Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:29, шпаргалка
1. Доходы населения
2. Уровень доходов населения
3. Денежные доходы населения
4. Доходы населения России
5. Доход на душу населения
6. Дифференциация доходов населения
7. Реальные доходы населения
В качестве практических мер по борьбе с бедностью в правительстве рассматриваются предложения об «адресной помощи» малоимущим гражданам. Эти меры предусматривают создание информационной сети о сегодняшних бедных по всей стране (в течение ближайших двух лет), а затем постепенное сокращение бедности с помощью адресных целевых пособий.
Введение подобных мер
означало бы борьбу с последствиями,
а не с причинами бедности. Во-первых,
встает вопрос и о том, как государственно-
Радикальное преодоление бедности лежит на пути устранения формирующих ее факторов. Они хорошо известны: низкая оплата труда, невыплаты заработной платы, безработица, низкие пенсии (средняя пенсия только недавно достигла ПМ), недостаточные даже для выживания пособия одиноким матерям и многодетным семьям, инвалидам. Для снижения социальной поляризации, преодоления реальной бедности необходимо перестроить весь каркас распределительных отношений с тем, чтобы обеспечить повышение доходов по регрессивной шкале: чем ниже доход, тем быстрее он должен расти.
Регулирование доходов населения
Значительное неравенство
в распределении доходов
Она осуществляется по двум основным направлениям:
1. Регулирование доходов населения;
2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.
Практика регулирования доходов предполагает:
• установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
• регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
• защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.
Политика перераспределения доходов включает:
- аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.
- предоставление населению
социальных гарантий путем
- финансирование системы социальной защиты, включающей:
- систему социального страхования;
- систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.
Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.
Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.
Располагаемые доходы населения
Суть государственной
политики доходов состоит в
В качестве интегрального
измерителя уровня доходов и потребления
населения в советской
В условиях становления рыночных
отношений в экономике России
для характеристики уровня доходов
и потребления населения страны
стал использоваться (с 1992 г.) термин «реально
располагаемые доходы». Этот параметр
рассчитывается как сумма всех денежных
доходов, полученных населением страны
в конкретный период хозяйствования,
минус сумма налогов и
При расчетах показателя «реально располагаемые доходы населения» в состав денежных доходов населения в странах с экономикой социально ориентированного рыночного типа включаются:
— оплата труда работников, занятых в отраслях производственной и непроизводственной сфер;
— социальные трансферты;
— доходы от собственной
предпринимательской
Анализ структуры денежных
доходов населения
Отсюда вытекает необходимость проведения радикальных реформ оплаты труда:
1. Прежде всего, следует
в законодательном порядке
2. Требуется единовременное
повышение минимума заработной
платы с тем, чтобы она
3. Необходимо ввести
4. Следует установить общие
принципы повышения заработной
платы по стране на уровне
средних размеров увеличения
производительности
5. Структурная перестройка
заработной платы должна быть
направлена на соблюдение
необходимо не административными
методами, а через трехсторонние
соглашения между правительством страны,
предпринимателями и
Категория «бедность населения» внутренне присуща рыночной экономике.
Ее социально-экономическое
содержание можно отразить через
такие макросоциальные
— численность малообеспеченных граждан страны;
— эталон общественно необходимого потребления;
— черта (порог или граница) бедности;
— прожиточный минимум;
— социальный минимум;
— минимальный потребительский бюджет (МПБ);
— минимально необходимый стандарт потребления.
Число показателей может быть увеличено. Например, можно включить сюда минимальную заработную плату, минимальную пенсию, стипендию, размер социальных выплат и пособий.
Западные специалисты к категории «малообеспеченные граждане» относят членов общества, живущих по его законам, но не имеющих признаваемого этим обществом необходимого стандарта потребления.
Причинами такого явления считаются:
— постоянный рост стоимости жизни;
— относительно низкий размер оплаты труда у отдельных категорий граждан;
— высокая доля иждивенцев в семье;
— низкий размер пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат.
Размер численности
Эталон общественно
Понятия «черта (порог или граница) бедности», а также «прожиточный минимум» употребляются в мировой практике как равнозначные. Размеры этих показателей определяются величиной минимально допустимых границ потребления, ниже которых нормальное развитие человека (в физическом и социально-культурном смысле) не возможно, так как не соответствует сложившемуся уровню производительных сил, социальным и другим ценностям. В научном и практическом обиходе прожиточный минимум трактуется как интегральный социальный норматив, отражающий набор потребительских благ и услуг, необходимых для физиологического воспроизводства человека.