Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

71. Уровень жизни населения и уровень экономического развития общества.

71) Наиболее простым показателем уровня развития той или иной страны является сумма ВВП в расчете на душу населения. Для того, чтобы сравнивать данные, они должны быть выражены в одной валюте.ВВп на душу населения зависит не только от уровня эк. развития страны, но и например от наличия природных богатств (Норвегия). Наиболее точную оценку можно получить исходя из анализа распределения её ВВП по секторам: первичный (с/х), вторичный(обраб.), третичный (сфера   услуг). На ранних и средних стадиях индустриализации общества растёт вторичный сектор, при переходе к постиндустриализму – третичный. Поэтому отношение третичного сектора к первичному – индекс технологического развития экономики. Цель экономического развития – повышение уровня жизни людей. Для его количественной оценки используется «индекс развития человеческого капитала», рассчитываемый ООН с помощью ВВП на душу населения, уровня образования, продолжительности жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

72. Проблема совокупного спроса в экономической теории.

72) Совокупный спрос – суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства и, бизнес, государство при различном уровне цен в стране. ( AD ) Основные компаненты, образующие совокупный спрос: потребительский спрос на товары и услуги. Спрос фирм на инвестиции, государственные закупки, чистый экспорт. У ВВП товар-субститут ВВП другой страны ( Y -ВВП). Неценовые факторы, смещающие кривую совокупного спроса (спрос растёт): снижение процентной ставки, темп инфляции повышается (ожидание), падение обменного курса, рост ожидаемого дохода, увеличение количества денег, растёт совокупное богатство, увеличиваются госрасходы, снижаются налоги, растёт доход в странах-партнёрах, растёт численность населения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

73. Проблема совокупного предложения в экономической теории.

73) Совокупное предложение-количество реально производимых товаров и услуг, представленных всеми производителями на рынках при определённом уровне цен в стране. кейнсианский участок горизонтальный (недоиспользование ресурсов), классический вертикальный (полная занятость, расширение объёма невозможна и лишь от спроса зависит цена) Промежуточный. Неценовые факторысмещают кривую (возрастает) растёт численность рабочих, растёт запас капитала, растёт человеческий капитал, открываются новые сырьевые ресурсы, улучшаются климатические условия, прогрессирует технология, медленно меняется структура ВВП, усиливаются стимулы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

74_ Кейнсиэнский, классический и синтетический подходы к трактовке совокупного предложения. Современные концепции совокупного предложения,

74)Классическая модель характеризует поведение экономики в долгосрочном периоде, в течении которого цены на все ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары так, чтобы в экономике поддерживалась полная занятость. (Рынки являются конкурентными, объём производства зависит от количества факторов производства и технологий и не зависит от уровня цен, изменения в факторах производства происходит медленно, полная занятость производства, цены и зарплата гибкие) Изменение совокупного спроса не влияет на объём производства, а лишь вызывает изменение цены. Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики в сравнительно короткие отрезки времени. Экономика функционирует в условии неполной занятости, цены номинальная зарплата относително жёсткие, медленно реагируют на рыночные колебания, реальные показатели (объём пр-ва, занятость, реальная зарплата) более подвижные быстро реагируют на рыночные колебания. Изменение совокупного спроса влияет на объём производства при неизменности цен. Современные концепции объясняют отличие несовершенством рынка, т.е. негибкостью цен и ассиметрии информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

75. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесия – состояние национальной экономики, при котором достигается равенство  совокупного спроса и предложения. (Далее дополнять графиками) Равновесие на горизонтальном участке: свобода  выбора производителей велика, т.к. при  сложившемся уровне цен они могут  увеличить объёмы до[переход на промеж. участок], учитывая неполную занятость  и свободные мощности, но возникают  трудности со сбытом, сократится производство пока не установится равновесие. Равновесие на промежуточном участке сов. предложения: экономика приближается к полной занятости всех ресурсов. Для расштирения  объёмов производства вовлечение новых  ресурсов, покрыть издержки и зарплату нужно повышение цен. Равновесная  установится в [переход на классический участок], т.к. конкуренция покупателей  стимулирует рост выпуска продукции. Равновесие на вертикальном участке: рабочая  сила и капитал задействованы  полностью. В случае снижения цен  конкуренция среди покупателей  вернёт в равновесную. В случае повышения  цен, конкуренция среди продавцов  вернёт в равновесную. Определённые сложности возникают при оценке последствий кривой спроса влево. Обратное движение не приведёт в равновесную, так как при понижении цены не гибкие(негибкость снижение зарплаты) Произойдёт эффект храповика. (Кривая предложения сместиться вверх до уровня цены). При смещении кривой предложения  влево и вверх – уменьшение производственных мощностей страны – увеличение издержек, повышение  цен, уменьшение равновесного объёма производства: стагнация. Вправо-означает наращивание  производственного потенциала, увеличение объёма национального производства и снижением уровня цен. 9) Общественное производство это непрерывно возобновляющийся процесс производства в рамках национальной экономики. Общественное производство возникает в результате обобществления производства, то есть слияния обособленных и разрозненных индивидуальных (частных) процессов производства а также  отраслей и сфер национальной экономики  в единый процесс. В едином процессе создания и потребления экономических  благ выделяют следующие фазы: ·    производство процесс непосредственного  воздействия на вещество природы  и ее естественные силы для получения  благ; ·    обмен; опосредует взаимосвязи  между производством, распределением и потреблением; различают два  вида обмена: обмен деятельностью; обмен  произведенными благами; ·    распределение  – процесс определения объема благ, поступающих в распоряжение конкретного субъекта экономической  деятельности; в узком смысле распределение  рассматривается как распределение  предметов потребления, а в широком  факторов производства; различают два  вида распределения: первичное распределение  – формирование доходов собственников  факторов производства (факторные доходы); вторичное распределение – формирование вторичных доходов; принимают участие  субъекты, реализующие свою экономическую  и политическую власть, по сути перераспределение; выделяют принципы распределения: уравнительный  по труду; по капиталу и прочие; ·    потребление – использование  искусственно созданных благ; различают  два вида потребления: личное потребление  – использование конечного продукта в целях удовлетворения потребностей конкретного индивида; поскольку  потребляемое благо навсегда покидает сферу производства и исчезает полностью  или частично, личное потребление  рассматривают как «отрицательное производство»; производственное потребление  – процесс создания экономических  благ; различают два вида производственного  потребления:  текущее потребление; Ø инвестиционная деятельность часть  конечного продукта в виде средств  производства вновь направляется в  сферу производства. Общественное производство предстает как постоянно повторяющийся  процесс производства, обмена, распределения  и потребления благ. Взаимосвязи  фаз производства можно охарактеризовать следующими положениями: наличие благ должно предшествовать потреблению; ·    производство предлагает различные  блага и тем самым создает  импульсы для потребления; ·    размеры потребления отдельного индивида зависят от занимаемого  им места в экономической и  социальной системе; потребление влияет на динамику и структуру производства; ·    механизм реализации потребления  влияет на стимулы труда.

 

76. Цели и принципы макроэкономического регулирования.

76) Наиболее распространен среди официальных целей государственного макроэкономического регулирования экономики четыре взаимосвязанных цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это умеренный, стабильный рост, высокий уровень занятости, стабильность цен (устойчивость денег), внешнеэкономическое равновесие Стабильность цен . Длительное и ощутимое повышение цен – это проявление инфляции, устойчивое снижение цен – дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен – это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др. Высокая степень занятости. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показатели уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др. Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран. Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества. Принципы: Бюджетно – налоговая (фискальная) политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. изменение учетной ставки. В основе этого инструмента лежит возможность выдачи Центральным банком ссуд коммерческим банкам. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной – и она может изменяться Центральным банком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь.

77) Макроэкономическая нестабильность проявляется в следующих формах: Спад производства и неустойчивые темпы экономического развития, Безработица - незанятость части экономически активного населения страны, Инфляция - долговременное устойчивое повышение общего уровня товарных цен и соответственно обесценение национальных денег, снижение их покупательной способности. Цели макроэкономического регулирования: Стабильный рост национального производства Стабильный уровень цен Высокий уровень занятости Поддержание равновесного платежного баланса страны Обеспечение экономической безопасности страны (независимость экономики, ее стабильность, способность к совершенствованию) Основная цель: повышение благосостояния страны на основе рационального использования. Осуществляется это путем реализации многочисленных конкретных целей. В РБ около 30%населения имеют доход ниже прожиточного минимума Этапы в развитии экономики в Беларуси: 1)системный кризис (1990-1995) восстановительный рост (1996-2002) Макроэкономическая стабилизация (2003-2006)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

