Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:35, шпаргалка

Описание работы

№1 Спрос. Предложение. Рыночное равновесие и его виды. Изменение рыночного равновесия.
№2 Эластичность спроса: понятие, виды, факторы.
№4 Предпочтения потребителя. Ограничения потребителя. Потребительский выбор.
№5 Производственная функция. Изокванта. Изокоста. Оптимальный выбор производителя.
...
№20 Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена.

Файлы: 1 файл

Postuplenie_v_magistraturu_Ekonomicheskaya_teor.doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

Селективные методы, например метод «дружеского убеждения», т.е. политического заявления, открытого призыва к тому, чтобы не допустить излишнего расширения или сокращения банковского кредита.

Политика дешевых  денег понижает процентную ставку, увеличивает инвестиционный компонент  совокупных расходов и тем самым  увеличивает равновесный уровень ЧНП и наоборот.

Административные  методы: лицензирование, предоставление отчётности (баланс каждый день), ведение временного управления, квотирование отдельных видов операций, ограничение на открытие филиалов и представительств, отзыв лицензии.

Экономические методы предполагают определенную свободу выбора в принятии решений субъектами ДКР.

3 группы  эк. элементов: налоговые (фин. органы), нормативные (отчисления в фонд регулировании кредитных ресурсов ; установление коэф. ликвидности, достаточности капитала, риска отдельных банковских операций), корректирующие (учетное окно и операции на открытом рынке путем провед кред операций цб, операц с ценбумагами)

Цели: конечные (рост реального объема производства, стабильность цен, полная занятость), промежуточные или тактические (формализована в показателях функционирования банковской системы), оперативные (каждодневные задачи и показатели.

Принципы: это правила, на кот базир все ост эл-ты. 1. Централиз управл ДКР (ЦБ-ом), 2. единство проводимой ДКП, 3. относит независ-ть ЦБ от исп власти и подотч органам зак власти.

ДКП – сов-ть мероприятий, направл на изм-е объема ден массы, ур-ня % ставок и др пок-лей ден обращения.

В завис-ти от хоз. конюнктуры выдел типы:

Реструкционная  ДКП   направлена на ужесточение условий и ограничения объема кред. Операций ком. Банков, повышения уровня  % ставок. При ней обычно увелич-ся налоги, сокращением гос. расх., оздоровлением платежного баланса и др. мероприятиями напр. На сдерживание инфляции. Эту ДКП можно использовать для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

   Экспонсионистская ДКП сопровождается расширением масштабов кредитование, ослаблением контроля за приростом кол-ва денег в обращении, сокращением нал. и % ставок.

№16

Налоги: сущность и функции. Налоговая система и ее эффективность.

Налоги -  обязательные платежи, взимаемые государством с ЮЛ и ФЛ в различные бюджеты в порядке и на условиях, определенных законодательством. Налоги выражают отношения между людьми по поводу перераспределения национального дохода между классами и группами населения.

Сущность налогов  выражается в их функциях (фискальная, регулирующая, социальная) и принципах налогообложения (всеобщность налогов и их соответствие доходам, определенность, простота и удобство взимания, минимизация издержек по сбору налога).

На основе принципов  разработаны 2 концепции налогообложения: 1) ФЛ и ЮЛ должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства; 2) зависимость налога от размера дохода.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, форм и методов их построения, а также принципов их организации и государственных органов управления в лице налоговой и финансовой служб, образует налоговую систему.

Методы построения налоговых систем включают в себя элементы налога: субъект, объект, источник, ставка, единица обложения, налоговые льготы.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.  По способу взимания различают налоги :  прямые – непосредственно взимаются с дохода или имущества : реальные – без учета личности плательщика (на ЦБ, земельный), личные (подоходный, на наследование и дарение, на имущество).

косвенные –  надбавки к цене на товары и услуги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, государственная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной налог, водный, экологический, федеральные лицензионные сборы. Региональные:  налог на имущество организаций, налог на недвижимость, транспортный налог, налог с продаж, на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. Местные: земельный налог, налог на имущество ФЛ, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Принципы  налогообложения: 1.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. 2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. 3. Обязательность уплаты налогов. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами. 4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям. 6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП.

