Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Макроэкономика 60.doc

— 611.50 Кб (Скачать файл)

11. Механизм развития, измерение  ур. инфляции.

И. – это снижение покупательной способности денег, кот. проявляется, в 1-ую оч., через относит. быстрый рост цен. Наиб. ярко И. прояв. в росте цен на тов. и услуги, им. в виду общее повышение ур. цен. Если вр. от вр. повышаются цены на нек. товары – это еще не И., возм., им. место удорожание в рез. улучшения кач-ва товара. Только повышение общего ур. цен означ., что идет давление ден. массы на товарную: деньги обесценив. – доходы населения снижаются. Несоответствие платежеспособного спроса и тов. массы проявляется в том, что спрос на тов. и услуги превыш. размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы произ-ли товаров и поставщики поднимали цены независимо от ур. издержек – затрат на создание и реализацию этих товаров. Диспропорции меж. спросом и предложением, превышение ден. доходов над потребительскими расходами могут порождаться различ. причинами. Это, прежде всего, дефицит гос. бюджета (превышение гос. расходов над доходами). Сюда же относ. чрезмер. инвестирование, когда объем инвестицион. расходов превышает потребности и возможности нац. эк-ки и сокращение поступлений от импортир. товаров при сильной зависимости потребит. рынка от внеш. торговли.  Для измерения ур. цен в целом исп. такой уже известный нам показатель, как дефлятор  ВВП. Для измерения И. исп. темп роста дефлятора ВВП, кот. наз. также нормой И.:

где Ин – норма И., Д ВВПi – дефлятор ВВП в исследуемом году, Д ВВП0 –  дефлятор ВВП в базовом году.

12. Структура национальной экономики

Стр-ра НЭ в макроэк. плане характериз. с-мой фактически сложившихся отношений между имеющимися в стране производственными ресурсами, т.е.: 1) Объемами их распределения меж. эк. агентами, выделившимися на основе общест. разделения труда (армия, медицина, бизнес и др.). 2) Меж. объемами пр-ва этих агентов, а также меж. составными частями нац. пр-та, сформировавшегося в процессе его пр-ва, распределения, обмена и потребления. На формирование эк. стр-ры НЭ оказ. влияние след. факторы: 1) Сложившаяся рын. конъюнктура. 2) Емкость и ур. монополизации рынков. 3) Степень включенности НЭ в с-му мировой хозяйственной связи. 4) Ур. развития производительных сил, масштабы, хар-р и темпы развития НТП. 5) Кач-во производственных ресурсов. 6) Протяженность и инфраструктурная обеспеченность территории. Количественные отношения меж. макроэк. показателями, характеризующие структурные связи в эк-ке наз. пропорциями. Они подраздел.: 1) Общеэкономические (пропорции меж. агрегатами, формируемыми без учета стр-ры общественного разделения труда – меж. ВНП и НД, меж. потреблением и накоплением). 2) Пропорции, отраж. стр-ру общест. разделения труда, где выделяются: А) Межотраслевые пропорции – проп. меж. различ. отраслями нац. пр-ва. Б) Внутриотраслевые – количественные соотнош. меж. подотраслями пр-ва (нефти и нефтепродуктов напр.). В) Межрегиональные проп. – характеризующие удельный вес отдельных регионов в составе произведенного и использованного НД страны (распределение гос. инвестиций по территории страны и др.). Г) Межгосударствен. – количествен. соотнош. меж. объемами экспорта и импорта, отдельными отраслями пр-ва различ. стран и др.

