Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

1. Экономическая сис-ма: понятие, элементы, классификация
2. Рыночная эк-ка и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономике
3. Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма.

Файлы: 1 файл

шпоры 1-й блок.docx

— 138.70 Кб (Скачать файл)

Функции финансов:

- Распределительная функция,  она связана:

- с распределением стоимости  произведенного общественного продукта,

- формированием у субъектов  хозяйственной жизни доходов  и накоплений,

- с созданием фондов  денежных средств.

Распределение осуществляется в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с тем вкладом, который вносит в создание стоимости  продукта тот или иной фактор пр-ва, а финансы, опосредуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение  и использование доходов и  накоплений.

Через распределительную  функцию финансы обслуживают  воспроизводственный процесс, т.е. обеспечивают его денежными ресурсами.

Контрольная тесно связана  с распределительной.

Она становится возможной, поскольку  движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение  в денежной форме и отражается в виде денежных показателей.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных  стадиях его движения по соответствующим  фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется  через механизм финансового контроля.

Финансовый контроль –  это мероприятия по проверке распределительных  процессов при формировании и  использовании финансовых ресурсов.

Органы гос-венного управления с помощью налогово-бюджетной сис-мы и внебюджетных фондов аккумулируют денежные ресурсы для проведения внутренней и внешней политики, включая расходы на социальные нужды и проведение финансово-экономической политики на макроуровне. Домашние хозяйства в денежной форме получают доходы в виде заработной платы, а также от собственности, предоставляемой в пользование предпринимателям, вкладов в банки и т. д.

Роль финансов в системе  общественного воспр-ва:

Нормальное функционирование финансов - одно из основных условий  нормального эк-го состояния экономики.

Рост мировой торговли, масштабов и специализации пр-ва, развитие международных потоков  капитала, межграничное движение товаров, услуг и людей привели к  развитию международных финансов, возникновению  мировых финансовых рынков, международных  финансовых корпораций, усложнению межгос-венных финансовых отношений, возникновению международных финансовых рынков и других аспектов международной финансовой деятельности.

 

27. Финансовая  сис-ма РФ: понятие и структура.

Финансовая сис-ма – это совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране.

Финансовая сис-ма охватывает следующие звенья:

- финансы хозяйствующих  субъектов - учитывают процесс  создания и распределения общественного  продукта и национального дохода  и являются главным источником  формирования гос-венного бюджета. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность гос-венного бюджета финансовыми ресурсами. Важное место в финансовой системе занимают финансы домашних хозяйств (граждан);

- финансы домашних хозяйств - это денежные отношения физических  лиц с другими субъектами, возникающие  в процессе образования и использования  денежных доходов семейного бюджета;

- гос-венные финансы - охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов гос-венной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения гос-вом своих функций.

Главным звеном гос-венных финансов является гос-венный бюджет. Гос-венный бюджет утверждается Федеральным собранием РФ как закон;

- финансы общественных  организаций;

1.Финансы ю. и ф. лиц:

- финансы ф.л.

- финансы ю.л.,:

-финансы коммерческих  предприятий:

- гос-х предприятий,

- акционерных предприятий,

- арендных предприятий,

- частных предприятий.

- финансы коммерческих  предприятий:

- финансы ПОБОЮЛ

- финансы др.ф.л.

2. Местные финансы.

3. Гос-венные финансы:

- гос.бюджет:

- федеральный бюджет,

-бюджеты субъектов.

- внебюджетные фонды:

-пенсионный фонд,

-фонд соц.страхования,

-фонд обязат.мед.страхования,

-фонд занятости населения.

 

28. Гос-венные финансы: понятие, структура и принципы организации

Гос-венные финансы охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов гос-венной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения гос-вом своих функций.

Гос-венные финансы:

Гос-венный бюджет - утверждается Федеральным собранием РФ как закон. Рассматривается как централизованный фонд денежных средств гос-ва и выражает экономические отношения по перераспределению национального дохода:

- федеральный бюджет,

- бюджеты субъектов.

Внебюджетные фонды - средства Федерального правительства и региональных властей, связанные с финансированием  целевых расходов, не включаемых в  бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые имеют  налоговую природу. Основные суммы  отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены  в процентах к фонду оплаты труда:

- пенсионный фонд,

- фонд соц.страхования,

- фонд обязат.мед.страхования,

- фонд занятости населения.

Специфическим звеном финансовой сис-мы выступает гос-венный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных денежных средств различных субъектов на началах возвратности для финансирования гос-венных расходов.

