Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Экономика".
11. Механизм развития, измерение ур. инфляции.
И. – это снижение покупательной способности денег, кот. проявляется, в 1-ую оч., через относит. быстрый рост цен. Наиб. ярко И. прояв. в росте цен на тов. и услуги, им. в виду общее повышение ур. цен. Если вр. от вр. повышаются цены на нек. товары – это еще не И., возм., им. место удорожание в рез. улучшения кач-ва товара. Только повышение общего ур. цен означ., что идет давление ден. массы на товарную: деньги обесценив. – доходы населения снижаются. Несоответствие платежеспособного спроса и тов. массы проявляется в том, что спрос на тов. и услуги превыш. размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы произ-ли товаров и поставщики поднимали цены независимо от ур. издержек – затрат на создание и реализацию этих товаров. Диспропорции меж. спросом и предложением, превышение ден. доходов над потребительскими расходами могут порождаться различ. причинами. Это, прежде всего, дефицит гос. бюджета (превышение гос. расходов над доходами). Сюда же относ. чрезмер. инвестирование, когда объем инвестицион. расходов превышает потребности и возможности нац. эк-ки и сокращение поступлений от импортир. товаров при сильной зависимости потребит. рынка от внеш. торговли. Для измерения ур. цен в целом исп. такой уже известный нам показатель, как дефлятор ВВП. Для измерения И. исп. темп роста дефлятора ВВП, кот. наз. также нормой И.:
где Ин – норма И., Д ВВПi – дефлятор ВВП в исследуемом году, Д ВВП0 – дефлятор ВВП в базовом году.
12. Структура национальной
Стр-ра НЭ в макроэк. плане характериз. с-мой фактически сложившихся отношений между имеющимися в стране производственными ресурсами, т.е.: 1) Объемами их распределения меж. эк. агентами, выделившимися на основе общест. разделения труда (армия, медицина, бизнес и др.). 2) Меж. объемами пр-ва этих агентов, а также меж. составными частями нац. пр-та, сформировавшегося в процессе его пр-ва, распределения, обмена и потребления. На формирование эк. стр-ры НЭ оказ. влияние след. факторы: 1) Сложившаяся рын. конъюнктура. 2) Емкость и ур. монополизации рынков. 3) Степень включенности НЭ в с-му мировой хозяйственной связи. 4) Ур. развития производительных сил, масштабы, хар-р и темпы развития НТП. 5) Кач-во производственных ресурсов. 6) Протяженность и инфраструктурная обеспеченность территории. Количественные отношения меж. макроэк. показателями, характеризующие структурные связи в эк-ке наз. пропорциями. Они подраздел.: 1) Общеэкономические (пропорции меж. агрегатами, формируемыми без учета стр-ры общественного разделения труда – меж. ВНП и НД, меж. потреблением и накоплением). 2) Пропорции, отраж. стр-ру общест. разделения труда, где выделяются: А) Межотраслевые пропорции – проп. меж. различ. отраслями нац. пр-ва. Б) Внутриотраслевые – количественные соотнош. меж. подотраслями пр-ва (нефти и нефтепродуктов напр.). В) Межрегиональные проп. – характеризующие удельный вес отдельных регионов в составе произведенного и использованного НД страны (распределение гос. инвестиций по территории страны и др.). Г) Межгосударствен. – количествен. соотнош. меж. объемами экспорта и импорта, отдельными отраслями пр-ва различ. стран и др.