 

 

 

 

13. Воспроизводственная и отраслевая  структура национальной экономики

Воспр. стр-ра НЭ отраж. деление отдельных частей общест. пр-та в завис. от их функционального значения. Пропорции, характериз. стр-ру НЭ: 1 гр. – меж. объемом пр-ва, ср-тв пр-ва и объемом пр-ва пр-тов потребления. Эти пропорции отраж. натур. состав произведенного пр-та. 2 гр. – меж. величиной необх. и прибавоч.о пр-та. Эти пропор. характериз. стр-ру распределения произведенного НД меж. трудом и кап-лом. 3 гр. – меж. фондами возмещ. и накоп. Отраж. стр-ру распределенных валовых накоплений. 4 гр. – меж. фондами накоп. и потреб. в составе использованного НД. Они характериз. стр-ру его распределения в завис. от той роли, какую вып. разные части для удовлетворения текущих потребностей (ФП) и будущих потреб. (ФН). Отрас. стр-ра характериз. показателями, кот. рассчитываются как соотнош. объема пр-ва данной отрасли к совокуп. объему нац. пр-ва. Отрасль – сов-ть предприятий, облад. общностью эк. назначения пр-ции основных видов потребляемого сырья и материалов, методов технологии и организации пр-ва, специализации профессиональной квалификации специалистов.

14. Структура экономического цикла

Цикличность – это выражение неравномерности  функционирования процессов воспр-ва. Эк. развитие представ. соб. движение эк-ки через фазы ЭЦ: 1) кризис (или рецессия, спад, сжатие) – гл. фаза: он откр. и заверш. цикл. Механизм кризиса: в рез. снижения потребностей и инвестицион. расходов уменьш. объемы продаж предприятий и возраст. товарно-матер. запасы на рын. тов. и услуг. В рез. этого уменьш.: объемы пр-ва фирм и объемы инвестиций в эк-ке, занятость, цены и ожид. норма прибыли. Общим результ. данных негатив. тенденций явл. паника на фондовой бирже, массовое падение курсов акций, банкротство банков. 2) депрессия (или стагнация) – для нее хар-но застойное состояние эк-ки, когда падения пр-ва нет, однако рост тоже не наблюд. Здесь предпр-ли нач. приспосаб. к низ. ценам на основе поиска путей для снижения издержек. Возник. острая необх. в новых, более эффектив.,. эргономически организацион. технологич. решений. 3) оживление (экспансия, расширение) – в нем реал. объем пр-ва повыш. относит. нижней точки цикла (дна) и достиг. предкризис. уровня. В данной фазе прекращ. дезинвестирование, возобновл. товар. запасы, нач. процесс обновления осн. кап-ла. Рост покупательной силы неизбежно повышает цены, они опереж. издержки. Это, в комплексе с низ. % ставками, повыш. реал. и ожид. норму прибыли, стимулируя рост пр-ва и занятости до предкризис. уровня. 4) подъем (бум) – в дан. фазе эк-ка превосходит max ур. пр-ва, достиг. в предыд. цикле, и стремится к достиж. потенциально возмож. на дан. стадии объемов ВНПр и полной занятости. Однако движение эк-ки в направлении роста прерыв. в пике цикла, т.е. в высшей точке, в кот. объем пр-ва достиг. max уровня. Исчерпание ресурсов роста (материальных, денеж., труд.) приводит к повышению ур. цен, %-тов и з/п, это увеличивает издержки, сокращает ожид. и реал. норму прибыли. Набирающие силу негатив. тенденции не позволяют эк-ке длит. вр. удерж. в фазе подъема и неизбежно разворач. ее к кризису. Т.о., движение эк. с-мы от одной высшей т. (пика) до след. вершины наз. ЭЦ. При этом волнообразная кривая циклич. колебания располаг. на графике вокруг прямой линии так наз. «векового» тренда, изображ. долговрем. тенденцию эк. роста ВНП и имеющей положит. наклон

15. Национальное счетоводство

Нац. счет. - комплексная с-ма понятий, кот. объясняют создание, распределение, перераспред. и использование ВНП и НД в рамках эк. с-мы с определенной стр-рой и закономерностями функционирования. Модель нац. счет. ООН можно рассматр. как нек. теоретич. концепцию, кот. включ. в себя: а) описание пр-та и дохода нации, а также их движение с точ. зр. равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты-выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение матер. благ и услуг. Практич. реализацией данной концепции явл. с-ма нац. счетов (СНС), т.е. конкретная статистич. с-ма, базир. на комплексе спец. балансов, в кот. выражены равновесные состояния сов-ти операций обмена меж. участниками эк. отношений. Нац. счет. вып. для эк-ки в целом те же функции, что бух. учет для отдельного предприятия. Для практики большое значение имеет нахождение таких состояний макроэк. равновесия, кот. мож. получить из регулярно и официально наблюдаемой и фиксир. в док-тах общенац. статистич. инф-ции. Различ. показатели, кот. входят в СНС, позволяют измерять объем пр-ва в конкрет. момент вр. и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование эк-ки. Инф-ция, кот. дают счета ВВП и НД, служит основой для формирования и проведения в жизнь гос. политики, направленной на улучшение функционир. эк-ки. Т.о., практическое наблюдение за макроэк-кой в запад. странах основывается именно на методологии и теоретич. принципах нац. счетоводства и СНС, глав. содержат. эл-том кот. явл. ВНП. В нашей стране проводится работа по освоению и использованию методологии СНС для практич. целей.

17. Экономич. классификация населения.  Экономич. активное и неакт. нас.; занятые и безработные.

Экон. акт. нас. – это жители страны, кот. входят в состав рабочей силы; часть трудоспособных граждан, кот. предлаг. раб. силу для пр-ва тов. и услуг. Экон. неакт. нас. – жит. стр., кот. не вх. в состав раб. силы: учащиеся и студенты днев. учеб. заведений, пенсионеры, лица, ведущие дом. хоз-во, в т.ч. осущ. уход за детьми, больными, лица, кот. отчаялись найти работу, лица, кот. нет необх-ти работать (независ. от источника доходов). Уровень экон. акт. нас. – доля численности экон. акт. людей в общей численности населения. Экон. акт. нас. включ. в себя занятых и безработных. Занятые – лица, кот. работали по найму за вознаграждение (на усл. полного или непол. раб. вр.); трудились без оплаты на семейных предприятиях, работали не по найму, самост. обеспечивали себя работой (работодатели, управляющие собственным делом, работающие на индивидуал. основе). Безработные – лица от 16 лет и старше, кот. не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском (обращались в службы занятости), были готовы приступить к работе, обучались по направлению служб занятости.

 

 

 

18. Экономическое прогнозирование

Экон. проз. – с-ма аргументир. науч. представлений и высказ. о направлениях развития и буд. состоянии эк-ки или отдельных ее сегментов. Планирование мож. опред. как специфич. форму общест. практики людей, явл. одной из ф. упр-ния - приоритетной, сост. в подготовке различ. вариантов управленч. решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возм-ти выполнения и проверки их вып-ния. Имеются объектив. обстоятельства, обусловлив. потребность макроэк. планирования в рын. хоз-ве. К ним след. отнести: 1. Неспособность механизма свобод. рынка обеспеч. макроэк. устойчивость нац. эк-ки, преодолеть циклич. колебания пр-ва, валового дохода, занятости и т.д. 2. Систематич. рост в общем объеме потребления доли коллектив. или общест. потребления. Т.к. колл. потреб. тов. и услуг в значит. мере регулир. не обыч. рын. механизмом, а гос-вом, то увелич. и доля совокуп. ресурсов страны, распределяемых им с пом. внерыноч. механизмов. 3. Рост масштабов воздействия человеч. деят-ти (как производственной, так и потребит.) на среду обитания, наличие отрицат. «внеш. эффектов» эк. деят-ти. 4. Появление более слож. и чрезвыч. важных форм взаимодействия др. с др. хозяйствующих субъектов и целых секторов эк-ки в рез. расширения и интеграционных процессов. 5. Обострение глобал. проблем современности (продовольственной, истощение невоспроизводимых прир. ресурсов, ухудшение состояния окруж. среды и др.) обуслав. все усиливающийся интерес общества, гос-ва к проблемам долгосроч. развития. 6. Возникновение чрезвыч. ситуаций (войны, эк. кризисы, стих. бедствия и необх-ть ликвидации их последствий), стимулирующих деят-ть в обл. планирования. Функции: 1) стратегич. – прог. позв. выбирать направление и приоритеты эк. и соц. развития; 2) корректирующая – позв. корректир. проводимый курс по достат. обоснованным критериям; 3) информацион. – обеспеч. хозяйствующие субъекты инф-цией, помогающей им прин. более обоснован. решения. Особое место в с-ме гос. регулирования соц. рын. хоз-ва заним. стратегич. планир. Оно позв.: 1) получить представление о состоянии эк-ки и уровне решения соц. проблем на конкрет. момент вр.; 2) спроецировать на будущее современ. тенденции в развитии эк-ки и соц. отношений; 3) наметить стратегич. цели, к достиж. кот. дол. стремиться соответст. субъекты упр-ния; 4) увязать поставленные цели с объемом и стр-рой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения; 5) увязать в единое целое федеральные и регион. программы решения важнейших эк. и соц. проблем, стоящих перед страной, субъектами федерации и мест. органами упр-ния; 6) обеспечить комплексное, координирован. включение бюджетно-налоговых и ден.-кредит. инструментов и механизм достижения стратегич. задач; 7) дает возм-ть деловому миру страны получить представление о конъюнктуре на внутр. и мир. рынках, тенденциях на них и подключиться, реализуя свой интерес, к выполнению федерал. и регион. программ.

