Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Макроэкономика 60.doc

— 611.50 Кб (Скачать файл)

52. Институционализм

Исторически первой школой институционализма был  старый институционализм; его также  нередко называют американским институционализмом. У этой концепции термин "институт" означает – устойчивый конструкт, который выдержал все испытания временем (институт семьи, институт дружбы и др.). На первый план выходит совокупность неформальных правил, традиции, социально-культурные стереотипы, а также правила и процедуры, которые несанкционированны государством. Новая школа (или неоинституционализм) – правовое обеспечение экономической деятельности, деятельность органов управления, юридические нормы, обязательные процедуры, связанные с экономической деятельностью, процедуры контрактов. Утверждения современных институтов: 1) селекция по критерию жизнеспособности далеко не всегда ведет к выживанию тех институтов, которые обеспечивают более высокую эффективность в экономике. В реализации любого института возникают организации групп индивидов, стремящихся использовать возможности этого института. Эти организации как бы сливаются с институтами, и возникает некий симбиоз: институт + организации. 2) в социально-экономической жизни всегда есть элемент случайности. Возникают и укрепляются не только те институты, которые прошли селекцию или сформировались в результате целенаправленных действий, но и те, которые появились по чисто случайным причинам. 3) институты, как правило, развиваются по той траектории, которая задана предшествующим социально-экономическим процессом. Эта институциональная инерция наряду с другими факторами обусловливает сопротивление рыночной селекции со стороны институциональной системы. Следовательно, жизнеспособными и устойчивыми могут быть не только социально-целесообразные институты, но и нежизнеспособные для общества. Поэтому процесс институционального развития не может быть спонтанным и требует вмешательства государства. Оно должно одобрять социально-целесообразные самовозникающие институты, наделяя их статусом госзаконов, и само выступать в качестве институционального источника. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Макроэкономическое равновесие  на промежуточном участке графика совокупного предложения

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного  предложения определяет равновесный уровень цен и  реальный объем национального производства. Это происходит в условиях либеральной экономики при отсутствии давления со стороны законодательной власти. Если AD и AS пересекаются на промежуточном отрезке, то изменение уровня цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров и услуг. Отклонения от равновесной ситуации уравновешиваются на основе конкурентной борьбы между участниками экономического процесса. Чтобы показать, почему Ре представляет собой равновесную цену, a Qe - равновесный реальный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен величиной Р1, а не Ре.  Кривая  совокупного предложения  показывает,  что при уровне  цен Р1 предприятия не превысят реальный объем национального продукта, равный  Q1. А какой объем реального продукта будут готовы приобрести  потребители внутри страны, фирмы  и правительство, а также иностранные покупатели при Р1? Кривая совокупного спроса отвечает - Q2.  Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объема национального продукта, взвинтит  уровень цен до Ре. Как показывает стрелка на графике, повышение уровня цен с  Р1 до Ре заставит производителей увеличить объем продукции с Q1 до Qe, а потребителей - уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qe.

54. Кейнсианская концепция, основные  положения

Возникло  в 30-е гг. 20 в. Наиб. распростран. получило в 50-60 гг. 20 в. Именно тогда принципы кейнсианства были последоват. развиты в теорию макроэк. регулирования. Кейнсианство отриц. возможность автоматич. обновления нарушенного на рынке равновесия, необх. гос. регулир. Без гос. вмешат. капитализм обречен на гибель. Спрос обеспеч. реализацию ресурсов, их рациональное сочетание и соответ. оплату факторов пр-ва. Надо увеличить ССп и это приведет к увеличению объемов пр-ва и сокращ. без-цы. ССп склад. из 3-х эл-тов: 1) личные доходы; 2) расходы гос-ва; 3) расходы капиталистов на покупку ср-тв пр-ва (капиталовложение или инвестиции). Кейнс отвергнул представление классиков о бережливости и экономии, как об условиях ЭР.  Осн. принципы Кейнсианства можно сформулир. в след. словах: чтобы стать богатым, надо больше тратить денег. У классиков иной подход: чтобы стать богатым, надо меньше тратить и больше экономить. Центральное звено в теории Кейнса – это устан. связи меж. капиталовложением, потреблением и НД. Кейнс считал, что меж. приростом инвестиций и НД сущ. опред. стабильная связь, Кейнс выдвинул идею инвестиционного мультипликатора (отношение прироста НД к приросту инвестиций). Суть инв. мул-ра – каждый расход инвестиций превращ. в первич. доходы работников. Первич. доход тратится на личное потребление и на инвестиции. В рез. часть первич. доходов (расходы на инвестиции) вновь превращ. в доходы, но уже вторич. Эти доходы также расход. на лич. потреб. и на инвестиции, вновь стан. доходами, но уже третич. и т.д. Во всех этих процессах увелич. пр-во и занятость.

