Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)
  1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

Экономика как особая область жизнедеятельности по своему определению – область особых, специфических отношений людей. Именно люди как субъекты экономики делают выбор и принимают решения, инвестируют капитал, соединяются со средствами производства, реализуют товары, получают доходы, платят налоги, оценивают эффективность деятельности, используют доходы для содержания членов семьи и инвестиций. Именно субъекты экономики вступают друг с другом в отношения по поводу производства и обмена продуктами и получения дохода от их реализации, вступают в отношения с государством не только по поводу выплат из своих доходов, но и получения от государства субсидий и других средств и т. д.

Все отношения участников экономической деятельности могут  быть систематизированы по нескольким критериям.Во-первых, по критерию движения ресурсов и продуктов от производства к потреблению. Экономические отношения в данном аспекте выступают как отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. На каждой стадии единого процесса воспроизводства они получают разные формы, а в отношения вовлекаются все новые и новые субъекты.Во-вторых, по критерию принятия рациональных экономических решений. Экономический выбор ставит перед субъектами экономической деятельности трудную задачу принятия обоснованных решений при ограниченных ресурсах. Это означает, что на передний план выступает принцип классификации экономических отношений, исходя из другой линии и логики действий — учета тех объективных факторов, которые определяют принятие решений и их реализацию в условиях системы рынков, различных видов конкуренции и т. д.

Названные критерии классификации  не только не исключают, но и предполагают друг друга. Однако нельзя не видеть и  особенностей данных классификаций. Первая делает упор на последовательность отношений, их субординацию по мере движения продукта от производства к потребителю. Вторая классификация в центр внимания ставит проблему взаимосвязи отношений  в процессе функционирования рыночной системы и поиска рационального  выбора решений. Следовательно, неизбежно  должны различаться последовательность и логика взаимосвязи элементов  экономических систем при их теоретическом  анализе.

В-третьих, экономические  отношения различаются по критерию характера воздействия тех или  иных факторов на развитие экономической  системы. Этот аспект особенно важен, когда  экономика анализируется с точки  зрения ее развития. В данном случае выделяются прежде всего технико-экономические отношения. Их особенность состоит в том, что они непосредственно не определяются отношениями спроса и предложения, а зависят от уровня техники и имеющихся технологий.

При данном уровне развития техники производство и удовлетворение потребностей определяются техническим  уровнем средств труда, наличием современных информационных систем и т. д. Вторая группа – отношения социально-экономического присвоения благ, или отношения собственности. Именно они определяют социально-экономический характер системы и ее противоречия, а также стимулы развития системы, заключенные в характере распределения факторов и результатов производства.

Третья группа отношений  – организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. В системе всех экономических отношений они определяют зависимость развития экономики от ее институтов, организации и управления. Экономические отношения изменяются под воздействием управления экономикой, благодаря чему открываются новые возможности для динамичного развития системы. Организационно-управленческие отношения осуществляются через деятельность экономических институтов общества, включая организационно-правовые структуры, учреждения, правовые и другие нормы и т. д. Именно эти отношения являются базой для институциональной экономики.

 

2,Предмет и функции экономической теории.

Предметом экономической  теории является экономическое поведение  людей в производстве, обмене и  потреблении материальных благ в  целях удовлетворения все возрастающих потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

С этой точки зрения экономика  пытается ответить на три вопроса:

  1. Что производить? Ответ на данный вопрос предполагает принятие решения о распределении ресурсов между производством альтернативных благ, которые требуются обществу. Также принимается решение об объеме производства этих благ.
  2. Как производить? Ответ на данный вопрос предполагает принятие решения о выборе способа производства, подразумевающего комбинацию ресурсов и технологии, который позволит минимизировать затраты на него и наилучшим образом способен повлиять на благосостояние общества.
  3. Для кого производить? Ответ на данный вопрос предполагает принятие решения о распределении произведенных благ.