19. Методы макроэкономики

Поскольку макроэк-ка явл. составной частью эк. теории, она исп. те же методы, что  и эк. наука как таковая. Но специфика  объекта и предмета макроэк-ки как  науки обусловливает особенности  применения общеэкономич. методов. Так, для макроэк-ки особое знач. им. метод наблюдения. Здесь он тесно переплетается со статистич. методом, предполагая широкое использ. данных нац. и междунар. статистики. Именно они дают представление о состоянии эк-ки и происходящих в ней процессах. В макроэк-ке анализ статистич. данных строится на сочетании статич. и динамич. подходов к эк-ке. Данные на какую-то дату (напр., на конец года) характериз. статич. состояние эк-ки – ее сост. на данный мом. Но когда они сравниваются с данными за предшест. период (напр., начало года), то возник. динамич. картина, характериз. движение эк-ки за опред. период вр. Макроэк. анализу хорошо помогает графич. метод, позволяющий наглядно представить состояние эк-ки на какой-то момент (напр., диаграмма мож. дать представление о доле каж. сектора эк-ки в объеме нац. пр-ва) или происшедшие в эк-ке изменения за какой-то период вр. (напр., с пом. графика мож. увидеть темпы ЭР). Диалектич. метод предполаг. рассмотрение отдельных составляющих нац. эк-ки в тесной взаимосвязи с др. эл-тами, в их развитии и изменении. Функциональный метод позв. увидеть зависимости между эл-тами эк-ки, напр., завис. ССп от наличия в сфере товарного обращения ден. массы. Функц. метод оказ. тесно связ. с математич. методом и методом моделирования. Макроэк-ка широко использует модели нац. эк-ки, модели ден. обращения, воспр-ва общест. пр-та и т.д.

20. Инфляция  спроса

И. – это снижение покупательной способности денег, кот. проявляется, в 1-ую оч., через относит. быстрый рост цен. И. обыч. связ. с нарушением между ССп и СПр. В целом механизм раскручивания инфляц. спроса характериз. тем, что снач. увелич. ден. масса, а затем ССп. Причина увеличения ССп из-за доп. эмиссии в основном связана с дефицитом госбюджета и способами его погашения. 1) Чрезмерная эмиссия и сопровождающая ее индексация доходов прив. к переплетению инфляционных ожиданий нас. и предприятий, это способ. увеличению совокуп. расходов. 2) К инфляц. росту ССп приводит расширение госсектора, кот. сопровожд. увеличением з/п не в связи с ростом производительности труда, а для привлечения и поощрения служащих и работников предприятия госсектора. 3) Финансирование военных заказов, расширение ВПК увелич. ден. массу, неподкрепленную товарной массой. Помимо причин, связ. с увеличением ден. массы, инфляцию спроса может усиливать обесценение валюты страны по отношению к устойчивым валютам др. стран.

21. Инфляция предложения (издержек)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"