Шпаргалка по "Экономике "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике ".

Файлы: 1 файл

makroekonomika.doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

8. Совокупный спрос и его неценовые  детерминанты

Под совокупным спросом понимается совокупность конечных товаров, на которые предъявляется спрос на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Иными словами, совокупный спрос есть совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны.

Субъекты совокупного спроса:

1. Население  данной страны, предъявляющее спрос  на товары потребительского назначения (С).

2. Компании, предъявляющие спрос на инвестиционные  товары (I).

3. Государство, осуществляющее различные закупки, делающее госзаказ (G).

4. Иностранные  покупатели товаров, которые данная  страна поставляет на

экспорт (е).

Таким образом, совокупный спрос (AD) можно выразить через формулу:

AD = C + I + G + e .

Анализ содержания совокупного спроса позволяет выделить его основные факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку.

К ценовым факторам совокупного спроса относится средненациональный уровень цен на товары как объект спроса. Воздействие данного фактора на совокупный спрос иллюстрируется с помощью кривой спроса.

Обратная зависимость спроса от цен обусловлена рядом экономических эффектов.

1. Эффект  дохода. Повышение цен, как мы  знаем, обесценивает доходы покупателей, и на прежние доходы они уже могут купить меньше товаров.

2. Эффект  процентной ставки. Повышение уровня  цен влечет спрос на деньги  и, соответственно, вызывает рост  процентной ставки, что, в свою  очередь, ведет к уменьшению спроса  на потребительские и инвестиционные товары. Тем более, что высокая ставка может увеличивать размеры вкладов, отвлекая деньги от спроса на товары.

3. Эффект  импортных закупок. Спрос на производимые  в стране товары при повышении цен на них обычно падает, если при этом не изменились цены на импортные товары. Если же происходит рост цен на импорт, то это может вести к росту спроса на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 г. и девальвации рубля.

Теперь рассмотрим неценовые факторы совокупного спроса.

1. Общий  уровень потребностей в обществе, поскольку в основе спроса лежат потребности.

2. Численность  субъектов, предъявляющих спрос, в  том числе число семей, имеющих личное подсобное хозяйство. Очевидно, что наличие семей, ведущих натуральное хозяйство, уменьшает совокупный спрос, который предъявляется на рынках страны.

3. Степень  открытости национальной экономики, позволяющая быть субъектами  совокупного спроса иностранцам. В этом случае важным фактором  спроса становится конкурентоспособность  товаров, могущих быть объектом экспорта.

4. Уровень  доходов субъектов экономики, степень  развитости кредитных отношений, поскольку спрос может быть  предъявлен и за счет взятых  ссуд.

5. Экономическая  конъюнктура – возникновение  кризисной ситуации в экономике  уменьшает совокупный спрос, прежде всего спрос на  инвестиционные товары, подъем экономики ведет к его росту.

6. Ожидания  субъектов экономики, в том числе  потребительские ожидания. Ожидание повышения цен, исчезновения нужных товаров обычно влечет рост спроса. Подобным образом действует и ожидание повышения доходов покупателей.

7. Уровень  государственных расходов, а также  налоговая политика государства. Рост расходов государства, а  также снижение налогов увеличивает  величину совокупного спроса, и  наоборот.

8. Склонность  субъектов экономики (населения) к сбережению и, соответственно, к потреблению. При одинаковом совокупном доходе на совокупный спрос влияет и то, какая доля дохода тратится, какая сберегается, поскольку именно готовность расходовать имеющиеся средства определяет спрос. Особое значение имеет предельная склонность к сбережению. Данный фактор заслуживает особого внимания, поскольку с ним связано действие мультипликатора совокупного спроса.

Если, к примеру, доход субъектов экономики возрос на 100 ед., из них 75 ед. составили расходы, а 25 ед. сберегается, то предельная склонность к сбережению (MPS) составит 1/4. При этой склонности к сбережению совокупный спрос в результате роста доходов на 100 ед. возрастет на 400 ед. в соответствии с мультипликатором, равным 4. Мультипликатор совокупного спроса (М) определяется путем отношения единицы, за которую взят весь прирост дохода, к доле сберегаемой части этого дохода – 1/4.