Чаще всего выделяют следующие  функции экономической теории:

    • познавательная – обучение и объяснение экономической практики, формирование экономической образованности;
    • теоретическая – познание сущности и разработка системы категорий и законов;
    • методологическая – разработка общих и частных приемов исследования и формирование теоретической основы для всей системы экономических наук;
    • практическая (прагматическая) – выработка конкретных рекомендаций;
    • идеологическая – выработка системы ценностей, идеала экономического развития и формирование экономического сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Экономические цели общества

В числе основных экономических  целей общества принято выделять следующие:

экономический рост – желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и  услуг или, проще говоря, более  высокий уровень жизни;

оптимальная занятость –  подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать;

экономическая эффективность  – нужно получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся  ограниченных производственных ресурсов;

стабильный уровень цен  – необходимо избегать значительного  повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции;

экономическая свобода –  все должны обладать в своей экономической  деятельности оптимальной степенью свободы;

справедливое распределение  доходов – ни одна группа граждан  не должна пребывать в крайне нищете, когда другие граждане купаются в  роскоши;

экономическая обеспеченность граждан – следует обеспечить достойное существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев;

внешнеторговый баланс –  необходимо стремиться к поддержанию  разумного баланса международной  торговли и международных финансовых сделок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Краткая история экономической мысли.

5.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТ. Свое подлинное развитие экономическая мысль получила с становлением капитализма (15-17 вв.)Первой эк-ой школой стала школа меркантелизма( что с итальянского значит – торговец, купец). Бурное развитие получила в Италии, Франции. Представители: Томос Мен (анг),У. Скароффи (итал), А. Маркетье , Ж.Б. Кольбер.Меркантелисты считали торговлю сферой обращения, источником богатства, а богатство отождествлялось с денгами, золотом. Считалось тот кто имеет больше денег тот богаче и могущественнее. Они советовали расширять торговлю.Следущая школа – физиократы – власть природы. В отличии от меркантелистов, вопрос о происхождения богатства перенесли из сферы обращения в сферу производства и связывали его с сельск. хоз – вом. Считали, что только в сельск. хоз – ве образуется богатство естественным путем и выглядит как дары природы естественного плодородия. Основоположник – Ф. Кеше ( 1694 - 1774). Его труд «Экономическая таблица, где был дан анализ простого воспроизводства». Воспроизводство – непрерывный процесс производства. Различают простое и расширенное (Увеличенное в обьеме).Следущая школа – классическая политэкономия, получившая развитие в Англии; осно воположник А. Смит (1723-1790), последователь Риккардо.Достоинства: устанавливали, что богатство нации возни-кает и создается в материальном производстве. Они создали трудовую теорию стоимости, соглас-но которой стоимость товара и любого блага, услуги определяется затратами труда. Они первыми с научной позиции рассматривают общество как закономерный процесс со своими внутренними законами. Их исследование раскрывало содержание товаров, денег, з/пл, прибыли, ренты-дохода собранных за месяц. А. Смит показал что стоимость определяется трудом, затратами на его создание, рассмотрел основные принципы построения эк-ой системы, сформулировал принципы налогообложения. Обосновал функцию рынка, как сложную систему общественного хоз-ва, впер-вые поставил задачи экономической теории.Идеи Смита развил Д. Рекардо.Современные направления экономической теории: Неоклассическую;Неокессианскую (Д.М. Кейс); Институциона-льно - социологическую и др. направления.В основу неоклассического направления положен прин-цип невмешательства гос-ва в эк-ку. Сторонники этого направления считают что рын. механизм способен сам регулировать эк-ку, устанавливать равновесие м-ду производством и потребле-нием.Неокессианство базируется на идеи известного экономиста Д.М. Кейса о необходимости воздействия гос-ва на эк-ческие процессы, в целях приспособления эк-ки к новым условиям. Они выступают за постоянное систематическое вмешательства гос-ва в эк-ку.Представители Институ-ционально- социологического направления рассматривают эк-ку в качестве системы, к которой отношения м-ду хоз. субъектами складываются под влиянием как эк-ких так и социологических, политических и психологич-их факторов. Объектом их исследования явл. институты, которым подчиняются корпорации, профсоюзы гос-ва, а также правовые морально-этические и психологич-е явления.В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания частного регулирования и свободного стимулирования производства. Сущность этой концепции состит в сочетании гос-го и рын-го регулирования экономик, т.о. была выведена концепция неоклассического синтеза. Автор-   Д. Хикс; П. Самуэльсэн. Неоклассический синтез приводить   к   смешанной   эк-ке и является самым эффективным на современном этапе.

