Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:38, шпаргалка

Описание работы

Билет №1 Что такое экономика? Термин «экономия» и производный от него «экономика» происходят от слияния греческих слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон. Значит, экономика – это управление хозяйством, правила ведения хозяйства. А экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства.
Билет №2 Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития. У истоков экономической науки стоял греческий мыслитель Аристотель, который был первым экономистом, употребивший термины «экономия» и «экономика» в одном и том же смысле.

Файлы: 1 файл

Билет.docx

— 122.74 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее популярными  формами приватизации гос. собственности в развитых странах являются: продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций гос. предприятий менеджерами; продажа акций работникам предприятия; распространение акций предприятия среди населения. Практикуется сдача в аренду и заключение контракта на управление предприятием.

 

Продажа гос. предприятий в частные руки осуществляется путем организаций аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену.

 

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа  акций населению, при которой  гос. предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко гос. собственность "разбавлялась" частным капиталом, образуя смешанные предприятия.

 

Для успешного осуществления  приватизации в России необходимо создание определенных условий. Прежде всего  должны существовать субъекты гос. собственности, то есть учреждения, которые по закону имеют право ею распоряжаться. Первым шагом в этом направлении стало образование Российского фонда федерального имущества.

 

Билет №46

 

Рыночная экономика функционирует  на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного  хозяйства. Есть немало социально-экономических  проблем, неподвластных рынку. Ими  занимается государство. Необходимость  в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и  минусы своего функционирования. Доходы распределяются только по результатам  конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротство. Но это распределение  не затрагивает занятых в фундаментальной науки, в управлении.

 

Экономические функции государства  определялись потребностями нормального  функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства. Функции государства  развивались в двух направлениях: поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма; усиление и  модификация рыночной системы в  соответствии с изменением условий  развития.

 

Функции государства по поддержанию  рыночного механизма состоят  в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики и защиты от конкуренции.

 

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

 

А) в перераспределительной  политике;

 

Б) в макроэкономическом регулировании  экономики с целью ее стабилизации. Осуществляется контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост;

 

В) в проведении эффективной  внешнеэкономической политики.

 

Государство как субъект  должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно  контролировать результаты регулирования  и своевременно принимать меры для  погашения негативных последствий. Государство интегрируется в  рыночное хозяйство. Появляется смешанная  система, характеризующая динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государтсвом.

 

В государственной собственности  субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает  государство. Гос. собственность возникает двумя путями. Первый – когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй – когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.

 

В итоге гос. собственность реализуется по следующим каналам:

 

– создание за счет средств  гос. бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимые для функционирования всей экономики;

 

– развитие некоторых капитальных  отраслей, связанных с научно-техническим  прогрессом;

 

национализация убыточных  предприятий.

 

Государственные предприятия  отличаются от частных предприятий  тем, что они, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому  в их деятельности просматриваются  двойственность – нацеленность не только на рыночные, но и на нерыночные мотивы (так как государственные  предприятие обладают меньшей конкурентоспособностью, чем частные). У гос. предприятий нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротство. Гос. предприятия пользуются финансовыми льготами.

 

Билет №47

 

Важнейшую часть доходов  гос. бюджета составляют налоги. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Налоги выполняют две функции: фискальную (то есть с их помощью образуется гос. денежные фонды, создающие условия для функционирования гос-ва) и экономическую (то есть их использование для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода). Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными.

 

Налоговая система в странах  с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным характером налогообложения, частыми изменениями ставок в  зависимости от экономической конъюнктуры  в стране, наличием разнообразных  налоговых льгот и скидок, определением начальных сумм, не облагаемых налогом. В современной рыночной экономике  основными налогами считаются: подоходный, налог на прибыль предприятий, косвенные  налоги и взносы на соц. страхование. Косвенные налоги – это надбавка к ценам и тарифам. Они распространяются на ограниченный круг торговых и производственных предприятий. Главная цель косвенных  налогов – увеличение доходов  гос. бюджета.

 

Важнейшим инструментом бюджетной  политики является налоговая система. Ни обна из проблем перехода к рыночной экономике в России не является столь  сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана  с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях.

 

Фундамент новой налоговой  системы России был заложен в  результате реформы 92 г. Смысл этих преобразований сводился к замене некоторых  действовавших налогов, созданию равных условий деятельности для всех видов  хозяйств независимо от форм собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности. В то же время налоговая система призвана препятствовать тем экономическим  действиям, в которых общество не заинтересовано.

 

Налог на прибыль предприятий  взимался по ставке 38%. Был ряд налоговых  льгот. НДС введен вместо налога с  оборота и налога с продаж 20%. Акцизы на продовольственные товары – 43%. Налог  на имущество – 2%. Налог с физических лиц (подоходный налог) – по четырем  ставкам 12, 20, 30,40%.

 

Налоговая реформа 92 г. отражала условия функционирования отечественной  экономики того периода. Она объективно соответствовала условиям высокой  инфляции; не смогла повлиять на практику взимания налогов; недостаток налоговой  системы России – усложненность; она не способствует эффективному функционированию налоговой системы.

 

Билет №48

 

Социально ориентированная  рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении  социальных проблем. Это связано  с тем, что рыночная экономика  не гарантирует трудящимся право  на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту. Поэтому возникает необходимость  вмешательства государства в  сферу распределения доходов  путем проведения социальной политики.

