Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:35, шпаргалка
№1 Спрос. Предложение. Рыночное равновесие и его виды. Изменение рыночного равновесия.
№2 Эластичность спроса: понятие, виды, факторы.
№4 Предпочтения потребителя. Ограничения потребителя. Потребительский выбор.
№5 Производственная функция. Изокванта. Изокоста. Оптимальный выбор производителя.
...
№20 Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена.
В отличие от эластичности спроса показатель общей выручки (TR) для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому независимо от степени эластичности или неэластичности цена и выручка всегда изменяются в одном и том же направлении. Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов; при разработке мер гос. воздействия по регулированию выпуска с/х продукции; установлении минимума заработной платы.
№4
Предпочтения потребителя. Ограничения потребителя. Потребительский выбор.
Кардиналистская (количественная) теория потребления исходила из того, что вкусы потребителей постоянны, функция потребления непрерывна, и предпочтения потребителей можно описать, используя концепции полезности блага и предельной полезности блага.
Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления какого-либо блага. Полезность блага — это его способность удовлетворять какие-либо человеческие потребности. Полезность представляет собой субъективное отношение людей к благам, и ее величину определяет сам потребитель. Полезность одинаковых благ для разных людей может быть различна. Поэтому необходимо знать предельную полезность блага (MU). Предельная полезность измеряет дополнительное удовлетворение, получаемое от дополнительного количества товара. По мере увеличения потребления товара процесс потребления товара (начиная с определенного момента) дает все меньше и меньше приращения полезности (рис. а), хотя общая полезность (TU) возрастает (рис. б).
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке Е, когда предельная полезность становится равной нулю, дальнейшее увеличение его потребления будет приносить уже вред. Таким образом проявляется закон убывающей предельной полезности: чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность для нас имеет каждая последующая единица этого блага.
Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества: MU = d(TU)/dQ, гдеMU— предельная полезность; TU —общая полезность
В противоположность кардиналистскому был предложен ординалистс-кий (порядковый подход), не требующий точного определения полезности. Порядковая (ординалистская) теория полезности предполагает, что предпочтения потребителя в выборе различных наборов благ можно ранжировать, т.е. упорядочить в зависимости от степени получаемой полезности.
Суть выбора потребителя состоит в том, что из числа доступных ему наборов он в соответствии со своими вкусами и предпочтениями выбирает лучший. В качестве основных аксиом теории поведения потребителя можно назвать следующие:
Кривая безразличия — линия, соединяющая все наборы благ, приносящие потребителям одинаковую полезность.
Свойства кривых безразличия: 1. Чем выше от начала координат расположены кривые безразличия, тем они лучше для потребителя. 2. Кривые безразличия не пересекаются. 3. Кривые безразличия имеют нисходящий вид. Если оба товара нравятся потребителю, то при сокращении потребления одного товара должно увеличиться потребление другого, чтобы степень удовлетворения потребителя не изменилась.4. Кривые безразличия вогнуты. Это связано с тем, что потребитель легче откажется от тех благ, которых у него в избытке, чем от тех благ, которых он имеет мало.
Виды кривых безразличия: 1) случай полной заменяемости (абсолютные субституты – молоко и кефир) 2) случай полной взаимодополняемости (ботинки правый и левый) 3) случай сбалансированного набора
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и сложившихся ценах на товары. Наклон бюджетной линии отражает пропорцию, в которой потребитель сможет заменить один товар другим.
Q1
I /P1 При изменении дохода (росте)
0 I /P2 Q2
Положение в
котором оказывается
На рис. три кривые безразличия дают описание предпочтений человека относительно продуктов питания и одежды. U3 (самая крайняя) дает наибольшее удовлетворение. Но он не может быть достигнут при имеющемся доходе. Таким образом, именно в точке Е достигается максимальное удовлетворение потребностей потребителя.
№5
Производственная функция. Изокванта. Изокоста. Оптимальный выбор производителя.
Процесс производства — это взаимодействие факторов производства, завершающееся созданием экономического блага. Взаимоотношение количества используемых факторов производства и максимально возможного выпуска экономического блага описывается производственной функцией. Производственная функция строится для определенной технологии и описывает множество технически эффективных способов производства. Способ производства А считается технически эффективным способом по сравнению со способом В, если предполагает использование хотя бы одного фактора производства в меньшем, а всех остальных — не в большем количестве, чем способ В.