Мультипликационный эффект здесь проявляется потому, что часть прироста дохода, предназначенная на потребление (75 ед.), расходуясь одними лицами (покупателями), превращается в доходы других лиц (продавцов), которые, в свою очередь, с учетом той же склонности к сбережению полученную сумму делят на сбережения и расходы. Последние становятся доходами других продавцов и также делятся на сбережения и расходы и т.д. до последней денежной единицы.

Сумма совокупных расходов составит 400, обусловливая соответствующий прирост совокупного спроса. В свою очередь, сумма сбережений в конечном итоге будет равна первоначальному приросту дохода. Благодаря этому происходит восстановление нарушенного приростом дохода равенства между совокупным спросом и совокупным предложением.

Мультипликационный эффект возникает при изменении в потребительских расходах, государственных закупках, инвестициях, чистом экспорте, действуя как в сторону увеличения совокупного спроса, так и в сторону сокращения и тем самым усиливая колебания совокупного спроса и всей экономики. В этой связи, например, можно говорить о действии налогового мультипликатора, проявляющегося через влияние налогов на доходы и расходы субъектов экономики. Здесь налог предстает как форма принудительного сбережения.

Кроме того, склонность к сбережению может быть дополнена склонностью к импорту, определяемой долей дохода, направляемой на приобретение импортных товаров. Очевидно, что высокая доля уменьшает совокупный спрос на отечественные товары. Доля прироста дохода, предназначенная для покупки импортных товаров, характеризует предельную склонность к импорту. Вместе с предельной склонностью к сбережению, отражающей и налоговые изъятия, она составляет сложный мультипликатор. Если, например, вместе с налогом сберегается 1/4 часть дохода и на импорт предназначена 1/4 часть прироста того же дохода, то сложный мультипликатор составит 2.

9. Совокупное предложение и его неценовые детерминанты

Под совокупным предложением понимается совокупность конечных товаров,

предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях.

Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производства, то в данный временной период по своей величине оно может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю.

Источником обеспечения совокупного предложения является общественное

производство, однако в краткосрочном и среднесрочном плане производство может быть дополнено товарными запасами. Причем производство товаров, обеспечивающих предложение в данной стране, может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предложения.

Знание источников совокупного предложения позволяет лучше увидеть его

факторы. Они также делятся на ценовые и неценовые.

К ценовым факторам относится средний уровень цен на предлагаемые товары и услуги. Существует прямая зависимость совокупного предложения от уровня цен: выше уровень – выше предложение, и наоборот. Подобная зависимость иллюстрируется с помощью кривой предложения:

Кривая совокупного предложения (AS) показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

Показанная на рисунке зависимость совокупного спроса от уровня цен возникает вследствие следующих причин:

1) роста  выгодности производства при  опережающем повышении цен на  конечные товары по сравнению  с ростом цен на факторные  товары. В том числе рост производства возможен за счет заемных средств, если повышение уровня цен опережает рост ставки ссудного процента;

2) вовлечения  товарной массы из запасов  в ответ на повышение цен  на товары;

3) расширения  импорта, если рост уровня цен  не отражает девальвацию национальной валюты.

К неценовым факторам отнесем:

1. Наличие  у предприятий незанятых факторов  производства. В этом случае возможен рост совокупного предложения. Их отсутствие делает это невозможным даже при повышении уровня цен.

В макроэкономике горизонтальный отрезок кривой предложения получил

название кейнсианского, поскольку именно Д.Кейнс особое внимание уделял ситуации с неполной занятостью факторов производства. Вертикальный отрезок кривой называется классическим, поскольку классики считают полную занятость факторов производства наиболее типичной для рыночной экономики.

2. Более  высокую производительность новых  факторов производства, применяемых  взамен старых, выбывающих из  производства. Если новые факторы более производительны, то возможен рост производства и совокупного предложения без количественного увеличения факторов производства.