55. Направления экономической политики

Выделяют  следующие направления экономической  политики, которые актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России: 1) конъюнктурная политика; 2) политика экономического роста; 3) структурная политика; 4) региональная политика; 5) политика занятости; 6) антиинфляционная политика; 7) социальная политика. Все эти направления пересекаются, а подчас и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты. Конъюнктурная политика представляет собой совокупность мер государства по обеспечению динамичного  и  одновременно равновесного состояния рыночной экономики. Проведение конъюнктурной политики осуществляется с помощью различных методов. Характеризуя их, можно условно выделить те, которые соответствуют нормам рыночной экономики, и те, которые им противоречат. Ко второй группе относятся методы установления границ заработной платы и цен, а также введения чрезмерного налогового обложения. Используемые для конъюнктурного регулирования методы можно подразделить также на финансовые и кредитно-денежные. Данные виды инструментов применяются для решения не только конъюнктурных, но и структурных, региональных и социальных задач. Различаться может в основном характер воздействия инструментов на экономические обстоятельства. Например, при осуществлении конъюнктурных мер финансовые и кредитные рычаги используют в рамках краткосрочного периода. В ходе социальной политики, а также решения задач экономического роста те же методы используются в течение длительного времени. Механизм действия финансового метода принято рассматривать в период перехода от застоя к оживлению Действие же кредитно-денежных механизмов обычно рассматривается  в верхней точке цикла, когда возникает поворот от высшей точки конъюнктуры к спаду. Политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Основная задача политики  государства по экономике и поддержке занятости  - сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ. Антиинфляционная политика направлена на регулирование темпа инфляции в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56. Модель малой открытой экономики  (Модель Манделла-Флеминга)

Впервые данная мод. была описана еще в 1937 г. экономистом Джоном Хиксом. В наст. вр. эта мод. исп. для объяснения колебаний эк. активности, выработки эффективной кредитно-ден., бюджетно-налоговой политики. Мод. IS-LM состоит из 2-х частей – рынка тов. и услуг (кривая IS) и рынка реальных денежных остатков или реальных денег (LM). Термин IS отраж. равенство инвестиций и сбережений, кот. достиг. на этой кривой. Термин LM отраж. равенство спроса на деньги и их предложения. Оба рынка уравновешивает ставка % (r), кот. влияет как на инвестиции, так и на спрос, на деньги. Мод. IS-LM показ., как взаимодействие этих двух рынков опред. ССп, а так же, что и в какой степени выз. изменения  ССп, а через него – и совокуп. дохода или выпуска в эк-ке. Инвестиции можно рассматривать как функцию ставки процента: I = f(r).

Построим  кривую IS. Она строится на основе двух графиков: графика планируемых инвестиций (а) и «кейнсианского креста» (б). График планируемых инвестиций показывает, что в эк. системе при прочих равных условиях рост ставки процента (от r1 к r2) ведет к уменьшению уровня планируемых инвестиций (от I (r1) к I (r2) на величину DI. «Кейнс. крест» показывает величину равновесного дохода при данном уровне инвестиций. Показанное на графике а увеличение ставки процента от r1 к r2, за кот. последовало сокращение планируемых затрат в модели б и, как следствие, уменьшению уровня национального дохода от Y1 к Y2. Используя ф. инвестиций и модель «кейнс. крест» мы можем показать, как изменяется НД при изменении ставки %. Эту зависимость отражает кривая IS (в), для построения кот. были использованы соответствующие друг другу значения (Y1r1) и (Y2r2). Во всех точках выше кривой IS объем запланированных расходов меньше НД, т.е. имеет место перепр-во товаров и услуг. Для всех точек ниже кривой IS характерен дефицит на рынках товаров и услуг. В тех же координатах, т.е. %-ная ставка и доход, в кот. мы построили кривую IS – кривую равновесия товарных рынков, мы можем построить кривую равновесия денежного рынка LM. Денежный рынок представлен на графике а. Вертикальная кривая предложения денег Ms означает, что величина предложения денег фиксирована. Спрос на деньги в самом общем виде можно выразить как ф. дохода (прямая зависимость) и номинальной ставки % (обратная зависимость): Md = L (r, Y). Данное представление о ф. спроса на деньги соответствует кейнс. теории ставки % и ее наиболее простой интерпретации - теории предпочтения ликвидности. Увеличение дохода при таком подходе от Y1 до Y2 будет приводит к увеличению спроса на деньги от L1 (r1Y1) до L2 (r2Y2), и повышение ставки процента от r1 к r2. Кривая LM на графике б – графическое отражение связи между ставкой % и НД при равновесии рынка денег. Аналогично кривой IS вид кривой LM мы определили, ориентируясь на пару точек (r1Y1) и (r2Y2). т.е. на такое сочетание величины дохода и %-ной ставки, при которых спрос на деньги (L) равен их предложению (M). Точки ниже и выше кривой LM характеризуют неравновесное состояние ден. рынка. Во всех т. ниже кр. LM спрос на деньги больше их предложения (L>M), во всех т. выше кривой L - предложение денег больше, чем спрос на них (L>M).

