Шпаргалка по дисциплине " Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Экономика".

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ.docx

— 280.72 Кб (Скачать файл)

Все эти социально-экономическое преобразования привели к формированию в Германии тоталитарной административной модели экономики с жесткой централизацией управления.

 

  1. Особенности развития экономики Японии в период и после великой депрессии.

Япония в период 1919-1939 гг. обеспечила значительный рост своей национальной экономики. Однако послевоенный экономический кризис 1920-1921 гг. достаточно сильно отразился на Японии в силу ее большой зависимости от внешнего рынка: уровень промышленной продукции снизился на 20%, экспорт -на 40%, импорт - на 30%. Он показал наиболее слабые стороны японской экономики: неравномерность развития отдельных отраслей промышленности, отставание сельского хозяйства, появление большого числа предприятий спекулятивного характера.

Период промышленного подъема (1924-1926 гг.) привел к быстрому росту строительной, металлургической, судостроительной, машиностроительной и других отраслей промышленности. Однако ведущую роль в экономике страны играла хлопчатобумажная промышленность, производившая 40% всего промышленного производства.

Одновременно шел процесс концентрации производства, и японский крупный капитал все более укреплял свои позиции в главных отраслях экономики. Особенностью формирования монополистических объединений в Японии было объединение предприятий в виде семейных концернов - дзайбацу, - управление которыми осуществляла головная семейная компания. Если финансово-промышленные корпорации в Европе и США формировались на основе конкуренции, концентрации и централизации капитала, то финансово-промышленный капитал Японии строился на основе особых торгово-промышленных привилегий, даваемых государством некоторым семейным кланам. Тесные семейные связи делали дзайбацу предприятиями закрытого типа, акции которых не имели широкого хождения. Эти предприятия имели универсальный многоотраслевой характер. Так, концерн Мицубиси в 20-е годы контролировал около 120 предприятий в электротехнической, металлургической, горнорудной, хлопчатобумажной, судостроительной промышленности, а также железнодорожные предприятия.

Еще одной важной особенностью экономического развития Японии в этот период была значительная роль государственного сектора, превосходившего в техническом отношении частный. Государство осуществляло примерно 2/3 всех инвестиций в национальную экономику и играло роль крупнейшего предпринимателя.

Мировой кризис 1929-1933 гг., как и в других странах, обострил социально-экономическую ситуацию. В этот период усиливаются призывы к милитаризации экономики Японии. Был разработан курс на развертывание военно-инфляционной конъюнктуры, в соответствии с которым был запрещен вывоз золота, ускорился выпуск бумажных денег, возросли ассигнования правительства на военные заказы (73% расходов бюджета в 1937/1938 гг.), которые приносили предпринимателям очень высокие прибыли.

Одновременно принимается закон «О всеобщей мобилизации нации» (1939 г.), составленный по типу законов военного времени. В соответствии с ним правительству предоставлялись неограниченные полномочия для концентрации материальных и людских ресурсов, право контроля над промышленностью, ликвидируются профсоюзы. Во всех отраслях были созданы «контрольные ассоциации», регулирующие всю производственную деятельность компаний, вводилась и новая «структура труда».

Реализация правительственной программы милитаризации экономики привела к значительным успехам в развитии экономики страны в целом, но главным образом в отраслях, ориентированных на производство военной продукции. За 1931-1938 гг. объем промышленной продукции вырос в 1,6 раза, продукции металлургии - в 10 раз, машиностроения - в 6,7 раза, сформировались как самостоятельные отрасли самолетостроение и автомобилестроение. При этом доля отраслей тяжелой промышленности возросла с 32,2 до 60,8%, а доля текстильной промышленности снизилась с 31,4 до 20%.

 

  1. Характеристика тенденций экономического развития мира после второй мировой войны.

Несмотря на определенные различия в послевоенном развитии стран Западной Европы, США и Японии, можно выделить общие экономические процессы, происходящие во всех развитых странах, обусловленные общими объективными тенденциями общественного прогресса. Особенно ярко эти тенденции начали проявляться в 70-90-х гг. XX века. Отметим некоторые из них:

  • Новый этап научно-технического прогресса, который в середине XX века перерос в научно-техническую революцию. НТР означала переход к принципиально новой технике и технологии, она охватила все сферы экономики, изменила функции и роль человека в производственном процессе, превратила науку в непосредственную производительную силу. Наука становится объективным фактором экономического роста.
  • Необходимость структурной перестройки экономики в соответствии с достижениями НТР. С середины 70-х гг. в развитых странах начинает осуществляться реиндустриализация, переход к наукоемким сложным технологиям - информационным и ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и т.п. Перестройка экономики в соответствии с требованиями НТР становится необходимым условием и важнейшим фактором дальнейшего динамичного экономического развития. Степень использования достижений НТР, практическая реализация научных открытий и разработок, комплексное проведение НИОКР и своевременное внедрение их результатов определяют темпы экономического роста, эффективность производства и, в конечном счете, уровень социально-экономического развития страны.
  • Особенностью циклического развития в послевоенный период является его связь с появлением новых производств и технологий, необходимостью структурной перестройки экономики, старением ряда традиционных производств и т.д. Меняется характер самих экономических циклов. Под влиянием мер антикризисного регулирования уменьшается глубина кризиса, не происходит «обвального «падения цен, циклы становятся более «растянутыми» и т.д.
  • Рост государственного сектора в экономике развитых стран на основе проведения широкой национализации промышленности, банков, транспорта, повышения роли государственных предприятий в создании и потреблении ВВП. Однако в 70-80 гг. эта тенденция превращается в свою противоположность - приватизацию, проводимую в ряде стран. Процесс приватизации связан с ограничением государственной предпринимательской деятельности, изменением объема и способов государственного регулирования рыночной экономики, необходимостью стимулирования частного капитала. В конечном счете речь идет о пересмотре функций и сфер государственного регулирования экономики, о более четком разделении прав, обязанностей и ответственности между государственным и частным секторами в экономике.
  • Развитие смешанной экономики, сосуществование государственного регулирования экономики с рыночным механизмом хозяйствования, сочетание конкурентного, рыночного регулирования с административным регулированием, активным использованием государством экономических инструментов для воздействия на хозяйственное развитие. При этом за рассматриваемый период меняется подход государства к методам государственного регулирования. Характерен переход от кейнсианской модели регулирования к неоклассической модели.
  • Возрастание роли среднего и малого бизнеса, развитие которого послужило одним из факторов активизации экономики многих стран. Этот сектор экономики обладает высокой мобильностью, гибкостью, приспособляемостью к изменениям рыночной ситуации, способностью обеспечивать занятость значительной части рынка труда и т.д. Одной из перспективных форм малого бизнеса является венчурное (рисковое) предпринимательство - специфическая форма организации НТП в виде небольших компаний, занятых созданием и производством нововведений. Получая средства от крупных финансовых институтов, венчурные предприятия инвестируют их в новые рисковые предприятия, осуществляющие НИОКР.
  • Усиление интеграционных процессов в Западной Европе на основе интернационализации производства, роста взаимозависимости национальных экономик, развитие процессов международной кооперации и специализации производства, международного движения капиталов и рабочей силы, усиления международных монополий.
  • Создание мировой социалистической системы, идеологическое и политическое противостояние двух экономических систем приводит к холодной войне, гонке вооружений.

 

  1. «Рейганомика»: цели и основные последствия.

Экономические проблемы 70-х гг., связанные в основном с энергетическим кризисом, привели к пересмотру теоретических основ и методов государственного регулирования экономики. Кейнсианская концепция в период правления республиканской администрации Р.Рейгана (1981-1988 гг.) сменяется неоконсервативным вариантом государственного регулирования. Теоретической основой этого курса являлась концепция предложения, которая ставит во главу угла не совокупные расходы в национальной экономике, что было характерно для кейнсианства, а сбережения, и поэтому декларирует необходимость увеличения сбережений и относительное сокращение потребительского спроса. Налоги рассматривались как главный инструмент фискальной политики государства. Достижение долгосрочного неинфляционного роста предполагает необходимость воздействия непосредственно на производство путем целенаправленного снижения налогов, сокращения уровня предельных налоговых ставок на прибыли корпораций и личные доходы. Одновременно эффективно действующим инструментом государственного регулирования становится снижение государственных расходов.

В США основные постулаты неоконсервативной теории определили концептуальную платформу консервативного поворота в экономической политике, осуществленного администрацией Р. Рейгана. Она получила название «рейганомика» и была направлена в первую очередь на рационализацию производства, его структурную и технологическую перестройку, усиление интернационализации капитала.

Основными положениями «рейганомики» являлись:

  • Фискальная политика. Закон о налогообложении предусматривал поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога в общей сложности с 50 до 28%. Были установлены только две ставки подоходного налога: 15% на налогооблагаемые годовые семейные доходы ниже 29 750 долл. и 28% - на доходы, превышающие этот уровень. Такая система подрывала принцип прогрессивного налогообложения, сложившийся с 1913 г., освободила 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Одновременно снижалась максимальная ставка налога на доходы от капитала с 70% до 50%, были значительно сокращены сроки амортизационных списаний, увеличивались инвестиционные налоговое скидки. В целом такая налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повышала доходы самых богатых и улучшала материальное положение среднего класса. Принятие этих мер предполагало, что в соответствии с теорией предложения будут усилены стимулы к инвестированию, сбережению и работе и, следовательно, к экономическому росту, уменьшению безработицы, повышению производительности труда;
  • Ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ. Была реализована программа «нового федерализма», разделение функций федеральных, штатных и местных органов власти по реализации социальных программ;
  • Ограничение регулирования предпринимательской деятельности;
  • Проведение жесткой кредитно-денежной политики.

В результате проводимых государством мер, страна вошла в семилетнюю стадию экономического подъема. В 1989 г. ВНП превысил предкризисный максимальный уровень на 28%, объем личного потребления возрос на 1/3, было создано более 17 млн. рабочих мест, безработица - 5% - находилась на самом низком уровне после 1973 г. Экономическому подъему способствовало также завершение структурной перестройки экономики и ускорение процесса обновления основного капитала, стабилизация курса доллара, переход от относительно самостоятельного к более открытому типу экономики.

В конце 80-х годов экономика США вступила в период замедления темпов экономического роста, связанного не только с циклическими характером совокупного спроса, но и в связи с кризисными процессами в кредитно-финансовой сфере. Дефицит государственного бюджета - 290 млрд. долл., растущий государственный долг привели к сокращению инвестиционной активности в стране. В этом же направлении действовало сокращение государственного спроса на военную продукцию.

Экономический спад, затронув автомобильную промышленность США в связи с расширением экспансии японских автомобильных фирм, автоматически привел к падению производства в металлургии, а кризис в строительстве повлек за собой снижение производства стройматериалов.

В лучшем положении в этот период оказались отрасли экспортной ориентации - машиностроение и приборостроение. Увеличение экспорта одновременно с замедлением импорта способствовало уменьшению дефицита торгового баланса.

Существование в начале 90-х гг. такой важной проблемы, как дефицит госбюджета и растущий государственный долг, предопределили основную цель экономической политики демократической администрации Б. Клинтона - стимулирование инвестиционного процесса. Для экономической стратегии современной администрации США существенными являются:

- использование государственного  регулирования для поддержки  НИОКР, развитие государственной  инфраструктуры на основе целевых  капиталовложений в наиболее  важные отрасли экономики, создание  благоприятных условий для мелкого  бизнеса путем введения системы  льгот и стимулов для частных  инвесторов;

- усиление роли государства  в решении социальных проблем  общества: увеличение рабочих мест  на основе развития системы  образования, профессиональной подготовки  и переподготовки кадров, развитие  системы общественных работ;

- усиление внимания к  долгосрочным проблемам, более активное  использование фискальных методов  регулирования по сравнению с  монетарными;

- сокращение бюджетного  дефицита как необходимого условия  обеспечения долгосрочного экономического  роста.

 

  1. «План Маршалла»: сущность, цели, последствия.

План Маршалла («Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом (вступил в действие в апреле 1948 г.). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Целью США было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация индустрии европейских стран и развитие Европы в целом.

Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. При этом сам Советский Союз под действие плана не подпадал по чисто формальной причине — в связи с заявленным отсутствием у СССР бюджетного дефицита. (Политические условия получения помощи вскрывали преемственность плана с "доктриной Трумэна".) Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил "план Маршалла", назвав его инструментом холодной войны против России(СССР).

Участники обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждой из них. В ответ на готовность принять её в США был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.

Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с Западной Германии контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам победительницам во Второй мировой войне.

В 1951 заменен законом «О взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим одновременное предоставление экономической и военной помощи.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 г., когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апр. 1948 по дек. 1951) составила около 13 млрд долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине " Экономика"