Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:38, шпаргалка

Описание работы

Билет №1 Что такое экономика? Термин «экономия» и производный от него «экономика» происходят от слияния греческих слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон. Значит, экономика – это управление хозяйством, правила ведения хозяйства. А экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства.
Билет №2 Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития. У истоков экономической науки стоял греческий мыслитель Аристотель, который был первым экономистом, употребивший термины «экономия» и «экономика» в одном и том же смысле.

Файлы: 1 файл

Билет.docx

— 122.74 Кб (Скачать файл)

 

Наряду с МВФ в регулировании  международных валютно-финансовых отношений важную роль играет и другое учреждение – Международный банк реконструкции и развития. Членами  МБРР могут быть страны-члены МВФ. Основная часть займов МБРР – это  долгосрочные кредиты, направленные на реализацию проектов и программ, способствующих структурной перестройке стран-заемщиков. МБРР стал центром выработки стратегии  развития для развивающихся стран.

 

Организация экономического сотрудничества и развития одна из межправительственных организаций, активно  сотрудничающих в валютно-финансовой сфере. В нее входят все промышленно  развитые страны. ОЭСР призвана выявлять тенденции в экономическом развитии стран-членов, влияние внутренних действий в сфере экономики на платежные балансы других стран.

 

Банк международных расчетов занимает важное место в международной  валютно-финансовой сфере, территориально размещается в Швейцарии. БМР  объединяет центральные банки практически  всех европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу банков США.

 

В последние годы практически  все перечисленные международные  экономические организации в  той или иной мере занимаются проблемами содействия в валютно-финансовой сфере  восточноевропейским странам и  государствам б. СССР.

 

Созданные мировым сообществом  механизмы координации в области  валюты и финансов, обоснованные на противоречивом сочетании рыночных сил с межгосударственным регулированием, продемонстрировали способность к  компромиссному решению возникающих  конфликтов, способность к адаптации.

 

Билет №56

 

Валюта – это денежные инструменты, используемые в международных  расчетах. К инструментам международных  расчетов относятся также чеки, векселя  и другие платежные документы.

 

Валютной системой называется политика и практика использования  инструментов международных расчетов. История человечества знает несколько  валютных систем: золотой стандарт, бреттон-вудская, управляемых плавающих  валютных курсов.

 

Золотой стандарт (1879-1934). Для  этой системы характерны свободная  чеканка золотых монет и их циркуляция, размен банкнот на золото. Разрешается ввоз и вывоз золота. Количество денег определяется размером официального золотого запаса. Цена золота фиксирована. Система золотого стандарта  обеспечивает стабильность денежного  обращения, автоматически корректирует состояние платежного баланса. Валютный курс (пропорция обмена одной валюты на другую) регулируется золотыми точками. Её недостаток состоит в том, что  она не оставляет места для  действий государства. Внутреннее экономическое  развитие оказывается полностью  подчинено состоянию платежного баланса, то есть внешнеэкономическим  силам. Эта система может функционировать  только при наличии золота.

 

Золотодевизная (бреттон-вудская) система (1944-1971). При этой системе  зависимость внутренней экономической  политики от состояния платежного баланса  сохраняется. Золото продолжает функционировать  в качестве основы системы. Но единственной валютой, имевшей золотое содержание, был доллар США. Остальные валюты приравнивались к доллару и через  него к золоту. Валютные курсы были фиксированными. Состояние валютных отношений контролировалось МВФ. В  задачи фонда входили предоставление кредитов для стабилизации курсов валют, разработка рекомендаций по оздоровлению финансов, контроль за соблюдением валютных паритетов. К началу 70х годов эта система оказалась в кризисе. Невозможным оказалось проведение членами МВФ единой экономической политики. Проблемы создавали и неодинаковые темпы инфляции. Предложение золота было недостаточным, чтобы обеспечить функционирование системы. Подрывало данную валютную систему и явление "парадокса резервной валюты" – используемая для урегулирования задолженности на международных счетах или в качестве резерва для национальной валюты.

