Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Экономика".
32. Расчет ВНП по расходам
При расчете ВНП по расходам ст-ть годового пр-ва м.б. опред. по формуле: ВНП = C + I + G + Xn, где С – личные потребит. расходы, I – валовые частные внутр. инвестиции, G - гос. закупки тов. и услуг (или гос. расходы), Xn – чистый экспорт. Лич. потр. расходы (С) включ. в себя: расходы дом. хоз-тв на предметы потребления длит. пользования (а/м, холодильники); товары текущ. потреб. (хлеб, молоко); потребительские расходы на услуги (механиков, врачей, юристов). Вал. част. внутр. инв. (I): все конечные покупки машин, оборудования и станков предпр-лями; все строительство (производственное и жилищ.); изменение запасов (запасы полуфабрикатов и сырья, еще не потребленных в процессе пр-ва товаров), при этом рост запасов учит. со знаком "+", уменьшение – со зн. "-". Гос. закупки товаров и услуг (G): федеральные, регион. расходы, а также расходы местных органов власти на конечную пр-цию предприятий и на все прямы покупки ресурсов (на стр-во и содержание школ, дорог, армии, госаппарата, фундаментальные науки). При этом исключ. все гос. трансфертные платежи, т.к. эти расходы не отраж. увеличение текущ. пр-ва, а явл. простой передачей гос. доходов определенной группе населения. Чистый экспорт (Xn) – рассчит. как разность экспорта и импорта. При подсчете ВНП необх. учесть все расходы, связ. с покупками конечных тов. и услуг, произведенных в данной стране, в т.ч. и расходов иностранцев, т.е. ст-ть экспорта данной страны. Одновременно необх. исключить из покупок эк. агентов данной страны те тов. и услуги, кот. были произведены за рубежом, т.е. ст-ть импорта. Показатель м.б. как со знаком "+", так и со зн. "-".
33. Личные потребительские расходы
Лич. потреб. расходы использ. как один из компонентов при расчете ВНП по расходам. Лич. потр. расх. (С) вкл. в себя: расходы дом. хоз-тв на предметы потребления длит. пользования (а/м, холодильники); товары текущ. потреб. (хлеб, молоко); потребит. расходы на услуги (механиков, врачей, юристов). Самым большим компонентом в структуре потребления ВНП явл. лич. потребление. В 1999 г. исчисляемый статистич. аналог этого теоретич. показателя (конеч. потребление дом. хоз-в и некоммерч. организаций) сост. в РФ 54%. Лич. потр. – наиб. устойчивая и консерватив. часть ВНП. Люди, как правило, стремятся сохранять привыч. ур. потребления, несмотря на самые разнообр. политич. и эк. катаклизмы. Спрос, предъявляемый дом. хоз-ми на предметы потребления, явл. поэтому своего рода стабилизатором ВНП. Гл. фактор потребит. выбора - полезность товара. То, что полезно для одного чел-ка, м.б. абсолютно не полезно для др. Однако даже если выбранный пр-т полезен для потребителя, сущ. обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями выст. размер дохода и цена. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением разнообразия прод-ции. Важная задача производителей в рын. условиях - изучение потребит. спроса на производимую пр-цию, при этом одним из важнейших его показателей служит эластичность спроса. Определение этого показателя (по цене, доходам потребителей) позволяет произв-лям правильно выбрать направление улучшения хар-тик уже выпускаемых тов., а также лучше ориентир. при разработке новых тов. и услуг.
34. Инфляционная спираль
Инф. спираль- процесс взаимозависимого роста цен и з/п, при кот. рост цен обусловливает необх-ть повышения з/п, а ее повышение приводит к росту цен. Инф. спираль формир. след. образом: сначала происх. установление нового ур. з/п (в рез. пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями) на соответствующем сегменте рынка труда. Как следствие возник. изменение общего ур. з/п в масштабах нац. эк-ки. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами (напр., ростом производительности труда), то увеличение издержек на ед. пр-ции приводит к сокращению пр-ва. Тогда, при увеличивающемся спросе, сокращение предложения прив. к росту цен. Рост цен, в свою оч., дает новый импульс к переговорам между наемными работниками и работодателями об увеличении оплаты труда. Т.о., ситуация повторяется на новом витке спирали «зарплата - цены».