 

 

 

 

 

6.     Потребности: сущность и классификация.

Потребность – это осознанная нужда в чем-то, необходимом для  поддержания жизнедеятельности  человека, развития личности и общества в целом.

Потребности человека динамичны. Динамика потребностей отражается через  ряд фундаментальных законов  основными из них являются:

  1. Закон непрерывного воспроизводства потребностей.
  2. Закон возвышения (безграничности) потребностей.
  3. Закон единства потребностей и развития производства.
  4. Закон единства потребностей человека и всего общества.
  5. Закон насыщения потребностей.

Из всего многообразия потребностей предметом изучения экономической  теории являются материальные потребности. Материальные потребности можно  классифицировать по различным признакам.

  1. По возникновению материальные потребности делятся на:
  • естественные; возникают в силу природы самого человека;
  • необходимые (вынужденные); возникают в силу необходимости удовлетворения естественных потребностей.

Необходимые потребности  приводят к появлению производства. Под воздействием производства осуществляется развитие потребностей. Первоначально  проявляются естественные потребности, которые порождают необходимые. Их удовлетворение возможно при организации  производства. Такая цепочка развивается  по спирали, приводя к появлению  более качественных благ и потребностей. В этом заключается закон возвышения потребностей: «по мере развития производства потребности растут как количественно, так и качественно» Таким образом, конечной целью любого производства и любого общества является удовлетворение естественных потребностей. Успешно  может развиваться только то общество, которое ставит своей целью максимальное удовлетворение естественных потребностей всех его членов.

  1. По источнику возникновения материальные потребности делятся на:
  • индивидуальные;
  • общественные.
  1. По возможности удовлетворения потребности делятся на:
  • фактически удовлетворяемые – те, которые можно удовлетворить с учетом имеющихся ресурсов, доходов;
  • подлежащие удовлетворению – те, которые можно удовлетворить с учетом использования резервов и наращивания производственных мощностей, роста доходов;
  • абсолютные (перспективные) – те, которые потенциально могут быть удовлетворены через некоторое время, если экономика будет развиваться устойчивыми темпами;
  • потребности, которые находятся за пределами экономических возможностей общества.

Также иногда выделяют постоянные и меняющиеся, обычные и модные, жесткие и эластичные (зависимые), уменьшающиеся и растущие несбыточные (мечты) и осуществимые (интересы) потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.     Общественное производство.

Общественное производство это непрерывно возобновляющийся процесс  производства в рамках национальной экономики. Общественное производство возникает в результате обобществления производства, то есть слияния обособленных и разрозненных индивидуальных (частных) процессов производства а также  отраслей и сфер национальной экономики  в единый процесс.

В едином процессе создания и потребления экономических  благ выделяют следующие фазы:

  • производство процесс непосредственного воздействия на вещество природы и ее естественные силы для получения благ;
  • обмен; опосредует взаимосвязи между производством, распределением и потреблением; различают два вида обмена:
  • обмен деятельностью;
  • обмен произведенными благами;
  • распределение – процесс определения объема благ, поступающих в распоряжение конкретного субъекта экономической деятельности; в узком смысле распределение рассматривается как распределение предметов потребления, а в широком факторов производства; различают два вида распределения:
  • первичное распределение – формирование доходов собственников факторов производства (факторные доходы);
  • вторичное распределение – формирование вторичных доходов; принимают участие субъекты, реализующие свою экономическую и политическую власть, по сути перераспределение;

выделяют принципы распределения:

  • уравнительный;
  • по труду;
  • по капиталу и прочие;
  • потребление – использование искусственно созданных благ; различают два вида потребления:
  • личное потребление – использование конечного продукта в целях удовлетворения потребностей конкретного индивида; поскольку потребляемое благо навсегда покидает сферу производства и исчезает полностью или частично, личное потребление рассматривают как «отрицательное производство»;
  • производственное потребление – процесс создания экономических благ; различают два вида производственного потребления:
  • текущее потребление;
  • инвестиционная деятельность часть конечного продукта в виде средств производства вновь направляется в сферу производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"