Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

шпоры по экономике.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

Хаар-я инфл с научн  точки зрения, отметим, что она  может иметь как ценовые, так и неценовые ф-мыпроявления. В соотв с этим различают  открытый и подавленный тип инфляции. Открытая неценовая инфл проявл в тенденции роста цен, не связ с ростом кач-ва рпод-ии. Она серьёзно деформирует механизм рынка. Ценовую инфл можно измерить. Если гос-во вместо возд на глубинные причины инфл-ии начнёт продавлять формы и проявления  фиксируя цены и доходы и в крайнем случае устанавливая тотальный контроль над ценами и д-ми, то инфл преобр в более опасный вид – подавление неценовой инфляции.Подавл сопутств деформация рын мех-ма. Деформация может обернуться полным подавл рын эк-ки. В разв рын эк-ке уже давно не допуск подавление симтомов инфляции.

.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА Негативные социальные  и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государсвом регулированию денежной массы. Антиинфляционная

политика насчитывает  богатый ассортимент самых разных денежно-

кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизациии действий по регулированию и распределению доходов. Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предустатривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад

инвестиций  и производства, что может привести к застою и дяже к

явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться

безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искуственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

 Пытаясь  обуздать вышедшую из-под контроля  инфляцию, правительства многих  стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией,

она не всегда достигает объявленной цели.

 

 

 

63. Денежное  обр и денежная система. Законы  ден обращения.

Деньги в  усл рыночной эк-ки осущ непрерыное движение в сфере обращения и  это движ связ прежде всего сисп ф-ии ср-в обращения и ср-ва платежа  наз ден обращением. Успешно ф-ие ден обр предп эффективную ден сист . Устр ден сист опр видом использ ден эквивалента, типом ден оьращения и сущ в стране мех-ом рег-я ден отношений.

Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии денежное обращение прошло три исторических этапа:

золотомонетный тип. На этом этапе денежная единица любой  страны имела золотое содержание или обеспечение;

золотобумажный тип  денежного обращения. Бумажные деньги пришли двумя путями: а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и медные монеты; б) через коммерческий вексель, то есть обязательства отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги за полученные в кредит товары. Позже банкноты стали выпускать банки. Банкнота обеспечивается государством золотом, драгоценными металлами и другими активами государственного банка.

Банковский тип денежного  обращения. Он характеризуется тем, что бумажные деньги, никак не связаны с золотом.

Сегодня функционируют  так называемые банковские деньги, то есть основная масса операций по покупке и продаже товаров  совершается без участия денег (безналичный расчет) или с помощью  кредитных карточек.

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

Сколько денег нужно  для обращения:

К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи + возврат кредита)/скорость оборота денежной единицы. В упрощенном виде:

К = (масса реализуемых  товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота денежной единицы.

При избыточном эмитировании денежных знаков происходит инфляция.

В России общая масса  денег - 12% от ВНП.

Движение денег при  выполнении ими своих функций  в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение зависит от обращения денежной единицы. У нас 6 оборотов за год. Зависит от цен и количества товаров.

 

 

Кд=СЦ-ПК-ВП+ВК/ О 

где Кд - количество денег  для обращения и платежа

 СЦ - сумма цен реализуемых  товаров и услуг

 ПК - продажа в кредит

 ВП - взаимопогашающие  платежи

 ВК - возврат кредита

 О - число оборотов  денежной единицы

 

Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает  количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег зависит  от количества проданных на рынке  товаров и услуг, уровня цен и  тарифов и скорости обращения  денег.

Скорость обращения  денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания услуг.

Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных  средств, обслуживающая экономические  связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

 

 

64. Банковская  система. Сущность, ф-ии и операции  банков, их виды.

Банковская система - одно из высших достижений эк-кой цивилизации.

В России функционирует двухуровневая банковская система.

1 уровень - Центральный  (эмиссионный) банк. “Банк банков”. 

Функции Центрального Банка:

1.Денежная эмиссия.

2.Регулирование денежного  обращения.