На  итоговом графике кривые IS и LM изображены вместе. Точка, в кот. они пересекаются – точка экономического равновесия (т.Е) фиксирует такое соотношение ставки процента (rE) и уровня дохода (YE), при кот. достигается равновесие как в товарном (реальном) секторе экономики, так и в денежном. Др. словами, при таком соотношении ставки % и дохода нет излишка и дефицита ни на товарном, ни на денежном рынках, а совокупный спрос, соответствующий подобной ситуации, наз. эффективным спросом. Сдвиги кривых IS и LM отражают проводимую эк. политику. К сдвигу кривой IS приводят мероприятия бюджетно-налоговой политики, т.е. изменения гос. расходов и налогов. Кривая LM сдвигается вследствие изменений в денежно-кредитной политике. Напр., если кривая IS сдвигается влево, то возникает ситуация, наз. «ликвидная ловушка». «Лик. ловушка» - это условия на рынке денег, при кот. ставка процента близка к минимальной. Поэтому даже при увеличении «реальной кассы» домашние хозяйства не захотят покупать ценные бумаги. Такая ставка процента может покрыть только риск вложений, но не приносить доход. Ставка % практич. не меняется, след., объемы инвестиций и НД ост. на преж. ур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. Социальное рыночное хозяйство

Социальное рыночное хозяйство – это хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления. Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том, чтобы любой успех экономики служил лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества. Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государства нацелена на свободное, экономически эффективное, прочное, социальное и справедливое устройство экономики и общества. В системе социального рыночного хозяйства термин рыночное хозяйство означает, как можно более полную децентрализацию организации управления производством и потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу. Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государство проводит политику его регулирования. Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов: 1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование возможностей вступления в договорные отношения и порядок распоряжения и пользования собственностью. 2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности. 3. Обеспечение стабильности национальной валюты. 4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д. 5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей власти на рынке сбыта. 6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества. 7. Разработка и реализация требований, запретов и использование рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды. 8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального права и внешнеэкономических отношений. 9. Макроэкономическое управление социально-экономическими процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства. Цели социально-экономического хозяйства в области экономической и социальной политики: 1. Повышение жизненного уровня населения. 2. Стабильный уровень цен. 3. Социальное обеспечение и справедливость.

58. Неценовые факторы совокупного  предложения

К неценовым  факторам (детерминантам) предложения  можно отнести следующие: 1) цены на факторы производства (экономические ресурсы); 2) технология; 3) размер налогов и субсидий; 4) цены на другие товары; 5) ожидания; 6) количество производителей (продавцов). Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведет к увеличению или снижению издержек производства. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предложения сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предложение (кривая предложения переместится вправо). Технология. Применение современной технологии позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растет. Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии напротив уменьшают издержки и увеличивают предложение. Цены на другие товары. Предприятие (фирма) может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной. Ожидания. Существуют различные варианты, как могут отреагировать производители, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предложение или, наоборот, сократят текущее предложение в ожидании будущего роста цен. Количество продавцов. Увеличение числа фирм, занимающихся производством данного продукта, приведет к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (конечно, если объемы производства каждого предприятия при этом не сократятся).  

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59. Инструменты кейнсианской модели: графики потребления, сбережений, инвестиций

 

 

 

Согласно  классической концепции уровень  совокупных расходов, определяемый национальным доходом, всегда достаточен для закупки продукции, произведенной в условиях полной занятости. Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утверждение, исходит из того, что объем

спроса  отдельных экономических субъектов  формируется под воздействием разных побудительных мотивов, включая  психологические факторы. Функции потребления и сбережения. Общий уровень и динамику потребления и сбережений исследуют с помощью таких инструментов, как функция потребления и функция сбережения: а) потребление (С) как функция дохода (Y): С = f(Y); б) сбережения (S), равные разнице между доходом (Y) и потреблением (С): S = Y – C или S = Y – f(Y). Склонность к потреблению и сбережению. Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход. Показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить следующим образом. Средняя склонность к потреблению и сбережению (ССП), исчисляемая по формуле:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"