Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:38, шпаргалка

Описание работы

Билет №1 Что такое экономика? Термин «экономия» и производный от него «экономика» происходят от слияния греческих слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон. Значит, экономика – это управление хозяйством, правила ведения хозяйства. А экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства.
Билет №2 Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития. У истоков экономической науки стоял греческий мыслитель Аристотель, который был первым экономистом, употребивший термины «экономия» и «экономика» в одном и том же смысле.

Файлы: 1 файл

Билет.docx

— 122.74 Кб (Скачать файл)

 

Билет №16

 

Эффективность размещения фирмой своих ресурсов отражается не только на издержках производства. Минимизация  издержек создает условия для  проявления и роста прибыли фирмы. Прибыль является главным результатом  процесса производства. Поэтому моти деятельности фирмы – стремление к максимальной прибыли. Прибыль  выступает критерием эффективного размещения ресурсов, ключевым показателем  деятельности фирмы. Какие бы цели ни ставила перед собой фирма, именно прибыль является средством их успешного  достижения. Поэтому экономическая  теория рассматривает прибыль в  качестве общего для всех фирм критерия эффективности.

 

Прибыль – это разница  между доходами и издержками. Доход  подразделяется на общий, средний и предельный (аналогично издержкам).

 

Общий доход – это денежная сумма, поступающая от продажи определенного  количества товаров. Он равен цене товара, умнож. на количество.

 

Средний доход – это  общий доход, деленный на количество единиц продукции, то есть цена единицы  товара.

 

Предельный доход –  это приращение дохода за счет бесконечно малого увеличения произведенной и  проданной продукции.

 

Для фирмы важна экономическая  прибыль (разница между выручкой от реализации продукции и альтернативными  издержками) – превышение дохода фирмы  над всеми осуществленными с  ее стороны и возможными, но упущенными затратами.

 

Экономическая прибыль всегда меньше бухгалтерской (превышение доходов  над издержками) на величину нормальной прибыли. Именно экономическая прибыль  играет роль важного стимула эффективного использования фирмой ресурсов.

 

При анализе дохода, получаемого  фирмой, особо выделяется показатель предельного дохода, или дополнительного  дохода. Он характеризует окупаемость  каждой дополнительной единицы выпускаемой  продукции и в сочетании с  показателем предельных издержек служит стоимостным ориентиром целесообразности расширения масштабов фирмы. Получение  прибыли превращается в основную цель деятельности фирмы, а максимизация прибыли становится важнейшим побудительным  мотивом совершенствования технологии производства, оптимизации объема выпуска  продукции, минимизации издержек.

 

Для характеристики цели максимизации прибыли и способов ее достижения есть понятие экономическая функция  производства. Если прибыль – цель производства, то взаимосвязь между ею и факторами производства записывается как: P=F(K,L), где P – прибыль, K – основной капитал, L – труд. Она отличается от аналогичной производственной функции, так как показывает зависимость прибыли от капитала и труда, так как получение этой формы дохода связано не только с объемом выпуска продукции, но и издержками фирмы. Величина прибыли находится в прямой зависимости от объема реализованной продукции и рыночных цен и в обратной зависимости – от средних валовых издержек. Фирма должна выйти на такой объем выпуска продукции, при котором складывались бы минимальные средние валовые издержки и в связи с этим образовалась бы максимальная прибыль.

 

Максимальная прибыль  достигается при взаимодействии внутренних и внешних факторов деятельности фирмы. Основное требование максимизации прибыли – прибыльность каждой единицы.

 

Фирма стремится максимизировать  разность между общим доходом  и общими издержками. Производство каждой дополнительной продукции увеличивает  общие издержки на величину предельных издержек, но одновременно повышает и  общий доход на величину предельного  дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, общая прибыль  повышается, критерий максимизации прибыли  еще не достигнут, и фирма может увеличиать объем производства. Как только предельные издержки превышают предельный доход, рост общей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным. Поэтому фирма расширяет производство до тех пор, пока предельный доход и предельные издержки не сравняются.

 

Билет №17

 

Условия, в которых протекает  рыночная конкуренция, как и ряд  других процессов, называется рыночной структурой. Она характеризуется  рядом черт: число и размер фирм, ти предлагаемого продукта, степень  контроля над ценами, условия входа  в отрасль и выхода из нее, доступность  информации.