13. Воспроизводственная и
Воспр. стр-ра НЭ отраж. деление отдельных частей общест. пр-та в завис. от их функционального значения. Пропорции, характериз. стр-ру НЭ: 1 гр. – меж. объемом пр-ва, ср-тв пр-ва и объемом пр-ва пр-тов потребления. Эти пропорции отраж. натур. состав произведенного пр-та. 2 гр. – меж. величиной необх. и прибавоч.о пр-та. Эти пропор. характериз. стр-ру распределения произведенного НД меж. трудом и кап-лом. 3 гр. – меж. фондами возмещ. и накоп. Отраж. стр-ру распределенных валовых накоплений. 4 гр. – меж. фондами накоп. и потреб. в составе использованного НД. Они характериз. стр-ру его распределения в завис. от той роли, какую вып. разные части для удовлетворения текущих потребностей (ФП) и будущих потреб. (ФН). Отрас. стр-ра характериз. показателями, кот. рассчитываются как соотнош. объема пр-ва данной отрасли к совокуп. объему нац. пр-ва. Отрасль – сов-ть предприятий, облад. общностью эк. назначения пр-ции основных видов потребляемого сырья и материалов, методов технологии и организации пр-ва, специализации профессиональной квалификации специалистов.
14. Структура экономического цикла
Цикличность
– это выражение
15. Национальное счетоводство
Нац. счет. - комплексная с-ма понятий, кот. объясняют создание, распределение, перераспред. и использование ВНП и НД в рамках эк. с-мы с определенной стр-рой и закономерностями функционирования. Модель нац. счет. ООН можно рассматр. как нек. теоретич. концепцию, кот. включ. в себя: а) описание пр-та и дохода нации, а также их движение с точ. зр. равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты-выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение матер. благ и услуг. Практич. реализацией данной концепции явл. с-ма нац. счетов (СНС), т.е. конкретная статистич. с-ма, базир. на комплексе спец. балансов, в кот. выражены равновесные состояния сов-ти операций обмена меж. участниками эк. отношений. Нац. счет. вып. для эк-ки в целом те же функции, что бух. учет для отдельного предприятия. Для практики большое значение имеет нахождение таких состояний макроэк. равновесия, кот. мож. получить из регулярно и официально наблюдаемой и фиксир. в док-тах общенац. статистич. инф-ции. Различ. показатели, кот. входят в СНС, позволяют измерять объем пр-ва в конкрет. момент вр. и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование эк-ки. Инф-ция, кот. дают счета ВВП и НД, служит основой для формирования и проведения в жизнь гос. политики, направленной на улучшение функционир. эк-ки. Т.о., практическое наблюдение за макроэк-кой в запад. странах основывается именно на методологии и теоретич. принципах нац. счетоводства и СНС, глав. содержат. эл-том кот. явл. ВНП. В нашей стране проводится работа по освоению и использованию методологии СНС для практич. целей.
17. Экономич. классификация населения. Экономич. активное и неакт. нас.; занятые и безработные.
Экон. акт. нас. – это жители страны, кот. входят в состав рабочей силы; часть трудоспособных граждан, кот. предлаг. раб. силу для пр-ва тов. и услуг. Экон. неакт. нас. – жит. стр., кот. не вх. в состав раб. силы: учащиеся и студенты днев. учеб. заведений, пенсионеры, лица, ведущие дом. хоз-во, в т.ч. осущ. уход за детьми, больными, лица, кот. отчаялись найти работу, лица, кот. нет необх-ти работать (независ. от источника доходов). Уровень экон. акт. нас. – доля численности экон. акт. людей в общей численности населения. Экон. акт. нас. включ. в себя занятых и безработных. Занятые – лица, кот. работали по найму за вознаграждение (на усл. полного или непол. раб. вр.); трудились без оплаты на семейных предприятиях, работали не по найму, самост. обеспечивали себя работой (работодатели, управляющие собственным делом, работающие на индивидуал. основе). Безработные – лица от 16 лет и старше, кот. не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском (обращались в службы занятости), были готовы приступить к работе, обучались по направлению служб занятости.
18. Экономическое прогнозирование
Экон. проз. – с-ма аргументир. науч. представлений и высказ. о направлениях развития и буд. состоянии эк-ки или отдельных ее сегментов. Планирование мож. опред. как специфич. форму общест. практики людей, явл. одной из ф. упр-ния - приоритетной, сост. в подготовке различ. вариантов управленч. решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возм-ти выполнения и проверки их вып-ния. Имеются объектив. обстоятельства, обусловлив. потребность макроэк. планирования в рын. хоз-ве. К ним след. отнести: 1. Неспособность механизма свобод. рынка обеспеч. макроэк. устойчивость нац. эк-ки, преодолеть циклич. колебания пр-ва, валового дохода, занятости и т.д. 2. Систематич. рост в общем объеме потребления доли коллектив. или общест. потребления. Т.к. колл. потреб. тов. и услуг в значит. мере регулир. не обыч. рын. механизмом, а гос-вом, то увелич. и доля совокуп. ресурсов страны, распределяемых им с пом. внерыноч. механизмов. 3. Рост масштабов воздействия человеч. деят-ти (как производственной, так и потребит.) на среду обитания, наличие отрицат. «внеш. эффектов» эк. деят-ти. 4. Появление более слож. и чрезвыч. важных форм взаимодействия др. с др. хозяйствующих субъектов и целых секторов эк-ки в рез. расширения и интеграционных процессов. 5. Обострение глобал. проблем современности (продовольственной, истощение невоспроизводимых прир. ресурсов, ухудшение состояния окруж. среды и др.) обуслав. все усиливающийся интерес общества, гос-ва к проблемам долгосроч. развития. 6. Возникновение чрезвыч. ситуаций (войны, эк. кризисы, стих. бедствия и необх-ть ликвидации их последствий), стимулирующих деят-ть в обл. планирования. Функции: 1) стратегич. – прог. позв. выбирать направление и приоритеты эк. и соц. развития; 2) корректирующая – позв. корректир. проводимый курс по достат. обоснованным критериям; 3) информацион. – обеспеч. хозяйствующие субъекты инф-цией, помогающей им прин. более обоснован. решения. Особое место в с-ме гос. регулирования соц. рын. хоз-ва заним. стратегич. планир. Оно позв.: 1) получить представление о состоянии эк-ки и уровне решения соц. проблем на конкрет. момент вр.; 2) спроецировать на будущее современ. тенденции в развитии эк-ки и соц. отношений; 3) наметить стратегич. цели, к достиж. кот. дол. стремиться соответст. субъекты упр-ния; 4) увязать поставленные цели с объемом и стр-рой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения; 5) увязать в единое целое федеральные и регион. программы решения важнейших эк. и соц. проблем, стоящих перед страной, субъектами федерации и мест. органами упр-ния; 6) обеспечить комплексное, координирован. включение бюджетно-налоговых и ден.-кредит. инструментов и механизм достижения стратегич. задач; 7) дает возм-ть деловому миру страны получить представление о конъюнктуре на внутр. и мир. рынках, тенденциях на них и подключиться, реализуя свой интерес, к выполнению федерал. и регион. программ.
19. Методы макроэкономики
Поскольку
макроэк-ка явл. составной частью эк.
теории, она исп. те же методы, что
и эк. наука как таковая. Но специфика
объекта и предмета макроэк-ки как
науки обусловливает
20. Инфляция спроса
И. – это снижение покупательной способности денег, кот. проявляется, в 1-ую оч., через относит. быстрый рост цен. И. обыч. связ. с нарушением между ССп и СПр. В целом механизм раскручивания инфляц. спроса характериз. тем, что снач. увелич. ден. масса, а затем ССп. Причина увеличения ССп из-за доп. эмиссии в основном связана с дефицитом госбюджета и способами его погашения. 1) Чрезмерная эмиссия и сопровождающая ее индексация доходов прив. к переплетению инфляционных ожиданий нас. и предприятий, это способ. увеличению совокуп. расходов. 2) К инфляц. росту ССп приводит расширение госсектора, кот. сопровожд. увеличением з/п не в связи с ростом производительности труда, а для привлечения и поощрения служащих и работников предприятия госсектора. 3) Финансирование военных заказов, расширение ВПК увелич. ден. массу, неподкрепленную товарной массой. Помимо причин, связ. с увеличением ден. массы, инфляцию спроса может усиливать обесценение валюты страны по отношению к устойчивым валютам др. стран.
21. Инфляция предложения (