Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
14.Основные типы обществ. хоз-ва.Натуральное и товарное хоз-во.
Общ. произв-во в ист. плане
представл. в формах,соотв. обществ-эк-м
формациям.Известны след. конкр. общ. формы
хоз-ва:1)первобытно-общинное 2) рабовлад.
3)феод. 4)капиталист.Матер. основа первой формы – натур. хоз-ва явл. низ.
общ. раздел. труда.Натур. форма хоз-ва
ист-ки основана на земельной собств-ти,явл.
фундаментом всех отн-ий собств-ти.Ист.
опыт натур. хоз-ва свидетельст. о многообр.
моделей натур. хоз-ва:первобыт. община,азиатская
община,черная община,славянская община.
Натур. произв-во – произв-во для внутр.
потребл. того же произв-ля, его семьи (не
для продажи). Хаар-ся универс-ю (что требуется)
и замкнутостью (хозяйства изолированы)Формы:1)
Товар. форма зарожд. как противополож. натур. хоз-ву.Смена натур. хоз-ва товарным-длит. сложный и разноплан. процесс.Натур. произв-во лежит в основе всех форм произв-ва.Товар. отн-ия склад. в усл-х натур. хоз-ва. Товар. хоз-во – произв-во продукции(услуг) для рынка, для продажи,осн. на взаимоотн-х м\д потребителем и продуктом в усл-х рынка.
А)Общ. основой возник.
и разв-я товар. произв-ва явл-ся обществ.разд.
труда, специализация произв-лей, затем
обособл. произв-лей и появл.част.
Б)Обособл.произв-лей, появл. частной собственности.
Различ. простое и капиталист.е товар. произв-во. Прост. базир-ся на частн. собств-ти и личном труде товаропроизвод-ля. Капиталистич. - на частн. собств-ти и использ-ии наемной раб. силы.
Натур. – товар. – капиталистич.. Товар. хоз-во имеет множ-во преимуществ перед натур.. Движущ. силы его разв-я:
1.разделение и специализация труда;
2.кооперация труда и производства;
3.заинтересованность
в повышении
4.состязательность, конкуренция;
5использование достижений НТП.
15.Усл-ия
и причины возник-ия товар.
произв-ва и его эволюция.
На опред. ур-не разв-я общ-ва произв-во приобр. товар. форму,проявл. посредством товарно-ден. отн-ий.Обмен м\д людьми сущ. в люб. эк-й формации.при опред. усл-х приним. форму товар. обмена: обществ.разд. труда и обособл. произв-лей.это повлек. возник. частной собств-ти,что усил. обособл-ть произв-лей.Обмен продуктами обособл. произв-ми станов. все более регуляр. и превращ. в постоянный институт.Возник. произв-во непосредств. для обмена.
А)Общ. основой возник. и разв-я товар. произв-ва явл-ся обществ.разд. труда, специализация произв-лей, затем обособл. произв-лей и появл.част.собств-ти. 1-ое круп. разд. труда – разд. скотоводства и земледелия; 2-ое – отдел. ремесла от земледелия, далее появл. отраслей.
Б)Обособл.произв-лей, появл. Частной собственности.
16. Историч особ становления и разв тов пр-ва в России.
Рос эк-ка ист опир либо на гос-во, либо на общину, либо на общ собств, что в кон счёте и обусл специфику осн пробл совр рын реформ, напр на перех к более прогрессивной модели рын эк-ки, где осн эл-ми стан: 1) общепризнанность2) разд собств и власти 3) ф-ии гос-ва , как инстр и усл разв рын отн. . Кроме того, особ сталкн мод рын эк-ки в дорев России опред так же тем, что Р- заним погр полож м/у Зап и Вост. Это предопр уникальн хар-р Р, тк с одной стороны она не стала на Зап путь раз, но и с др первая из Вост стран вступ в отн с Зап. Эьа промеж-ть полож нашла своё отобр и в реальн борьбе противоп тенденций в разв эк-ки страны. Большую роль в разв тов пр-ва и перех её к рын модели хо-ва сыгр реформы Витте и Столыпина. В рез-те в Р после пораж в рев 1905-1907 в ходе Столып реф-мывпервые нач эк подъём, стим потенц разв рынка. По теипам роста посл десят 19 Р уступ только США, а в нач 20 опереж. . Особ знач – теипы пром пр-ва, кот за 1875-1887 уаелич на 26,1 млн рубв год. В этот период слож сист рос кап-ма со своими специф чертами. В соотв с изм эк-ки в Р шла интенс разр эконом т, ориент на нац-ист и психол особ рус чела. В теории были разл поторой противоп конц. Так вместо осмысления самобытности русского капитализма, некот конц были напр на писки «самобытн» рус пути раз, в части отд авторы, отрицали общ раз труда, призыв к нат-потр хоз, к соед землед и дом пром-ти. Более прав предст воззрения тогда ещё мол Кондратьева и Чаянова, кот призн необх рын сист , ратовали за русск вариант капитализации, то наряду с капит эк-ки Р имела и передовую эк теорию.