Кредиторы: физические и юридические  лица. Заемщик – гос-во в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы гос-во привлекает путем выпуска и продажи на рынке гос-венных долговых обязательств: облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг.

Особенность гос-венного кредита заключается в том, что аккумулируемые финансовые ресурсы не участвуют в воспроизводстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетного дефицита. Обращение гос-венных долговых обязательств на рынке ценных бумаг служит объектом регулирования со стороны гос-венных институтов и центрального банка страны методами кредитно-денежной политики. Через рынок ценных бумаг и банковскую сферу кредитно-денежная политика оказывает значительное влияние на хозяйственную жизнь.

Региональные финансы  – это сис-ма эк-х отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Роль региональных финансов заключается в том, что они  обеспечивают территориальные органы власти и управления необходимыми финансовыми  ресурсами.

Региональные финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территории.

С помощью региональных финансов гос-во осуществляет выравнивание уровней эк-го и социального разв-я территорий. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет двух источников:

1. Закрепленных, т.е. собственных;

2.Регулирующих, в которые  входят отчисления от гос-венных доходов, средства, полученные в форме дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящего бюджета.

29. Гос-венный бюджет: сущность, функции, структура

Гос-венный бюджет является важным звеном финансовой сис-мы страны и выступает как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план гос-ва, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности гос-ва и органов местного самоуправления.

Объединяет доходы и расходы  гос-ва. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, гос-венного кредита, гос-венных расходов) в их действии.

Посредством бюджета гос-вом осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП.

Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет  две части:

Доходная часть бюджета.

Доходы бюджетов представляют собой часть доходов национальной экономики, подлежащую централизации  в бюджеты различных уровней.

Источникам, из которых происходит поступление средств в бюджет:

- валовой внутренний продукт,  части которого в форме прибыли  и заработной платы выступают  источником безвозмездного формирования  бюджетных доходов посредством  налогового механизма;

- национальное богатство,  часть которого служит источником  безвозмездного формирования бюджетных  доходов посредством механизмов  налогов на имущество, а также  приватизации объектов гос-венной и муниципальной собственности;

- реализация золотовалютных  резервов;

- временно свободные денежные  средства предприятий и сбережения  населения, привлекаемые гос-вом на возмездной основе и в кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получения кредита под залог гос-венного пакета акций крупных предприятий) для пополнения бюджетных доходов;

- иностранный финансовый  капитал, привлекаемый гос-вом на возмездной основе в кредитной форме (посредством получения гос-венных займов от отдельных гос-в, либо международных финансово-кредитных учреждений) для пополнения бюджетных доходов.

Обособленно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов формируются  на:

- налоговой,

- неналоговой основе и

- за счет безвозмездных  перечислений в соответствии  с бюджетным и налоговым законодательством.

Расходная часть бюджета:

- финансирование экономики  и ее структурной перестройки;

- финансирование социальных  программ;

- финансирование образования,  науки и культуры;

- обеспечение обороноспособности  страны;

- содержание органов гос-венного управления;

- создание гос-венных и материальных и финансовых резервов;

- финансовая поддержка  субъектов федерации;

- погашение и обслуживание  гос-венного долга.

Бюджетное устройство страны:

Современная Россия представляет собой федеративное гос-во, которое имеет трехуровневую бюджетную систему:

- федеральный бюджет и  бюджеты гос-венных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных гос-венных внебюджетных фондов; местные бюджеты;

- местные бюджеты.

Свод бюджетов всех уровней  составляет консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

 

30. Внебюджетные  фонды в системе гос-венных финансов. Структура, функции, источники формирования внебюджетных фондов. 

 

Финансовая сис-ма – это совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране.

1.Финансы ю. и ф. лиц:

2. Местные финансы.

3. Гос-венные финансы:

- гос.бюджет:

-федеральный бюджет,

-бюджеты субъектов.

- внебюджетные фонды:

- пенсионный фонд ,

- фонд соц.страхования,

- фонд обязат.мед.страхования,

- фонд занятости населения  - существовавший в России гос-венный внебюджетный фонд, формировавшийся из отчислений организаций, предназначавшийся для финансирования помощи безработным, содействия в трудоустройстве.

Гос-венный бюджет рассматривается как централизованный фонд денежных средств гос-ва и выражает экономические отношения по перераспределению национального дохода.

Внебюджетные фонды –  средства Федерального правительства  и региональных властей, связанные  с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"