Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Экономика".
И. предложения означ. рост цен, спровоцир. увеличением издержек пр-ва в условиях недоиспользования производственных ресурсов. В последнее вр. прис. тип И., при кот. цены растут при снижении ССп, что часто встреч. в мировой практике. Теория И., обуслов. ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, кот. приводят к увеличению издержек на ед. пр-ции. Повышение издержек на ед. пр-ции сокращает прибыль и объем продаж, кот. предприятия готовы предложить при существующем ур. цен. В рез. уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены. След., по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены. Осн. источниками И. предложения явл. рост издержек вследствие роста з/п и за счет роста цен на сырье и энергию. Этот тип И имеет место в Росси. И. предложения приводит к стагфляции, то есть к одноврем. росту И. и безр-цы на фоне общего спада пр-ва. Счит., что этот тип И. сам себя ограничивает. Т.к. из-за уменьшения предложения реальный объем нац. продукта и занятости сокращается, а это сдерживает дальнейшее увеличение издержек. Т.о., И. предложения выз. спад, кот., в свою оч., сдерживает увеличение издержек.
22. Система национальных счетов
Система национальных счетов (СНС) позволяет в наглядной форме представить ВНП (ВВП) на всех стадиях его движения: пр-ва, распределения, перераспределения и конечного использования. Стандартная СНС разработана статистич. комиссией ООН в 1953 г. В наст. вр. нац. счета используются более чем в 100 странах мира. В России с 1988 года показатель ВВП опред. по методике ООН. СНС отраж. идею общего эк. равновесия в стране, когда наблюдается соответствие (равенство) наличных ресурсов и их использования. СНС дает ступенчатую картину эк. процессов в стране, в т.ч. инф-цию по стандартному набору счетов для всех секторов эк-ки. Сектора эк-ки (предприятия, финанс. учреждения, органы гос. упр-ния, дом. хоз-ва, обслуживающие их частные некоммерч. организации) – это сов-ть эк. агентов, занятых одним и тем же видом основной деят-ти. Они сводятся в сектора по признаку однородности выполняемых функций или однор. производимой пр-ции. Понятие "сектор" в этом случае несколько отлич. от понятия "отрасль". Фирма или предприятие мож. относиться к разным отраслям, но согласно статистич. группировке входить только в один сектор. Осн. виды счетов группир. по конкрет. операциям, осуществляемым участниками хоз. деят-ти. Каж. счет отраж. одну из сторон этой деят-ти. В практике нац. счетоводства обычно выд. след. осн. счета. Счет пр-ва отражает результаты производственной деят-ти – затраты, промежут. потребление, пр-во добавленной ст-ти. Его итог – добав. ст-ть в рыночных ценах. Счет образования доходов характер. процесс образования прибыли, з/п, доходов от собственности, соц. выплат, др. доходов. Счет распределения доходов показ., как доходы распред. меж. осн. получателями – дом. хоз-ми, фирмами, учреждениями, администрат. стр-рами. Счет использования доходов отраж. соответ. процесс: из располагаемого валового дохода образ. конечное потребление и валовое накопление. Счет кап-ла (капитальных затрат, операций с кап-лом) содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации осн. кап-ла, перечисления кап-ла. Финансовый счет показ. итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств. Взаимосвязи между секторами охват. все виды операций с тов. и услугами, доходами и расходами, финансами. Каждой записи в одном счете соответ. идентичная запись в противоположном счете. В итоге взаимоувязанная СНС отраж. осн. стороны хозяйственных операций на макроуровне. Использование СНС необх. для проведения макроэк. политики гос-ва, эк. прогнозирования, а также, для междунар. сопоставлений показателей ВНП.
23. Основные показатели, измеряющие результаты функционирования национального хозяйства
Для сравнит. анализа эк. развития отдельных нац. хозяйств и сложных мирохозяйственных связей необх. с-ма надежных показателей. В мировой практике исп. Система нац. счетов (СНС). Это – с-ма взаимосвяз. показателей развития эк-ки на макроуровне. Центральным показателем СНС явл. ВВП. ВВП – это ст-ть конечных тов. и услуг, произведенных резидентами данной страны за опред. период вр., в ценах конечного покупателя. 2-й важнейший макроэк. показатель – ВНП. Разница между ВВП и ВНП состоит в след. ВВП подсчитывается по территориальному принципу, т.е. учит. совокуп. ст-ть пр-ции сферы материального пр-ва и сферы услуг независимо от нац. принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. ВНП учит. ст-ть всего объема пр-ции и услуг в нац. эк-ке, независимо от местонахождения нац. предприятий (в своей стране или за рубежом). След. важный показатель СНС – национальный доход (НД). Он м.б. исчислен на валовой или чистой основе, т.е. до или после вычета потребления осн. кап-ла. НД – это сумма первич. доходов, полученных резидентами данной страны; первич. доходы включ. оплату труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на пр-во и импорт.