Инф. спираль, инспирируемая ростом ССп. Пусть первонач. эк-ка нах. в состоянии краткосроч. равновесия в – т. Е0. Правительство прин. решение о проведении экспансионистской эк. политики. В рез. кривая AD нач. перемещ. вправо в положение AD2, и новое равновесие устан. в т. Е1. Достигнута цель - рост ВНП и занятости, правда, при этом возрастают цены на конечные тов. и услуги. Однако установившееся равновесие явл. неустойчивым - рано или поздно владельцы факторов пр-ва начнут пересматривать планы их продажи (увеличивать цены на них). В рез. начнется краткосрочное смещение кривой СПр вверх до установления нового равновесия в т. Е2. В рез. эк-ка возвращ. к исходному ур. выпуска и занятости, но с более высоким ур. цен. При продолжении экспансионистской политики эк-ка будет перемещ. из т. Е2 в т. Е3, затем из т. Е3 в т. Е4 и т.д.
Инф. спираль, инспирируемая ростом издержек пр-ва. Пусть эк-ка нах. в сост. равновесия в т. Е0. В рез. шока предложения кривая AS из полож. AS0 сдвин. в пол. AS1 и новое равновесие устан. в т. Е1: рост издержек пр-ва, не компенсируемый изменением в ССп, приводит к росту товарно-материальных запасов, и пред-ли вынуждены пересматр. свои производствен. планы в сторону понижения. Теоретич. возможно возвращение эк-ки из состояния Е1 в сост. Е0 в случае, если продавцы факторов пр-ва начнут снижать цены на них вследствие эк. спада, однако на практике такое происходит очень редко. Однако переход в сост. Е2 означ., что продавцы факторов добились исключительно повышения цен (остановка процесса на т. Е2 вероятна только в том случае, если имел место какой-л. внеш. для эк-ки шок предложения) и процесс раскручивания инф. спирали может запуск. заново.
35. Основные причины инфляции в период реформирования российской экономики
В кон. 80 - нач. 90-х гг. в России развив. инфляция спроса, кот. ярче всего проявилась в остром дефиците предметов потребления. И. спроса накапливалась годами, сначала скрыто, потом открыто. В силу негибкости цен И. спроса проявлялась сначала на черном рынке. Дефицит товаров даже при низкой покупат. способности еще более подталкивал накопившийся спрос на товары лич. потреб. Либерализация цен только усугубила ситуацию, т.к. была осуществлена в условиях отсутствия рын. механизма и искаженной стр-ры эк-ки. Более того, И. переплелась с падением промыш. пр-ва. Началась стагфляция, когда спад пр-ва в сочет. с ростом цен спровоцир. гиперинф. Спад пр-ва усугублялся не только разрывом хоз. связей и отсут. нового хоз. механизма, альтернативного административно-хозяйственному планированию, но осложнялся еще и действиями гос-ва. Однолинейный рост (неизбежный) цен без соответ. роста з/п лишает людей материальной заинтерес. в труде, налоговая с-ма (построенная в то время так, чтобы изъять как можно больше денег у населения и предприятий) окончат. дестимулировала любой вид производственной деят-ти. Намерения уменьшить безналичный оборот путем сокращения кредитной эмиссии полностью подавили инвестиционную активность. В рез. спад пр-ва нарастал, нас. отвечало ажиотажным спросом на все виды товаров. Все это происходило на фоне того, что И. спроса может подхлестываться поиском населением доп. доходов, особенно при низ. з/п. Т.о., мы видим, что спрос нарастает и при падающем пр-ве. В дальнейшем рост цен в России не принимает катастрофич. размеров: темпы И. в 1-ой половине 2000 г. – 12,7%, во 2-ой пол. 2001 г. – 15,2%. Причем И. в 2000 г. на 50% обусловлена ростом цен на пищевые продукты питания, на 23% - удорожанием платных услуг.
36. Валовые частные внутренние инвестиции
Вал. част. внутр. инв. исп. как один из компонентов при расчете ВНП по расходам. Вал. част. внутр. инв. (I) вкл. в себя: все конечные покупки машин, оборудования и станков пред-лями; все стр-во (производствен. и жилищ.); изменение запасов (запасы полуфабрикатов и сырья, еще не потребленных в процессе пр-ва товаров), при этом рост запасов учит. со знаком "+", уменьшение – со зн. "-". Валовые инв. представ. собой вложения в эк-ку для пр-ва тов. и услуг. По натуральной форме они явл. либо: 1) вложениями в осн. кап-л (в оборудование, сооружения, инфраструктуру), либо 2) изменением материальных запасов (сырья, полуфабрикатов, нереализованной готовой пр-ции и т.п.). По ст-ти валовые инв. представ. соб. сумму амортизационных отчислений, соответ. потреблению (износу) осн. кап-ла (А), и чистых инв., явл. капиталовложениями, направ. на расширение пр-ва (In), Т.е.: I = A + In. Валовые инв. – весьма динамич. и изменчивый компонент ВНП, поскольку величина вложений прямо связ. с наличием прибыльных сфер применения кап-ла. А последних много в периоды процветания эк-ки и почти не остается в моменты кризисов. Напр., за годы кризиса трансформации эк-ки в России доля валовых инв. упала с 37% в 1991 г. до 15% в 1999 г.
