Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:29, шпаргалка

Описание работы

1. Доходы населения
2. Уровень доходов населения
3. Денежные доходы населения
4. Доходы населения России
5. Доход на душу населения
6. Дифференциация доходов населения
7. Реальные доходы населения

Файлы: 1 файл

доходы населения.docx

— 118.63 Кб (Скачать файл)

 

В качестве практических мер  по борьбе с бедностью в правительстве  рассматриваются предложения об «адресной помощи» малоимущим гражданам. Эти меры предусматривают создание информационной сети о сегодняшних  бедных по всей стране (в течение  ближайших двух лет), а затем постепенное  сокращение бедности с помощью адресных целевых пособий.

 

Введение подобных мер  означало бы борьбу с последствиями, а не с причинами бедности. Во-первых, встает вопрос и о том, как государственно-бюрократическая  система будет учитывать бедных, состав которых меняется. Ведь устойчивая бедность охватывает примерно 40% бедняков, а для остальных характерна плавающая  маржинальность, даже люмпенизация. Потребуется постоянный мониторинг в режиме реального времени. При этом требуется громоздкая система учета бедных. Во-вторых, за счет государства целевая помощь оказывалась бы и тем группам населения, которые получают низкую зарплату в частном бизнесе. Тем самым государственный бюджет должен будет спонсировать частных предпринимателей. В-третьих, адресная помощь тем семьям, кормильцы которых заняты в бюджетной сфере или не имеют работы, будет означать переложение ресурсов из одного кармана в другой. Требуется повышение заработной платы всем бюджетникам, некоторым социальная адресная помощь. Мера искусственного сдерживания роста оплаты труда лишь законсервирует дешевую рабочую силу в России в интересах частных предпринимателей.

 

Радикальное преодоление  бедности лежит на пути устранения формирующих ее факторов. Они хорошо известны: низкая оплата труда, невыплаты  заработной платы, безработица, низкие пенсии (средняя пенсия только недавно  достигла ПМ), недостаточные даже для  выживания пособия одиноким матерям  и многодетным семьям, инвалидам. Для снижения социальной поляризации, преодоления реальной бедности необходимо перестроить весь каркас распределительных  отношений с тем, чтобы обеспечить повышение доходов по регрессивной шкале: чем ниже доход, тем быстрее  он должен расти.

Регулирование доходов населения

 

Значительное неравенство  в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право  людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства  и бедности выступает государственная  политика доходов.

 

Она осуществляется по двум основным направлениям:

 

1. Регулирование доходов населения;

2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.

 

Практика регулирования  доходов предполагает:

 

• установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

• регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

• защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

 

Политика перераспределения  доходов включает:

 

- аккумуляцию денежных  средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.

 

- предоставление населению  социальных гарантий путем финансирования  систем образования, медицинского  обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.

 

- финансирование системы  социальной защиты, включающей:

- систему социального  страхования; 

- систему государственной  помощи лицам, не способным  обеспечить себе доход. 

 

Социальная защита населения  предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные  средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

 

Вмешательство государства  в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

 

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские  бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты  являются средством обеспечения  прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

Располагаемые доходы населения

 

Суть государственной  политики доходов состоит в распределении  и перераспределении доходов  через систему государственного бюджетного устройства путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей доходов и социальных выплат населению. Так государство  решает задачу повышения уровня доходов  малоимущих и малообеспеченных слоев  населения и одновременно создает  условия для нормального воспроизводства  рабочей силы в стране, способствуя  ослаблению социальной напряженности  в обществе.

 

В качестве интегрального  измерителя уровня доходов и потребления  населения в советской централизованно  планируемой и регулируемой экономике  использовался показатель среднедушевого реального дохода. Основными способами  повышения размеров реальных доходов  на душу населения выступали: прямое увеличение заработной платы, снижение цен, налогов, обязательных платежей, рост выплат из общественных фондов потребления  в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.). В показателе «реальные доходы населения» кроме денежных доходов учитывались натуральные доходы в стоимостной оценке, доходы в виде материальных затрат учреждений социальной сферы, вклады населения в ценные бумаги, сбережения и т. д. Большое место отводилось вопросам формирования и использования общественных фондов потребления (ОФП), игравших в хозяйственной системе социалистического типа важную роль в распределительных отношениях.

 

В условиях становления рыночных отношений в экономике России для характеристики уровня доходов  и потребления населения страны стал использоваться (с 1992 г.) термин «реально располагаемые доходы». Этот параметр рассчитывается как сумма всех денежных доходов, полученных населением страны в конкретный период хозяйствования, минус сумма налогов и обязательных платежей с учетом темпов инфляции. Отличие показателя «реально располагаемые  доходы населения» от ранее использовавшегося  «реальные доходы на душу населения» состоит в том, что реальные доходы — это объемный показатель, а  среднедушевой реальный доход —  это средний размер дохода на душу населения.

 

При расчетах показателя «реально располагаемые доходы населения» в  состав денежных доходов населения  в странах с экономикой социально  ориентированного рыночного типа включаются:

 

— оплата труда работников, занятых в отраслях производственной и непроизводственной сфер;

— социальные трансферты;

— доходы от собственной  предпринимательской деятельности и других источников.