24. Правило величины 70
Правило вел. 70 – это один из способов количествен. измерения инфляции. Оно позволяет подсчитать кол-во лет, необх. для удвоения общего ур. цен. С этой целью число 70 делится на ежегод. ур. И.
Темпы И. рассчит. след. образом: из индекса потребительских цен текущего года вычит. индекс потребительских цен Прош. года, затем эта разница делится на индекс цен прошлого года и результат умнож. на 100.
Темпы И. предопределяются тремя осн. факторами: платежеспособным спросом, издержками пр-ва и спекулятивной прибылью перекупщиков. Платежеспос. спрос зависит не только от кол-ва денег в обращении, но и от скорости их оборота. Издержки пр-ва зависят от кол-ва его организации и упр-ния, соотношения динамики оплаты и производительности труда, ст-ти сырья и энергоносителей, транспортных услуг и т.д.
25. Добавленная стоимость
Доб. ст-ть (ДС) можно рассчит. как сумму выплачиваемой з/п (З) и получаемой прибыли (П): ДС =3 + П (1). С др. стороны, ДС можно представить как разность суммы выручки за проданную пр-цию (В) и израсходованных в пр-ве материалов (М3): ДС = В - М3 (2). ДС по СНС делится на 9 различ. доходов: 1. Амортизация осн. кап-ла (ст-ть потребленного кап-ла). 2. Косвенные налоги на бизнес. 3. З/п наёмным работникам. 4. Земельная рента как часть прибыли, кот. взим. в форме арендной платы. 5. % на осн. кап-л. Фирмы всегда этот % подсчит., пользуясь теорией вмененных издержек. Фирма рассуждает так: если превратить этот кап-л в ден. форму и положить эти деньги в ком. банк на депозит, то м.б. бы получить % по этому депозиту, то есть прибыль. Но фирма сама исп. этот осн. кап-л в процессе пр-ва, но тогда она теряет альтернативную ст-ть, то есть %-ты, кот. она могла бы получить, положив осн. кап-л в ком. банк на депозит в коммерческий банк. Это упущ. прибыль фирм, и, чтобы эту прибыль не упустить, фирмы начисляют на свой осн. фонд %, кот. начисляют по депозитам ком. банки в виде %-тов на депозиты. Фирмы считают этот %, как свой осн. кап-л, своим законным доходом. 6. Прибыль средних и малых фирм, кот. не явл. корпорациями. 7. Налог на прибыль корпораций. 8. Нераспределённая прибыль корпораций. 9. Дивиденды, выплачив. корпорациями по акциям своих акционеров. Все эти 9 доходов явл. доб. ст-тью и равны сумме амортизации з/п. и прибыли.
26. Дефляция, дезинфляция, инфляционный шок
И. – это долговрем. процесс снижения покупат. способности денег. И. относ. к числу осн. дестабилизир. факторов рын. эк-ки. Чем выше ее ур., тем более она опасна, т.к. приводит к кризису ден. с-мы. Помимо снижения покупат. способности денег, возможно увеличение их покупат. способности, кот. наз. дефляцией. Деф. характериз. долговрем. снижением ур. цен. Деф. намного более вредна, чем И. Снижение цен поощряет потребителей отклад. траты в ожидании появления ёщё более дешевых товаров в ближ. будущем; это также делает невозмож. установление отрицат. реальных % ставок в случае, если это будет необх. для вывода эк-ки из рецессии. Наиб. опасным может стать своеобразный коктейль деф. и долга. Деф. увелич. реальное долговое бремя, в то вр. как ст-ть активов, увязанных с долгом, таких как цены на недвижимость, вероятно, сниз. даже более резко в короткие сроки, возвращаясь к действит. ст-ти. Дезинф. - замедление темпов И. Дезинф. им. место в период эк. спада, когда замедляется рост цен по мере уменьшения объемов продаж: розничн. торговцы могут не суметь продать свои товары по высоким ценам. От И. как процесса отлич. инфляц. шок – однократное повышение уровня цен, кот. может стать импульсом для развёртывания (или ускорения) процесса И., а может и не стать им.
27. Кризис российской экономики начала 90-х гг.
