Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

82. Спрос на деньги: классический и монетаристский подходы.

82) Классическая количественная теория денег основывается на скорости обращения денег. Она может быть представлена в следующем виде:V=P*Q/M, где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения денег в движении доходов;    Q — реальный объем производства;Р — абсолютный уровень цен. Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг, составляющих реальный ВНП. Заменим количество денег в обращении М на МD, т.е. на величину спроса на деньги, и преобразуем формулу. Она примет вид: МD= P*Q/ V. Данное уравнение показывает, что величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости — от скорости денежного обращения. Монетаристская теория спроса на деньги основывается на неоклассических традициях и унаследовала основные постулаты количественной теории . Монетаристы подчеркивают важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считают, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства. Монетаристы подчеркивают важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считают, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства. Основной постулат классической теории заключается в следующем: абсолютный уровень цен определяется предложением номинальных денежных остатков. Иными слонами - чем больше предложение денег, тем выше уровень цен и наоборот. Монетаризм определяет спрос на деньги как результат сравнения выгоды, получаемый хозяйственным агентом от запаса денег и от дохода, приносимого альтернативными активами. Выгоды от запаса денег сводятся прежде всего к способности денег облегчить обмен и спасти от банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

83. Спрос на деньги: кейнсианский подход.

83) Никто не тратит деньги, чтобы купить деньги, как происходит при покупке определённых товаров и услуг. Именно поэтому Кейнс предпочитал говорить о «предпочтении ликвидности», считая выражение «спрос на деньги» двусмысленным и неуместным. Согласно кейнсианской теории предпочтения ликвидности существуют три побудительных мотива хранения экономическими агентами части их богатства (портфеля активов) в форме денег.1.Трансакционный мотив. Часть богатства приходится держать в денежной форме с целью использования денег в качестве средства платежа и средства обращения.2.Мотив предосторожности. Он связан с желанием иметь в перспективе возможность распоряжаться частью своего богатства в денежной форме, чтобы реализовать преимущества неожиданных возможностей или удовлетворить неожиданные потребности.3.Спекулятивный мотив. Такой мотив вызван желанием избежать потерь капитала, связанных с хранением его в виде ценных бумаг, в периоды снижения их курсовой стоимости. В теории предпочтения ликвидности большую роль играет ставка процента. Она определяет сумму, которую заемщик уплачивает кредитору в обмен на использование заемных денег, ставка процента обычно выражается в процентах годовых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84. Предложение денег.

84) Спрос на деньги является только одним элементом, определяющим количество денег в экономике. Другим элементом будет предложение денег. М.Фридмен сформулировал  современную теорию предложения денег. Кредитные деньги состоят из двух компонентов:1) наличные деньги, количество которых определяет Центральный банк страны;2) депозиты, величина которых определяется поведением коммерческих банков и домохозяйств.Таким образом, предложение денег является результатом взаимодействия трёх самостоятельных субъектов: Центрального банка, коммерческих банков, домохозяйств.Рассматривая предложение денег, следует учитывать три внешних фактора:1) Денежная база (MB). Она представляет собой деньги повышенной силы и распадается на наличные деньги и резервы коммерческих банков.MB = C + R.Этот компонент является наиболее активным в предложении денег.2) Норма банковских резервов (rr):3) Отношение «наличность - депозиты» (cr):Данный показатель показывает, какое количество наличных денег у домохозяйств приходится на объем депозитов в коммерческих банках страны. Рассматривая функцию предложения денег, можно прийти к выводу, что предложение денег:1) прямо пропорционально изменению денежной базе;2) обратно пропорционально изменению нормы банковских резервов, так как снижение нормы ведет к расширению возможностей коммерческих банков создавать деньги;3) обратно пропорционально изменению отношения «наличность-депозиты», так как увеличение отношения «наличность - депозиты» означает увеличение наличных денег у домохозяйств, уменьшение депозитов в банковской системе и, соответственно, уменьшение возможности банков создавать деньги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

85. Равновесие на рынке денег.