37. Государственные закупки
Гос. закупки тов. и услуг исп. как один из компонентов при расчете ВНП по расходам. Госзакупки тов. и услуг (G): федеральные, региональные расходы, а также расходы местных органов власти на конечную пр-цию предприятий и на все прямы покупки ресурсов (на стр-во и содержание школ, дорог, армии, госаппарата, фундаментальные науки). При этом исключ. все гос. трансферт. платежи, т.к. эти расходы не отраж. увеличение текущего пр-ва, а явл. простой передачей гос. доходов определенной группе нас. Госзакупки тов. и услуг связ. с выполнением тех политич., эк. и соц. функций, кот. осущ. соврем. гос-во. Они простир. от закупки вооружений для армии до приобретения канц. принадлежностей для чиновников или оплаты прогнозов развития конъюнктуры, заказанных экспертам-экономистам. Эти закупки осущ. за счет ср-в налогоплательщиков, аккумулированных в соответ. бюджетах и внебюджетных фондах. Именно это обстоятельство должно явл. решающим при отнесении закупочной деят-ти тех или иных субъектов гражданского права к сфере госзакупок ("принцип источника ср-тв"). Госзакупки осущ. в соответ. со спец. разработ. процедурами и правилами, закреплен. в законодательстве. Эти правила определены в "Положении об организации закупки тов., работ и услуг для гос. нужд". Процедуры и условия выбора способа закупки, содерж. в этих правовых актах, устан. именно исходя из эк. целесообразности применения тех или иных способов закупки. Принцип эффектив. расходования ср-в подразум. всестороннюю оценку выгод от приобретения того или иного тов., работы, услуги с учетом фактора времени, и затрат на такое приобретение. Скажем, а/м имп. пр-ва явл. более дорогим, чем отеч. Однако расходы на эксплуатацию и обслуж. имп. а/м меньше, чем у отеч. Т.о., в конеч. итоге приобретение имп. а/м явл. экономически целесообразным. Но здесь также нельзя скидывать со счетов и тот фактор, что ср-ва, затрач. на покупку отеч. а/м и его обслуживание - это ср-ва, влож. в отеч. эк-ку. И это обстоятельство может оказ. решающее влияние на принятие решения о закупке а/м.
38. Модели взаимоотношений
Меркантилизм. Ранний – с-ма ден. баланса – центральный пункт анализа. В целях удержания денег в стране их вывоз из страны запрещался. Поздний – с-ма торгового баланса. Считалось, что гос-во стан. тем богаче, чем больше разница меж. суммой ст-ти вывезенного и ввезенного товаров (активный торговый баланс). Данная разница достиг. 2-мя спос.: 1-й – за счет вывоза готовых изделий; запрещение ввоза предметов роскоши; 2-й – при пом. посреднич. торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. Эти действия осущ. с пом. принципов: 1) покупать дешевле в одной стране – продавать дороже в др.; 2) протекционизм – любые гос. меры, целью кот. явл. защита промышленности своей страны от конкуренции. Физиократы (Кенэ). Счит., что д.бэ обязательная помощь гос-ва земледельч. классу. Гос-во должно создавать условия свободной торговли зерном, не ограничивая конкуренцию. Кл. школа (Смит, Риккардо, Карл Маркс). Гос-во должно: 1) вырабат. законы, кот. не запрещ. бы деят-ть предпр-лей; 2) заботиться об обороне др. общенац. интересов; 3) проводить соц. политику (забота о людях, кот. не могут себя обеспечить). Институционализм. Обоснование норм, правил, институтов. Институт – устойчивый конструкт, кот. выдержал все испытания временем (ин. семьи, ин. дружбы и др.). Старая шк. – на 1-ый план вых. сов-ть неформальных правил, традиции, соц.-культурные стереотипы, а также правила и процедуры, кот. несанкционир. гос-вом. Новая шк. – правовое обеспечение эк. деят-ти, деят-ть органов упр-ния, юр. нормы, обязат. процедуры, связ. с эк. деят-тью, процедуры контрактов. Кейнсианская шк. Эффективный рынок не возм. без вмешат. гос-ва. Кейнс предложил способы выхода из кризиса, борьбы с без-цей. Он считается создателем с-мы гос. регулирования эк-ки. Он предложил методы оптимизации и регулирования ССп: 1) размещ. гос. займов; 2) снижение % ставок за кредит; 3) расширение гос. товаров, особенно инвестиционных. Монетаризм. 1) саморегулирующаяся рыночная эк-ка; 2) осн. роль отводится сдвигам и изменениям объема ден. массы; 3) сущ. жесткая связь предложения денег и скорости их обращения с объемом пр-ва и ур. цен.
