Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:38, шпаргалка

Описание работы

Билет №1 Что такое экономика? Термин «экономия» и производный от него «экономика» происходят от слияния греческих слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон. Значит, экономика – это управление хозяйством, правила ведения хозяйства. А экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства.
Билет №2 Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития. У истоков экономической науки стоял греческий мыслитель Аристотель, который был первым экономистом, употребивший термины «экономия» и «экономика» в одном и том же смысле.

Файлы: 1 файл

Билет.docx

— 122.74 Кб (Скачать файл)

 

сокровище;

 

средство платежа (при  продаже в кредит);

 

мировые деньги (чистое золото).

 

Бумажные деньги – это  денежные знаки, не имеющие стоимости  и заменяющие полноценные золотые  деньги в функции средства обращения.

 

Сегодня золото перестало  быть деньгами, в то же время место  золото не занял какой-нибудь товар, имеющий собственную стоимость.

 

Меновая стоимость – это  пропорция, в которой один товар  обменивается на другой. Она выражает равенство качественно несравнимых  и количественно несоизмеримых  потребительских стоимостей (свойство товара удовлетворять ту или иную потребность человека). Общим между  этими вещами является человеческий труд как затрата физической и  умственной энергии работника. В  нем выражается общественная природа  любого конкретного труда, заключенного в товаре. Воплощенный в товаре общественный труд образует стоимость  товара. Она проявляется только в  обмене путем сравнивания различных  товаров друг к другу в определенных пропорциях. Потребительская стоимость  характеризует особенность и  неповторимость товаров, а стоимость  – однородность всех товаров.

 

Билет №6

 

В самом общем виде рынок  – это система экономических  отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения  товаров, а также движения денежных средств. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в  обществе охвачены куплей-продажей.

 

Более точно рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь между агентами общественного  производства в форме купли-продажи, то есть связь производителей и потребителей.

 

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве них выступают домохозяйства, фирмы, государство. Большинство субъектов  рынка действуют одновременно и  как покупатели, и как продавцы.

 

Рынок включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все  они связаны.

 

Рынок предполагает следующие  признаки:

 

неограниченное число  участников, свободный доступ и выход  из него. Так реализуется экономическая  свобода, то есть не один участник не в  состоянии оказывать влияние  на решения, принимаемые другими;

 

мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как необходимо расширение производства и пр.

 

наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о предложении, спросе, ценах, норме  прибыли и др.

 

отсутствие монополии  производителя, однородность одноименных  товаров.

 

Возникает конкурентный рынок, где конкуренция – это соперничество  и …

 

Виды рынков:

 

по общественному разделения труда (местный, национальный международный);

 

по формам собственности (частный кооперативный, государственный);

 

по объектам рыночного  обмена (товарный: средств произвдства, товары, труда, услуги др., и денежный: деньги, ценные бумаги, валюта);

 

по организации рыночного  обмена(оптовый: биржа, гос. закупки; розничный, экспортный, импортный);

 

по видам конкуренции(соверш.конкуренция, несоверш. конкуренция).

 

Билет №7

 

Основу современной организации  национального хозяйства составляют два «начала»: рынок и государственное  макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предполагается создать:

 

рынок со всеми присущими  ему механизмами и функциями;

 

структуры и функции макроэкономического  регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности  национального хозяйства.

 

Существует множество  проблем в совмещении обоих «начал», особенно в российском варианте.

 

Во-первых, российский вариант  – это возрождение рыночной системы, которая эволюционным путем формировалась  до революции и содержала в  себе все аспекты национальной специфики. Российский рынок со всеми его  спецификациями был разрушен коммунистической политикой. И возрождать рос. рынок надо с учетом не только национального, но и мирового опыта. Но самое существенное, что даже наиболее эффективные современные экономические модели рыночной экономики – это пройденный этап эволюции.

 

Во-вторых, движение российских реформ затрудняется отсутствием четких критериев эффективности, закладываемых  в основу конструирования организационно-экономических  форм рыночной системы. То есть в ходе реформ Россия должна создать рыночную модель нового типа, контуры которой  сегодня только улавливаются в некоторых  странах.

 

Поиск критериев эффективности  организационных форм в рыночной экономике нового типа связан с определением уровня или оценкой общественных издержек, требующихся для создания и функционирования её структуры. Были исследования эффективности фирмы, которые проведены Р.Коузом. В  этой работе трансакционные издержки – это издержки, которые несет  общество при выборе экономической  системы, организационных форм, размеров и ипов предприятий и фирм. В  рыночной системе самоуправляемые  частные фирмы вынуждены расходовать  средства на поиск и установление экономических взаимосвязей, на поиск  и обработку информации о ценах  и технологиях, на заключение контрактов и контроль за их исполнением и т.п. Эти издержки могут быть скрыты от стороннего наблюдателя, но участники экономического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры подобных издержек нередко способны заблокировать возможность рыночных взаимосвязей в целом.

 

Но особую проблему составляют трансакционные издержки органов и  структур государственного регулирования  рыночной системы. Функционирование этих органов и структур обходится  обществу очень дорого. Подтверждением служит распад командно-административной иерархии, которая изначально отбросила  возможность рыночного самоуправления первичных звеньев экономики, предприятий  и фирм. Считалось, что функционирование системы будет обходиться без  существенных издержек. Но координация  из единого центра оказалась исключительно  дорогой.

 

Сравнительная оценка трансакционных издержек позволила бы искать способы  их сокращения. В той мере, в какой  механизм регулирующего вмешательства  позволяет экономить трансакиционные  издержки общества, рыночные механизмы  ограничиваются или вытесняются.