3.Реализация официальной  денежно-кредитной и валютной  политики.

Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.

Основные задачи ЦБ:

Проведение политики государства в области денежного  обращения, кредита и расчетов, обеспечение  устойчивой покупательной способности  денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия  на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.

2 уровень составляют  частные и государственные банковские  институты или коммерческие банки.  К ним относят:

- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность  которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки,  которые занимаются помещением  собственных и заемных средств  в ЦБ, выступают посредниками  между предпринимателями, нуждающимися  в средствах для долгосрочных  вложений и вкладчиками средств на длительный срок;

- ипотечные банки,  предоставляющие долгосрочные кредиты  под залог недвижимого имущества;

- сберегательные кассы  и кредитные общества;

- страховые и пенсионные  фонды.

В России 6 специализированных государственных банков:

1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).

2.Промышленно-строительный  банк (Промстройбанк).

3.Банк агропромышленного  комплекса (Агропромбанк).

4.Банк жилищно-коммунального  хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

5.Банк трудовых сбережений  и кредитования населения (Сбербанк).

6.Банк внешенеэкономических  связей (Внешэкономбанк).

 

 

65. Кредит: принципы, функции и формы.

Необходимость кредита обусловлена тем, что у одних домохозяйств, предприятий появляются временно свободные денежные средства, а другим они требуются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями — бизнес. Их взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки, инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д. Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди потребителей ссудного капитала. Система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности, называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду, называют кредитором, а берущее ее, — заемщиком. Кредит выполняет следующие основные функции: перераспределительную; замещения наличных денег кредитными деньгами и операциями (безналичный расчет). Эти функции определяют роль кредита в процессе воспроизводства. Он ускоряет развитие производства, повышает его эффективность, обеспечивает непрерывность. В зависимости от сроков, на которые предоставляется ссуда, различают онкольный (выдается на небольшой срок и погашается по первому требованию кредитора); краткосрочный (до одного года); среднесрочный (от одного года до пяти лет); долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты. По составу кредиторов и заемщиков: банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный, лизинг-кредит.

Банковский  кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде денежных ссуд предпринимателям, населению. В зависимости от обеспечения различают гарантированные (обеспеченные) и негарантированные (необеспеченные) ссуды. По срокам погашения ссуды бывают срочные, отсроченные и просроченные. По характеру погашения различают ссуды, погашаемые единовременным взносом и в рассрочку. Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Государственный кредит имеет место, когда заемщиком выступает Государство, а кредиторами — банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство. Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Лизинг-кредит — это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. Международный кредит получили название внешние займы. Банки путем кредитования способны создавать новые деньги. Объем средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов является основным объектом денежно-кредитного регулирования. Изменяя его с помощью инструментов денежно-кредитной политики, можно влиять на предложение денег с целью стабилизации совокупного объема производства, уровня цен и занятости.

 

66. Рынок ценных  бумаг: сущность, структура, ф-ии.

РЦБ является составной  частью финансового рынка, который делится на денежный рынок(все инструменты фин., связанные с краткосрочным обращением) и рынок капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции, облигации и т.д.)

На рынке ценных бумаг  или фондовом рынке продаются  и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д. Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг.

Фондовый рынок исторически  начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую  должен выполнять рынок ценных бумаг  является прежде всего обеспечение  условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население, личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом жилье).

Основными участниками  РЦБ явл. Фондовые биржи и инвестиционные фонды.

Ценной бумагой  является документ установленной формы  и обязательных реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

 

 

67. Фин отн  и фин сист гос-ва. Гос бюджет.

Фин-вая система - совокупность различных форм организации фин-вых отношений. Фин-вая система включает в себя следующие основные фин-вые институты: гос-ные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок. Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования и использования доходов первичной производственной структуры, а также регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики. Состав гос-ных финансов: гос-ный бюджет; гос-ное социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через гос-ные организации; гос-ный кредит; фонды целевого назначения .Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг, выпускаемых гос-вом и предприятиями с целью привлечения ивестиций.Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-эк-кого развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"