39, 62, 63. Стабилизационная политика
в открытой и закрытой
Действия правительства, кот. влияют на эк-ку в целом. Стаб. политика – с-ма мер правительства, направ. на стимулирование (экспансионистская) или сдерживание (рестриктивная) роста нац. эк-ки посредством налогов, гос. расходов, регулирования объема предложения денег и комплекса мер административ. регулирования. Стаб. пол. осущ. с целью поддержания общего ЭР при соблюдении условий: 1) полная занятость; 2) устойчивый ЭР; 3) стабильный ур. цен; 4) сбалансированность платежного баланса. Сов-ть этих целей сост. «магический четырехугольник». «Магический» - одновременно достигнуть всех в/н целей трудно, а иногда и невозможно. Нек. цели противоречат др. др., поэтому, работая в достижении одной цели, одновременно вы удаляетесь от др. При анализе инструментов стаб. пол. мы абстрагируемся от воздействия заграничной эк-ки через валютные рынки, т.е. исп. модель «закрытой» экономики. В условиях закр. эк-ки акцентир. вним. на монетарной и фискальной политике. Монетар. политика предполаг. широкое использование ден.-кредит. рычагов в процессе рын. регулирования ЭР. Фиск. политика - меры бюджетной с-мы. Обычно исп. оба вида регулирования, с преимуществом одного из двух. Открытая эк-ка. В реальной жизни эк-ка связана с заграницей. В этой связи усиливается роль факторов, определяющих конъюнктуру нац. эк-ки (напр., состояние платежного баланса, ур. цен за границей, заграничная ставка %, обменный курс нац. ден. единицы).
40. Расчет ВНП по доходам
При расчете ВНП по доходам суммир. все виды факторных доходов, а также два компонента, не явл. доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии). В составе ВНП обычно выд. след. виды факторных доходов (критерием служит способ получения дохода): 1) вознаграждение за труд наемных работников (з/п, премии и др.); 2) рентные платежи, представляющие собой доходы, получ. владельцами недвижимости; 3) %, представляющий собой выплаты ден. дохода поставщикам ден. кап-ла; 4) доходы от собственности или доходы некорпоративного предпринимательского сектора (доходы предприятий, находящихся в индивидуальной собственности, партнерских товариществ и кооперативов); 5) прибыли корпораций, кот. м.б. использ. 3-мя способами: а) в виде налогов на прибыль корпораций – доход получает гос-во; б) в виде дивидендов – прибыль корпораций выплач. акционерам; в) в виде нераспределенных прибылей корпораций (то, что остается от уплаты налогов и дивидендов), кот. инвестируются либо сразу, либо в будущем на создание новых заводов и покупку оборудования. Амортизация в виде бух. записи - есть ежегод. отчисления, кот. показ. объем кап-ла, потребленного в ходе пр-ва в теч. опред. лет. Амортиз. отчис. наз. отчислениями на потребление кап-ла, т.е. на покупку инвестиционных товаров, потребленных в процессе пр-ва ВНП данного года. Амортизация не явл. прибавкой к чьему-либо доходу, она говорит о том, что часть ВНП данного года д.б. отложена для замещения в будущем машин и оборудования, потребленных в процессе пр-ва конечных тов. и услуг. Косвенные налоги на бизнес вкл. общий налог с продаж, акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи и тамож. пошлины. Этот приток кос. налогов на бизнес явл. незаработанным доходом, поскольку гос-во не вносит никакого вклада в обмен на поступления от налогов. Как и при подсчете ВНП по расходам, в данном способе необх. учесть также и факторные доходы из-за рубежа. В этом случае исчисление ВНП примет вид: ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из за рубежа. Чистые факторные доходы из за рубежа равны разности между доходами, получ. гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, получ. на терр. данной страны.