17.
Товар и его св-ва.
Исх.эк-ми категор. товар. произв-ва, а, следовательно, и рынка явл-тся товар и деньги.
Товар - благо (продукция, услуги), кот. удовл. потребности чел-ка и предназнач. для обмена, для реализации на рынке.Ценностьопред-ся субъект. отн-ем чел-ка к товару.предельная полезность-наим. польза,ради кот. употреб-ся благо.Товар обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью (способ-ть удовл-ть потребность)и меновой стоимостью(способ-ть обмен-ся).Эти категории введены Аристотелем. Потребит. ст-ть – совок-ть св-в товара, связ. непоср-но как с самим товаром, так и сопутств. услугами, определ. его способ-ть удовлетв. потреб-ти чел-ка. Она состав.т веществ. содерж. богатства. ПС относится ко всем продуктам(сырьё и т.д.)
Потребительская стоимость товара:
1.должна быть создана трудом;
2.должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
3.должна обмен-ся на
др. товар(механизм купли-продажи). Товар
должен облад. спос-тью обмен-
Меновая ст-ть – колич.. соотн-е, пропорция, в кот. обм-ся один товар на др.
Т1 = Т2; Т1 = 2Т3 . Основой обмена одного товара на др. явл. стоимость - то общее, что свойств. всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощ. или овеществ. в товаре, и представл. его стоимость. Это внутр.е св-во товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости. Труд товаропроизв-ля выступ. в виде конкретного труда, затрачив. в виде опред., целесообр. формы (труд слесаря, пекаря, сапожника), и абстрактного труда (общечеловеческого). Абстрактный труд созд. стоимость. Раздел. труда товаропроизв-ля на конкр. и абстракт. труд обуслов.о противореч. товар. хоз-ва, выступающ. в виде противореч. м\д частн.и обществ. хар-м труда.
Один товар имеет
множ-во меновых стоимостей.Маркс
опред. стоимость абстрак. трудом(трудом
вообще).Самуэльсон:стоимость
18. Деньги: происхождение, сущность и ф-ии. Терии денег
Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. Это был объективный процесс.
(В результате этого из
Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег.
Монета - определенной формы, веса и достоинства металл.
Бумажные деньги: банкнота -выпускается центральным банком страны; казначейский билет - государственным казначейством.
Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки, дорожные чеки, электронные деньги.
Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом
Функции денег:1мера стоимости(Стоимость
товаров находит всеобщее выражение
в деньгах, т.е. величина их стоимости определяется
посредством приравнивания их к определенному
количеству денег. Деньги служат всеобщим
воплощением и мериломстоимостей)
19.Цена: сущность, ф-ии , виды цен.
Цены представляют
собой тонкий инструмент и
одновременно мощный рычаг
Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар; 2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности; 3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета, например, в имущественном комплексе предприятия 5 компьютеров по такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то. 4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования; 5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами; 7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.
Виды цен. 1) в зависимости от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены на услуги.
2) виды цен, различающиеся по
степени и способам
Мировые цены - цены мирового рынка Сопоставимые или неизменные цены - для определения индекса цен. Проектные, Цены сезонные - изменяются в определенные периоды года, типичны для сельхоз.продукции. Неизменные или сопоставимые цены - необходимы для расчетные цены. Биржевые, аукционные, комиссионные
20. Закон стоимости.
Закон стоимости предполагает
формирование у каждого отдельного
товаропроизводителя
Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние ОНЗТ.
Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы.
закон стоимости несёт в себе следующие функции:
1Стимулирует тех производителе