Сумма, с которой  взимаются налоги, называется налоговой базой. Распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налоговой базы; налоговый кредит. Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой.

Принципы налогообложения, установленные НК РФ: 1) Обязательность уплаты каждым лицом законно установленных налогов и сборов;. 2) всеобщность;. 3) равенство перед налоговым законодательством всех и каждого;. 4) не допускать установления дифференцированной ставки налога исходя из гражданства, веры, национальности, форм собственности; 5) экономическая обоснованность;. 6) не допускать установления налога нарушающего единое экономическое пространство.

Недостатки налоговой системы: большое налоговое бремя на хозяйствующие субъекты, частое изменение, большое количество налогов, льгот, сложный механизм исчисления налога, незначительная роль поступлений за природные ресурсы.

№17

Сущность, значение и виды фискальной политики.

Налоги -  обязательные платежи, взимаемые гос-вом с юр или физ лиц в гос или местные бюджеты в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Сущность налогов  выр-ся в их ф-ях (фискальная – обесп- гос. р-дов, регулирующая – рег-е эк-ки путем изм-я с-мы н/о, контрольная – нал. контроль, стимулирующая, воспр-ная, распределительная, соц – обесп-е соц. равн-я). Осн. признаки: обязательность ден. платежа, опр-ть суб-в и об-в н/о, повсемест-ть охвата Н, гарант-ть пост-я налогов в дох. часть б-та.

Класс-ция: 1) от суб-в; фл и юр/л, 2) терр. признак: фед, рег, мест, 3) мех-ма форм-я: прямые (реал – (ц/б, зем) и личн. (подох., ННП)), косв. взим. в сфере реал. и потр.. Их упалата перекл-ся на потр-ля (НДС, акцизы)

Нал. с-ма – сов-ть всех налогов, взимаемых в гос-ве, а также форм и методов их поступления. Базой явл. НК РФ.

По уровню управления: Федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, НПО, НДПИ, водный налог, сборы за польз-е объектами жив. мира и за польз-е объектами водн. биол. рес-в, гос. пошлина. Региональные:  налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог. Местные: земельный налог, налог на имущество ФЛ.

Нал.-бюдж. пол-ка м.б.:

  1. Стимулирующей(экспансионистская) направлена на преодол-е спада дел. акт-ти. предп-ет ув-е гос. р-дов, сниж-е нал-в или их одновр-е изм-е. Сдерж-щая ДКП.
  2. Сдерживающая (рестрикционная) напр-на на огр-е подъема дел. акт-ти и пред-ет сниже G, ув-е t или их комбинацию.

Виды фиск. пол-ки:

  1. Дискриционная полк-а предп. сочет-ние изм-и гос. р-дов, нал-в и сост-й госб-та в рез-те спец. приним-х реш-ний Пр-ва в целях изм-я объема пр-ва, ур-ня занятости, темпов инфл-ции. В усл-х спада гос-во стим-ет рост сов. спроса путем целенапр. созд-я дефицита гос. б-та в рез-те ув-я гос. р-дов и (или) сниж-я р-дов.
  2. Недискр-ая предп. автом-ое изм-е указ. пар-ров в резте изм-я фазы цикла. бюдж. дефицит или профицит возникает авт-ки в резте действия «встроенных стаб-ров» (прогресс. НС, с-ма страх-я по безр-це). В усл=х эк. подъема нал. отчисл-я растут, а транф. выплаты (по безр-це6) ум-ся. В резте имеет место ув-е бюдж. профицита.

Недостатки налоговой системы: большое налоговое бремя на хозяйствующие субъекты, частое изменение, большое количество налогов, льгот, сложный механизм исчисления налога, незначительная роль поступлений за природные ресурсы.

№18

Инфляция: сущность, причины, источники, показатели, социально-экономические последствия.

Инфляция – обесценение денег, снижение их покупательной способности. Это переполнение каналов денежного обращения избыточной, по сравнению с потребностью, денежной массой, вызывающей их обесценение. Говорить об инфляции можно лишь при росте общего уровня цен. Инфляция возникает, когда выпуск денег для обращения значительно превышает производство товаров. Она связана с выполнением деньгами функции средства обращения и средства платежа.