 

Система управляемых плавающих  валютных курсов (1971 г.). При новой  валютной системе ее связь с золотом  юридически была ликвидирована. Ни одна валюта не имеет золотого содержания и не разменивается на золото. Реформа  валютной системы была направлена на устранение доллара как резервной  валюты. Практика показала, что национальная валюта несовершенный инструмент В современном мире существуют две коллективные валюты: специальные права заимствования (СДР) и евро. СДР – несуществующая в материальной форме счетная единица. Её оценка осуществляется на базе "корзины" валют: доллар 42%; фунт стерлинг, франк, марка – 45%; иена 13%. Евро создана ЕЭС. Она оценивается на базе 10 валют стран – членов ЕЭС, которые для ее обеспечения депонировали 2800 т золота. Новая валютная система преуспела во введении плавающих валютных курсов. Правда они создают большую степень неопределенности и непредсказуемости. Поддержание стабильности валютных курсов должно опираться на меры совместного регулирования национальной экономики.

 

Билет №57

 

Валютный рынок – это  сфера экономических отношений, где осуществляется операции по покупке, продаже и обмену иностранной  валюты и платежных документов также  в иностранной валюте. Первоначально  его функцией было обслуживание международных  потоков товаров и капиталов.

 

Валютные курсы нестабильны. Þ У участников валютного рынка  появилось стремление к страхованию  сделок и капиталов от его превратностей. Хеджирование – метод продажи  валюты с поставкой ее по определенную дату по установленному в момент заключения сделки курсу. Хеджиование осуществляется на базе срочных (фьючерсных) контрактов и валютных опционов. Опцион дает право  его владельцу купить или продать  определенное количество валюты в течение  какого-то периода по определенному  курсу. За пользованием этим правом владелец опциона выплачивает премию. Если валютный курс в течение того периода  повысился, то владелец опциона получает разницу в валютном курсе. Это  его прибыль.

 

Валюта – это денежные инструменты, используемые в международных  расчетах. К инструментам международных  расчетов относятся также чеки, векселя  и другие платежные документы. Валютный курс отражает воздействие ряда факторов. Есть несколько моделей определения  валютного курса: портфельная, доходы/расходы  и монетарная.

 

Модели

 

Рынки

 

денег

 

товаров

 

капиталов

 

Доходы/Расходы

 

*

 

Портфельная

 

*

 

*

 

Монетарная

 

*

 

Предложение денег

 

Баланс по текущим операциям

 

Баланс по счетам долгосрочных капиталовложений

 

Первая модель концентрируется  на товарном рынке и выявляет воздействие  баланса по текущим операциям  на валютном курс. Вторая – интегрирует  как товарный рынок, так и рынок  капиталов, и показывает воздействие  баланса по текущим операциям  и баланса капиталов на валютный курс. Третья – рассматривает предложение  денег и темпы инфляции.

 

1) опирается на ранние  кейнсианские трактовки рынков  товаров. Согласно ей определяющее  значение для установления валютного  курса имеет состояние торгового  баланса. Изменение соотношения  экспорта и импорта в пользу  первого повышает валютный курс.

 

2) здесь переносится акцент  с рынка товаров на рынок  капиталов и с торгового баланса  на баланс капиталовложений.

 

3) эта модель базируется  на предположении, что соотношение  национальных цен является главным  фактором, определяющим валютный  курс. иена/доллар = (Р1-Р2)+Т, где Р1,Р2 – темпы роста цен в Японии и США.

 

Конвертируемость рубля  зависит от многих обстоятельств  – покупательной способности  рубля на внутреннем рынке, состояния  платежного баланса, золотовалютных резервов, внешней задолженности. Курс рубля  по отношению к доллару определяется в значительной мере рыночными силами на валютной бирже. Необходимо учитывать, что валютный курс определяется сейчас не только и не столько покупательной  способностью денег, сколько спросом  и предложением на международном  валютном рынке, движением долго- и  краткосрочных капиталов, ставками процентов. Сейчас происходит переход  от внутренней (рубль на СКВ) конвертируемости рубля к внешней.

 

Билет № 58

 

Управление фирмой – менеджмент – как особый вид деятельности заключается в организации и  координации факторов производства для достижения максимальной эффективности  их использования. Функции менеджмента  состоят в принятии и в организации  выполнения решений по использованию  факторов производства, внедрению новых  продуктов и технологий.

 

В рамках фирмы управление может быть организовано на функциональной основе – производство, маркетинг, финансы. Функциональная структура  управления типична для западноевропейских фирм. Она состоит из головного  офиса, 3 отделов (производственный, финансовый, маркетинговый), и ряда предприятий.

 

Некоторые фирмы используют региональный принцип управления. Он состоит из головного офиса (производство, маркетинг, научные исследования, планирование, кадры и т.д.), региональных офисов, которые состоят из производства, финансов и маркетинга. То есть управление осуществляется через региональные офисы, каждый из которых имеет соответствующие функциональные отделы.

