Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Экономика".
Для проведения рыночных преобразований необходимы были значительные капиталовложения. Финансовые потоки из западной в восточную часть страны составляли в 1991 г. 140 млрд. марок, в 1992 г. - 152, в 1993 г. - 182, что привело к дефициту госбюджета и увеличению государственного долга.
Процесс трансформации экономических систем никогда не бывает быстрым и безболезненным и неизбежно сопровождается определенными социальными и экономическими потерями. Однако значительный экономический и научно-технический потенциал Германии, высокая квалификация и трудолюбие рабочей силы, исторический опыт развития являются весомыми аргументами дальнейшего благоприятного социально-экономического развития единой Германии.
После окончания второй мировой войны экономика Франции находилась в тяжелом положении. Почти на 70% сократилось промышленное производство, в 2 раза уменьшилось производство продукции сельского хозяйства, практически был ликвидирован торговый и военный флот, более 100 тыс. торговых и промышленных предприятий обанкротились, полностью была разрушена транспортная система.
Решение проблемы восстановления народного хозяйства в 1945-1947 гг. Франция начала на основе национализации таких отраслей, как электроэнергетика, добыча угля, газовая и авиационная промышленность, судоходство и воздушный транспорт, а также ряда банков, сберегательных касс и страховых компаний. В общей сложности национализация охватила примерно 20% производственных мощностей страны.
Национализация проводилась на основе компенсации, и полученные от нее средства вкладывали в наиболее рентабельные и прибыльные отрасли. Это позволило ускорить темпы промышленного производства, и к лету 1947 г. был достигнут его довоенный уровень.
Значительную помощь в послевоенном восстановлении Франции сыграл «план Маршалла». Франция получала от США наряду с продуктами и кредиты, основными потребителями которых стали автомобильные компании, металлургические и химические тресты. Большая часть этих средств была использована для импорта новейшего оборудования. Это в известной степени ограничивало экономический суверенитет страны, формировалась финансовая зависимость, усилились влияние США на направления экономического развития Франции и внедрение американского капитала в экономику Франции, но в тоже время позволило провести модернизацию производственного потенциала страны.
В 50-60-х гг. меняется экономическая стратегия правительства Франции. С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. По темпам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов экономического роста стало обновление основного капитала, понимание бесперспективности дальнейшей опоры на ростовщичество. Основная доля капиталовложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х гг. общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным периодом в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в два раза. При этом инвестиции (90%) в первую очередь направлялись в тяжелые отрасли промышленности, особенно на модернизацию химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения. Развитие НТР требовало структурной перестройки экономики. Быстрое развитие получают авиационная, химическая, автомобилестроительная промышленность, создаются новейшие отрасли военно-промышленного комплекса.
В этот период возросла интенсивность процесса концентрации производства, появились финансово-промышленные группы. 10% финансово-промышленных групп распоряжались 40% частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности.
Необходимость развития национальной экономики привели в значительному уменьшению вывоза капитала за границу. Экспорт капитала стал осуществляться преимущественно в предпринимательской форме. К началу 60-х гг. размер вывозимого капитала был почти в 6 раз меньше вложений французского капитала в промышленность, транспорт и торговлю.
В сельском хозяйстве завершился технический переворот, широко стала применяться сельскохозяйственная техника, возросла концентрация производства. Крупные хозяйства, составлявшие 5%, обрабатывали более 25% земли.
В послевоенный период активно развивается государственное регулирования экономики в разнообразных формах преимущественно в общенациональном масштабе. Экономическая политика, проводимая государством во Франции в этот период, получила название «дирижизма». Для нее были характерны прямые, административные методы вмешательства государства в экономику - контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.д., а также активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, развивается индикативное планирование.
Во Франции доля государственного сектора экономики была высока. В 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, по 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности. Государство инвестировало научно-исследовательские работы в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских транспортных компаний. Государство располагало 36% всего национального имущества, на его предприятиях создавалось около 13% ВНП.
Получило развитие и практическое применение государственное программирование экономики. Франции принадлежит приоритет в применении индикативных планов как метода воздействия государства на экономику. Созданный в 1946 г. специальный орган - Генеральный комиссариат по планированию -начал осуществлять подготовку планов экономического развития. Первый общенациональный план модернизации и реконструкции (план Монне 1947-1953 гг.) был направлен преимущественно на модернизацию национализированного сектора в экономике, второй план (1954-1957 гг.) был направлен на укрепление частных фирм и их конкурентоспособности, третий (19581961 гг.) определил основные направления перехода от протекционизма к открытой экономике. В 60-е годы был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа. В 1971-1975 гг. при реализации шестого плана предусматривалось создание компаний международного масштаба, в седьмом (1976-1980 гг.) - провозглашалась политика «промышленной переориентации».
В отношении государственных предприятий планирующие организации наделялись императивными правами.