3. Уровень  издержек производства, в том  числе обусловленный повышением  цен на них. Если цены на  факторные товары растут быстрее  цен на товары, производимые с помощью этих факторов, то предложение меняется в сторону уменьшения. Эту ситуацию удобно изобразить с помощью смещения кривой совокупного предложения влево от исходного положения. Соответственно, все то, что влияет на уровень издержек, предстает как фактор совокупного предложения, например, налоги, ставка ссудного процента, уровень заработной платы и т.д. Здесь в качестве фактора совокупного предложения можно рассматривать и политику государства, влияющую и на уровень налогов, и на ставку процента и т.д.

4. Товарные запасы и состояние складского хозяйства, определяющее возможность делать такие запасы.

5. Степень  открытости национальной экономики  и соотношение между экспортом  и импортом товаров в данной  стране.

6. Экономическую  конъюнктуру.

7. Совокупный  спрос. Изменение совокупного предложения может быть реакцией на изменение совокупного спроса. В отличие от микроуровня, где спрос и предложение какого-то товара взаимодействуют через цену данного товара, на макроуровне совокупное предложение может меняться непосредственно под воздействием совокупного спроса. Это возможно при неполной занятости факторов производства.

Для наглядности изобразим кривую совокупного предложения, состоящую из трех частей: кейнсианского, классического и промежуточного отрезков. Рисунок показывает, что перемещение кривой совокупного спроса в силу тех или иных причин с положения AD1 на положение AD2 ведет к увеличению совокупного предложения до 0Q2 при том же уровне цен 0Р1. Подобная реакция совокупного предложения стала возможной из-за наличия в обществе незанятых факторов производства. Однако дальнейшее изменение совокупного спроса в сторону увеличения до 0Q3 становится возможным в ответ на повышение уровня цен в основном путем дополнительной загрузки уже используемых факторов производства – увеличения коэффициента сменности, сверхурочных, повышенной интенсивности труда и т.п. Это последние резервы увеличения производства и совокупного предложения. Очевидно, что дальнейшее увеличение совокупного спроса уже не приведет к какому-либо росту предложения ввиду полной занятости факторов производства и отсутствия каких-то резервов. В ответ на увеличение совокупного спроса произойдет лишь повышение уровня цен, благодаря чему возросший совокупный спрос будет приведен в соответствие с совокупным предложением.

Рисунок позволяет также увидеть, что макроэкономическое равновесие, проявляемое через равенство совокупного спроса и совокупного предложения (AD=AS), может возникать при разных состояниях экономики. Так, в первом случае подобное равенство, определяемое отрезком 0Q1, достигнуто при неполной занятости факторов производства: наличии безработицы, неполной загрузке производственных мощностей, излишних материальных запасах. Во втором случае (отрезок 0Q2) равновесие обеспечено при полной занятости факторов производства и наличии некоторых резервов. В третьем случае равновесие обеспечивается ценами, поскольку все факторы и все резервы производства использованы.

В современных условиях совокупный спрос воздействует на совокупное предложение и в сторону его сокращения опять же не через соответствующее понижение уровня цен. Например, совокупный спрос меняется в сторону понижения, что показывается на рисунке сдвигом кривой с положения AD3 на AD2.

Предложение сокращается до 0Q4, но не в ответ на понижение уровня цен до 0Р1, а в ответ на непосредственное уменьшение совокупного спроса при прежнем уровне цен 0Р2. Можно также видеть, что если бы предложение сокращалось в ответ на понижение уровня цен, то это сокращение было бы не столь значительным – лишь на величину Q3Q2. Подобное явление, при котором цены не имеют обратного хода даже при понижении совокупного спроса, в экономической литературе получило название «эффект храповика».

10. Кейнсианство – основные положения

Кейнсианство - экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.

Суть кейнсианства

Зрелая капиталистическая экономика не имеет склонности к автоматическому поддержанию равновесия и эффективному использованию всех ресурсов, а потому нуждается в государственном регулировании с помощью финансовых инструментов – бюджетных и кредитно-финансовых. 
2. Основные идеи кейнсианства. 
2.1  Кейнсианство и другие направления экономической мысли 
Кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Кейнс, и его последователи, следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества, прежде всего экономических факторов, определяя выражающие их количественные показатели и связи между ними, на базе  предельного и функционального анализа, экономико-математического моделирования. Но в то время как Маршалл рассматривал спрос, предложение, цены преимущественно на уровне отдельных фирм, потребителей, т.е. на микроуровне, Кейнс пришел к выводу, что, прежде всего, следует выявить функциональные связи на уровне национального хозяйства. Кейнс показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что все рынки взаимосвязаны и их необходимо изучать как единую, цельную систему. 
 