 

Широко диверсификационные фирмы применяют производственную структуру управления, при которой  соответствующие отделы занимаются производством и сбытом продукции. Она состоит из головного офиса (производство, маркетинг, научные исследования, планирование, кадры и т.д.), и ряда производственных отделов.

 

Функциональная структура  позволяет контролировать реализацию определенных функций – производство, маркетинг, финансы – относительно небольшим числом менеджеров. Но она  затрудняет пространственную координацию  деятельности и создает трудности  во внедрении новых продуктов  и передаче технологического опыта  от головной компании к дочерним.

 

Производственная структура  облегчает внедрение новых технологий и новых продуктов в дочерних компаниях, но она увеличивает издержки управления, вызывая разрастание  функциональных служб и необходимость  координации в той или иной форме деятельности в территориальном  разрезе.

 

Региональная структура  дает хорошую территориальную координацию, но за счет ослабления производственной координации и увеличения расходов на функциональные службы.

 

Стремясь преодолеть недостатки вышеуказанных структур, многие фирмы  применяют так называемую матричную  структуру управления, которая сочетает элементы региональной, производственной и функциональной структур. При такой  структуре обязанности управляющих  частично совпадают и перекрываются. Например, один и тот же управляющий  руководит производством всех групп  товаров в определенном регионе.

 

Выбор той или иной управленческой структуры определяется многими  факторами. Учитывается величина внутрифирменных  трансакционных (трансакция – сделка) издержек, связанных с управлением  на основе того или иного организационного принципа.

 

Билет №59

 

Производство в рыночной экономике имеет две цели –  получение прибыли как непосредственную и удовлетворение потребностей как  конечную, подчиненную первой цели.

 

Почем и с какой целью  возникла концепция маркетинга? Проблема состояла в том, чтобы от работы на неизвестный рынок перейти к  выявлению структуры и объема платежеспособного спроса. Для этого  нужно иметь организации по изучению рынков, финансовые структуры, статистику и др.

 

Ключом к пониманию  концепции маркетинга являются некоторые  лозунги-правила:

 

– производите то, что  можно продать, вместо того, чтобы  пытаться продать то, что можно  производить;

 

– выявите потребности  и удовлетворите их;

 

– любите клиента, а не товар.

 

К основным функциям маркетинга относятся: изучение покупательского  спроса на товары и услуги; ценообразование, организация рекламы и стимулирование сбыта; обоснование ассортимента выпускаемых  товаров; управление торгово-коммерческой деятельностью, организация обслуживания покупателей. В последние 30 лет активно идет процесс демассификации маркетинга (то есть на выборочные группы людей).

 

Маркетинг включает: 1) отыскание  соответствующего сегмента рынка; 2) поиск  концепции новых продуктов; 3) опережение потребностей потребителей, а не следование за ними.

 

Поиск концепции новых  продуктов состоит: а) в добавлении новых важных функций хорошо известным  продуктам; б) в развитии новых форм продукта, в который вкладывается хорошо известное функциональное содержание; в) в создании принципиально нового продукта с новым функциональным содержанием.

 

Создание рынка, опережающего желание потребителей – рискованное  предпринимательство. Чтобы уменьшить  возможные потери, фирмы используют экспедиционный маркетинг. Его цель – определить точное направление  создания новых товаров, их конфигурацию, которую оценит потребитель, и дистанцию, которую нужно пройти для достижения результата.

 

Одна из возможностей минимизации  риска при создании новых рынков состоит в том, чтобы позволить  другим идти первыми по неизведанному  пути и учиться на их ошибках. Но лучше организовывать экспедиционный маркетинг, то есть организовать серию  проникновений на новый рынок  с минимальными издержками и высокими темпами.

 

Еще один путь сокращения дороги к рынку связан с миграцией  технологии от одного вида предпринимательства  к другому, а также соединение различных технологий в нечто  новое.

 

Система маркетинга может  быть использована для агрессивного навязывания товаров потребителю, без которых он мог бы обойтись.

 

Билет №60

 

Поиск критериев эффективности  организационных форм в рыночной экономике нового типа связан с определением уровня или оценкой общественных издержек, требующих для создания и функционирования ее структур. Были проведены исследования эффективности  фирмы Р.Коузом. Р.Коуз называет издержки, которые несет общество при выборе экономической системы, организационных  форм, размеров и типов предприятий  и фирм – трансакционными.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"