К 1990 г. осложнилось финанс. положение России. Избыток налич. и безналич. ден. привел к расстройству ден. обращения, покупат. способность рубля начала падать. В 1991 г. и в дальнейшем кризис финансов продолжал усугубляться. Постоянно увеличивающийся разрыв между гос. доходами и расходами привел к дефициту госбюджета, к росту внутр. гос. долга, к росту эмиссии и обесцениванию денег. К концу 1991 г. дефицит госбюджета составил 26% ВНП. Для покрытия этого дефицита использ. гл. образом эмиссия. Финанс. кризис повлек за собой кризис потребительского рынка. Увеличение ден. массы, обесценив. рубля и фиксир. цены в 1990-1991 гг. стали причиной тотального дефицита продовольственных и непродов. товаров (в т.ч. тов. повседнев. спроса), роста черного рынка. В 1990 г. был всплеск ажиотажного спроса, вызванный общей нестабильностью в стране и надвигающейся ден. реформой. Бытовые и хоз. товары практич. исчезли из свободной продажи и реализовывались путем распределения. Свободная продажа товаров ограничивалась талонной системой, нормированием отпуска и др. мерами. С 1 января 1992 г. отпустили цены, и И. стала стремительно нарастать. В продаже появились товары по недоступно высоким ценам. Итак, для начала 90-х гг. был характерен острый дефицит всего, от топлива до продуктов питания, карточное распределение продуктов. До 1992 г. И. в России развив. в структур. форме (т.е. не была явно выражена из-за фиксир. цен), а с 1992 г. стала выражаться и в росте цен. Хоз-во было эмиссионным, т.е. эмиссия была осн. источником ср-в на покрытие госбюджета.
28. Показатель
чистого экономического благосо
При опред. показателя ЧЭБ м.б. использ. понятие кач-ва жизни. Но нужно учит. тот факт, что кач-во жизни включ. в себя более шир. спектр хар-тик, а именно: экономич., политико-правовые, соц.-культурные, экологич., демографич., научно-технич. и др. К эк. факторам можно отнести: ур. лич. дохода (опред. как разница между НД и всеми доходами, кот. заработаны, но не получены), ур. цен, ур. развития сферы обслуживания. В то же вр. кач-во жизни предусмат. опред. ур. сервиса и удобства (комфорт) для чел-ка. Это опред. тем, в какой степени чел-к может позволить себе большую квартиру, а/м, уровень автоматизации и механизации быт. приборов и т. д. Будет ли его ЭБ достат. для оплаты такого рода услуг? Его труд д.б. настолько производительным (и, соответ., оплата), чтобы сэкономлен. время соответствовало по ур. значимости произведенным затратам. Большое знач. для опред. ЧЭБ имеет ур. сбережений. В то же вр. кач-во жизни не может харак-ся только количествен. показателями. За последнее столетие мировой ВНП увеличился в десятки раз. Правомерно ли было бы утверждение, что кач-во жизни в целом, ЧЭБ в частности увеличились в такое же кол-во раз? Нельзя отрицать, что ЧЭБ повысилось: выпуск пр-ции, достижения НТР и медицины, несомненно, улучшились жилищ. условия. В то же вр. экологич. среда заметно ухудшилась: озон. дыры, загрязнения воды, воздуха и почвы, глобальное потепление, обмеление рек и водоемов - все это не способствовало росту кач-ва жизни. Понятие кач-ва жизни предусматр. наличие у чел-ка свободного вр. для обучения, саморазвития и самосовершенст. В большинстве развитых стран доля раб. времени неуклонно повышается, а доля свобод. вр. сниж. В Америке и Японии самая большая раб. неделя. Многие люди вынуждены работать на 2-х работах. Да, увеличение раб. вр. приводит к возрастанию ВНП и ЧЭБ, но кач-во жизни снижается. Большое влияние на кач-во жизни оказ. соц. политика гос-ва: пенсии, соц. страхование, оплачиваемые отпуска, детские пособия, пособия по без-це. ЧЭБ нах. в тесной взаимосвязи с ВНП, он также отраж. затраты на обеспечение равновесия экологич. среды, соц.-политич. стабильности, а также стр-ру пр-ва и сферы услуг, занятость и досуг. К сожалению, показатель ЧЭБ в нашей макроэк. теории и практике не разрабат. и не используется.
