Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:38, шпаргалка

Описание работы

Билет №1 Что такое экономика? Термин «экономия» и производный от него «экономика» происходят от слияния греческих слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон. Значит, экономика – это управление хозяйством, правила ведения хозяйства. А экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства.
Билет №2 Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития. У истоков экономической науки стоял греческий мыслитель Аристотель, который был первым экономистом, употребивший термины «экономия» и «экономика» в одном и том же смысле.

Файлы: 1 файл

Билет.docx

— 122.74 Кб (Скачать файл)

 

Инфляция оказывает противоречивое воздействие на экономику. Умеренный  рост цен способен стимулировать  производство, так как зарплата, как правило, отстает от роста  цен. При гиперинфляции происходит «бегство от денег» (бартерный обмен  и пр.).

 

Кривая Филипса иллюстрирует соотношение между годовыми темпами  роста безработицы, инфляции и зарплаты.

 

Монетаризм упирается  на уравнение Фишера: MV=PQ, но если Фишер  делает упор на взаимосвязь денежного  феномена с ценами, то Фридмен увязывает  динамику денежного фактора с  номинальным ВНП. Так как произведение PQ – это номинальный ВНП Þ M=ВНП/V. М – денежное предложение, V – скорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупки), равная отношению номинального НП к массе денег, P – средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров. Это уравнение позволяет понять почему колеблются цены и покупательская способность денег, размеры реального НП.

 

Билет №41

 

В странах рыночной экономики  применяются различные группировки  денег. Они называются денежными  агрегатами и служат альтернативными  измерителями денежной массы в обращении. Известны следующие агрегаты (параметры): М1 – наличные деньги, счета до востребования, другие денежные вклады, дорожные чеки, иногда – кредитные карточки; М2 – состоит из М1 плюс срочные вклады небольших размеров и другие легколиквидные сбережения (то есть которые легко обратимы в наличные деньги); М3 – состоит из М2 плюс срочные вклады крупных размеров. Бывает ещё L – состоит из М3 плюс большая часть ценных бумаг, имеющих 18-месячный срок погашения. Они являются самыми широкими.

 

Основные положения современного монетаризма (количественная теория денег):

 

Рыночная экономика –  внутренне устойчивая система. Все  негативные моменты – результат  некомпетентного вмешательства  правительства в экономику.

 

Корреляция между денежными  факторами (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП  обнаруживается более тесная, чем  между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует за динамикой денег.

 

Монетаризм упирается  на уравнение Фишера: MV=PQ, но если Фишер  делает упор на взаимосвязь денежного  феномена с ценами, то Фридмен увязывает  динамику денежного фактора с  номинальным ВНП. Так как произведение PQ – это номинальный ВНП Þ M=ВНП/V. М – денежное предложение, V – скорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупки), равная отношению номинального НП к массе денег, P – средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров. Это уравнение позволяет понять почему колеблются цены и покупательская способность денег, размеры реального НП.

 

Монетаристы утверждают, что  величина V стабильна, то есть практически  не меняется в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – меняется плавно, и эти изменения легко предсказуемы.

 

Если V стабильна, то фактор денег можно записать как kM=ВНП Þ денежное предложение – это решающий фактор, который влияет на изменение ВНП.

 

Связь между предложением денег и номинальным ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно.

 

Денежное правило сбалансированной долгосрочной монетарной политики: государство  должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращение.

 

Билет №42

 

Инвестирование – это  увеличение объема функционирующего капитала за счет накопленных средств от прибыли  и других доходов. Инвестирование осуществляется при сложных производственных процессах  в текущий момент или для осуществления  их в будущем, так как тогда  требуется накопление денежных средств. Оценка прибыльности осуществляется на основе чистой производительности капитала, исчисляемой после всех платежей от прибыли и в сопоставлении  с осуществленными затратами. Эффективный  инвестиционный проект – это проект, годовой доход от которого не ниже рыночной нормы процента по любому другому капитальному активу, включая  банковскую процентную ставку.

 

Промышленные и другие инвестиции имеют смысл только в  том случае, если годовой доход  от них выше, чем процент по банковским депозитам (вкладам), а тем более  по всем другим активам, инвестирование которых связано с рынком. Цены на инвестиционные товары, такие, как  оборудование, сырье, материалы и  т.п., устанавливаются в зависимости  от будущих доходов от их производительного  использования, вычисляемых с помощью  дисконтирования..

 

Инвестиционные решения  обосновываются исходя из таких параметров текущего момента, как цена приобретаемых  на рынке инвестиционных товаров, норма  процента, уровень годового дохода от применения этих товаров, цены их возможной  реализации по остаточной стоимости.

 

Ценная бумага – это  коммерческий документ, выпускаемый  государством или корпорациями, который, во-первых, удостоверяет право собственности  на тот или иной вид капитала, а во-вторых, приносит владельцу  ценной бумаги доход.

 

Традиционно целями вложения средств в ценные бумаги являются: получение дохода, сохранность капитала, рост капитала. Помимо основных целями инвестирования в ценные бумаги могут быть и приобретение возможности расширения сферы влияния, зондирование рынков, получение доступа к дефицитным товарам, приобретение ценных бумаг с целью сокращения дефицита наличности и т.д.