85) Как и на любом ином рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в пересечении кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке денег означает равенство количества денег, которые агенты хотят сохранить в своих портфелях активов, количеству денег, предлагаемому Центральными банками, при осуществлении текущей денежно-кредитной политики. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Допустим, предложение денег увеличилось с 150 до 200 млрд. руб. Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшение ставки процента с 8 до 5%. При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд. руб. Излишек предложения в 50 млрд. руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. (Например, по долгосрочной облигации выплачивается процент в 300 руб. в год. Если цена облигации равна 3000 руб., то норма процента равна 10%. Если цена облигации увеличится до 4000 руб., то норма про цента составит лишь 7,5%). По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов. При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос, и предложение денег будут равны 200 млрд. руб. При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок возвращается к равновесию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

86. Политика Национального банка.

86)    Этапы в развитии экономики в Беларуси: системный кризис (разрушение социализма и формирование институтов рыночной экономики. Трансформационный спад производства, 1990-1995) восстановительный рост (1996-2002) макроэкономическая стабилизация (2003-2006) 1 этап мягкая кредитно-денежная и бюджетная политика. Например, летом 1992 национальный банк выпустил крупную эмиссию денег для обеспечения кредита предприятия на погашения оборотных средств. Ставка рефинансирования и кредита имели отрицательное значение. Итог – дефицит бюджета вырос. Гиперинфляция, объем промышленного производства снизился на 33%, реальная зарплата – на 70%. Для выхода в 1994г была принята программа неотложных мер по макроэкономической и финансовой стабилизации на 1994-1995гг. В ее рамках нацбанк начал проводить более жесткую политику. Были установлены положительные ставки. За 1995г инфляция упала в 10 раз. Сторонники возврата к мягкой кредитно-денежной политики проводили: низкий коэффициент монетизации экономики (упал в 7 раз до 6,5%), денег недостаточно для обслуживании обращения товаров. низкая занятость мощностей (кейнсианская теория). Правительство приняло эти аргументы со 2-ой половины 1996г, ставки отрицательные. В результате денежная масса   за 1996-2000гг увеличилась в 50 раз, инфляция в 2,5 раза, а ВВП всего вырос на 0,7%   Нехватку денег   от инфляции нельзя исправить вводом новых денег, это может ускорить инфляцию.       На 3-ем этапе кредитно-денежная политика постепенно становится жесткой и инфляция снижается. Все стабилизировалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

87. Денежно-кредитная система государства. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь.

87) Денежно-кредитная сис-ма—совокупность спец. организаций и учереждений, кот. выступают посредниками между теми у кого образовались свободн. денежные средства и теми юридич. и физич. лицами, кот. согласны заплатить за временное использование этих денег. В РБ 3-х уровневая банковская сис-ма:1.-Центральный банк—осущ-ет след. ф-ции:-выпускает деньги в обращение—эмиссия денежн. знаков;-организация денежного обращения;                                    -осуществление межбанковских расчётов;-кредитование коммерческих банков (рефинансирование);-контроль за деятельностью всех кредитных организаций;-управление считами правительства;-хранение золото-валютных запасов гос-ва;-валютные курсы;-не работает с физич. и юридич. лицами, а только с коммерческими банками и небанковско-кредитными финансов. организациями;-осущ-ет макроэк. регулирование экономики; 2.-Коммерческий банк является основой кредитной сис-мы, организована а форме акционерного предприятия. Прибыль—разница между теми доходами, кот. приносят активные операции по размещению средств, и расходами банка(расходы на оплату работников, техники, места и пассивн. операций); 3.-Небанковск.-кредитно финансов. организации—это кредитные союзы, инвестиционные фонды или компании, страховые компании( гос. и коммерческие), пенсионные фонды и др. Кредитные союзы создаются по религиозным и др. признакам. Сущ. за счёт денежн. средств членов союза. Исп. Эти средства для реализации проектов участников союза. Инвестиционные фонды осущ-ют операции по размещению акций—нормативных ценных бумаг. Могут выпускать их сами, чтобы привлечь деньги предприятий и населения, чтобы купить ценные бумаги производства или крупные крупные предприятия. Страховые компании—получение денег путём продажи страховых полисов на различные случаи жизни. Покупка др. различных акций. Пенсионные фонды—аккумулируют денежные средства для пенсионных выплат нетрудоспособным людям. Деньги тоже вкладываются.Особенности денежно-кредитной сис-мы РБ: -3-хуровневая банковская сис-ма;-слабость и неразвитость мелких банков;-зависимость нац. банка от гос-ва;-политика укрупления банков;-из коммерческих банков выделяют горячие линии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

