Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:06, шпаргалка

Описание работы

Основные этапы экономических учений.
Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

Файлы: 1 файл

Osnovnye_etapy_ekonomicheskikh_ucheny.docx

— 81.58 Кб (Скачать файл)

В марксистской теории большую роль играет закон концентрации капитала и производства, согласно которому по мере развития капитализма мелким и средним предприятиям не остается места в хозяйстве. Из этого закона выводится и неизбежность грядущей замены крупной частной собственности единой общенародной собственностью, т.е. переход к коммунизму. Коммунистическое общество пройдет в своем развитии две стадии. На первой - вследствие недостаточного развития производства и неготовности масс к безвозмездному труду на общее благо - необходимо распределение по труду (по Энгельсу, должно учитываться только количество труда, но не его квалификация: поскольку обучение профессии будет осуществляться за счет общества, плоды его должны доставаться обществу, а не самому работнику). На второй стадии, когда гигантски вырастут производительные силы, а труд станет жизненной потребностью человека, распределение по труду сменится распределением благ по потребностям.

  1. Особенности этапов «маржинальной революции»

В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют обычно два этапа.

Первый этап охватывает 70—80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К.Менгера и его учеников, а также упомянутых выше англичанина У.Джевонса и француза Л.Вальраса10.

При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии»11.

Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е гг. XIX в. С этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржипалистов на этом этапе — отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., с тем чтобы подтвердить, говоря словами Й.Шупетера, что «целью чистой экономики... всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий»12.

В результате представители «новых» маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве преемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название «неоклассической»13. На втором этапе «маржинальной революции» — этапе формирования неоклассической политической экономии — наибольший вклад внесли англичанин А.Маршалл, американец Дж.Б.Кларк и итальянец В.Парето.

Эволюцию маржинальных идей на двух обозначенных выше этапах «маржинальной революции» можно охарактеризовать следующим образом.

    • Первое. Вначале маржинализм в своем субъективном течении акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом), а классики, как известно, исход из приоритета проблем производства (предложения). Но затем неоклассики (второй этап «маржинальной революции») обосновали необходимость одновременного (системного) изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не противопоставляя их друг другу.
    • Второе. Маржиналисты первой волны (субъективное направление экономической мысли), используя, подобно «классикам», причинно-следственный анализ, как бы повтор своих предшественников. Речь идет о том, что приверженность каузальному подходу привела и тех и других к признанию стоимости (ценности) товарных благ в качестве исходной категории экономического исследования. Правда, с одной существенной разницей: «классическая школа» считала первичной в экономике сферу производства и источником формирования стоимости издержки производства, а «субъективная школа» считала первичной сферу потребления и обусловленность цен полезностью товаров и услуг.

В свою очередь маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории, благодаря замене каузального подхода функциональным исключ из «поля зрения» экономической науки существовавшую почти 200 лет дилемму о первичности и вторичности по отношению друг к другу сфер производства и потребления, а соответственно, и споры о том, что лежит в основе стоимости (цены). Неоклассики, образно говоря, «объедин» сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферы распределения и обмена. В результате произошло естественное объединение обеих теорий стоимости (издержек «классиков» и полезности «субъективистов») в одну двухкритериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении и предельных издержек, и предельной полезности14.

    • Третье. В отличие от первого этапа «маржинальной революции» на втором ее этапе наряду с функциональным методом экономического анализа всемерно утвердился и метод математического моделирования экономических процессов как средство реализации концепции об экономическом равновесии на уровне микроэкономики, т.е. отдельных хозяйствующих субъектов, из-за чего у неоклассиков незаслуженно из предмета экономической науки вплоть до 30-х гг. XX в. выпала проблематика факторов роста экономики и макроисследования. Но при этом маржиналисты последней трети XIX в., а затем и их последователи в первой трети XX в. по-прежнему полагали, что экономический рост благодаря «свободной» конкуренции поддерживается автоматически, и продолжали разделять несостоятельный в действительной жизни «закон рынков» Ж.Б.Сэя с его главной идеей о саморегулируемости и равновесности экономики.
    • И четвертое. Неоклассики переняли у «первых учителей экономической науки», т.е. у классиков, главное — приверженность принципам экономического либерализма и стремление «держаться чистого знания»18 , как еще говорят, «чистой теории» без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому признавая, что маржиналисты «второй волны» в отличие от маржиналистов «первой волны», да и в отличие от классиков расшир предмет исследования (прибегнув для этого в противоположность своим предшественникам к качественно новому методологическому инструментарию, .как-то: системный, благодаря возможностям математики и замене каузального и классификационного анализа, подход к исследованию хозяйственного механизма; функциональная характеристика взаимосвязи и взаимообусловленности экономических показателей), надо признать и обратное: неоклассики в то же время суз предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки проблематики как социальной19, так и макроэкономической направленности.
  1. Неоклассическая школа и ее отличия от классической школы.

Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). Именно он со своими "Принципами Экономикса" (1890 г.) (в русском переводе "Принципы политической экономии") считается основателем англоамериканской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах.

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

А. Маршалл предложил "компромиссную" теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка - трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

Одна из особенностей неоклассической школы - широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.

