Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
82. Спрос на деньги: классический и монетаристский подходы.
82) Классическая количественная теория денег основывается на скорости обращения денег. Она может быть представлена в следующем виде:V=P*Q/M, где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения денег в движении доходов; Q — реальный объем производства;Р — абсолютный уровень цен. Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг, составляющих реальный ВНП. Заменим количество денег в обращении М на МD, т.е. на величину спроса на деньги, и преобразуем формулу. Она примет вид: МD= P*Q/ V. Данное уравнение показывает, что величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости — от скорости денежного обращения. Монетаристская теория спроса на деньги основывается на неоклассических традициях и унаследовала основные постулаты количественной теории . Монетаристы подчеркивают важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считают, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства. Монетаристы подчеркивают важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считают, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства. Основной постулат классической теории заключается в следующем: абсолютный уровень цен определяется предложением номинальных денежных остатков. Иными слонами - чем больше предложение денег, тем выше уровень цен и наоборот. Монетаризм определяет спрос на деньги как результат сравнения выгоды, получаемый хозяйственным агентом от запаса денег и от дохода, приносимого альтернативными активами. Выгоды от запаса денег сводятся прежде всего к способности денег облегчить обмен и спасти от банкротства.
83. Спрос на деньги: кейнсианский подход.
83) Никто не тратит деньги, чтобы купить деньги, как происходит при покупке определённых товаров и услуг. Именно поэтому Кейнс предпочитал говорить о «предпочтении ликвидности», считая выражение «спрос на деньги» двусмысленным и неуместным. Согласно кейнсианской теории предпочтения ликвидности существуют три побудительных мотива хранения экономическими агентами части их богатства (портфеля активов) в форме денег.1.Трансакционный мотив. Часть богатства приходится держать в денежной форме с целью использования денег в качестве средства платежа и средства обращения.2.Мотив предосторожности. Он связан с желанием иметь в перспективе возможность распоряжаться частью своего богатства в денежной форме, чтобы реализовать преимущества неожиданных возможностей или удовлетворить неожиданные потребности.3.Спекулятивный мотив. Такой мотив вызван желанием избежать потерь капитала, связанных с хранением его в виде ценных бумаг, в периоды снижения их курсовой стоимости. В теории предпочтения ликвидности большую роль играет ставка процента. Она определяет сумму, которую заемщик уплачивает кредитору в обмен на использование заемных денег, ставка процента обычно выражается в процентах годовых
84. Предложение денег.
84) Спрос на деньги является только одним элементом, определяющим количество денег в экономике. Другим элементом будет предложение денег. М.Фридмен сформулировал современную теорию предложения денег. Кредитные деньги состоят из двух компонентов:1) наличные деньги, количество которых определяет Центральный банк страны;2) депозиты, величина которых определяется поведением коммерческих банков и домохозяйств.Таким образом, предложение денег является результатом взаимодействия трёх самостоятельных субъектов: Центрального банка, коммерческих банков, домохозяйств.Рассматривая предложение денег, следует учитывать три внешних фактора:1) Денежная база (MB). Она представляет собой деньги повышенной силы и распадается на наличные деньги и резервы коммерческих банков.MB = C + R.Этот компонент является наиболее активным в предложении денег.2) Норма банковских резервов (rr):3) Отношение «наличность - депозиты» (cr):Данный показатель показывает, какое количество наличных денег у домохозяйств приходится на объем депозитов в коммерческих банках страны. Рассматривая функцию предложения денег, можно прийти к выводу, что предложение денег:1) прямо пропорционально изменению денежной базе;2) обратно пропорционально изменению нормы банковских резервов, так как снижение нормы ведет к расширению возможностей коммерческих банков создавать деньги;3) обратно пропорционально изменению отношения «наличность-депозиты», так как увеличение отношения «наличность - депозиты» означает увеличение наличных денег у домохозяйств, уменьшение депозитов в банковской системе и, соответственно, уменьшение возможности банков создавать деньги.
85. Равновесие на рынке денег.
85) Как и на любом ином рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в пересечении кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке денег означает равенство количества денег, которые агенты хотят сохранить в своих портфелях активов, количеству денег, предлагаемому Центральными банками, при осуществлении текущей денежно-кредитной политики. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Допустим, предложение денег увеличилось с 150 до 200 млрд. руб. Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшение ставки процента с 8 до 5%. При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд. руб. Излишек предложения в 50 млрд. руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. (Например, по долгосрочной облигации выплачивается процент в 300 руб. в год. Если цена облигации равна 3000 руб., то норма процента равна 10%. Если цена облигации увеличится до 4000 руб., то норма про цента составит лишь 7,5%). По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов. При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос, и предложение денег будут равны 200 млрд. руб. При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок возвращается к равновесию.