78. Происхождение, виды и функции 'денег

78)   Деньги – это абсолютно ликвидное средство обмена. Деньги – это финансовые активы, которые выполняют функции денег. Сущность денег проявляется в их функциях. Первая функция - средство обмена. Деньги упрощают экономическую жизнь. Использование денег в качестве посредника расширяет возможности обмена,   как продавцам, так и покупателям, экономит время и ресурсы. Вторая функция – мера стоимости. Деньги используются как счетная единица.   С их помощью устанавливаются цены на товары и услуги. Третья функция - средство сбережения, или накопления. Деньги выступают как   способ сохранения и приумножения личного богатства. Это – отложенный на будущее спрос. Четвертая функция – средство платежа, связана с продажей товаров в кредит, т.е. в долг. Фирмы, люди постоянно заключают контракты с последующей за этим оплатой. С этой функцией связано появление кредитных денег – векселей, банкнот, чеков. Эту функцию деньги выполняют и при выплате заработной платы, земельной ренты, налогов, квартирной платы. На международном уровне деньги выполняют функцию мировых денег. В современной экономике основными функциями денег являюися: 1.             Мера стоимости. 2.            Средство обращения. 3.            Средства сбережения. Виды денег: товарные, металлические, бумажные, кредитные. Эмиссию денег, т.е. выпуск денег в обращение осуществляет центральный банк государства.   В создании денег принимает участие система коммерческих банков через выдачу кредитов. Выдача ссуды означает появление новых платежных средств у населения. Денежная масса в государстве должна соответствовать товарной массе. Если денег больше, чем товаров, то происходит их обесценение, растут цены. Общий рост цен означает инфляцию. Количество денег, необходимое для обращения, можно определить на основе уравнения Фишера: MV = PQ , где M - денежная масса в обращении; V - скорость обращения денег; P - уровень цен; Q - реальный объем национального продукта.     Из уравнения MV = PQ ясно, что увеличение показателя М (при неизменности V и Q ), должно сопровождаться ростом Р (цен). Данная формула позволяет в первом приближении рассмотреть феномен инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

79. Структура денежной массы. Эволюция систем стоимости.

79) денежная масса это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами..   Вместе с тем, в пассивную часть денежной массы включаются такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, краткосрочных государственных облигациях, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и тому подобное. В РБ бюджетная политика имеет социальную направленность, которая выражается в том, что на образование и здравоохранение используется значительная часть бюджета и имеет тенденци К непосредственным предпосылкам появления денег относятся:- переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;, имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции. Самостоятельность функционирования денег значительно расширилась при появлении безналичных расчетов, в том числе и расчетов на базе применения электронной техники. Агрегаты: М0 – наличные в обращении; М1 - +средства на депозитах до востребования; М2 - +срочные депозиты в национальной валюте; М3 - +депозиты в иностранной валюте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80. Денежный рынок. Количество денег в экономике.

80) Денежный рынок. Денежный рынок представляет собой экономические отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств общества для авансирования расширенного воспроизводства. В качестве системы экономических отношений создается хозяйственными и банковскими структурами в целях удовлетворения общественных потребностей в денежных средствах. Как система денежных отношений, регулирующих предпринимательскую деятельность, рынок денежных средств основывается на соответствующих функциях хозяйственных структур и банков. Это наглядно подтверждается практикой целевых товарных рынков, где главная функция реализация цены товаров в деньгах выполняются продавцами этих товаров. Наряду с этим денежный рынок выступает в роли главного регулятора расширенного воспроизводства и выполняет ряд внутренне присущих ему функций. Первая функция этого рынка организация свободной конкуренции производителей и продавцов товаров. Вторая функция рынка - образование ниш и сегментов предпринимательской деятельности хозяйственных структур и банков. Данная функция связана с выявлением их экономического потенциала и реализацией возможностей по наполнению соответствующих рынков товарами и услугами на основе конкуренции. Третья функция рынка - регулирование пропорций воспроизводства общественного продукта на основе спроса и предложения на денежные средства. Агрегаты: М0 – наличные в обращении; М1 - +средства на депозитах до востребования; М2 - +срочные депозиты в национальной валюте; М3 - +депозиты в иностранной валюте. Мультипликатор КМ=1/ r * r r -норма резервов. KM *=(1+ L )/( rr + sr + L ), L -отношение нала к безналу sr норма избыточных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

81. Спрос на деньги: общие положения.

81) СПРОС НА ДЕНЬГИ - количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий спрос - потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы; 3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов. В современных теориях спроса на деньги в числе факторов, формирующих спрос на деньги, рассматриваются также такие, как: спрос на финансовые активы; динамика процентной ставки; применение современных финансовых и банковских технологий. Кроме того, современная теория денег учитывает фактор инфляции, четко разграничивая при этом такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величины денежной массы. В теории денег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:М х V = Р х Q,где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения одной денежной единицы в среднем за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги). Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"