По Кейнсу легкая инфляция в 2—3% стимулирует инвестиции, повышает спрос и служит средством оздоровления экономики.

На инфляцию оказывает влияние низкая эффективность производства и нерациональные затраты (начиная неэквивалентным обменом с другими странами и кончая затратами на государственный аппарат).

Различают открытую (проявляется в росте цен) и подавленную (в дефиците товаров) инфляцию. Открытую инфляцию измеряют при помощи индексов: Индекс потребительских цен – как отношение стоимости неизменного набора товаров (потребительской корзины) в ценах текущего года к стоимости в ценах базисного года. Дефлятор ВНП – рассчитывается для корзины, включающей все конечные товары и услуги. Уровень инфляции (инфляционный прирост цен) = (инфляционный прирост цен = (ИПЦ тек года – ИПЦ прошлого года)/ИПЦ прошлого года *100%.

С позиции темпа  роста цен выделяются ползучая инфляция (3— 4% в год); умеренная (менее 10%), стоимость денег сохраняется; галопирующая (20—200%), деньги ускоренно материализуются в товары; гиперинфляция (свыше 200%), расхождение цен и заработной платы возрастает, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества.  Различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга неизменны, а, при несбалансированной — постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Следует различать внутреннюю и импортируемую инфляцию, т. е. обусловленную внешнеэкономическими связями.

В рамках кейнсианства широкое распространение получила концепция инфляции спроса: при полной занятости инфляция отсутствует, т.к. изменение спроса обусловлено изменением величины дохода. При полной занятости, высоких доходах повышение спроса сопровождается ростом цен и развитием инфляционных процессов. Чтобы не допустить инфляции, государство должно ограничить спрос, перераспределять доходы в пользу тех слоев, у которых они ниже, и сокращать совокупный спрос.

Одной из концепций  объяснения причин инфляции является борьба профсоюзов за повышение зарплаты. Зарплата повышается, повышаются цены. Поэтому, чтобы избежать инфляции, нужно заморозить зарплату. Это теория инфляционной спирали. Ее суть: инфляция обуславливает рост зарплаты, а рост зарплаты обусловливает рост инфляции. Английский экономист А. Филлипс попытался установить связь между уровнем зарплаты и нормой безработицы: чем выше безработица, тем ниже зарплата и, наоборот, чем ниже безработица, тем выше зарплата. Он сделал вывод, что стабильность цен может быть обеспечена при безработице 25%, рост занятости в 2 раза повышает инфляцию в 2,5 раза. Эта зависимость нашла отражение в кривой Филлипса. Поэтому правительство должно выбирать: инфляция или безработица.

Адаптационная политика базируется на индексации доходов населения и контроле за ценами.  Система антиинфляционных мер предполагает в первую очередь рост товарного предложения, который способен поглотить денежную массу. Но инфляция, как правило, происходит в условиях спада производства. Поэтому повысить эффективность производства можно только реальными капиталовложениями. С другой стороны, для преодоления инфляции необходимо сократить количество денег, наводящихся в обращении. Пропорциональность роста производства продукции, цен и доходов при полной занятости является основой неоклассической концепции антиинфляционной политики.  В этом плане государство должно способствовать занятости, конкуренции, осуществлять контроль над ростом цен и доходов, проводить обоснованную налоговую политику.

Причины инфляции: государственная монополия на эмиссию бум денег, профсоюзная монополия, задающая размер ЗП, монополия фирм на определение цен своих товаров, дефицит государственного бюджета финансируемый за счет выпуска бумажных денег и т.п.

Социальные  последствия инфляции: 1) перераспределение доходов и богатства (должники богатеют за счет кредиторов), обесценение сбережений населения, скрытая конфискация ДС через налоги; 2) товарный голод, возрождение бартера; 3) «Издержки стоптанных ботинок» - чаще приходится ходить в банк и снимать деньги; 4) ухудшение условий жизни работников бюджетной сферы, социально слабых слоев населения (пенсионеров, студентов); 5) сокращение финансирования социальной сферы (инфляция обесценивает поступления от налогообложения); подрыв доверия к Правительству.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"