86. Политика Национального банка.
86) Этапы в развитии экономики в Беларуси: системный кризис (разрушение социализма и формирование институтов рыночной экономики. Трансформационный спад производства, 1990-1995) восстановительный рост (1996-2002) макроэкономическая стабилизация (2003-2006) 1 этап мягкая кредитно-денежная и бюджетная политика. Например, летом 1992 национальный банк выпустил крупную эмиссию денег для обеспечения кредита предприятия на погашения оборотных средств. Ставка рефинансирования и кредита имели отрицательное значение. Итог – дефицит бюджета вырос. Гиперинфляция, объем промышленного производства снизился на 33%, реальная зарплата – на 70%. Для выхода в 1994г была принята программа неотложных мер по макроэкономической и финансовой стабилизации на 1994-1995гг. В ее рамках нацбанк начал проводить более жесткую политику. Были установлены положительные ставки. За 1995г инфляция упала в 10 раз. Сторонники возврата к мягкой кредитно-денежной политики проводили: низкий коэффициент монетизации экономики (упал в 7 раз до 6,5%), денег недостаточно для обслуживании обращения товаров. низкая занятость мощностей (кейнсианская теория). Правительство приняло эти аргументы со 2-ой половины 1996г, ставки отрицательные. В результате денежная масса за 1996-2000гг увеличилась в 50 раз, инфляция в 2,5 раза, а ВВП всего вырос на 0,7% Нехватку денег от инфляции нельзя исправить вводом новых денег, это может ускорить инфляцию. На 3-ем этапе кредитно-денежная политика постепенно становится жесткой и инфляция снижается. Все стабилизировалось.
87. Денежно-кредитная система государства. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
87) Денежно-кредитная сис-ма—совокупность
спец. организаций и учереждений, кот.
выступают посредниками между теми у кого
образовались свободн. денежные средства
и теми юридич. и физич. лицами, кот. согласны
заплатить за временное использование
этих денег. В РБ 3-х уровневая банковская
сис-ма:1.-Центральный банк—осущ-ет след.
ф-ции:-выпускает деньги в обращение—эмиссия
денежн. знаков;-организация денежного
обращения;
88. Понятие и функции финансов. Финансовый сектор и его структура. Государственные и частные финансы.
88) Фининсы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом выступает госуударство. Ф инансы - не сами денежные средства, а отношения между различными субъектами по поводу образования и использования фондов денежных средств. Финансы отличаются от денег по сущности, содержанию и выполняемым функциям. Финансы — это система экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), формирования на этой основе фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей общества. В рамках позитивной теории финансы: способствуют формированию фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов (аккумулирующая или ресурсообразующая функция); перераспределяют доход общества в пользу одного хозяйствующего субъекта за счет другого, обеспечивая выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается (распределительная функция). С позиции нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях: распределительной, меняющей структуру национального дохода общества; регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих
субъектов для достижения
целей общества на том или ином
этапе его развития; контролирующей,
оценивающей и сопоставляющей эффективность
использования
89. Государственный бюджет, его функции и структура. Бюджет Республики Беларусь.
89) Госбюджет как экономическая категория хар-т совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств гос-ва. Важнейшими принципами построения бюджета являются принципы единства, полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов. Государство должно иметь лишь один бюджет. Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений. Бюджет должен быть реальным, учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Бюджет выполняет следующие функции: • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода); • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать); • регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству.
91. Налоговая система Республики Беларусь
91) Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые гос-вом для выполнения своих функций. Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых в гос-ве, а также форм и методов их построения. Принципы построения систем налогооблажения: налоговая система должна быть справедливой.налоговая система должна быть эффективной.простота и дешевизна налоговой системы. Налогооблажение в РБ основывается на признание всеобщности и равенства. Налоги: прямые и косвенные; гос налоги, местные налоги; общие и специальные Налоговый кодекс РБ от 19 декабря 2002г устанавливает систему налогов, сборов(пошлин), взимаемые в бюджет РБ. Налоги могут взиматься следующими способами: 1. кадастровый 2.изъятие налога после получения дохода владельцем(декларационный) 3. изъятие налога до получения дохода владельцем 4. изъятие в процессе потребления. Важный элемент налогов налоговая ставка т.е. доля дохода, которая изымается в бюджет. Ключевое понятие налоговой системы предельная налоговая ставка т.е. обложения налогом дополнительной единицы дохода