29. Национальное богатство
Нац. богатство - вся сов-ть благ, матер. ценностей, кот. располаг. общество, страна на данный момент вр.. По способам использования матер. блага, составляющие нац. богатство, делятся на ср-ва пр-ва (орудия труда, сырье, материалы, естественные ресурсы) и предметы потребления (пища, одежда, жилище и т.д.). К ним также относ. основные фонды, функционирующие в соц. сфере (школы, больницы, культурно-просветит., спортив. объекты и т.п.). По происхождению в составе нац. богатства различ. естест. ресурсы (земля, недра, воды, леса) и накопленные всеми предшествующими поколениями пр-ты труда. Этим нац. богатство отлич. от таких обобщающих эк. показателей, как ВНП или НД, отражающих результаты пр-ва за конкретный календарный год. Нац. богатство в более шир. смысле включ. в себя нематериал., духовные ценности, кот. располагает общество: накопленный производственный опыт людей, их образовательный потенциал, достижения научно-технич. мысли, информационные ресурсы, культурные ценности.
30. Закон Оукена
Согл. закону Оукена прирост ВНПр примерно на 2-3% в год (часто исп. цифру 2,7%) удерж. долго безработных на постоянном ур. Каждые доп. 2-3% (часто исп. 2%) прироста ВНПр уменьшает долю безработных на 1 %-ный пункт. Аналогично: каж. доп. сокращ. темпов прироста ВНП на 2-3% (чаще 2%) вызывает рост нормы без-цы на 1 %-ный пункт. 1-ая часть закона показ., что определенная величина роста ВНП необх. только для того, чт. не дать увеличиться норме без-цы, сложившейся на опред. момент вр. в стране. 2-ая ч. закона отвеч. на вопрос: как может измениться доля безработных в завис. от доп. колебаний темпов прироста ВНП. Наиб. важным в плане практич. применения явл. 2-ая ч. этого закона, поск. она дает ориентир для решения проблемы без-цы: чтобы снизить без-цу на желаемый % нужно обеспечить ЭР в соотнош. 2:1 или 3:1. Предположим, что доля безработных равна 15%, правительство хотело бы, чт. через год, напр., перед выборами, доля безработ. уменьш. до 12%. Это означ., что нужно простимулировать рост эк-ки, использовав соответ. кредитно-ден. и фискальные рычаги. Насколько быстрым д.б. ЭР? Без-ца в теч. года должна упасть на 3%. Это означ., что в теч. след. года, чтобы поддержать без-цу на ур. предыдущего года, правительство дол. обеспечить темп прироста ВНП на ур. 2-3%, а чтобы сократить долю безработных на 3 %-ных пункта нужен рост ВНП, равный примерно 6%. Общий рост ВНП должен составить 8-9%. Как след. из приведенных расчетов, ЭР, т.е. рост ВНП на 2-3 % в год, необходим только для того, чтобы создать раб. места для новых работников, наполняющих численность раб. силы, и избежать тем самым роста ур. без-цы по срав. с предшест. годом. Более быстрый по срав. с темпом роста населения ЭР необходим, чтобы обеспечить снижение ур. без-цы и повышением ур. жизни населения. Т.о., зак. Оукена имеет несколько трактовок, но все они отраж. обратную зависимость меж. ур. без-цы и реальным объемом ВНП, показывающую, что сокращение без-цы на 1 %-ный пункт дает доп. прирост реального объема ВНП примерно на 2%.
31. Причины безработицы в период проведения рыночных реформ в России
Занятость в России в условиях глубокого эк. кризиса сокращалась темпами, существенно уступавшими темпам снижения ВВП страны. В 1992-1997 гг. на каждый % снижения ВВП страны уменьшение численности занятых в эк-ке состав. в сред. 0,34%. В целом за период реформ занятость в России сократилась на 10 млн. чел. Однако при этом не произошло сколько-нибудь значит. в масштабах всей страны всплеска открытой без-цы. В рез. эк. реформ к сер. 1999 г. общее кол-во безработных сост. 10,4 млн. чел-к, из кот. лишь 1,6 млн. чел-к явл. офиц. зарегистрир. безработными. В 1992 г. большинство отеч. предприятий столкнулось с отсут. финансирования, спадом пр-ва, неплатежами потребителей и множеством др. проблем.. Скрытая без-ца породила развитие неуправляемых негатив. процессов, таких как неполная занятость, принудит. отпуска, задержки и невыплаты з/п, применение натур. оплаты труда вместо денежной. Работодатели стали часто нарушать элементар. соц.-этические права чел-ка, перестали соблюдать требования по охране труда работников предприятия. Российский феномен скрытой без-цы обусловлен след. причинами: 1) особенностью технологич. процессов; 2) наличием в теч. длит. периода соц. инфраструктуры на предприятиях; 3) характерным для СССР патернализмом руководителей предприятий (видимость заботы о трудящихся); 5) низким ур. затрат на оплату труда в общих издержках пр-ва.