 

Количество и размеры  фирм

 

Характер продукции

 

Условия входа/выхода

 

Доступность информации

 

Совершенная конкуренция

 

Множество мелких фирм

 

Однородная продукция

 

Никаких затруднений

 

Равный доступ

 

Монополис-тическая конкуренция

 

Множество мелких фирм

 

Разнородная продукция

 

Никаких затруднений

 

Некоторые ограничения

 

Олигополия

 

Число фирм невелико, есть крупные

 

Разнородная или однородная продукция

 

Возможны отдельные препятствия

 

Некоторые ограничения

 

Монополия

 

Одна фирма

 

Уникальная продукция

 

Практически невозможно войти

 

Некоторые ограничения

 

Совершенная конкуренция. Объемы производства и предложения со стороны  отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому  одна фирма не может оказывать  заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать  ее как заданный параметр. Колебания  цены могут быть довольно интенсивными. Существует в сельхоз. продукции.

 

Несовершенная конкуренция. Это тот рынок, где не выпоняется хотя бы одно из условия чистой конкуренции.

 

Монополистическая конкуренция. Большинство производителей старается  убедить покупателя, что их товар  является уникальным в данной товарной группе (одежда, обувь, и пр. см рекламу) Фирмы конкурируют продавая дифференцированные товары. Степень дифференциации продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, тем сильнее конкуренция, и, наоборот.

 

Олигополия. Дуополия Курно. (Прим. Перца). Есть чистая олигополия и  дифференцированная (то есть разнообразная  продукция одного назначения) –  автомобили, электробыт. техника.

 

Монополия. Обращаясь к  монополии как к виду экономической  структуры рынка, мы рассматриваем  ее как определенный тип экономических  отношений, который дает возможность  одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

 

 

Монопсония. Когда один покупатель.

 

Билет №18

 

Структура рынка чистой монополии  противоречива: чистая монополия представлена как одна из моделей структуры  рынка. Между тем монополия отрицает рынок. Есть сознательное регулирование  экономических процессов. Опасность  монополии состоит в том, что  она, устраняя конкуренцию, уничтожает движущую силу развития производства. Манипулируя ценами и объемами производства, она способна присвоить прибыль  сверх обычной. Если увеличивать прибыль можно путем сокращения производства и вздувания цен, то утрачивается стимул к внедрению достижений научно-технического прогресса. Монополия сопротивляется или подавляется технологические достижения.

 

Монополия означает существование  одного продавца на рынке. Продукт, который  он продает, не имеет заменителей. Монополию  в реальной жизни определить довольно сложно. Концентрация капитала и производства имеет два измерения – абсолютное и относительное. Монополистическая  ситуация существенным образом зависит  от степени взаимозаменяемости товаров  и услуг. Отсюда определенное значение для идентификации монополии  имеет показатель перекрестной эластичности спроса. Положительная перекрестная эластичность спроса свидетельствует  о том, что товары являются взаимозаменяемыми, а их производители не являются монополистами.

 

Для функционирования монополии  очень важно предотвращение проникновения  новых фирм в данную отрасль. Если производители вынуждены принимать  во внимание угрозу вхождения конкурентов, они не являются монополистами.

 

Значимость потенциальной  конкуренции для определения  характера структуры рынка подчеркивается теорией состязательных рынков. Смысл  этой теории состоит в том, что  конкуренция базируется не столько  на числе производителей, занятых  в отрасли в настоящее время, сколько на количестве реальных и  потенциальных производителей.

 

Количество фирм, функционирующих  в отрасли, существенным образом  зависит от минимально эффективного масштаба производства. Последний представляет объем выпуска продукции, при  котором кривая долгосрочных средних  издержек перестает падать. Чем крупнее  эффективный масштаб производства по отношению к размерам рынка, тем меньше будет и число фирм в отрасли.

 

Чтобы максимизировать прибыль, фирма выбирает такой объем производства, при котором предельный доход  равен предельным издержкам (MR=MC).

 

Бывает чистая монополия, естественная монополия (если в некоторых  сферах возникновение монополии  обусловлено экономическими основаниями), государственная монополия.

