Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:06, шпаргалка

Описание работы

Основные этапы экономических учений.
Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

Файлы: 1 файл

Osnovnye_etapy_ekonomicheskikh_ucheny.docx

— 81.58 Кб (Скачать файл)

Институционализм — это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты движущей силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. 

В области методологии институционализм, по мнению многих исследователей, имеет много общего с исторической школой Германии. Например, В.Леонтьев пишет, что выдающиеся представители американской экономической мысли, имея в виду Т. Веблена и У.К. Митчелла, «в своей критике количественных аналитических методов в экономической науке продолжили общую линию немецкой исторической школы. Частично это можно объяснить тем обстоятельством, что на рубеже веков влияние немецкой школы в США было столь же велико, а возможно, и более значительно, чем влияние английской».

Институционализм, таким образом, являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической теории — и прежде всего основанные на математике и математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблем «социальной психологии» общества).

В обозначившихся трех течениях институционализма Т. Веблен возглавляет социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований, Дж. Коммонс — социально-правовой (юридический), У.К. Митчелл — конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический).

  1. Зарождение теории экономического цикла.

Теории экономических циклов стали развиваться только с середины XIX в. Раньше шла речь о кризисах, которые не связывали с проблемой цикличности. Это объяснялось тем, что первый достаточно отчетливо проявившийся циклический кризис произошел в Англии в 1825 г. Сразу же было отмечено, что кризис отличается своими масштабами, так как он охватил всю экономику Англии. До этого кризисы были отраслевыми. Это было связано с тем, что Англия была лидером мировой экономики и в ней раньше, чем у других стран, народное хозяйство стало взаимосвязанной системой, в которой кризис, начавшись в одной отрасли, охватывал постепенно всю экономику. Но для того чтобы выявить цикличность, надо было дождаться еще двух кризисов и обнаружить, что они повторяются через каждые 11 лет.

Попытки объяснить циклический характер функционирования экономики появились очень скоро. Вначале это были экзогенные теории цикла, ищущие его причины вне экономики. Все экзогенные теории были построены по следующей схеме: какое-то внешнее явление негативно влияет на экономику и в экономике происходит кризис, затем определенное время экономика «приходит в себя» (фаза депрессии), затем начинается подъем, но внешняя причина снова влияет на экономику — и все повторяется. В такой теории за рамками экономики остается проблема, почему внешняя причина появляется так регулярно, а кризис трактуется как ненормальное состояние экономики, как ее «болезнь». Но экзогенные теории цикла дали и ряд положительных моментов: исследования взаимосвязей отраслей и отдельных сторон экономического механизма, исследования временного лага (промежутка между началом и результатом какого-либо влияния) и т.п.

В конце XIX в. появились эндогенные теории экономического цикла, в которых причины цикличности искались внутри самой экономики, а все фазы цикла (в том числе и кризисы) считались нормальными и неизбежными периодами хозяйственной жизни.

В последующий период продолжали выдвигаться новые теории цикла, как экзогенные, так и эндогенные, в которых указывались все новые причины циклического движения экономики. Тем не менее до сих пор в экономической науке нет единой теории экономического цикла.

После октябрьской революции Кондратьев преподавал в Сельскохозяйственной академии в Москве и работал в Наркомземе. В 1920 г. он организовал лабораторию, которая затем переросла в Конъюнктурный институт, пользовавшийся мировой известностью, директором которого он был до 1928 г.; в 1930 г., с началом сталинских репрессий, был посажен в тюрьму и в 1938 г. расстрелян. Идея «больших циклов» стала появляться в работах Кондратьева с 1922 г. Первой публикацией, непосредственно посвященной этой проблеме, была статья «Большие циклы конъюнктуры» (1925). . С учетом того что исследования Кондратьевым «больших циклов» были насильственно прерваны, результаты его деятельности в этой области сводятся к следующему. Во-первых, на основе большого круга статистических данных он доказал существование «больших циклов», проследив с конца XVIII в. и до 1920 г. два полных и один незавершенный цикл. Первый цикл охватывал период около 60 лет, затем происходило постепенное сокращение длительности цикла (так же как и у «циклов Жюгла-ра»). Во-вторых, Кондратьев отметил так называемые «эмпирические правильности». Это были явления, которые он проследил статистически, но не смог пока объяснить теоретически: а) в начале фазы подъема происходит массовое внедрение технических изобретений; б) фазы подъема характеризуются большим числом социальных потрясений, чем фазы спада; в) на фазе спада больше всего страдает сельское хозяйство; г) средние («циклы Жюглара») и малые циклы (вполовину меньшие) как бы «нанизаны» на большие циклы. Это проявляется в том, что на фазе подъема большого цикла у них больше выражены фазы подъема, а на фазе спада — наоборот. И в-третьих, Кондратьев выдвинул некоторые гипотезы о механизме «больших циклов».

«Равновесием первого порядка» он называет период, в течение которого производственные условия, а следовательно, и объем предложения не может существенно измениться и повышение спроса может влиять только на товарные запасы и загрузку производственных мощностей. Далее идет «равновесие второго порядка», которое устанавливается в результате расширения производства в отраслях, производящих предметы потребления, за счет имеющихся запасов основных капитальных благ. Далее начинает расширяться производство в отраслях, где производятся средства производства, влияющее на объем производства предметов потребления, что приводит к установлению «равновесия третьего порядка». «Таким образом, большие циклы конъюнктуры, — писал Кондратьев, — представляют из себя процессы отклонений реального уровня равновесия (3-го и, может быть, более высокого порядка) этой системы, процессы, в течение которых сам уровень равновесия меняется».

  1. Экономическая мысль Древнего Востока.

Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока неразрывно связана с особенностями их хозяйственного развития. Экономические представления древних людей были неотъемлемой частью их знаний об окружающем мире. Мыслители древности использовали термины из обыденного языка, а их труды скорее являются источниками сведений о хозяйственном быте, чем памятниками экономической мысли. Наиболее значимой в экономической мысли древнего мира  была проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества.

Особенности экономической мысли древнего мира можно свести к следующему:

  • главными условиями непреходящего «естественного порядка» мыслители древности считали сохранение навечно рабовладения и натурального хозяйства;
  • мыслители древности выступали против крупных торгово-ростовщических операций, нарушающих принцип эквивалентности обмена товаров на рынке, базируя свои доказательства преимущественно на категориях морали, этики, нравственности.

Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется с именем Конфуция, а также с идеями популярного в IV-III в. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». Конфуций считал, что только образованный правитель способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Он признавал божественное и природное деление людей на сословия, однако считал долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших. По его мнению,  у народа будет достаток тогда, когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет выгодным.

Авторы «Гуань-цзы» в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков. Они признавали незыблемость сословного деления общества. В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными.

Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении III-IV в. до н.э. является трактат «Артхашастра» (автор – Каутилья), означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Эта большая работа состоит из 15 отдельных книг, отражающих достигнутый уровень общественного развития и дающих представление о наиболее характерных чертах экономической мысли Древней Индии. В трактате большое внимание уделяется экономической роли государства, которое должно обеспечивать охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, борьбу со спекулирующими торговцами и др.

Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока имела общие черты. Она базировалась на общих экономических идеях о рабстве как нормальном (естественном) явлении, о разделении труда как основе экономической жизни общества, о важности роли государства в управлении хозяйством.

  1. Экономическая мысль Античного мира.

Экономическая мысль античного мира Характеристика эпохи Античное общество Древней Греции и Древнего Рима в период своего расцвета имело рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности. Характерным было также значительное применение рабского труда. Политической системой была демократия, и даже в Римской империи присутствовали важные демократические институты. Античное общество отличалось высокими достижениями в области культуры и науки. Древнегреческая философия послужила колыбелью европейских наук, как естественных, так и гуманитарных. Предмет и метод Источниками, по которым мы можем судить об экономической мысли античного общества, были философские произведения.

Предметом изучения экономической мысли Античности было прежде всего частное хозяйство, т.е. микроэкономика. В методе присутствовал как нормативный подход (идея «естественного порядка», морально-этические оценки), так и позитивный. Были также элементы анализа и систематизации. Основные теоретические положения

    • Богатство. В отличие от древневосточной экономической мысли в античном обществе речь шла прежде всего о богатстве не государства, а человека, которое трактовалось как предметы потребления.
    • Разделение труда рассматривалось древнегреческими мыслителями с разных сторон
    • Товар. Наряду с понятием богатства древнегреческие философы вводят понятие «ценность». Прежде всего ценностью объявляется продукт, имеющий определенную полезность. Далее, они различают продукт и товар. Последний имеет не только полезные свойства, но и способность к обмену. Она тоже придает товару ценность.
    • Деньги, по мнению Аристотеля, — «вещь вполне условная». Об их происхождении он писал: «По общему уговору появилась монета». Таким образом, деньги — это «искусственная», т.е. созданная людьми, вещь для удобства торговли. Греческие философы выделяли три функции денег: средство обращения, когда деньги связывают два обмениваемых товара; средство измерения («монета, словно мера, делает вещи соизмеримыми») и средство накопления.
    • Учение об экономике и хрематистике было первым опытом систематизации хозяйственных отношений. Аристотель разделил все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их «экономика» и «хрематистика». Критерием деления он сделал цель деятельности. Для «экономики» такой целью были названы предметы потребления, для «хрематистики» — деньги (по-гречески — хремата).

Таким образом, в сочинениях античных философов уже отчасти присутствует теоретический подход к экономическим проблемам. Исследование соизмеримости товаров является примером научного анализа, а учение об экономике и хрематистике — примером систематизации экономических явлений.

  1. Экономическая мысль европейского средневековья.

Экономическая мысль европейского средневековья Характеристика эпохи Средневековая или феодальная эпоха в Западной Европе может быть поделена на три периода: зарождение феодализма — VI—X вв., расцвет феодализма — XI—XIV вв., закат феодализма и зарождение капитализма — XV—XVII вв. В данной теме речь пойдет о втором периоде. В это время в экономике Западной Европы со-существовали натуральное и рыночное хозяйство, труд крепостных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Социальные отношения имели сословный и корпоративный характер. Ото означало, что люди имели определенные права лишь как члены сословия (духовенство, дворянство и «третье» сословие) и корпорации (общины, цеха, гильдии и т.п.).

Средневековая культура имела религиозную окраску, науки и искусства развивались преимущественно в рамках церкви. Предмет и метод Источниками средневековой экономической мысли являются преимущественно богословские сочинения. Поэтому экономические воззрения авторов непосредственно переплетены с теологией и, в частности, с решением вопросов религиозного спасения человека. Это спасение не носило персонального характера. Теология в эпоху Средневековья, особенно католическая, была убеждена, что совершенствование человека невозможно без включения его в социум. Это необходимо для преодоления его эгоистической природы и подчинения более высокой цели — интересам общего блага, т.е. блага общества. Поэтому понятие «общее благо» является центральным практически во всех социальных рассуждениях богословов. Во всех текстах средневековых авторов доминирует нормативный метод исследования.

В отношении двойственного характера земного мира можно выделить две характерные позиции средневековых авторов. Ранние христиане, в частности Августин Блаженный (354—430), епископ г. Гиппона (Северная Африка) и известный богослов, выступали за строгое подчинение земного мира божественным заповедям, стремление преодолеть первородную греховность Града Земного. В этот период очень сильным был идеал нищеты, отрече¬ния от земной жизни, строгого соблюдения христианской морали, праведная жизнь представлялась как тяжелый труд, физический и духовный. В более позднюю эпоху, в период расцвета средневековой схоластики, доминирующей стала другая позиция, которая четко выражена в трудах Фомы Аквинского (1225—1274). Он считает, что невозможно устроить земную жизнь по законам Божьим в силу неизбежной греховности человеческой природы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"