Кейнс также не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны и заключаются:1)в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);2)в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства; 3) в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;4)в понимании национального (государственного) характера экономической политики. 
 
В кейнсианстве отмечаются методологические расхождения с классиками и неоклассиками. У Кейнса отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором – могут быть направлены на увеличение спроса и занятости.  
 
Кейнс показал несостоятельность так называемого закона Сэя, согласно которому производство само формирует доходы, обеспечивая равновесие спроса и предложения. Конечно, когда осуществляется производство, то одновременно формируются доходы. Но где гарантия, что деньги, полученные в форме доходов, будут тотчас же израсходованы на покупку других произведенных товаров?  
 
Нет, размер спроса не следует автоматически за предложением. В обществе происходят не бартерные сделки, товары реализуются и «обмениваются через посредство денег. Спрос, определяемый уровнем доходов, отстает от их динамики. Если же спрос меньше производимого продукта (и предложения), то часть продукции не находит сбыта. Возникает общее перепроизводство. 
 
Кейнс приходит к выводу: доходы не равнозначны спросу. В случае нарушений (спрос не поспевает за предложением) цены реагируют не сразу и не успевают уравновесить спрос и предложение. 
 
Вопреки классикам Кейнс утверждал, что цены не являются достаточно гибкими регуляторами рыночного хозяйства. Они относительно консервативны. О ситуации, складывающейся на рынке, обычно судят не по динамике цен, а прежде всего, по наличию товарных запасов, по динамике потребительского спроса. Что касается рынка труда, то здесь цены (номинальная заработная плата) плохо выполняют роль регулятора спроса на рабочую силу. При падении указанного спроса они, как правило, не снижаются. В отличие от классиков Кейнс показал, что рост сбережений не равнозначен росту инвестиций. Более того, при известных условиях рост сбережений может вести не к росту, а к уменьшению объема инвестиций. 
 
В результате рыночный «автоматизм» не срабатывает, равновесие не восстанавливается. Классики рассматривают процессы, протекающие в рыночной экономике, в несколько условном, абстрактном виде. Они не учитывают, что в условиях олигополии цены не изменяются автоматически, они не столь гибки, как это обычно изображается на схемах; что информация о положении на рынке оказывается неполной и порой недостоверной. 
 
Кейнс говорит о том, что  регулятором национальной экономики в целом является не рынок, а государство. 
 
2.2 Теория эффективного спроса. 
 
Главная и новая идея кейнсианцев состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.  
 
Новаторство экономического учения  Кейнса в части предмета изучения и в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, и, во-вторых, в обосновании концепции так называемого «эффективного спроса», т.е. потенциально возможного и стимулируемого государством спроса. Кейнс пришел к выводу, что уровень занятости и производства национального дохода, его динамика определяются не факторами предложения (размерами применяемого труда, капитала, их производительностью), а факторами платежеспособного спроса. Чтобы пояснить, почему именно спрос является решающим фактором при определении занятости, Кейнс вводит понятия совокупного предложения и совокупного спроса. 
 
Совокупное предложение определяется соотношением совокупных (для общества) издержек и занятости. В течение короткого периода времени это соотношение не изменяется. Совокупный спрос отражает соотношение ожидаемых доходов (в масштабах общества) и занятости. Это соотношение весьма подвижно. Поэтому динамика занятости в решающей степени попадает в зависимость от факторов спроса. Совокупный спрос характеризует зависимость между реальным объемом национального производства, который готовы купить потребители (домашние хозяйства, фирмы, правительство, зарубежные импортеры), и уровнем цен (при прочих равных условиях). Это реальная сумма товаров и услуг, которая обеспечена платежеспособным спросом. Зависимость между ценами и объемом производства национального продукта – обратная. Точка пересечения совокупного предложения и совокупного спроса характеризует объем занятости. Кейнс называет ее точкой эффективного спроса. Эффективный спрос – это совокупный платежеспособный спрос, определяющий уровень занятости. 
 
