Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:29, шпаргалка

Описание работы

1. Доходы населения
2. Уровень доходов населения
3. Денежные доходы населения
4. Доходы населения России
5. Доход на душу населения
6. Дифференциация доходов населения
7. Реальные доходы населения

Файлы: 1 файл

доходы населения.docx

— 118.63 Кб (Скачать файл)

 

Серьезный повод для тревоги  — среди бедных трудоспособного  возраста растёт доля экономически неактивного  населения. Началось воспроизводство  бедных с одновременным формированием  у них особой субкультуры бедности, говорится в докладе. В 2009 г. 6,3 млн. мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать; в 2000 г. таких  было 5,9 млн. Это означает рост числа  получателей социальной помощи и  люмпенизацию населения, предостерегают эксперты. Носителей субкультуры  бедности в России 5 млн. чел. — без  учета бомжей и нелегальных мигрантов. В крупных городах она формирует  городское дно, прежде отсутствовавшее  в российском обществе в таком  виде и масштабе.

 

Из всех слагаемых социально-экономического неравенства особая роль принадлежит  различиям в доходах. Денежные доходы в основном определяют уровень жизни  людей, мотивацию трудовой и деловой  активности, от них зависит социальное самочувствие населения, социальное напряжение.

 

Общепринятым инструментом анализа распределения доходов  между группами населения является кривая Лоренца, отражающая соотношение  процентных групп населения и  их долей в совокупном доходе. На ее основе определяется коэффициент  Джини, показывающий степень неравномерности  этого распределения от 0 до 1. Однако он не отражает, из каких групп населения  складывается эта неравномерность  — верхних, средних или нижних. Поэтому в исследованиях неравенства  доходов широко применяются индикаторы отношения доходов крайних 10% (децилей) или 20% (квинтилей) населения. Эти коэффициенты дифференциации показывают, насколько велик разрыв в доходах наиболее далеко отстоящих друг от друга групп населения, имеющих одинаковую долю в его общей численности.

 

В странах современного мира сложилась довольно пестрая картина  неравенства доходов населения. По данным одной из структур ООН, в 2004 г. коэффициент Джини имел следующие  значения по группам стран с разным уровнем развития человеческого  потенциала. Подчеркнём, что дело здесь не только в уровне человеческого потенциала и даже экономического развития, но и во всем укладе жизни, социально-культурных традициях, политических факторах).

 

В первой группе — в основном страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с  современной рыночной экономикой, демократическими институтами и гражданским обществом. Но и между ними есть различия. Коэффициент  Джини находится на относительно низком уровне (0,25–0,30) в небольших  процветающих европейских государствах (Швеция, Норвегия, Бельгия, Финляндия), а также в Германии и Японии. Более высокая неравномерность  доходов (0,30 и выше) во Франции, Великобритании, Италии и Испании, Австралии, Канаде. Наибольшая неравномерность доходов  в США (0,41) — следствие глубокого  разрыва в доходах мигрантов, с одной стороны, и самой богатой  частью населения, с другой. Эти различия подтверждаются и сопоставлением децильных коэффициентов между странами: в Норвегии — 6,1; в Швеции — 6,2; в Германии — 6,9; в Нидерландах — 9,2; в Великобритании — 13,8; а в США — 15,9.

 

В развивающихся странах, отнесенных ко второй и третьей группам, существенно более высокие показатели неравенства доходов: от 0,50 (Венесуэла, Перу) до 0,70 (Бразилия, Колумбия, Парагвай). Это следствие не только относительно низкого их экономического уровня, но и специфики распределительных  отношений и политического строя, когда власть, финансы и другие ресурсы концентрируются в руках  небольшого слоя населения. Россия, отнесенная по данным UNDP, к странам со средним  уровнем человеческого потенциала, имеет коэффициент Джини 0,46, т.е. значительно более высокий, чем  в странах ОЭСР, и выше, чем  в других постсоциалистических государствах. Это имеет свои причины, о которых  речь пойдет далее. Но опыт именно продвинутых  стран имеет для нашей страны наибольшее значение.

 

Страны ОЭСР пришли к нынешним показателям неравенства в доходах (при их высоком реальном уровне) в течение многих десятилетий  в результате повышения эффективности  общественного производства и глубоких структурно-технологических и социальных перемен. Большую роль при этом сыграла  социальная политика государства, направленная на увеличение социальных расходов и  трансфертов, проведение программ борьбы с бедностью, использование налоговой  системы для смягчения разрывов в доходах. Процесс этот не был  прямолинейным и бесконфликтным, одинаковым во всех развитых странах. Усиление социальной активности государств, характерное для социал-демократических  правительств, сменялось ее ослаблением  при переходе к власти сил правоконсервативной  ориентации и наоборот.

 

Социальное неравенство  остается значимой проблемой даже в  самых продвинутых странах ОЭСР. Здесь устойчиво воспроизводятся  целые слои населения, которые, не имея материального достатка, лишены доступа  к «индустрии знаний», открывающей  путь к современному квалифицированному труду. Часть из них опускается на «социальное дно», превращается в  прослойку иждивенцев, отторгающих трудовую деятельность и живущих на пособия. Существенным фактором углубления социального неравенства в зоне «золотого миллиарда» стали иммиграционные потоки людей из стран Африки, Азии и Латинской Америки.

 

Рост социально-экономического неравенства, в частности углубление дифференциации доходов, привлекает к  себе все большее внимание в общественных и научных кругах. В докладе  Всемирного банка (ВБ) проблема равенства  поставлена как центральная в  публичных дебатах о человеческом развитии и экономическом росте. По этой тематике опубликованы научные  труды.

 

Международная научная общественность обеспокоена тем, что под воздействием острой поляризации происходит истощение  человеческого и социального  капитала, снижается уровень социальной сплоченности и доверия не только к властям, но и в межличностных  отношениях. Некоторые международные  организации выступают со своими инициативами. Создан Европейский комитет  по вопросам социальной сплоченности (РТСС), который представил новую  стратегию формирования и развития государств: достижение социальной сплоченности в ней органически увязывается  с минимизацией неравенства и  недопущением поляризации. В любом  обществе, отмечается в документе  РТСС, существуют различия между людьми с точки зрения их богатства. Когда  эти расхождения чрезмерны или  возрастают, тогда сплоченность находится  под угрозой. Различают неравенство  справедливое, несправедливое, нормальное, избыточное и критическое.

 

В России проблематика социально-экономического неравенства интенсивно разрабатывается  в Институте социально-экономических  проблем народонаселения РАН  под руководством Н.М. Римашевской и А.Ю. Шевякова. Весьма продуктивной представляется идея А. Шевякова и А. Кируты о разграничении неравенства доходов на нормальное и избыточное, основанная на учете социально-экономических факторов и последствий неравенства. Нормальное неравенство не только допустимо, но и социально оправдано. Исключая уравниловку, оно генерирует мощные стимулы экономической динамики и в то же время не подрывает социальную устойчивость общества. Избыточное же неравенство тормозит экономический рост и создает угрозу социально-политической стабильности. В разделении неравенства на нормальное и избыточное авторы видят противоречие между социальной справедливостью и несправедливостью: нормальное неравенство справедливо, а избыточное — несправедливо. Они предлагают методику разделения нормального и избыточного неравенства, основанную на определении нормального неравенства путем сопоставления средних доходов крайних децильных групп населения, находящихся выше черты бедности.

 

При этом надо иметь в виду:

 

Во-первых, что черта бедности в каждом конкретном обществе в данное время условна. В качестве критерия бедности в Российской Федерации  принято использовать прожиточный  минимум, исчисляемый на основе потребительской корзины. В большинстве развитых стран черта бедности определяется через среднедушевой доход (например, 40 или 50% от дохода).

 

Во-вторых, встает вопрос и  о верхних пределах доходов с  точки зрения нормального неравенства  по критериям экономической динамики и социальной стабильности. Отметим, что определить «норму» верхних  доходов довольно трудно, если вообще возможно. Очевидно, что нельзя считать  нормальным неравенство, оправдывающее  доходы верхушки общества, используемые для паразитического, показного  потребления.

 

В-третьих, целесообразно  также использовать понятие критического неравенства, при котором возникает  угроза для социально-политической стабильности и раскола общества.

 

В-четвёртых, граница, разделяющая  нормальное и избыточное неравенство, не может быть одинаковой для развитых и развивающихся стран, принадлежащих  к одному типу, но имеющих экономическую, социокультурную специфику. Так, для  европейских стран граница между  нормальным и избыточным неравенством пролегает между значениями коэффициента Джини от 0,2 до 0,3, децильного коэффициента — от 7 до 10. Эти пределы, по-видимому, могут служить ориентирами и для России, где показатели неравенства сейчас значительно выше.

 

Идея разделения неравенства  на нормальное и избыточное, справедливое и несправедливое находит отражение  и в общественном мнении. Как показывают итоги социологического исследования, россиянам представляется нормальной глубина дифференциации доходов, сопоставимая с показателями дифференциации в  западноевропейских странах. Учитывая, что черта бедности, по мнению россиян, проходит примерно на уровне 50% от средних  доходов, получаем вполне легитимную для  россиян глубину неравенства  по основной массе населения в 9–10 раз, а с учетом бедных и богатых  слоев населения — ещё больше.

 

В 1992 г. в Российской Федерации  произошло не менее, чем двукратное падение среднедушевых доходов населения. В 1994–1995 гг. они несколько повысились, затем в результате дефолта 1998 г. вновь упали, и лишь с 2001 г. стали устойчиво возрастать, не достигнув, однако, уровня даже 1991 г.

 

Показатели неравенства  доходов неуклонно росли. Коэффициент  Джини за 1991–1995 гг. поднялся в полтора  раза, а децильный коэффициент фондов — в 3 раза. Затем оба показателя возрастали более медленно, превысив соответственно 0,4 и 15,0. Неравенство в доходах значительно превысило нормальный уровень и является явно избыточным. Оно негативно отражается на экономике, усиливая экономические стимулы у благополучной части населения, но порождая настроения безразличия и деловую пассивность малообеспеченных и бедных слоев. На годы наибольшего падения доходов и роста их неравенства (1992–1993 и 1998–1999 гг.) приходится и обострение социальной ситуации в стране.

 

Для оценки ситуации с доходами в период трансформации 90-х гг. в  России полезно сравнить ее с тем, что было в СССР. При этом учитываем, что негативный характер перемен  в распределении доходов в  постсоветский период, конечно, не означает, что исходное положение было оптимальным. В советское время социальная политика государства была направлена на поддержание относительно низкого, но достаточно стабильного уровня жизни  для подавляющей массы населения, сохранение и упрочение социальной однородности общества.

 

 

Эгалитарные установки социальной политики обеспечивались централизованным нормированием заработной платы  и «замораживанием» цен на товары массового спроса и платные услуги. Большая роль при этом отводилась общественным фондам потребления, составлявшим 25–30% реальных доходов населения. Денежные доходы населения на 80% складывались из оплаты труда и на 15% из социальных выплат. Децильный коэффициент по зарплате колебался в пределах от 3 до 3,5 и лишь в 1990 г. поднялся до 3,8.

 

В результате баланс между  политикой социального равенства  и стимулирующей ролью оплаты труда был нарушен, что отрицательно сказалось на экономическом развитии и на динамике доходов населения. На практике подтвердилась мысль, что  общество «социальной однородности», где неравенство отсутствует  или сведено к минимуму, не имеет  внутренних стимулов к развитию. Оно, в конечном счете, проигрывает в  конкурентной борьбе странам, в которых  социальное неравенство достаточно существенно, чтобы обеспечить динамичное развитие (по Г. Спенсеру).

 

Характерной чертой социально-экономической  системы в 90-е гг. стало резкое расслоение населения по доходам, вплоть до поляризации, негативно сказывающейся  на состоянии и развитии экономики. Болезненность этого процесса усугубилась  инерционным доминированием в общественном сознании и менталитете граждан  эгалитарных традиций советского периода. Углубленное неравенство со всеми  его последствиями «обрушилось» на общество, можно сказать, в «одночасье». В 1989 г. децильный коэффициент дифференциации доходов был менее 3, и за пять лет он увеличился в 2,5 раза. Такой «скачок» буквально разрушил устои социальных отношений и крайне негативно повлиял на экономическую систему в стране.

 

Причём, неравенство доходов  росло не только в кризисные 90-е гг., когда и общий уровень доходов падал, но продолжало нарастать и позднее, при положительной экономической динамике. Из общего прироста доходов почти половина (45%) идет наиболее благополучной, десятой части населения, а наиболее бедному децилю достается лишь 3%.

 

Данные статистики и бюджетных  обследований подтверждают, что при  простом сохранении неравенства  в доходах на прежнем уровне происходит относительное, а во многих случаях  и абсолютное снижение уровня и качества жизни большинства населения. На более низком уровне (в сравнении  с дореформенным периодом) остается питание людей, особенно в низкодоходных  семьях. Возросло потребление картофеля  и снизилось потребление мяса и рыбы, молока и яиц при увеличении расходов на них из-за повышения  цен. Для значительных слоев населения  многие предметы длительного пользования, современной бытовой техники  и личного транспорта недоступны. Большинство семей по существующим коммерческим ценам, даже с учетом ипотеки, не в состоянии решить жилищную проблему, а доля и объем социального  жилищного строительства сокращаются. В несколько раз выросла и  продолжает расти плата за жилищно-коммунальные услуги и их доля в бюджете семьи.

 

Резкое сокращение в 90-е  гг. государственных расходов на культуру, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт породило кризис сферы социальных услуг. Начавшийся перевод этой сферы на коммерческие основы до непомерных масштабов мультиплицировал неравенство в качестве жизни  как с точки зрения воспроизводства  человеческого капитала, так и  под углом зрения реализации жизненных возможностей членов общества.

 

Рассмотрим основные факторы  усиления неравенства в доходах  в истекшем и начале нынешнего  десятилетия в России. При этом следует отметить изменение структуры  доходов. Представление об этом дают данные табл. 1.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"