В 70-х годах меняются ориентиры в государственном регулировании экономики. В результате реализации «промышленной переориентации» структура экономики страны стала приспосабливаться к новым условиям международной интеграции через создание транснациональных корпораций и усиление связей с мировым рынком. Стремление к формированию универсального хозяйства сменилось ориентацией на поддержку государством наиболее конкурентоспособных отраслей, в которых начинается слияние монополий различных стран. Одновременно продолжают активно разрабатываться государственные отраслевые программы в ядерной энергетике, информатике, авиастроении.
В 80-х гг. происходит пересмотр приоритетов экономического развития. Администрация президента Франции Ф. Миттерана провела более 200 реформ, среди которых следует отметить следующие:
Успех проводимых реформ во многом зависел от сохранения устойчивых темпов роста. Для одновременного финансирования перестройки экономики и поддержания необходимого жизненного уровня необходим был ежегодный прирост ВНП в размере 3%. Однако достичь их страна не смогла. Правительство во главе с Ж. Шираком, сформированное в 1986 г., начало проводить политику, направленную на либерализацию экономики. Ее основными направлениями были:
Все эти либеральные мероприятия позитивно сказались на экономике Франции. В 1986-1989 гг. ежегодный прирост ВНП составлял в среднем около 3%, промышленного производства -4%, более чем в два раза выросли капитальные вложения.
В 90-х годах усиливается влияние на французскую экономику европейского сотрудничества в рамках ЕЭС. В промышленном развитии важную роль играют связи между финансовыми группами и концернами, возникает серия смешанных франко-бельгийских, франко-голландских и других «европейских предприятий». Но наибольшее влияние ЕЭС оказало на сельское хозяйство Франции, ускорило процессы концентрации и специализации. В рамках ЕЭС осуществляются также совместные научные исследования.
Первый шаг Ширака – президента после победы в 1995 году весьма символичен. Он назначил премьер-министром одного из тех, кто обеспечил ему победу – Алена Тюппе. Многие посты министров стали называться по-иному.
Для первого срока президента пятой Республики было характерно главное – устранение безработицы и укрепление Единой Европы. Именно от этих решений зависело дальнейшее благополучие всех французов.
Вопрос европейского строительства занимал среди французских приоритетов едва ли не важнейшее место. Не последнюю, а даже первостепенную роль играет настроение граждан в современном мире, поэтому необходимо рассматривать взгляды простых французов на проводимую политику государства под руководством Жака Ширака.
В течение нескольких лет общественное мнение Франции соглашалось с политикой ортодоксального монетаризма, доверие, сменяющим друг друга политикам, которые утверждали, что европейская интеграция и улучшение социального положения в стране, не только совместимы, но и дополняют друг друга. Однако, последнее время — это доверие стало иссякать поскольку проводимая правительством политика интегрирование французской экономики в европейскую и мировую всё больше отдалялась от реализации таких целей, как повышение уровня занятости и борьба против социальной маргинализации отдельных категорий трудящихся. Когда же Ширак заявил, что отдаёт абсолютный приоритет политике создания единой валюты ЕС, которая требует сокращения дефицита госбюджета, то есть дополнительных изъятий из доходов трудящихся и пересмотра системы социальной защиты, работники, занятые на предприятиях, выступили в защиту своих социальных прав. Таким образом, подчинение экономической и социальной политики правительства целям валютной политики и повышения международной конкурентоспособности французской экономики вызвало озабоченность общественности и привело к социальным протестам, которые длительное время игнорировались властями.
Выступления населения Франции имели не только экономическую, но и социальную подоплёку: бастующие выражали тревогу в связи с тем, что национальное государство теряет способность защищать наёмных работников собственной страны и больше беспокоится о создании единой валютной системы ЕС и о повышении конкурентоспособности французской экономики на мировых рынках, чем о трудящихся.
В связи с этим дальнейшая политика, направленная на интеграцию, подверглась жестокому испытанию. И эта политика объединения ни где не вызывала такого резкого протеста как во Франции. Но всё-таки план реорганизации системы соцобеспечения в условиях интеграции остался в силе. Так, например, Ж. Ширак твёрдо поддерживал введение единой европейской валюты, как основу европейского строительства. Он не однократно призывал население к поддержке европейской конституции.
Один из наиболее значительных шагов Ширака состоит в принятии решения о проведении ядерных испытаний в Тихом океане.
На это решение бурно прореагировали в стране ив мире, хотя шаг президента вряд ли следует считать сенсацией: в последнее время шла активная работа по подготовке французского общественного мнения к такому развитию событий.
Социалисты – ведущая сила аппозиции – заявили о намерении добиваться отмены этого решения и начать сбор подписей под общенациональной петицией об отказе от ядерных испытаний. Правящее большинство, естественно, поддержало президента. Его сторонники называли действия Ширака «смелым шагом в интересах независимости Франции и безопасности французов». А лидер крайне правого Национального фронта Жан Мари Ле Пен выразил «полную поддержку правительству в данном вопросе».