Проблема в том, как стимулировать совокупный спрос? Какие факторы стоят за ним? Иначе говоря, каковы основные компоненты совокупного спроса? Ими являются потребление С и инвестиции I, т.е. У=С + I 
 
Проблема совокупного спроса (и занятости) связана с проблемой потребительского спроса, который зависит от совокупного денежного дохода и от того, как расходуется этот доход. То есть, от прироста дохода и от пропорции, в которой доход распадается на потребление С и сбережения S. 
 
Структура потребления населения меняется. Структура потребления наемных рабочих начинает напоминать структуру потребления собственников, основная функция которых заключается в накоплении денежных средств, умножении капитала. 
 
Кейнс отмечает мотивы поведения людей, ведущие к известному сдерживанию расходов, направляемых на приобретение потребительских товаров. Среди них – скупость, предусмотрительность, расчетливость. В результате предельная склонность к потреблению в обществе падает. А именно с ней связан потребительский спрос. Расширяющийся объем сбережений не успевает поглощаться спросом на инвестиционные товары. Кейнс, в отличие от своих предшественников, утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление виду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов. 
 
По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение доходов. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода. Кейнс определил «Основной психологический закон». Суть этого «закона»: «Психология общества, такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход».  
 
Сказанное свидетельствует о том, что в методологии исследования  Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономических факторов, как-то: государство (стимулирующее потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).  
 
2.3 Макроэкономические процессы в кейнсианстве. 
 
Модель макроэкономики Кейнс представил как сложную систему взаимосвязи и взаимодействия всех сфер и секторов, где рыночный механизм находится под воздействием психологических факторов, кругооборот товаров органично связан с финансово-денежными потоками, развитие частной инициативы сочетается с воздействием макрорегулирования, процесс общественного воспроизводства является многоуровневой и многомерной системой. 
 
Получатели доходов не обязаны и не торопятся расходовать их целиком на покупку товаров. В этом случае, по представлению «классиков», должны вмешаться цены. Если предложение товаров обогнало спрос, то цены должны снизиться, и запасы произведенных товаров будут реализованы. Однако этого не происходит. Цены не поспевают уравнивать спрос и предложение. Цены снижаются мгновенно только на графиках экономистов. В действительности же при падении спроса цены «зависают» на прежнем уровне, т.е. остаются неизменными. А потому и производство сокращается не сразу. Процесс приспособления носит длительный характер. 
 
Решающую роль Кейнс отводил инвестициям. Объем производства фактически формируется в соответствии с предпринимательскими ожиданиями: какой будет уровень эффективного (совокупного) спроса в предстоящем периоде. Эти ожидания соответствуют определению объема инвестиций. Инвестор сравнивает процентную ставку (стоимость наличных денег для инвестирования) с предельной эффективностью капитала. 
 
Функция потребления обычно остается стабильной во времени, но, как выяснено, отстает от роста доходов. Компенсацией отставания потребительского спроса может служить только увеличение инвестиционного спроса. Иначе неизбежен рост безработицы и падение темпов роста национального дохода. Вот почему, прежде всего, необходимо стимулировать инвестиционную деятельность. 
 
Росту совокупного спроса препятствуют два «тормоза»: «Психология потребителя и падение эффективности капиталовложений». Суть первого «тормоза» рассмотрена выше. Второй «тормоз» связан с тем, что ввиду значительных и постоянно растущих размеров накопленного капитала перспективы инвестирования становятся все менее благоприятными.  
 
Раз сбережения обгоняют потребление (склонность к потреблению снижается, к сбережению – растет), надо возрастающие сбережения направить в инвестиционную сферу. Проблема инвестиций - проблема перевода сбережений в инвестиции. Как добиться того, чтобы сбережения без особых задержек трансформировались в инвестиции? 
 
В отличие от классиков, для которых стремление к сбережению выступало в качестве позитивного фактора, Кейнс приходит к другому выводу: рост сбережений может не способствовать, а препятствовать экономическому росту. Аргументация Кейнса состоит в следующем. Динамика сбережений и инвестиций зависит от различных факторов. Сбережения растут по мере роста дохода. Инвестиции зависят от ожидаемой прибыльности капиталовложений и уровня процентной ставки. 
 
