Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:35, шпаргалка
№1 Спрос. Предложение. Рыночное равновесие и его виды. Изменение рыночного равновесия.
№2 Эластичность спроса: понятие, виды, факторы.
№4 Предпочтения потребителя. Ограничения потребителя. Потребительский выбор.
№5 Производственная функция. Изокванта. Изокоста. Оптимальный выбор производителя.
...
№20 Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена.
№1
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие и его виды. Изменение рыночного равновесия.
Спрос – количество продукта, которое потребители хотят и могут купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени. Спрос – это платежеспособная потребность. Между спросом и ценой существует обратная связь. Закон: при прочих равных условиях чем больше цена, тем меньше спрос. Вид кривой спроса объясняется 3 эффектами: насыщения – последняя единица товара приносит меньшую полезность, чем предыдущая; дохода – если цена на товар упадет, то потребитель сможет купить его больше, оставив потребление всех др. товаров на прежнем уровне; замены – из набора аналогичных благ выбирает более дешевый, значит, снижение цены стимулирует потребление товара.
Изменение цены, когда все остальные факторы неизменны – движение по кривой спроса (предложения) – изменение величины спроса (предложения).
Неценовые факторы, влияющие на спрос (предложение) – изменение спроса (предложение) – смещение кривой вправо (увеличение), влево (снижение).
Предложение - это количество продукта, которое производитель хочет, может произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цен из ряда возможных, в течение определенного времени. Закон: при прочих равных условиях чем больше цена, тем больше предложение.
Неценовые факторы:
1. Цены на ресурсы. если цены на ресурсы возрастут, то возрастут издержки и производители сократят объем производства.
2. Технология производства. Внедрение новых технологий приводит к снижению издержек и росту предложения.
3. Налоги и дотации. Рост налогов увеличивает издержки, а увеличение дотаций приводит к обратному процессу.
4. Ожидание изменения цен. ожидание роста цен сокращает текущее предложение.
5.Число продавцов на рынке. Чем больше продавцов, тем больше предложение.
Цена равновесия - это цена при кот количество товара, кот потребители могут и хотят купить равно количеству, которое производители могут и хотят предложить к продаже. Она находится в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения. При более высокой цене предложение превышает спрос, при низкой цене - спрос превышает предложение. В первом случае создается избыток, во втором - дефицит продукции. Избыток вызывает конкурентное сбивание цены продавцами, при дефиците покупатели конкурируя между собой повысят цену до равновесного уровня.
Способность конкурентных сил спроса и предложения установить цену на равновесном уровне называется уравновешивающей функцией цен.
Эластичность спроса и предложения – это их способность гибко изменяться под воздействием определенных факторов. Спрос (предложение) является эластичным, если спрос (предложение) на товар изменяется в большей степени, чем цена на него.
Виды рыночного равновесия: 1) предложение больше спроса при любой цене, то это благо является бесплатным (равновесие при цене равной 0); 2) если цена спроса меньше цены предложения, то равновесие существует при объеме равном 0, производство данного товара возможно, но экономически не выгодно; 3) если кривая предложения имеет специфический вид, то возможно два равновесия; 4) если кривые спроса и предложения имеют одинаковые участки, то равновесие будет при любой цене и любом объеме на некотором диапазоне. Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым. Это важно знать для проведения эффективной политики государственного регулирования экономики. Если равновесие устойчиво, то система сама приходит в состояние равновесия (устойчивое, условно постоянное «затухающие» колебания, равномерные колебания). Если равновесие не устойчиво, то необходимо государственное вмешательство (неустойчивое равновесие, взрывные колебания).
Графические выводы: если угол наклона кривой предложения больше угла наклона кривой спроса, то равновесие устойчивое, если меньше – неустойчивое, если равны - цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия.
№2
Эластичность спроса: понятие, виды, факторы.
Спрос – кол-во блага, кот. Потребитель готов, может и хочет приобрести по опред. Цене в дан. Промежуток времени. "эластичность" использовал А. Маршалл для обозначения чувствительности реакции одного фактора в результате воздействия на него другого фактора.
Эластичность спроса относ-но цены показывает относит-е измен-е объема спросапод влиянием измен-я цены на 1%.
EDP = / ΔQ/Q / ΔP/P / = / изменение Q в %/ изменение P в % /
EDP – эластичность спроса по цене; ΔQ/Q - относит-е измен-е спроса; ΔP/P – относит-е измен-е цены.
С увелич-м цены объем спроса снижается и ΔQ<0.Чтобы избежать относительных чисел вводят знак минус:
EDP = - ΔQ/Q / ΔP/P или EDP = / (ΔQ/Q / ΔP/P) /.
Спрос называют эластичным, когда EDP>1(это означает,что спрос растет или падает быстрее цены) и неэластичным, когда EDP <1, т.е спрос растет(падает) медленнее изменения цены. Если измен-е цены не вызывает никакого измен-я спроса, то EDP=0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечно малое расширение спроса, то EDP=∞
P E=0 E=∞
0
Различают точечную и дуговую эластичность. 1) Точечная эластичность м.б. определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон в любой точке опред-ся касательной с осью Х. Р Рис. Точечная эластичность
T
P0
0 Q0 N Q
EDP = - ΔQ/ ΔP * P / Q. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.
2) Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на измен-е цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2/
EDP = - ΔQ/ ΔP * P / Q = -(Q2-Q1) / (P2-P1)*((P2+P1)/2) / ((Q2+Q1)/2) = (-(Q2-Q1) / (P2-P1) )* )*((P2+P1) / (Q2+Q1))
Если кривая спроса задается линейной функцией Q = a-bP, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривовй спроса и равен ΔQ/ ΔP = -b. Точечная эластичность линейной функцией может выражаться тогда как EDP = - b *( P/ Q), b – наклон кривой спроса. Эластичность линейной ф-ции спроса измен-ся от 0 (точка D1) до∞(D2). P E=∞
D2 E>1
0 D1 Q
Взаимосвязь измен-я эластичности по цене и совок. Общей выручки представима в виде графика
P
Цена Ценовая эластичность
PQ
Общая
выруч
ка
0
Если спрос по цене эластичный EDP>1, то снижение цены вызывает рост совок. Выручки (TR=P*Q). Если спрос по цене неэластичен EDP<1, то снижение цены приведет к падению совок. выручки.
Факторы, влияющие на эластичность:
1) наличие заменителей – чем больше товаро-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;
2) Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше УВ, тем выше ценовая эластичность спроса);
3) Размер дохода;
4) Качество товара (явл. ли данный товар предметом роскоши – спрос на такие товары как правило эластичен или предметом необходимости – спрос большинства неэластичен)
5)Размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос)
6)Ожидание потребителя (если в краткоср. Периоде потребл-е эл/энер неэластично, то то в долгосроч. эластично)
Перекрестная эластичность – это эластичность спроса на одно болаго относительно цен на другое благо
EDX, Y = (dQx / Qx) / (dPy / Py) = (dQx / dPy)* *(Py / Qx)
Перекрестная эластичность на взаимозаменяемые товары Еху > 0 (например, при росте цены на сливочное масло растет спрос на маргарин). Перекрестная эластичность спроса на взаимодополняемые Еху < 0 (о таких товарах говорят, что они "идут в комплекте", например, видеомагнитофон и видеокассета). Перекрестная эластичность спроса на независимые товары Еху=0 (например, хлеб и бензин и т.д.).
Эластичность спроса по доходу EDI = ΔQ/Q / ΔI/I , если показатель эластичности явл. отрицательн. (EDI <0), то увелич-е дохода приводит к падению спроса на благо и м. сказать оно низкокачественное. Если показатель эластичности спроса по доходу положителен (EDI >0 ), благо нормальное. Если 0< EDI<1 – торар первой необходимости. Если EDI>1 – товар роскоши. Положение, что для кажд. Блага с эластичностью спроса по доходу меньшей 1 (0< EDI<1) должно существовать благо с EDI>1 для конкр. Потребителя наз. Законом Энгеля.
Эластичность спроса можно проверить, определив, что происходит с совокупными расходами потребителей, или с общей выручкой производителей при изменении цены. Если при снижении цены растет объем общей выручки (TR), спрос считается эластичным. Происходит это потому, что прирост выручки от увеличения объема продаж оказывается большим, чем потери от снижения цены. Если при снижении цены объем выручки падает, то спрос считается неэластичным. Потери от снижения цены не компенсируются ростом выручки от увеличения объема продаж. При росте цены эластичный спрос приведет к потере выручки, а неэластичный — к ее росту. Если имеет место единичная эластичность, рост или снижение цены оставят общую выручку без изменений. Спрос явл эластичным на отрезке высоких цен и неэластичным на отрезке низких цен.
№3
1.Эластичность предложения: понятие, факторы. Предложение в трех временных периодах.
Предложение – это кол-во блага, кот. Производитель готов, может и хочет предложить рынку по данной цене в данный промежуток времени.Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %.
ESP= ΔQ/Q / ΔP/P
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
1. наличие избыточных мощностей;
2. наличие запасов товара у продавцов;
3. мобильность ресурсов, то есть способность нарастить объемы производства;
4. время.
Важнейшим фактором влияющ. На эластичность явл. Фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (ESP=0). Поэтому повышение (снижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис 1).
В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы произ-ва в соответствии со спросом (рис 2).
В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластичном, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несуществ-м повышении цен. (рис 3)
P D2 Sm P D2 Ss P D1 D2
P m D1
P0
0 Q0 Q 0 Q0 Q s Q 0 Q0 Q1 Q2
Рис 1
Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения.
Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д.