Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:06, шпаргалка

Описание работы

Основные этапы экономических учений.
Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

Файлы: 1 файл

Osnovnye_etapy_ekonomicheskikh_ucheny.docx

— 81.58 Кб (Скачать файл)

. Праведная жизнь возможна только  в монастырях, среди тех, кто достиг  определенного духовного совершенства. При обустройстве же мирской  жизни необходимо учитывать несовершенство  человека. Поэтому общество должно  строиться как в соответствии  с божественными законами («естественное  право», вытекающее из природы  вещей), так и в соответствии  с законами, устанавливаемыми на  основе договоренности людей  между собой («условное право»). Последние являются корректировкой божественных законов в определенной исторической ситуации. В отношении этих законов действует строгая нормативная установка — требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие «справедливый» — справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. — является центральным для средневековых экономических воззрений. И в данном случае справедливым считается соблюдение или соответствие законам (божественным или условным).

  1. Экономическая мысль мусульманского средневековья.

Мусульманская культура начала формироваться в период арабских завоеваний. За сто лет (в VII—VIII вв.) арабы завоевали колоссальную территорию. Арабский халифат был больше Римской империи и простирался от Испании до Индии. В его состав вошли и многие развитые страны, население которых, переходя в ислам, вносило свой вклад в формирование мусульманской культуры.

Наибольший ее расцвет приходится на XI—XII вв., но и позже, несмотря на постепенное усиление в исламском богословии догматизма и мистицизма, в ней встречаются глубокие мыслители. Одним из них был уроженец Туниса, философ и историк Валиэддин Абдаррахман ибн Хальдун (1332—1406), выдвинувший первую в мусульманской философии теорию развития общества, и которой большое место было отведено экономическим проблемам.

Поскольку Ибн-Хальдун рассматривал развитие общества, предметом исследования была макроэкономика. В методе у него сочетаются позитивный и нормативный подходы. Важным методологическим положением была идея о взаимосвязанности явлений окружающего мира. Это «мир упорядоченный и совершенный, — писал он, — в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие». Другим важным методологическим положением был тезис о существовании естественных законов развития общества. «Многие из государственных мужей, — отмечал философ, — обладающие трезвостью в политике, могут обратить внимание на признаки разрушения, которые постигают их государство, и посчитать, что этого можно избежать... Они считают, что несчастье постигает их государство из-за небрежения или глупости тех государственных мужей, которые были до них. Но это не так. Это разрушение природно».

Основные теоретические положения:

  1. . Теория развития общества. Ибн-Хальдун считал, что общество развивается циклически. В рамках каждого цикла он выделял три этапа. Важным отличительным признаком каждого этапа является уровень развития экономики.

 Первый этап он называет «дикостью». Здесь люди имеют присваивающее хозяйство, т.е. занимаются охотой и сбором съедобных растений.    

На втором этапе, называемом «примитивностью», появляется производящее хозяйство в виде земледелия и скотоводства.

На третьем этапе у Ибн-Хальдуна появляется деление на естественные и неестественные способы приобретения богатства, т.е. систематизация экономических отношений. Естественным способом Ибн-Хальдун считает труд, неестественным — насилие (со стороны государства). К естественным способам относится сельское хозяйство, ремесло и торговля

  1. . Цена товаров, согласно Ибн-Хальдуну, определяется соотношением спроса и предложения. Со стороны спроса цена определяется полезностью вещи и «местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий». Со стороны предложения цена «определяется затраченным трудом», причем в ней учитывается не только труд непосредственного производителя, но и его материальные издержки, т.е. цена также «включает в себя (труд) других, так плотничество использует дерево, ткачество — пряжу и (таким образом) труда в этих ремеслах больше». Кроме того, Ибн-Хальдун указывал, что введение косвенных налогов ведет к росту цен облагаемых товаров.

 

  1. Торговая прибыль возникает как разница между ценой продажи и покупки товара. «Прибыли человек добивается, или накапливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их в другую страну, где на эти товары больший спрос».
  2. Деньги. По мнению Ибн-Хальдуна, золото и серебро изначально являются деньгами, выполняя функции средства измерения, платежа и накопления. «Господь создал два металла — золото и серебро, — писал он, — чтобы они были мерой всякого движимого имущества», «они — основа приобретения, накопления и сокровища».

 

  1. Характерные черты экономической концепции меркантилизма.

Меркантилизм – это и экономическая концепция, и сфера эконо­мической политики, возникшая в XVI в. – в эпоху великих географи­ческих открытий, развития торгового капитала. Авторы подобных экономических воззрений публикуют свои трактаты в Англии, Фран­ции, Голландии, т.е. в странах, переживавших с конца XV в. промыш­ленный расцвет.

Воззрения меркантилистов – это еще не система взглядов, не за­конченная экономическая теория, а отдельные наблюдения, догадки, выводы, вкрапленные в трактаты с практическими рекомендациями в адрес государей и властителей.

Специфическая форма богатства, по их мнению, деньги в виде дра­гоценных металлов (золота, серебра). Именно деньги есть истинное богатство. «Нация, которая имеет больше денег, сильнее и богаче». Деньги представляют богатство не в виде недвижимого сокровища, а в форме капитала, находящегося в постоянном движении.

Источником притока богатства, средством умножения денег слу­жит внешняя торговля. «Обычным средством для увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля», – утверждает Томас Мэн, главный труд которого так и называется: «Богатство Англии – во внешней торговле».

Отсюда вытекает одна из ведущих идей меркантилистов: чтобы привлечь в страну деньги, торговля с другими странами должна да­вать активный баланс. Государству и его гражданам надлежит как можно больше товаров вывозить за границу и как можно меньше покупать заморских товаров. Умножению богатства нации способ­ствует не только выгода внешнеторговых связей, но и развитие соб­ственной промышленности, ремесленного и мануфактурного произ­водства.

Меркантилисты, как правило, сторонники сильной государствен­ной власти. Они ратуют за поддержку торговли, ремесел. Не одобряют мелочную регламентацию.

Имеет место известное различие во взглядах между представите­лями раннего (XV–XVI вв.) и позднего (XVII в.) меркантилизма.

Первая, ранняя форма меркантилизма сосредоточивала усилия по­литики на привлечении в страну денег, золота, серебра (политика де­нежного баланса). В дальнейшем взгляды становятся более конструктивными. Поздний меркантилизм обосновывает более гибкую поли­тику. Его представители выступают за развитие производства, особен­но экспортных отраслей, обосновывают необходимость положитель­ного торгового баланса.

Стремление иметь активный торговый баланс порождает требова­ние проводить протекционистскую политику. Такая политика служит инструментом борьбы с другими странами, средством усиления поли­тической и военной силы.

Несмотря на некоторую общность идей меркантилизм был не­однороден. Концепции и рекомендации представителей этого течения зависели от конкретных условий, особенностей хозяйственного разви­тия, внешнеторговых связей отдельных стран.

  1. Основные концепции школы физиократов.

Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле физиократы исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.

Центральные идеи теории физиократии таковы:

  1. экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;
  2. источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;
  3. под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;
  4. физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу;
  5. деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694 - 1767) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет. Его основные труды: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758), который вошел в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа.

Методологической платформой экономического исследования Кенэ стала разработанная им концепция про природный порядок, юридической основой которого, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, которые охраняют частную собственность, частные интересы, обеспечивая воспроизведение и правильное распределение благ. Как утверждал ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает только при государственном регулировании.

Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в руках одной просвещенной личности, которая владеет знанием законов - природного порядка, - необходимых для осуществления государственного управления.

В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение про чистый продукт, который сейчас называется национальным доходом. По его мнению, источниками этого чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистого увеличения дохода не происходит, а происходит только смена первичной формы этого продукта. Думая так, Кенэ считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения про продуктивную сущность разных социальных групп общества.

Основываясь на своем учении о чистом доходе (денежном выражении чистого продукта), Кенэ считал, что земельная рента должна быть единственным источником налогообложения.

  1. Источники роста богатства в трудах А. Смита и Д. Рикардо.

Адам Смит считал, что источник богатства не следует искать во внешней торговле (меркантилисты) или сельскохозяйственном производстве (физиократы). Богатство - продукт совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессии. Экономический мир - огромная мастерская, в котором развертывается соперничество между всеми, кто так или иначе участвует в создании богатства.

Истинный источник богатства, по Смиту, "годовой труд нации", используемый на личное и производительное потребление. По современной терминологии, богатство - это валовой национальный продукт. А под термином "богатство" теперь понимается не продукт годового труда, а итог накопленного и материализованного труда многих лет, результат трудовых усилий нескольких поколений.

Предпосылка роста богатства - разделение труда. С анализа разделения труда Смит начинает свое исследование. Разделение труда увеличивает ловкость каждого работника, обеспечивает экономию времени при переходе от операции к операции. Оно способствует применению более совершенных машин и механизмов, более эффективных приемов, облегчающих труд, делающих его более результативным.

Знаменитый пример Смита с работой булавочной мануфактуры упоминается во многих учебниках. Если каждый, работая в одиночку, выполняет все операции, то за день работы он способен произвести 20 булавок. Если же в мастерской занято 10 рабочих, каждый из которых специализируется на одной операции, то вместе они произведут 48 000 булавок. В результате мануфактурной организации труда его производительность возрастает в 240 раз.

В числе других факторов умножения богатства Смит выделяет рост населения, увеличение доли населения, участвующего в производстве, переход от мануфактуры к фабрике, свободу конкуренции, отмену таможенных барьеров.

В труде Д. Рикардо "Начала политической экономии и налогового обложения" есть специальная глава "Стоимость и богатство, их отличительные свойства". Рикардо считает, что было бы неправильно отождествлять возрастание стоимости с возрастанием богатства. В отличие от Смита он проводит различие между стоимостью и материальным богатством. Размеры богатства, его возрастание зависят от наличия предметов насущной необходимости и роскоши, находящихся в распоряжении людей. Как бы ни менялась стоимость этих предметов, они одинаково будут доставлять удовлетворение их владельцу. Стоимость отличается от богатства, она "зависит не от изобилия, а от трудности или легкости производства".

Предпосылкой увеличения богатства, отмечает Рикардо, служит рост производительности труда. Чем меньше затраты на производство единицы товара, тем выше результаты трудовых усилий, тем значительнее размеры богатства.

  1. Принцип «Невидимой руки» и его трактовка в трудах А. Смита.

В ходе экономического развития норма прибыли (т.е. прибыль на единицу вложенного капитала) снижается как из-за взаимной конкуренции, когда «капиталы многих богатых купцов вкладываются в одну и ту же отрасль», так и вследствие того, что с накоплением объема капиталов все труднее находить их прибыльное применение.

При этом важно, что каждый предприниматель стремится к получению наибольшей прибыли в системе, основанной на конкурентных ценах. В результате цены становятся равновесными (естественными), а выпуск максимальным (для данного уровня производительности), причем все это делается автоматически, без центрального руководства или коллективного решения. Конечный результат этого процесса состоит в том, что каждый неизбежно старается, насколько может, увеличить годовой доход общества. Правда, обыкновенно он вовсе не имеет этого в виду. В этом случае, как и во множестве других, он направляется невидимой рукой к достижению целей, о которых он вовсе не помышляет.. Преследуя свою собственную выгоду, он часто работает на общую пользу более действенным образом, чем если бы задался такой целью.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"