Избыточные сбережения ведут к избыточному предложению. В итоге прибыльность инвестиций снижается. Денежные сбережения растут, но не направляются в виде реальных инвестиций в отрасли, обеспечивающие экономический рост. Величина сбережения изменяется в зависимости не от уровня процентной ставки, а от роста совокупного дохода С. 
 
Размеры инвестиций, по Кейнсу, зависят от ожидаемого объема доходов от капиталовложений или от их предельной эффективности и от нормы процента. Предприниматели продолжают процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Если норма процента высока, то владельцы сбережений не станут вкладывать средства в инвестиции, в капиталовложения. Ведь можно без особых усилий получить достаточно надежные и относительно высокие доходы более легким способом. В тех случаях, когда уровень ожидаемой прибыльности от инвестиций снижается и приближается к норме процента, инвестиционная деятельность сворачивается, наступает депрессия. Норма процента определяет нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем ниже она, тем оживленнее инвестиционный процесс. И наоборот. 
 
Процент, по Кейнсу, представляет собой автономный «монетарный феномен». Процент - это не цена сбережений. Они делаются лишь тогда, когда потребности удовлетворены. Поэтому повышение процентной ставки не стимулирует роста сбережений. По мнению Кейнса, процент – это та цена, которую платят за отказ от ликвидности. Уровень процентной ставки определяется в зависимости от предложения и спроса на деньги или денежные остатки (сбережения в денежной форме). 
 
Спрос на деньги регулируется законом предпочтения ликвидности. Желание иметь при себе наличность Кейнс называл «предпочтением ликвидности». То есть предпочтение ликвидности – это стремление сохранять сбережения в денежной форме как наиболее ликвидной, чтобы иметь возможность в удобный момент обратить их в выгодные инвестиции. Отказ от ликвидности рассматривается как жертва, требующая компенсации. За отказ от ликвидности владелец денег получает процент. Он выплачивается обладателю денежных средств, предоставляемых им взаймы. Ликвидность – психологический феномен. Неустойчивая конъюнктура усиливает склонность к ликвидности. Для ее преодоления требуется высокий процент, тогда деньги будут обращены в ценные  бумаги, депозиты. Стабильность денежного рынка, напротив, понижает предпочтение ликвидности, а вместе с тем и процентную ставку. 
 
Формирование нормы процента Кейнс рассматривает в качестве связующего звена, посредством которого денежная масса влияет на производство национального дохода. Итак, в центре концепции Кейнса два положения: 1) совокупный доход больше спроса и больше потребления; 2) норма прибыли и спрос на инвестиции зависят от нормы процента. 
 
Процентная ставка держится на слишком высоком уровне, что ограничивает инвестиции. Недостаточность совокупного спроса объясняется недостаточностью потребительского спроса и дефицитом инвестиционного спроса. Как выйти из этого положения? 
 
Поскольку основой экономического роста служит спрос, то его надо стимулировать. Если этого не сделать, то часть дохода застрянет в форме праздных сбережений, и это обострит проблему реализации произведенной продукции. Помочь может вмешательство государства. Оно должно повлиять на склонность к потреблению, на предельную эффективность капитала, на норму процента. А через них – на национальный доход и занятость. 
 
Первое. Проводимая политика должна быть направлена на понижение процентной ставки посредством увеличения денежной массы. При неполной занятости это приведет к ее увеличению и росту производства и в меньшей степени скажется на росте цен. Пока существует безработица, увеличение денежной массы будет стимулировать спрос. Дешевый кредит активизирует капиталовложения, поднимет их эффективность. Но Кейнс признавал, что воздействие прироста денежной массы на инвестиции может тормозиться ростом цен и заработной платы до наступления полной занятости. Здесь есть опасность. Кейнс назвал ее «ловушкой ликвидности». Ее суть заключается в том, что денежная масса растет, но на каком-то этапе (очень низкий процент) понижение процентной ставки останавливается. «Накачивание» денег теряет смысл. Решающее значение Кейнс придавал не денежно-кредитной, а бюджетной политике. 
 