 

Анализ структуры денежных доходов населения свидетельствует  о том, что за период рыночных преобразований в экономике России доля оплаты труда  в составе денежных доходов населения  сократились с 75,8% в 1990 г. до 40,5% в 1998 г. За этот же период доля социальных трансфертов  возросла с 11,8 до 13,3%, а доля доходов  от собственной предпринимательской  деятельности и других источников —  с 12,4 до 44%.

 

Отсюда вытекает необходимость  проведения радикальных реформ оплаты труда:

 

1. Прежде всего, следует  в законодательном порядке установить  минимум заработной платы для  наемных работников предприятий  всех форм собственности. При  этом важно пересмотреть роль  минимальной заработной платы  как социального норматива, так  как с ее уровнем связаны  размеры социальных выплат. В  качестве базы для расчетов  целесообразно принять не минимальный  уровень заработной платы, а  величину прожиточного минимума, дифференцированного по социально-демографическим  и основным профессионально-квалификационным  группам и слоям населения. 

2. Требуется единовременное  повышение минимума заработной  платы с тем, чтобы она полностью  покрывала затраты на воспроизводство  рабочей силы (включая выплаты  по обязательному государственному  социальному страхованию).

3. Необходимо ввести государственный  контроль над ростом заработной  платы и цен в крупных корпорациях. 

4. Следует установить общие  принципы повышения заработной  платы по стране на уровне  средних размеров увеличения  производительности общественного  труда. 

5. Структурная перестройка  заработной платы должна быть  направлена на соблюдение принципа  равной оплаты за равный труд. В основу должна быть положена  тарифная сетка, единая для  всех отраслей и организационно-правовых  форм хозяйствования, для всех  работников по найму. Тарифная  сетка, которая в настоящее  время регулирует оплату труда  в бюджетном секторе государственной  экономики, должна быть заменена  новой, в основании которой  будут лежать тарифные ставки  первого разряда и минимальные  должностные оклады, исчисленные  с учетом минимального потребительского  бюджета и компенсации затрат  на образование. Система разрядов  новой единой тарифной сетки  должна определять равную оплату  за труд равной квалификации  и напряженности. Это позволит  постепенно преодолеть сложившиеся  неоправданные различия в оплате  труда работников бюджетной сферы  и корпоративной части экономики  страны. Остальную часть заработной  платы на предприятиях целесообразно  регулировать в зависимости от  увеличения производительности  труда. Вводить данную систему  оплаты труда 

 

необходимо не административными  методами, а через трехсторонние  соглашения между правительством страны, предпринимателями и профсоюзами. Показатели «реальные доходы населения» и «реально располагаемые доходы населения» имеют тот недостаток, что способны отразить лишь объем  средств, направляемых на удовлетворение потребностей населения, но не могут  раскрыть общественную полезность этих средств. Это объясняется тем, что  они имеют стоимостную форму  интерпретации и, следовательно, являются затратными. Поэтому в отечественной  и зарубежной статистике используются понятия бедности населения.

 

Категория «бедность населения» внутренне присуща рыночной экономике.

 

Ее социально-экономическое  содержание можно отразить через  такие макросоциальные показатели, как:

 

— численность малообеспеченных граждан страны;

— эталон общественно необходимого потребления;

— черта (порог или граница) бедности;

— прожиточный минимум;

— социальный минимум;

— минимальный потребительский  бюджет (МПБ);

— минимально необходимый  стандарт потребления.

 

Число показателей может  быть увеличено. Например, можно включить сюда минимальную заработную плату, минимальную пенсию, стипендию, размер социальных выплат и пособий.

 

Западные специалисты  к категории «малообеспеченные  граждане» относят членов общества, живущих по его законам, но не имеющих  признаваемого этим обществом необходимого стандарта потребления.

 

Причинами такого явления  считаются:

 

— постоянный рост стоимости  жизни;

— относительно низкий размер оплаты труда у отдельных категорий граждан;

— высокая доля иждивенцев в семье;

— низкий размер пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат.

 

Размер численности малообеспеченных граждан в стране зависит от того, в какой степени органы государственной  и местной власти ориентированы  на социальные потребности и нужды  населения. Если число таких граждан  постоянно растет, значит, осуществляется недостаточно продуманная, плохо обоснованная и не скоординированная по целям, срокам и мероприятиям социальная политика.

 

Эталон общественно необходимого потребления — это размер потребления, удовлетворяющий на минимальном  уровне основные жизненные потребности  граждан страны. Стоимостной и  натурально-вещественный состав этого  показателя зависит от совокупного  влияния экономических, национальных, политических и других объективных  факторов развития страны.

 

Понятия «черта (порог или  граница) бедности», а также «прожиточный минимум» употребляются в мировой  практике как равнозначные. Размеры  этих показателей определяются величиной  минимально допустимых границ потребления, ниже которых нормальное развитие человека (в физическом и социально-культурном смысле) не возможно, так как не соответствует  сложившемуся уровню производительных сил, социальным и другим ценностям. В научном и практическом обиходе  прожиточный минимум трактуется как интегральный социальный норматив, отражающий набор потребительских  благ и услуг, необходимых для  физиологического воспроизводства  человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"