Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике ".
1. Основные макроэкономические цели и показатели
Экономика любого государства не может
развиваться без определения цели ее развития.
Целеполагание является одной из главных
функций проведения экономической политики.
В каждый конкретный период экономического
развития государство определяет наиболее
важные задачи, стоящие перед экономикой.
Под экономической целью понимается
основное направление развития экономики,
которое раскрывается с помощью поставленных
задач.
За весь период развития общества в качестве
наиболее важных целей, лежащих в основе
экономической политики, выдвигалось
достаточно большое количество целей.
Дадим им краткую характеристику.
1. Экономический рост. Названная экономическая
цель для реализации требует в первую
очередь решения ряда задач. Экономический
рост может быть достигнут в условиях
наиболее эффективного использования
всех имеющихся ресурсов и достижения
максимально возможной занятости. Экономический
рост предполагает превышение объемов
национального производства в текущем
периоде над объемом производства, полученным
в прошлом периоде.
2. Экономическая эффективность. Достижение
экономической эффективности также требует
решения нескольких задач. В первую очередь
данная цель предполагает использование
наилучших ресурсов, из всех имеющихся,
во вторую – наиболее прогрессивную технологию
и соответствующую ей по уровню рабочую
силу. Постановка данной цели требует
отказа общества от малоэффективного
производства и труда.
3. Экономическая свобода. Данная цель
предполагает свободу выбора для всех
субъектов рынка в сфере деятельности,
рода занятий, возможностях получения
дохода. При реализации цели - экономической
свободы - основной задачей правительства
является совершенствование законодательства,
при котором каждый из субъектов обладал
бы равным правом, и никто не должен был
ущемлять собственные интересы для удовлетворения
чужих потребностей.
4. Полная занятость (не путать с всеобщей
занятостью) предполагает, что все, кто
может и желает иметь работу, ее находят,
и нет людей, не нашедших себе подходящего
занятия. Полная занятость является желательным
условием для экономики. Для реализации
названной цели необходимо предусмотреть
задачи по анализу структуры производства
и ее развитию, а также ориентировать работников
на получение необходимых профессий.
5. Стабильный уровень цен. Названная
цель предполагает, что все товары, производимые
обществом, обладают одинаковой эффективностью,
и никто не может перераспределить доходы
в пользу собственного товара. Для поддержания
стабильного уровня цен правительство
должно осуществлять контроль за денежной
массой, чтобы она соответствовала уровню
произведенного товара.
6. Справедливое распределение доходов.
Реализация данной цели требует такой
организации распределения, при которой
каждый участник производства мог бы получать
доход, соответствующий качеству и количеству
затраченного им труда. Справедливое распределение
доходов способствует повышению эффективности
труда носителем рабочей силы. Основной
задачей государства при реализации этой
цели является контроль на рынке труда
за «справедливой» куплей-продажей рабочей
силы, т. е. обеспечение правомочности
в заключении сделок.
7. Экономическая обеспеченность. Как
экономическая цель, обеспеченность предполагает,
что все граждане государства должны обладать
продуктом, необходимым для поддержания
их жизни на удовлетворительном уровне,
независимо от их трудового вклада, а по
существу принадлежности к государству.
Для реализации данной цели государство
ставит ряд задач, которые реализуются
в его социальной политике.
8. Торговый баланс. Эта цель означает,
что каждое государство, участвуя в международном
разделении труда и вступая в международные
экономические отношения, не должно «жить
в долг» за счет других государств, т. е.
необходимо, чтобы количество продаваемых
товаров совпадало по ценам с количеством
приобретаемых товаров у других стран.
Для реализации этой цели правительство
должно создать систему стимулов для национального
производства, делающих национальную
продукцию конкурентоспособной на мировом
рынке.
Для определения общей направленности
развития национальной экономики государство
выдвигает ту или иную цель, или сразу
несколько целей.
Важным условием целеполагания является
их сочетаемость, т. к. названные цели могут
и противоречить друг другу. Например,
при одновременном выдвижении двух целей:
экономическая эффективность и полная
занятость - государство не способно достичь
ни одной из них, или одна будет достигнута
в ущерб другой. Экономическая эффективность
предполагает использование наилучших
ресурсов, поставляемых факторами производства,
в то время как достижение полной занятости
предполагает трудоустройство всех желающих
работать, хотя не все участники производства
будут иметь достаточно высокую (одинаковую)
квалификацию.
Оценка результативности деятельности
экономики на основе реализации поставленных
целей осуществляется с помощью расчета
макроэкономических показателей.
Система национальных счетов (СНС) –
это согласованный на международном уровне
стандартный набор рекомендаций по исчислению
показателей экономической деятельности
в соответствии с четкими правилами ведения
счетов и учета на макроуровне, основанными
на принципах экономической теории.
Система национальных счетов — это система взаимосвязанных показателей
и классификаций, применяемая для описания
и анализа макроэкономических процессов
страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические
показатели: объемы выпуска товаров и
услуг, совокупные доходы и расходы. Также
она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство,распреде
СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:
Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт
(ВВП). Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых
за год во всех отраслях экономики на территории
государства для потребления, экспорта
и накопления, вне зависимости от национальной
принадлежности использованных факторов производства. Выделяют номинал
ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы, где:
Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.
ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму) + Государственные расходы + Чистый экспорт (экспорт — импорт).
ВВП = сумма добавленных стоимостей.
Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги.
Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции.
Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП. Фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости, который отражает реализованные возможности экономики. Потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости, он отражает потенциальные возможности экономики. Последние могут быть намного выше реальных. Разница между фактическим и потенциальным ВВП называется разрывом ВВП.
Товары и услуги учитываются при расчёте ВВП по их рыночной стоимости. Однако использование категории рыночной стоимости для измерения ВВП не является идеальным средством потому, что некоторые товары и услуги не продаются на формальных рынках. Например, работа по ведению домашнего хозяйства или по воспитанию детей в семье, за которую не осуществляется оплата, не включается в ВВП, в то время как оплачиваемые услуги по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей входят в состав ВВП. Также, существует такое понятие как «Теневая экономика».
Особенно важной составляющей экономической деятельности, которая не опосредована рынками, являются услуги, оказываемые правительством. Например: оборона, общественное образование, строительство, обслуживание дорог.
ВВП включает в себя только те товары и услуги, которые вновь произведены в течение текущего периода. ВВП не учитывает покупку или продажу тех товаров, которые были произведены в предшествующие периоды.
Товары и услуги могут быть разделены на промежуточные и конечные товары и услуги. Промежуточными товарами и услугами являются те из них, которые используются для производства других товаров или услуг в тот же период времени, в который и они сами произведены. Конечными товарами и услугами являются те из них, которые завершают собой процесс производства. В итоге, при расчёте ВВП учитываются только конечные товары и услуги.
Второй показатель системы национальных счетов — валовой национальный продукт (ВНП). Он также измеряет рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период (обычно за год), однако в отличие от ВВП ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран.
ВНП = ВВП + Δ, где Δ — статистический показатель
Проблемы измерения валового национального продукта
1. При рассмотрении некоторых явлений, таких, возможно, как война, можно принять в расчет абсолютную величину реального валового национального продукта; но обычно, если иметь в виду степень благосостояния, представляется желательным учитывать изменения численности вложения.
2. Досуг является одним из лучших жизненных благ, но он не находит отражения в валовом продукте. Поэтому всегда следует принимать особо во внимание сокращение рабочей недели и рабочего года в общей продолжительности трудовой жизни рабочих и служащих.
3. Если бы простое увеличение совокупного валового национального продукта сопровождалось серьезным ухудшением в распределении этого продукта среди населения, то большинство вообще не сочло бы это улучшением. Многие наблюдатели понимают, что вопрос о том, Что именно производить, никогда нельзя отделять от проблемы: Для кого.
4. Улучшение качества товаров и услуг может не найти достаточно точного отражения в данных о валовом национальном продукте и об уровне цен, придавая тем самым этим данным чрезмерно пессимистический уклон. Следует внести некоторые поправки с учетом этого обстоятельства.
5. Деньгами как масштабом нельзя
измерить многие важные
С учетом этой и других поправок, относящихся к качественной характеристике, мы используем реальный валовой национальный продукт (то есть валовой национальный продукт, исчисленный с учетом изменений в уровне цен) в качестве главного количественного показателя экономического роста.
Валовой национальный продукт может искажать реальную динамику производства из-за инвестиций, которые были осуществлены в предыдущем периоде. Именно поэтому считают показатель чистого национального продукта (средства идущие на покрытие использованного капитала).
Чистый национальный продукт - это валовой национальный продукт за вычетом годовых амортизационных отчислений. Он показывает общий годовой объем производства товаров и услуг, которые были произведены и предоставлены во всех секторах национального хозяйства страны.
Чистый национальный продукт показывает общий годовой объем производства, который экономика может потребить, не ухудшая при этом производственные возможности последующих лет.
Национальный доход - это общая годовая стоимость произведенных товаров и оказанных услуг, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Для расчета национального дохода из чистого национального продукта вычитают сумму косвенных налогов на бизнес, таких, как акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.
То есть это чистый заработанный доход общества. Этим объясняется важность применения показателя национального дохода в сопоставимом анализе.
Для поставщиков ресурсов национальный доход является измерителем дохода, которые они получили от участия в текущем производстве, а для компаний национальный доход — это измеритель цен экономических ресурсов, которые пошили на создание производственного объема данного года.
Различают национальный доход:
Если национальный доход – это, по существу, заработанный доход, то личный – полученный. Они различаются между собой вследствие двух причин.
С одной стороны, часть заработанного трудом дохода обособляется в форме:
В результате эти доходы не доходят до домохозяйств, оседая в государственных структурах.
С другой стороны, часть доходов, полученных домохозяйствами, является не их трудовым доходом, а трансфертным платежом со стороны государства в виде пособий по социальному страхованию, безработице, а также пенсий, различных субсидий и выплат процентов по государственным ценным бумагам.
ЛД = НД – R -Тр + П, (39.1)
где ЛД – личный доход населения; НД –
национальный доход; R– взносы на социальное
страхование; Тр – налоги на прибыль корпораций;
П – трансфертные платежи населению.
Доход, находящийся в личном распоряжении населения (располагаемый доход), еще меньше личного дохода, так как предполагает предварительную выплату индивидуальных налогов:
Абсолютно преобладающим среди них является подоходный налог. Располагаемый доход– итоговый, очищенный от всех обязательных платежей национального благосостояния, распределяемый на потребление и сбережение.