Второе. Суть бюджетной политики, по Кейнсу, - организация инвестиций. Частные инвестиции растут недостаточно. Их надо компенсировать за счет государства. Отсюда рецепт – расширение государственных инвестиций, организация общественных работ, даже если они бесполезны. Не столь важно, куда пойдут бюджетные средства, важно, чтобы они через эффект мультипликатора привели к росту занятости и увеличению национального дохода. Бюджетные средства должны использовать частные инвесторы через систему государственных заказов и закупок. 
 
Третье. Кейнс не исключал государственного воздействия на потребительский спрос, но считал это делом второго ранга. Он выступал за более равномерное распределение национального дохода. Увеличение доходов и покупательной способности малообеспеченных слоев населения (через повышение пенсий, стипендий, льготное налогообложение) способствовало бы росту эффективного спроса на предметы потребления. Стимулирование потребления как канала подкачки эффективного спроса, по Кейнсу, носит подчиненный характер. 
 
2.4 Мультипликатор, его роль в кейнсианской теории. 
 
Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. Мультипликатор выражает количественную связь между приростом инвестиций и приростом дохода, усиливает воздействие инвестиционного спроса на увеличение доходов. В чем состоит мультипликационный эффект? В том, что увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается увеличением потребительского спроса, причем в большей степени, чем первого. Рост доходов работников, занятых в инвестиционном секторе, означает увеличение их спроса на потребительские товары. Следовательно, растут выпуск и доходы в отраслях, производящих предметы потребления. В свою очередь это вызывает расширение производства и доходов в «третичном» секторе. Первоначальный «толчок» к расширению производства будет нарастать по принципу цепной связи между отраслями. Увеличение (в связи с ростом доходов) потребительского спроса в отрасли, куда вложены дополнительные инвестиции, например, в дорожном строительстве, стимулирует выпуск продукции в отраслях, занятых производством предметов потребления для дорожников, т.е. дополнительный выпуск в пищевой, легкой промышленности. У работников этих отраслей также увеличиваются доходы в связи с расширением производства. Отсюда растет и их спрос на соответствующую продукцию. И так процесс подталкивания вторичного, третичного, четвертичного спроса развертывается дальше. Спрос передается из отрасли в отрасль, но не в нарастающей, а в убывающей прогрессии. 
 
Эффект мультипликации зависит от первоначального «толчка» и доли дохода, выделяемого его получателями на потребление, т.е. от предельной склонности к потреблению. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем выше коэффициент мультипликации. Величина мультипликации – это не производственный эффект инвестиций, а результат прироста доходов и соответственно спроса в инвестиционных и сопряженных с ними отраслях. У Кейнса мультипликатор занятости равен мультипликатору инвестиций. 
 
Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Чем больше часть дохода, идущая на потребление, тем сильнее действует мультипликатор. Напротив, мультипликатор и прирост сбережений находятся в обратно пропорциональной зависимости. Мультипликатор – величина, обратная к предельной склонности к сбережению. 
 
Совокупный эффект мультипликатора проявляет себя не мгновенно, а как бы «растягивается» на некоторый период. Эффекты мультипликатора могут наслаиваться и добавляться. В жизни действует многосложный мультипликатор. Мультипликатор проявляет себя при наличии неиспользованных производственных мощностей и незанятой рабочей силы. Эффект мультипликации обычно имеет место в условиях подъема, а не спада. Мультипликатор способен не только усиливать, но и сокращать (причем кумулятивно) национальный доход в случае, если инвестиции и инвестиционный спрос падают. Чем больше потребляемая часть прироста дохода, тем дольше действует мультипликационный эффект. 
 
Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы. Он иронично замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. Например, наполнять старые бутылки банкнотами и закапывать их в землю в бездействующих шахтах, предоставив возможность безработным выкапывать эти банкноты из земли. Это способствовало бы исчезновению безработицы и увеличению, как реальных доходов общества, так и его капитального богатства. 
 
Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится дефицитность платежного баланса. 
 
Инвестиционная деятельность, как известно, наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, скажем, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике "