Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:35, шпаргалка

Описание работы

№1 Спрос. Предложение. Рыночное равновесие и его виды. Изменение рыночного равновесия.
№2 Эластичность спроса: понятие, виды, факторы.
№4 Предпочтения потребителя. Ограничения потребителя. Потребительский выбор.
№5 Производственная функция. Изокванта. Изокоста. Оптимальный выбор производителя.
...
№20 Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена.

Файлы: 1 файл

Postuplenie_v_magistraturu_Ekonomicheskaya_teor.doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

№6

.Функция  издержек.   Виды  издержек. Условие  максимизации  прибыли фирмы.

Прежде  всего издержки рассматриваются  с точки зрения бухгалтерского и экономического подходов к определению их величины. При бухгалтерском подходе издержки представляют собой фактический расход ресурсов на изготовление определенного объема продукции, приобретенных по рыночным ценам. Экономический подход основан на концепциях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Ограниченность ресурсов означает, что, выбрав Такие альтернативные издержки называются издержками упущенных (альтернативных) возможностей, а их величина представляет собой денежную выручку, которую может получить продавец ресурсов при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способов использования ресурсов. Экономические издержки представляют сумму бухгалтерских издержек и альтернативной ценности собственных ресурсов фирмы. Следует выделить расходы фирмы на оплату поставляемых материалов, оборудования, рабочей силы и т.д., т.е. приобретаемых на стороне. Это — внешние, или "явные" издержки. Но вместе с внешними фирма использует ресурсы, принадлежащие ей самой, которые фирмой, как правило, не оплачиваются, но которые участвуют в создании продукции, формируя внутренние издержки. К таким внутренним, или "неявным" издержкам относятся оплата труда менеджера — собственника фирмы, процент на вложенный им капитал и др. Внутренние издержки представляют собой денежные платежи, которые могут быть получены фирмой за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем из всех возможных вариантов его применения.

Нормальной прибылью считается минимальная плата, необходимая для того, чтобы удержат предпринимательский талант субъекта в рамках данного предприятия, и равная альтернативной ценности собственного ресурса.

В бухгалтерском и экономическом подходах различно трактуется и понятие прибыли фирмы.

Общая выручка                =

Экономическая прибыль+ Экономич (внешние и внутренние) изд-ки

Бухгалтерская прибыль+ Бухг издержки


Бухгалтерская прибыль определяется как разница между выручкой фирмы и внешними издержками. Экономическая прибыль равна разнице между выручкой и экономическими издержками, в том числе и нормальной прибылью. Следовательно, экономическая прибыль представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли и необходимый для сохранения заинтересованности предпринимателя в данной деятельности.

Кроме рассмотренных  точек зрения на содержание и структуру  издержек данная категория изучается  также с позиции отдельной фирмы и общества в целом. V) V С точки зрения отдельной фирмьг, ее индивидуальные, в соответствии с бухгалтерским подходом, затраты на производство продукции включают все элементы издержек отдельного производителя (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, амортизация, зарплата и т.д.), которые отражаются в показателе себестоимости*.

 В микроэкономике  подход к издержкам с позиции общества основан на том, что многие производственные процессы нередко сопровождаются вредными или полезными эффектами воздействия на окружающую среду. Когда производственный процесс сопряжен с вредными воздействиями, внешний эффект принимает форму внешних затрат.

Деятельность фирмы в коротком периоде, когда увеличение выпуска продукции происходит за счет интенсификации использования производственных мощностей. Как уже отмечалось, величина издержек определяется, при прочих равных условиях, объемом производства продукции, что может быть выражено функцией TC = f(Q), где ТС — величина общих издержек (в денежном измерении); Q — объем производства (в натуральном измерении).

Постоянные издержки (FC) — это издержки, величина которых не зависит от объема производства, их уровень остается неизменным при всех объемах производства, в том числе и нулевом. Сюда относятся затраты на содержание зданий, эксплуатацию сооружений и оборудования. * Переменные издержки (VC—Variable Cost)— это издержки, величина которых изменяется с изменением объема производства. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, значительную часть рабочей силы и т.д. Величина переменных издержек при росте объема производства изменяется неодинаковыми темпами. Увеличение темпов роста переменных издержек обусловлено законом убывающей производительности факторов (имеет силу только в краткосрочном периоде, когда невозможно устранение причины, порождающей его действие – наличие постоянного фактора – по мере наращивания переменного фактора пр-ва при неизменности прочих (пост) факт-ов пр-ва наступает критич момент, когда дополнительное увеличение исследуемого фактора приводит к снижению объема выпуска продукции). Увеличение предельного продукта на начальном этапе в течение определенного времени будет вызывать все меньший прирост расхода переменных ресурсов на производство каждой дополнительной единицы продукции*. "общие издержки" — ТС (Total Cost).TC(Q) = FC + VC(Q),где TC(Q) — общие издержки на производство Q единиц продукции; FC — общие постоянные издержки; VC(Q) — переменные издержки на производство Q единиц продукции.

Рассматривая функционирование фирмы в длительном периоде, необходимо учитывать отсутствие деления затрат на постоянные и переменные, так как все издержки выступают как переменные величины. На протяжении длительного периода фирма осуществляет техническую реконструкцию производства, ввод в действие новых производственных мощностей. В условиях длительного периода действует закон преимущества крупного производства, который оказывает воздействие, на величину издержек. Однако за известными пределами рост масштабов фирмы приводит к возрастанию издержек и снижению эффективности деятельности фирмы. Поэтому динамика издержек в длительном периоде может быть охарактеризована наличием положительного (возрастающего), постоянного (неизменного) и отрицательного (убывающего) эффекта роста масштаба производства.

Различают общие  средние издержки (АТС — Average Total Cost), средние постоянные издержки (AFC — Average Fixed Cost) и средние переменные издержки (AVC — Average Variable Cost).

Средние постоянные издержки представляют собой частное от деления суммы постоянных издержек (FC) на количество единиц выпускаемой продукции (Q) AFC = FC/Q.В связи с тем, что сумма постоянных издержек не зависит от объема выпускаемой продукции, средние постоянные издержки будут снижаться по мере увеличения количества производимой продукции.

Средние переменные издержки представляют собой частное от деления суммы переменных издержек (VС) на количество единиц выпускаемой продукции (Q): AVC=VC/Q.

Общая величина на переменных издержек (VC) изменяется под  действием закона убывающей производительности, что соответственно определяет изменение показателя средних переменных издержек (AVC). При условии фиксированных производственных мощностей на начальной стадии с возрастанием объема производства величина VC растет снижающимися темпами, соответственно, снижается величина AVC, т.е. по мере роста объема производства будет достигаться более полная загрузка мощностей и снижение переменных издержек в расчете на единицу продукции. В дальнейшем, по мере роста объема производства, величина VC возрастает и соответственно возрастает величина AVC. Производственные мощности фирмы на этом этапе используются настолько интенсивно, что каждая добавочная единица переменных ресурсов увеличивает объем производства на все меньшую величину.

Общие средние издержки находятся путем сложения значений средних постоянных и средних переменных издержек для каждого данного объема производства или деления суммы общих издержек на количество единиц произведенной продукции: АТС = AFC + AVC = TC/Q.

Динамика  общих средних издержек на начальном этапе находится под определяющим воздействием средних постоянных издержек. Предельные издержки представляют собой дополнительные, или добавочные, издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки (МС) определяются как отношение изменения общих издержек (АТС) к изменению объема производства (∆Q): МС = ∆TC/∆Q.