 

Антитрестовская (антимонопольная) политика направлена на регулирование  отношений между участниками  рыночного обмена. Она имеет два  направления: 1) запрещение или ограничение  определенных нежелательных видов  делового поведения; 2) формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой  желаемое поведение производителей будет достигаться более или  менее автоматически. Эта политика зависит от каждой взятой страны.

 

При осуществлении антитрестовской  политики государство может придерживаться одного из двух походов: 1) объявлять  незаконными все соглашения между  конкурирующими фирмами по фиксации цен, ограничению объема продаж, разделу  рынков безотносительно к возможным  результатам. Этот подход связан с правилом per se, согласно которому монополистическая  практика является незаконной независимо от того, можно ли доказать её антисоциальный характер; 2) на основе правила целесообразности признавать действия фирм незаконными  только тогда, когда предполагаемое действие не только было совершено, но и противоречит общественным интересам. В США предпочитают первый, в Европе – второй. Антитрестовское законодательство встречается с одной дилеммой: следует ли принимать во внимание поведение фирмы на рынке или  структуру рынка (антитрестовское  законодательство должно способствовать формированию структуры рынка, благоприятной  для развития конкуренции).

 

Билет № 19

 

Структура рынков может характеризоваться  и различной степенью свободы  конкуренции – совершенной и  несовершенной. Первая предполагает отсутствие власти производителя над рынком. Вторая – означает известную степень  господства производителя над рынком. Первая характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих  однородными стандартными продуктами

 

Эффективность размещения ресурсов, выражающаяся в минимизации издержек производства и максимизации прибыли, важна не сама по себе, а для достижения фирмой устойчивости, равновесия на рынке.

 

Равновесие фирмы –  это состояние, при котором она  достигает максимальной эффективности  производства и, следовательно, стабилизирует  масштабы своей деятельности и объемы продаж.

 

Для несовершенной конкуренции  условия равновесия реализуются  в меньшей степени. Фирма при  любой из форм несовершенной конкуренции  различными способами контролирует динамику рыночной цены и этим стабилизирует  свое положение независимо от требований рынка и внутренней эффективности. Так, в условиях чистой монополии  фирма, являясь единственным продавцом, максимизирует свой доход (а не прибыль). Такая фирма может определять по своему выбору значение двух параметров – объема выпуска продукции и  цены.

 

Стремление к максимизации дохода заставит фирму-монополиста  производить меньше продукции, создавая тем самым небольшой дефицит  товара, и продавать её по более  высокой цене. Эта цена будет превышать  предельные издержки. Поэтому равновесие фирмы достигается в большей  степени за счет стабильности её монопольного положения на рынке и в меньшей  – за счет оптимизации размещения ресурсов. В целом чем меньше развита конкурентная среда отраслевого рынка, а положение фирмы ближе к монопольному, тем слабее работают стимулы оптимизации деятельности фирмы и ниже вероятность равновесия отраслевого рынка.

 

Однако не надо полагать, что монопольное положение фирмы  полностью противоречит эффективности  производства. В рыночной экономике  монополия связана с большим  количеством ограничений. Сохранение монопольного положения фирмы возможно лишь при определенных условиях: отсутствие предложения товаров-заменителей, поддержание  барьеров, препятствующих появлению  на рынке новых фирм. Поэтому в  условиях рыночной экономики фирма-монополист ради стабилизации своего монопольного положения всё-таки предпринимает усилия по повышению эффективности производства.

 

Абсолютное противоречие монополии и эффективности производства существует лишь в случае внешнего, например законодательства, закрепления  монопольного положения фирмы. Но такая  ситуация, как правило, складывается только для государственной монополии.

 

Билет №20

 

Все экономические ресурсы  разделяются на материальные ресурсы (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Соответственно различаются рынки  природных ресурсов (земли), капитала и труда. Совокупность этих рынков, во-первых, содействует более эффективному производству товаров и услуг (при  изменении цен фирмы стремятся  совершенствовать свои методы производства, с тем чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, помогает определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.

 

Цены экономических ресурсов выступают в рыночной экономике  в виде денежного дохода: прибыли (предпринимательский доход), заработной платы (доход от продажи труда), ренты (земельный доход).

 

Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением  данных ресурсов. То есть ресурсы удовлетворяют  потребности не прямо, а через  готовую продукцию. Значит, изменение  спроса на ресурсы также является величиной зависимой – от изменения  спроса на готовую продукцию.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"