 

Билет №8

 

Спрос – это потребность  в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими  платежными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком  количестве; на стороне спроса –  деньги. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения  и пр. Но главным фактором, определяющим спрос является цена. Покупатель предлагает цену спроса – предельно максимальную цену, за которую он может купить товар (больше денег нет). Þ При неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса. Если цены растут, то спрос уменьшается.

 

Предложение – это количество товаров и услуг, которое производитель  желает продать на рынке. Предложение  показывает, какая и в каком  количестве произведена продукция, которую производитель хочет  продать на рынке. На стороне предложения  – товары. На предложение товаров  могут влиять технических прогресс, монопольное положения, движение цен  на другие товары и пр. Важнейшим  фактором является цены на этот товар  и издержки его производства. Есть связь предложения с ценой. Продавцы назначают на свой товар предельно  минимальную цену, так как более  низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между  рыночными ценами предложения и  количеством товара называется кривой предложения. Чем больше цены предложения  возрастает число продавцов и  объем предложения.

 

Кривые спроса и предложения  показывают, какое количество товара конкурирующие потребители и  производители готовы покупать и  продавать в зависимости от цены, которую они платят и получают.

 

Если нет влияния государства, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равновесие и установятся  рыночная цена товара и его общий  объем производства. Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, то есть когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое рподавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена – цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса. Равновесная цена находится в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

 

Колебания спроса и предложения  изменяют равновесную цену и равновесное  количество товаров на рынке:

 

увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров;

 

уменьшение спроса вызывает падение равновесной цены и равновесного количества товаров;

 

рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;

 

сокращение предложения  ведет к увеличению равновесной  цены и уменьшению равновесного количества товаров.

 

В рыночной экономике действует  закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически  включает стихийный механизм поиска равновесных цен.

 

Аналогично для рынка  ресурсов, но там из-за ограниченности ресурсов на рынке $ устойчивый спрос  на факторы производства. Спрос на ресурсы есть производственный спрос  от готовых товаров, кот. произв. с пом. дан. ресурсов.

 

Билет №9

 

Эластичность – это  мера реагирования одной переменной величины (спроса и предложения) на изменение другой (цены). Эластичность выражает процентное изменение одной  переменной в результате однопроцентного  изменения другой переменной.

 

Эластичность спроса от цены есть процентное изменение потребности  в товаре (спроса) в результате однопроцентного  изменения цены. При любом изменении  цены количество товара, на который  предъявляется спрос, остается постоянным. Кривая спроса в этом случае вертикальна, и спрос абсолютно неэластичен  по цене. Если спрос на товары не зависит  от изменения цены, то кривая спроса горизонтальна и спрос абсолютно  эластичен.

 

Эластичность спроса отражает увеличение требуемого количества товара (спроса) по отношению к снижению цены или уменьшение требуемого количества товара по отношению к росту цен. Если небольшое изменение цены значительно  меняет объем покупок, то спрос эластичен. Если очень большое изменение  цены лишь немного меняет объем покупок, то спрос неэластичен.

 

Ценовая эластичность спроса есть частное от деления процентного  изменения величины спроса на однопроцентное изменение цены.

 

Так как цена и спрос  изменяются в противоположном направлении, то ценовая эластичность спроса представляет отрицательную величину Þ если Э>1, спрос эластичен, если Э<1, спрос неэластичен.

 

Эластичность предложения  определяется аналогичным образом. Эластичность предложения от цены есть процентное изменение предлагаемого  количества товара в результате однопроцентного  изменения цены. Если цена увеличивается, то эластичность предложения обычно положительна, так как более высокая  цена будет для производителей стимулом к увеличению производства товара.

 

Есть кратковременный  и долговременный коэффициенты эластичности. Так, для многих товаров повседневного потребления спрос более эластичен на длительном отрезке времени, чем на коротком, так как людям требуется время, чтобы изменить привычки (бросить курить), и так как спрос на один товар может быть связан с запасом у потребителей другого заменяющего товара. Для товаров длительного пользования спрос более эластичен в кратковременный период, так как суммарный запас каждого товара у потребителей больше, чем ежегодный объем их производства. В итоге небольшое изменение суммарного запаса, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

 

Эластичность предложения  также различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Для большинства товаров в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее, чем в краткосрочном, так как предприятия не могут быстро переориентироваться на увеличение выпуска продукции.

 

Концепция перекрестной эластичности спроса позволяет измерять, насколько  чувствителен потребительский спрос  на один продукт (А) к изменению цены какого-то другого продукта (Б).

 

Билет №10

 

Теория потребительского выбора основана на предположении, что  люди ведут себя рационально в  попытке максимизировать удовлетворение своих потребностей, покупая товары и оплачивая услуги в определенном их сочетании. Это маржиналистское  направление эконом. теории. Рациональное поведение отдельного человека связано с его потребностями, мотивом хозяйственного поведения, спросом. Связь между потребностями и спросом показывает, что чем выше интенсивность потребности, тем больше субъективные оценки, и размеры спроса.

 

Есть два подхода у  маржиналистов: кардиналистический и  ординалисткий. Первый подход к полезности означает возможность количественного  измерения полезности товаров и  услуг. Второй – заменяет возможность измерения полезности товаров и услуг для потребителя порядком потребительских предпочтений.

 

Общая полезность товара для  потребителя возрастает вместе с  каждым приращением у него запаса данного товара, но не с той скоростью, с какой увеличивается его  запас. Поэтому полезность каждого  прироста этого товара уменьшается  с каждым новым приростом имеющегося запаса. Это – закон убывающей  предельной полезности. Предельная полезность товара для покупателя есть полезность предельной покупки (покупатель на грани  сомнения – стоит ли покупать).Потребитель будет приобретать данный товар дотех пор, пока предельная полезность последней покупки не сравняется с ценой товара.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"