88.   Понятие и функции финансов. Финансовый сектор и его структура. Государственные и частные финансы.

88) Фининсы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом выступает госуударство. Ф инансы - не сами денежные средства, а отношения между различными субъектами по поводу об­разования и использования фондов денежных средств. Финансы отличаются от денег по сущности, содержанию и выполняемым функциям. Финансы — это система экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), формирования на этой основе фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей общества. В рамках позитивной теории финансы: способствуют формированию фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов (аккумулирующая или ресурсообразующая функция); перераспределяют доход общества в пользу одного хозяйствующего субъекта за счет другого, обеспечивая выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается (распределительная функция). С позиции нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого госу­дарство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях: распределительной, меняющей структуру национального дохода общества; регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих

субъектов для достижения целей общества на том или ином этапе его развития; контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность  использования перераспределенных денежных средств в целях изменения  параметров такого распределения. Финансовый механизм представляет собой систему  установленных государством форм, видов  и методов организации финансовых отношений. Финансовая система - это  совокупность финансовых отношений, в  процессе которых различными методами и формами распределяются фонды  денежных средств хозяйствующих  субъектов, домохозяйств и государства, а также учреждений и рынков обслуживающих  их. Базовым звеном финансовой системы  являются финансы предприятий, характеризующиеся  обособлением финансовых ресурсов и  организационно-правовой основой их формирования, поскольку именно здесь, в сфере матери­ального производства, формируется преобладающая часть  финансовых ресурсов страны. Финансы  домашнего хозяйства лишь недавно  стали рассматриваться в качестве звена финансовой системы. Важной функцией финансов домашних хозяйств является инвестиционная: домашние хозяйства  являются одними из основных поставщиков  финансовых ресурсов для экономики. Государственные (централизованные) финансы  представляют систему денежных отношений  по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию  их для выполнения функций государства  путем распределения и перераспределения  национального дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

89.   Государственный бюджет, его функции и структура. Бюджет Республики Беларусь.

89) Госбюджет как экономическая категория хар-т совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств гос-ва. Важнейшими принципами построения бюджета являются принципы единства, полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов. Государство должно иметь лишь один бюджет. Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений. Бюджет должен быть реальным, учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Бюджет выполняет следующие функции: •     распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода); •     контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его кон­тролировать); •     регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

91.   Налоговая система Республики Беларусь

91) Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые гос-вом для выполнения своих функций. Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых в гос-ве, а также форм и методов их построения. Принципы построения систем налогооблажения: налоговая система должна быть справедливой.налоговая система должна быть эффективной.простота и дешевизна налоговой системы. Налогооблажение в РБ основывается на признание всеобщности и равенства. Налоги: прямые и косвенные; гос налоги, местные налоги; общие и специальные Налоговый кодекс РБ от 19 декабря 2002г устанавливает систему налогов, сборов(пошлин), взимаемые в бюджет РБ. Налоги могут взиматься следующими способами: 1. кадастровый 2.изъятие налога после получения дохода владельцем(декларационный) 3. изъятие налога до получения дохода владельцем 4. изъятие в процессе потребления.   Важный элемент налогов налоговая ставка т.е. доля дохода, которая изымается в бюджет.   Ключевое понятие налоговой системы предельная налоговая ставка т.е. обложения налогом дополнительной единицы дохода

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"