Из множества способов важно выбрать такой способ пр-ва, при котор фирма получает максимальную эффективность, минимизируя свои эконом издержки.
Способы задания произв/ функции:
K |
1 |
2 |
3 |
L | |||
1 |
Q11 |
Q12 |
Q13 |
2 |
Q21 |
Q22 |
Q23 |
3 |
Q31 |
Q32 |
Q33 |
K – капитал
L – труд
Изокванта — это кривая, на которой расположены все комбинации факторов производства, использование которых позволяет достичь определенного объема выпуска в физическом выражении. Изокванта показывает, что существует множество вариантов для производства данного объема продукции. На рис. Представлена изокванта, соответствующая объему выпуска Q1 Точкой А обозначен высокомеханизированный способ производства, обеспечивающий получение данного объема. Точкой D обозначен также технически эффективный способ производства, но предполагающий получение того же объема Qx меньшим количеством капитала и большим количеством труда.
Карта изоквант. как графический способ описания производственной функции: Qt = F(Kj; L,); Q2 = F(K2; L£); Q3 « F(K3; L8)
Свойства изокванты: имеют отрицательный наклон, выпуклы относ-но начала координат, не пересекаются. Изокванта, лежащая выше и правее представляет собой больший объем выпуск. продукции.
Карта изоквант отражает совокупность всех изоквант, каждая из которых представляет максимальный выпуск экономического блага при использовании определенного сочетания факторов производства (см. рис. 12.1).
У всех производственных функций имеются общие свойства.
Замещение одного фактора производства другим в факторном наборе при сохранении постоянным объема производства может быть охарактеризовано углом наклона касательной, проведенной к изокванте в данной точке. Наклон изокванты характеризует предельную норму технического замещения.
Замещение одного фактора производства другим в факторном наборе при сохранении постоянным объема производства может быть охарактеризовано углом наклона касательной, проведенной к изокванте в данной точке. Наклон изокванты характеризует предельную норму технического замещения (MRTS). Она показывает, от какого кол-ва капитала следует отказаться ради увеличения в факторном наборе труда на одну дополнительную единицу при условии неизменности объема
Если факторы пр-ва выступают относительно друг друга субститутами, то изокванта линейна, а MRTS представляет собой неизменную величину. Это возможно только в том случае, когда производитель может выпускать объем экономического блага либо при помощи только труда, либо при помощи только капитала, либо сочетанием обоих факторов. Фирма имеет большие возможности (больше гибкости) в принятии решений по пр-ву в долгосрочном периоде времени, чем в краткосрочном.
Краткосрочный период — это такой период времени, в течение которого хотя бы один фактор пр-ва не может быть изменен. Поэтому изменить объем производства возможно только за счет более интенсивного использования данного фактора.
В краткосрочном периоде для достижения большего объема производства необходимо перемещение с одной изокванты на другую, расположенную дальше от начала координат. Причем перемещение возможно при условии, что количество потребляемого капитала остается неизменным (К = const). Долгосрочный период — это период времени, достаточный для внесения изменений во все используемые факторы с целью изменения объема пр-ва.
В долгосрочном периоде возможно перемещение по карте изоквант в любом направлении.
Анализ с помощью изоквант имеет для производителя очевидные недостатки, так как использует только натуральные показатели затрат ресурсов и выпуска продукции. Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет прямая равных издержек, или изокоста. Если Р1 – цена фактора производства F1 , а Р2 – цена F2 , то, располагая определенным бюджетом С, наш производитель может купить X единиц фактора F1 и Y единиц фактора F2: С = Р1 X + Р 2Y или Y = -P1/P2*X+C/P2
Для труда и капитала: С = wL + rК или К =C/r – w/r*L
Рост бюджета производителя или снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета или рост цен — влево. Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов.
L
K
Убывающая экономия от масштаба
Если расстояния между изоквантами уменьшаются, это свидетельствует о том, что существует возрастающая экономия от масштаба, т. е. увеличение выпуска достигается при относительной экономии ресурсов. Если расстояния между изоквантами увеличиваются, это свидетельствует об убывающей экономии от масштаба. В случае, когда увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов, говорят о постоянной экономии от масштаба. В случае возрастающей экономии т масштаба фирме необходимо наращивать объем производства, ак как это приводит к относительной экономии имеющихся ресурсов. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что инимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно. Тем самым анализ выпуска с помощью изоквант позволяет определить техническую эффективность производства.