 

Важнейшей организационной  формой рынка ценных бумаг является фондовая биржа, организующая, контролирующая и регулирующая процесс купли-продажи  ценных бумаг. В торгах на фондовой бирже участвуют брокеры, являющиеся членами биржи (или их уполномоченные – трейдеры), и дилеры, имеющие  лицензии на право ведения операций с ценными бумагами. Ценные бумаги, продаваемые и покупаемые на фондовой бирже, должны пройти процедуру листинга, то есть быть допущены к торгам комитетом по листингу, имеющемуся на бирже. Допуск ценных бумаг к обращению на фондовой бирже осуществляется на основе специальной аудиторской проверки. Ценные бумаги, не внесенные в листинг, продаются на "уличном" рынке.

 

Биржевые органы осуществляют регистрацию стихийно сложившихся  курсов ценных бумаг на основе состоявшихся биржевых сделок, то есть проводят биржевую котировку. Курс ценных бумаг, зарегистрированных на бирже, обычно более высокий, чем  курс ценных бумаг, обращающихся на 2уличном" рынке, поскольку надежность первых выше.

 

Билет №43

 

Рыночная экономика функционирует  на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного  хозяйства. Есть немало социально-экономических  проблем, неподвластных рынку. Ими  занимается государство. Необходимость  в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и  минусы своего функционирования. Доходы распределяются только по результатам  конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротство. Но это распределение  не затрагивает занятых в фундаментальной науки, в управлении.

 

Экономические функции государства  определялись потребностями нормального  функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства. Функции государства  развивались в двух направлениях: поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма; усиление и  модификация рыночной системы в  соответствии с изменением условий  развития.

 

Функции государства по поддержанию  рыночного механизма состоят  в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики и защиты от конкуренции.

 

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

 

А) в перераспределительной  политике;

 

Б) в макроэкономическом регулировании  экономики с целью ее стабилизации. Осуществляется контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост;

 

В) в проведении эффективной  внешнеэкономической политики.

 

Государство как субъект  должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно  контролировать результаты регулирования  и своевременно принимать меры для  погашения негативных последствий. Государство интегрируется в  рыночное хозяйство. Появляется смешанная  система, характеризующая динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государтсвом.

 

В государственной собственности  субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает  государство. Гос. собственность возникает двумя путями. Первый – когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй – когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.

 

В итоге гос. собственность реализуется по следующим каналам:

 

– создание за счет средств  гос. бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимые для функционирования всей экономики;

 

– развитие некоторых капитальных  отраслей, связанных с научно-техническим  прогрессом;

 

национализация убыточных  предприятий.

 

Государственные предприятия  отличаются от частных предприятий  тем, что они, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому  в их деятельности просматриваются  двойственность – нацеленность не только на рыночные, но и на нерыночные мотивы (так как государственные  предприятие обладают меньшей конкурентоспособностью, чем частные). У гос. предприятий нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротство. Гос. предприятия пользуются финансовыми льготами.

 

Билет №44

 

Бюджет – это роспись  государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в  законодательном порядке. Гос. бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале ХХ в.

 

1. Принцип единства –  сосредоточение в бюджете всех  расходов и всех доходов государства.  В государстве должна существовать  единая бюджетная система, единообразие  финансовых документов и бюджетной  классификации.

 

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета  учитываются все затраты и  все поступления.

 

3. Принцип реальности предполагает  правдивое отражение доходов  и расходов государства.

 

4. Принцип гласности –  это обязательное информирование  населения об основных расходах  и источниках доходов.

 

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают  доходы, то налицо бюджетный дефицит. Доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов.

 

Бюджетная система выполняет 3 функции:

 

1) фискальная функция означает  создание финансовой базы функционирования  государства в условиях фактического  отсутствия у него собственных  доходов;

 

2) функция экономического  регулирования – это использование  государством налогов для проведения  своей экономической политики;

 

3) социальная функция предполагает  использование государственного  бюджета для перераспределения  национального дохода.

 

Одним из источников финансирования государственной деятельности являются правительственные займы и денежные эмиссии.

 

Дефицит бюджета – это  та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходит  его доходы. Причин бюджетного дефицита несколько:

 

1) спад общественного производства;

 

2) рост предельных издержек  общественного производства;

 

3) массовый выпуск "пустых" денег;

 

4) неоправданно "раздутые" социальные программы;

 

5) возросшие затраты на  финансирование ВПК;

 

6) крупномасштабный оборот "теневого" капитала;

 

7) огромные непроизводительные  расходы, приписки, хищения и т.д.

 

Покрывается дефицит бюджета  либо ужесточением налогообложения либо государственными займами.

 

Билет №45

 

Разгосударствление экономики  не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство  остается структурным элементом  смешанной экономики, стремясь наилучшим  образом приспособиться к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности. Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации (изменение собственности гос. предприятий), а последняя не сводится к одной приватизации (переход в частную собственность). Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

 

Способы разгосударствления. Прежде всего либерализация рынков. В рамках этого процесса государство отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. То есть всё сводится к тому, что рынки становятся более свободными.

 

Другой способ разгосударствления – стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий. Это достигается с помощью  льготного налогообложения или  особого режима кредитования.

 

Ещё один способ – создание для государственных предприятий  рыночных условий функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которых находятся  государственные предприятия: сокращение государственных субсидий, отказ  от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот. Широко используемый способ изменения собственности  гос. предприятий – денационализация. При этом собственность гос. предприятий может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам гос. предприятий, кооперативам.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"