной деятельности.
Одновременно проводилась и реформа цен, которые становились свободными. Отменялось административное распределение ресурсов и нормативные документы, которые ранее регулировали экономические отношения. Несколько позже были приняты законодательные акты в кредитной и налоговой политике, о мерах против произвольного повышения цен.
Реформы Эрхарда в короткие сроки дали значительные экономические результаты. Уже за два года производство потребительских товаров повысилось в два раза, исчез «черный рынок». Значительный рост производительности труда приводил к росту заработной платы, что снижало влияние инфляции. Ускоренными темпами развивалось машиностроение, приборостроение, оптика, электроэнергетика и др. Так, производство автомобилей в 1950 г. по сравнению с 1936 г. увеличилось на 60%, тракторов - на 189,8%, электроэнергии - на 61,6%. В целом в 1950 г. объем производства в ФРГ возрос на 25,8%, а в 1956 г. -превышал в два раза уровень производства 1936 г. Уже в 1952 г. при росте объемов производства, производительности труда и заработной платы прекратился рост цен, а с 1953 г. цены стабилизировались и даже снижались.
В 1947-1949 гг. была проведена аграрная реформа, сократившая число крупных юнкерских хозяйств. Основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким хозяйствам. Высокая интенсивность этой сферы экономики на основе механизации и электрификации привела к росту абсолютных объемов производства при сокращении численности сельскохозяйственного населения. К началу 70-х гг. ФРГ по количеству тракторов и комбайнов на единицу площади превосходила все страны Западной Европы.
В результате такого послевоенного курса к середине 50-х гг. по объему промышленного производства ФРГ занимала 3-е место в капиталистическом мире после США и Англии, ее доля в промышленной продукции возросла до 9,4%, а по объему золотых запасов ФРГ вышла на второе место после США.
Основными факторами, определяющими
развитие ФРГ в 60-е годы были быстрое развитие
научно-технического потенциала, усиление
ориентации на внешний рынок, увеличение
государственно-
Большое значение для экономического роста ФРГ имело изменение государственного регулирования экономики. От использования обычных инструментов финансового, кредитного и налогового регулирования государство перешло к составлению общенациональных, отраслевых и региональных планов, предусматривающих военные расходы, научные исследования, образование, транспорт, контроль над ценами и т.д.
В 70-80-х гг. колебания и неустойчивость в мировой капиталистической экономике, развитие инфляции, массовая безработица, валютные проблемы и проблемы международной торговли привели к необходимости проведения реиндустриализации, перехода к наукоемким технологиям - информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и др. Значительно повышается роль малого и среднего бизнеса. Начиная с 1975 г. государство стало активнее оказывать финансовую поддержку мелким и средним предприятиям, предоставлять кредитные и налоговые льготы.
Происходит усиление государственного регулирования экономики на макроэкономическом уровне, разрабатываются долгосрочные цели и ориентиры экономического развития. Государство стало проводить политику сознательного форсирования постоянного равномерного экономического роста, включающую элементы долгосрочного и среднесрочного планирования.
Были пересмотрены государственные приоритеты в научно-технической политике, особое внимание стало уделяться разработке микропроцессорной техники, созданию современных систем связи и информации, энергосберегающим технологиям, проводится государственная поддержка подготовки научно-исследовательского персонала мелких и средних фирм. В результате к 1990 г. по затратам на НИОКР ФРГ занимала ведущую позицию вместе с Японией и добилась крупных успехов в создании наукоемких производств.
Важным элементом структурной перестройки экономики стал перенос в другие страны части промышленного производства, в основном нерентабельных и экологически вредных предприятий. В целом доля заграничных инвестиций у химических концернов составила 32,5% всех капиталовложений.
Для экономического развития ФРГ, как и для других стран, были характерны неравномерные темпы экономического роста. Подъем, длившийся 8 лет, достиг наивысшей точки в
1990 г., когда темпы роста ВНП - 4,5% - оказались максимальными за последние 14 лет. Но уже с 1991 г. в западногерманской экономике наступает спад, и в 1993 г. начинается их снижение. Объем производства ВНП сократился на 3,7%, автомобилей - на 25%, продукции машиностроения - на 13%.
Большое влияние на экономическое развитие ФРГ оказало создание единого немецкого государства и перевод командно-административной экономики ГДР на принципы рыночного хозяйства. Была введена частная собственность, проведена денационализация государственных предприятий. При этом ГДР получила социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в «готовом виде». Сжатые сроки переходной экономики были обусловлены интеграцией в высокоразвитую рыночную экономику, наличием правовой базы, государственных институтов, валютно-финансовой системы и т.д.
Интеграция двух стран выявила серьезные проблемы и привела к определенным негативным последствиям. На начало 1991 г. из 69 промышленных отраслей бывшей ГДР смогло успешно функционировать лишь 3, закрытие предприятий или уменьшение объемов производства приняло массовый характер. К 1993 г. сокращение общего объема промышленного производства достигло 40%. Безработица к концу 1990 г. составила 1,4 млн. человек. Из каждых 100 занятых 55 человек потеряли свои рабочие места.