 

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный  сектор. Расширенная соц. политика означает общедоступность соц. программ, универсальность  соц. выплат. Ограниченная соц. политика означает сведение ее к минимуму. Соц. политика государства призвана гарантировать  населению минимальный доход; социально  защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать населением уровнем социальных услуг. Соц. политика гос-ва реализуется через механизм государственных программ социального  обеспечения и системы социальных услуг.

 

Важнейшей частью государственных  программ социального обеспечения  является социальное страхование. Другую часть гос. программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется их налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов.

 

Система социальных услуг  опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой их них есть и частные  предприятия.

 

Экономическую базу социальной политики гос-ва составляет перераспределение  индивидуальных доходов населения  через государственный бюджет.

 

Наилучшим образом социальную политику государства в рыночной экономике отражает "шведская модель". Этот термин означает образец общественного  развития, ориентир, на который можно  равняться. В обобщенном виде "шведская модель" означает определенную степень  обеспеченности граждан социальными  услугами; активное вмешательство государства  в экономику вплоть до национализации целых отраслей, а также в отношении  между трудом и капиталом, осуществляемое с помощью политики обеспечения  занятости и политики в области  оплаты труда.

 

Социальные программы  в Швеции рассчитаны на охват всего  населения, а не на отдельные групп. Государственное образование и медицинское обслуживание доступны для всех и пр. Социальные выплаты и услуги – это право для всех, а не благотворительность для нуждающихся.

 

Билет № 49

 

Под доходами, как правило, понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для  приобретения благ и услуг для  личного потребления. Важная роль доходов  в формировании жизненного уровня определяется тем, что в развитой рыночной экономике  основная часть потребительских  благ и услуг реализуется как  товары. Таким образом, уровень потребления населения в первую очередь зависит от уровня доходов. Есть 3 главных источника денежных доходов: зарплата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия).

 

Можно говорить о дифференциации доходов населения и необходимости  ее определения в целях получения  достоверной картины жизненного уровня. В этих целях используется кривая Лоренца. Если представить абсолютное равенство в доходах (10% населения  получают 10% дохода и т.д.), то график распределения доходов будет  представлен прямой, делящей прямой угол пополам. В реальной жизни –  по-другому (10% населения получают 50% дохода). В этом случае на графике (% доходов от % населения) мы получим  кривую Лоренца. Количественная степень  неравномерности определяется через  коэффициент Джини, который рассчитывается через отношение площадей сегмента образованного прямой и кривой, и  треугольника (чем меньше коэффициент, тем более неравномерно распределяются доходы).

 

Необходимо различат номинальные  и реальные доходы. Первые характеризуют  сумму доходов, получаемых населением. Вторые – стоимость реально потребляемых населением благ. Реальные доходы отличаются от номинальных прежде всего на сумму налогов и иных обязательных выплат, а также на стоимость благ, получаемых за счет социальных фондов. Реальные доходы также сильно зависят от уровня цен.

 

Билет №50

 

1) Принято считать, что  кризис начался 17 августа, с  решением правительства Сергея  Кириенко о моратории на выплату  долгов иностранным кредиторам, и с расширением валютного  коридора до 9.5 рублей за один  доллар. Но 17 августа всего лишь  открылся нарыв, который зрел  очень давно. Вернемся на два  года назад.

 

2) 1996 год. Доллар взят  в коридор, и валюта спокойно  продаются на каждом углу по  цене около 6 рублей за одну  условную единицу. Уровень жизни  постепенно повышается, зарплаты  выплачиваются вовремя, торговля  процветает. Но при этом продолжают  падать объемы производства на  отечественных предприятиях, что  и не удивительно - из-за низкой  стоимости доллара импорт вполне  доступен массам. Задолженности  предприятий также продолжают  расти. А из-за границы продолжают  поступать кредиты, потому что  испуганные иностранцы... На эти  кредиты, об источниках возврата  которых никто даже не задумывается, государство поддерживает видимость  стабильности и даже некоторого  подъема.

 

3) Первый звоночек. Б.Ельцину  предстоит сложная операция. Оппозиция  радостно готовится к досрочным  выборам. А на биржах полное  спокойствие. Рубль не дешевеет, стоимость акций предприятий  остается стабильной. У нас же  известие о болезни Президента  на экономике не сказывается совершенно. Почему наша экономика такая устойчивая? Теперь мы можем ответить на этот вопрос: а потому, что она являлась ПОЛНОСТЬЮ регулируемой, но не административными, а псевдо-экономическими методами, когда на поддержку курса акций и национальной валюты расходуются колоссальные средства, получаемые из иностранных кредитований.

 

4) В 1997 в правительство  приходят молодые реформаторы,  которые начинают реформировать  Россию. И правда - рост начинается. Почему-то увеличивается стоимость  акций ряда российских предприятий  в добывающих отраслей. Почему так дорожают акции Газпрома, когда на мировом рынке продолжается падение цен на нефть? Нефть - это единственный товар, торговля которым приносила России реальную прибыль. Но правительство продолжает заявлять о том, что трудные времена закончились, и мы вступаем в эпоху процветания России. Возобновляются с новой силой задержки зарплат и пенсий. Промышленные мероприятия не заработали, жалования рабочим не платить, но и банкротиться никто не собирается. Получается странная картина: ничего не работает, но граждане живут неплохо.

 

5) Последним широким жестом  правительства стала кампания  по возврату долгов по пенсиям  в 1997 г. Изыскали резервы, и  все сразу все отдали. Официально. На практике далеко не все  и не всем. Ведь, как теперь  выяснилось, деньги на погашение  долгов были просто НАПЕЧАТАНЫ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"