  1. Экономическое учение А. Маршалла

Альфред Маршалл (1842 - 1924) - известный английский ученый-экономист, основатель кембриджской школы, сторонник идей свободной конкуренции и рынка. Родился в Лондоне в семье банковского служащего. Учился с начала в колледже Сент-Джонс в Оксфорде, а затем в Кембриджском университете, где изучал математику, философию и политическую экономию. По истечении этого университета в 1868 г. остался в нем на преподавательской работе. В 1877 – 1881 гг А. Маршалл преподавал политическую экономию в Бристольском, а в 1883 – 1885 гг Оксфордском университетах. Вернувшись в Кембридж в 1885 г., А. Маршалл возглавил кафедру политической экономии университета.

А. Маршалл был сторонником идеи свободной конкуренции и рыночных отношений. Значительное влияние на формирование его экономических идей оказали взгляды представителей классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Ж. Б. Сей, Дж. Милль и др.). И маржинализма (И. фон Тюнен, А. Курно, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, Л. Вальрас и др.)., Которые считали основной движущей силой экономики экономическую свободу и совершенную конкуренцию.

Свои экономические идеи ученый изложил в 82 работах. Основные работы А. Маршалла - "Экономика промышленности" (1889), "Принципы экономикс" (1890), "Учение политической экономии" (1906), "Трактат о социологии" (1916) "Промышленность и торговля" (1919), "Деньги, кредит и коммерция" (1923). Труд "Принципы экономикс" считается основной (состоит из шести книг), в качестве учебника заменила на много лет учебник "Основы политической экономии "Дж. Милля. Учебник постоянно дополнялся и переделывался по жизни автора.

К основным заслугам ученого относятся содействие более широкому распространению экономических знаний и разработку экономической теории как целостной общественной науки. В этом смысле А. Маршалл стоял "над схваткой" и не участвовал в дебатах между последователями "чистого" математики, сторонниками нематематических "чистых" теорий и эмпириками. Очень важно, что в "Принципах экономической науки" математические рассуждения присутствуют только в сносках и приложениях, а аргументация в тексте была изложена исключительно в вербальной форме. Поэтому считается, что А. Маршалл видел ограниченность математических методов и моделей в экономической науке, и хотя он чаще, чем представители Австрийской школы, строил математические теории, но в своем исследовании, подобно австрийцам, делал основной акцент на динамике экономических процессов, а не на равновесии. Кроме того, дедуктивные рассуждения и использования математических понятий он ограничил короткими логическими цепочками, т.е. частичным анализом. В отличие от Л. Вальраса, он не делал попытки построить завершенную математическую систему.

  1. Экономические идеи В. Парето. Оптимум Парето.

  В. Парето стремился обосновать  концепцию взаимозависимости всех  экономических факторов, включая  цену, и усовершенствовать теорию  общего экономического равновесия  Л. Вальраса. В отличии от последнего, он рассматривал  ряд состояний равновесия во времени, а также допускал варьирование коэффициентов производственной функции в зависимости от размеров выпуска продукции. Качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать его маржиналистом «второй волны» и одним из основоположников неоклассической экономической мысли.

  Методологической особенностью  Парето является отрицание причинно-следственной  зависимости в общественных явлениях. В противовес он предложил  функциональную зависимость между  равнозначными явлениями. Считал, что  политическая экономия должна  изучать механизм, устанавливающий  равновесие между потребностями  людей и ограниченными ресурсами  для их удовлетворения. Для этого (по Парето) необходимо применение  математических методов анализа.

  Опираясь на функциональный  подход, Парето преодолел присущий  Вальрасу субъективизм, что позволило  ему отказаться от полезности  и перейти к характеристике  экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как  элементы равновесия в экономике. При этом Парето отрицает обусловленность  неравенства доходов проблемой  их распределения между классами. В работе «Социалистические системы» (1902) он писал: «Проблема роста  благосостояния бедных классов  скорее проблема производства  и сохранения богатства, чем распределения.  Наиболее верное средство улучшения  положения бедных классов –  сделать так, чтобы богатство  росло быстрее населения».

Критерий достижения равновесия.

  В модели Вальраса критерием  достижения экономического равновесия  считалась максимизация полезности, которая измерению не поддаётся. В модели Парето этот критерий  заменён другим – оценкой измерения  соотношения предпочтений конкретного  индивида. То есть «если бы  польза, извлекаемая каждым индивидом, была величиной однородной и, следовательно, поддавалась бы сравнению  и сложению, наше исследование  не было бы трудным, по крайней  мере, теоретически. Сложили бы пользу  разных индивидов и получили  бы оставленную из них пользу  коллектива. Но дела обстоят не  столь просто. Польза каждого  индивида – величина специфическая; не имеет никакого смысла говорить  о суммарной пользе, её просто  не существует, и её нельзя  рассматривать».

  «Кривые безразличия» и ранжирование  потребностей.

  В. Парето рассматривает выбор  потребителя в зависимости, как  от количества данного блага, так и от количества всех  других ресурсов, используя «кривые  безразличия», которые отражают  сохранение суммарных полезностей  товаров в различных комбинациях  их сочетания и предпочтение  одних комбинаций перед другими. В результате появились паретовские трёхмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага. Таким образом, можно проследить последовательность ранжирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернативными благами, так как посредством понятия «безразличие» измерить что-либо напрямую невозможно.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"