Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:54, шпаргалка
1. Экономическая сис-ма: понятие, элементы, классификация
2. Рыночная эк-ка и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономике
3. Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма.
Функции финансов:
- Распределительная функция, она связана:
- с распределением стоимости
произведенного общественного
- формированием у субъектов хозяйственной жизни доходов и накоплений,
- с созданием фондов денежных средств.
Распределение осуществляется в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с тем вкладом, который вносит в создание стоимости продукта тот или иной фактор пр-ва, а финансы, опосредуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и использование доходов и накоплений.
Через распределительную функцию финансы обслуживают воспроизводственный процесс, т.е. обеспечивают его денежными ресурсами.
Контрольная тесно связана с распределительной.
Она становится возможной, поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей.
Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.
Финансовый контроль – это мероприятия по проверке распределительных процессов при формировании и использовании финансовых ресурсов.
Органы гос-венного управления с помощью налогово-бюджетной сис-мы и внебюджетных фондов аккумулируют денежные ресурсы для проведения внутренней и внешней политики, включая расходы на социальные нужды и проведение финансово-экономической политики на макроуровне. Домашние хозяйства в денежной форме получают доходы в виде заработной платы, а также от собственности, предоставляемой в пользование предпринимателям, вкладов в банки и т. д.
Роль финансов в системе общественного воспр-ва:
Нормальное функционирование финансов - одно из основных условий нормального эк-го состояния экономики.
Рост мировой торговли,
масштабов и специализации пр-
27. Финансовая сис-ма РФ: понятие и структура.
Финансовая сис-ма – это совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране.
Финансовая сис-ма охватывает следующие звенья:
- финансы хозяйствующих
субъектов - учитывают процесс
создания и распределения
- финансы домашних хозяйств
- это денежные отношения
- гос-венные финансы - охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов гос-венной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения гос-вом своих функций.
Главным звеном гос-венных финансов является гос-венный бюджет. Гос-венный бюджет утверждается Федеральным собранием РФ как закон;
- финансы общественных организаций;
1.Финансы ю. и ф. лиц:
- финансы ф.л.
- финансы ю.л.,:
-финансы коммерческих предприятий:
- гос-х предприятий,
- акционерных предприятий,
- арендных предприятий,
- частных предприятий.
- финансы коммерческих предприятий:
- финансы ПОБОЮЛ
- финансы др.ф.л.
2. Местные финансы.
3. Гос-венные финансы:
- гос.бюджет:
- федеральный бюджет,
-бюджеты субъектов.
- внебюджетные фонды:
-пенсионный фонд,
-фонд соц.страхования,
-фонд обязат.мед.страхования,
-фонд занятости населения.
28. Гос-венные финансы: понятие, структура и принципы организации
Гос-венные финансы охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов гос-венной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения гос-вом своих функций.
Гос-венные финансы:
Гос-венный бюджет - утверждается Федеральным собранием РФ как закон. Рассматривается как централизованный фонд денежных средств гос-ва и выражает экономические отношения по перераспределению национального дохода:
- федеральный бюджет,
- бюджеты субъектов.
Внебюджетные фонды - средства Федерального правительства и региональных властей, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые имеют налоговую природу. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда:
- пенсионный фонд,
- фонд соц.страхования,
- фонд обязат.мед.страхования,
- фонд занятости населения.
Специфическим звеном финансовой сис-мы выступает гос-венный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных денежных средств различных субъектов на началах возвратности для финансирования гос-венных расходов.
Кредиторы: физические и юридические лица. Заемщик – гос-во в лице его органов.
Дополнительные финансовые ресурсы гос-во привлекает путем выпуска и продажи на рынке гос-венных долговых обязательств: облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг.
Особенность гос-венного кредита заключается в том, что аккумулируемые финансовые ресурсы не участвуют в воспроизводстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетного дефицита. Обращение гос-венных долговых обязательств на рынке ценных бумаг служит объектом регулирования со стороны гос-венных институтов и центрального банка страны методами кредитно-денежной политики. Через рынок ценных бумаг и банковскую сферу кредитно-денежная политика оказывает значительное влияние на хозяйственную жизнь.
Региональные финансы – это сис-ма эк-х отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Роль региональных финансов заключается в том, что они обеспечивают территориальные органы власти и управления необходимыми финансовыми ресурсами.
Региональные финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территории.
С помощью региональных финансов гос-во осуществляет выравнивание уровней эк-го и социального разв-я территорий. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет двух источников:
1. Закрепленных, т.е. собственных;
2.Регулирующих, в которые
входят отчисления от гос-
29. Гос-венный бюджет: сущность, функции, структура
Гос-венный бюджет является важным звеном финансовой сис-мы страны и выступает как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план гос-ва, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности гос-ва и органов местного самоуправления.
Объединяет доходы и расходы гос-ва. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, гос-венного кредита, гос-венных расходов) в их действии.
Посредством бюджета гос-вом осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП.
Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:
Доходная часть бюджета.
Доходы бюджетов представляют
собой часть доходов
Источникам, из которых происходит поступление средств в бюджет:
- валовой внутренний продукт,
части которого в форме
- национальное богатство,
часть которого служит
- реализация золотовалютных резервов;
- временно свободные денежные
средства предприятий и
- иностранный финансовый капитал, привлекаемый гос-вом на возмездной основе в кредитной форме (посредством получения гос-венных займов от отдельных гос-в, либо международных финансово-кредитных учреждений) для пополнения бюджетных доходов.
Обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов формируются на:
- налоговой,
- неналоговой основе и
- за счет безвозмездных
перечислений в соответствии
с бюджетным и налоговым
Расходная часть бюджета:
- финансирование экономики и ее структурной перестройки;
- финансирование социальных программ;
- финансирование образования, науки и культуры;
- обеспечение
- содержание органов гос-венного управления;
- создание гос-венных и материальных и финансовых резервов;
- финансовая поддержка субъектов федерации;
- погашение и обслуживание гос-венного долга.
Бюджетное устройство страны:
Современная Россия представляет собой федеративное гос-во, которое имеет трехуровневую бюджетную систему:
- федеральный бюджет и бюджеты гос-венных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ
и бюджеты территориальных гос-
- местные бюджеты.
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет РФ
– это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
30. Внебюджетные фонды в системе гос-венных финансов. Структура, функции, источники формирования внебюджетных фондов.
Финансовая сис-ма – это совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране.
1.Финансы ю. и ф. лиц:
2. Местные финансы.
3. Гос-венные финансы:
- гос.бюджет:
-федеральный бюджет,
-бюджеты субъектов.
- внебюджетные фонды:
- пенсионный фонд ,
- фонд соц.страхования,
- фонд обязат.мед.страхования,
- фонд занятости населения
- существовавший в России гос-
Гос-венный бюджет рассматривается как централизованный фонд денежных средств гос-ва и выражает экономические отношения по перераспределению национального дохода.
Внебюджетные фонды –
средства Федерального правительства
и региональных властей, связанные
с финансированием целевых