Характер  линии предельных издержек определяется действием закона убывающей отдачи. При фиксированном уровне цены (издержек) на переменные ресурсы увеличение предельной производительности обусловливает снижение предельных издержек, а уменьшение предельной производительности приводит к росту предельных издержек. Зависимость между динамикой предельных и средних издержек показана на рис. Линии пред, общих средних и средних переменных издержек  тесно взаимосвязаны м/у собой. Если пред издержки выше средних при определенном объеме выпуска продукции, то приращение общих издержек при увеличении объема выпуска на 1 ед-цу будет выше средних издержек на пр-во предыд-х единиц прод-ции. Минимальное значение линии краткосрочных средних издержек SAC3 соответствует минимальному значению линии долгосрочных средних издержек LAC (при изменяющейся отдаче от масштаба) только при таком объеме выпуска (Q3), когда средние издержки в долгосрочном периоде минимальны. С помощью данной модели может быть решена проблема минимизации средних издержек фирмы в долгосрочном периоде. При изменении объема выпуска для каждого данного объема продукции (Qv Q2, Q3, Q4 и Q5) можно найти оптимальное сочетание переменных факторов роизводства, минимизирующих средние издержки фирмы.(рис.)

Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС).

Легко понять, в каких пределах варьируется деятельность предприятия, приносящая доход. Максималь-ная прибыль производится, когда разрыв между TR и ТС наиболее велик (отрезок АВ).

Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

Доход определяется как выручка от реализации производимой фирмой продукции и оказываемых услуг. TR = P*Q, Средняя выручка (AR) фирмы представляет собой выручку от продажи в расчете на единицу продукции за определенный период времени.

Предельная  выручка (MR) представляет собой изменение общей выручки (∆TR) в результате изменения объема производства (∆Q) на одну единицу

Прибыль фирмы: π = TR- TC о мере увеличения объема производства прибыль становится положительной величиной (при объеме выпуска больше Q1) и растет, пока объем выпуска продукции не достигает величины 02. В этой точке предельная выручка совпадает с предельными издержками и объем Q2 обеспечивает максимальную разницу между TR и ТС и, соответственно, максимизацию прибыли

№7

Отраслевые рыночные структуры (совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия).

Различают 4 модели рынка: 1) чистая (совершенная) конкуренция (с/х). Признаки: большое число продавцов, предлагающих продукцию на высокоорганизованном рынке; стандартизованная (однородная) продукция, а значит отсутствие неценовой конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе; нет влияния на цены=фирма – ценополучатель; свободное вступление и выход из отрасли, сводный доступ к ресурсам и информации.

2) Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Признаки: 1) единственный продавец, 2) нет близких заменителей товара, 3) диктует цену, контролирует объём предложения, 4) барьеры для вступления в отрасль.

Формы барьеров для вступления в отрасль: 1) большие издержки, 2) предприятия общественного пользования (естественные монополии), 3) легальные барьеры (патенты, лицензии), 4) собственность на важнейшие виды сырья (земля с полезными ископаемыми, профессиональные спортивные клубы), 5) нечестная конкуренция - сговор конкурентов (давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен).

3) Монополистическая конкуренция - рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Признаки:  1) относительно большое число производителей - а) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой, б) тайный сговор с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможен, в) каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм; 2) дифференциация продукта - она может принимать ряд различных форм: а) качество продукта, б) услуги - обходительность и услужливость, репутация фирмы по обслуживанию покупателей, предоставление кредита, в) размещение - круглосуточно работающий павильон поблизости или супермаркет с большим ассортиментом и более низкими ценами, г) стимулирование сбыта и упаковка -создание благоприятных условий для продажи и яркая реклама могут убедить покупателя приобрести товар менее высокого качества. Дифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ассортимент типов, марок и степеней качества, но быстрое увеличение ассортимента может привести к сложности выбора покупки. 3) неценовая конкуренция - сильный акцент делается на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов; 4) лёгкое вступление в отрасль - новые фирмы должны преодолевать дополнительные финансовые барьеры, связанные с производством продукта, отличного от продукта конкурентов, и обязательства его рекламировать, а уже существующие имеют патенты на свою продукцию и авторские права на торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"