Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:06, шпаргалка
Основные этапы экономических учений.
Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)
В марксистской теории большую роль играет закон концентрации капитала и производства, согласно которому по мере развития капитализма мелким и средним предприятиям не остается места в хозяйстве. Из этого закона выводится и неизбежность грядущей замены крупной частной собственности единой общенародной собственностью, т.е. переход к коммунизму. Коммунистическое общество пройдет в своем развитии две стадии. На первой - вследствие недостаточного развития производства и неготовности масс к безвозмездному труду на общее благо - необходимо распределение по труду (по Энгельсу, должно учитываться только количество труда, но не его квалификация: поскольку обучение профессии будет осуществляться за счет общества, плоды его должны доставаться обществу, а не самому работнику). На второй стадии, когда гигантски вырастут производительные силы, а труд станет жизненной потребностью человека, распределение по труду сменится распределением благ по потребностям.
В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют обычно два этапа.
Первый этап охватывает 70—80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К.Менгера и его учеников, а также упомянутых выше англичанина У.Джевонса и француза Л.Вальраса10.
При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии»11.
Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е гг. XIX в. С этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржипалистов на этом этапе — отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., с тем чтобы подтвердить, говоря словами Й.Шупетера, что «целью чистой экономики... всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий»12.
В результате представители «новых» маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве преемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название «неоклассической»13. На втором этапе «маржинальной революции» — этапе формирования неоклассической политической экономии — наибольший вклад внесли англичанин А.Маршалл, американец Дж.Б.Кларк и итальянец В.Парето.
Эволюцию маржинальных идей на двух обозначенных выше этапах «маржинальной революции» можно охарактеризовать следующим образом.
В свою очередь маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории, благодаря замене каузального подхода функциональным исключ из «поля зрения» экономической науки существовавшую почти 200 лет дилемму о первичности и вторичности по отношению друг к другу сфер производства и потребления, а соответственно, и споры о том, что лежит в основе стоимости (цены). Неоклассики, образно говоря, «объедин» сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферы распределения и обмена. В результате произошло естественное объединение обеих теорий стоимости (издержек «классиков» и полезности «субъективистов») в одну двухкритериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении и предельных издержек, и предельной полезности14.
Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). Именно он со своими "Принципами Экономикса" (1890 г.) (в русском переводе "Принципы политической экономии") считается основателем англоамериканской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах.
В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.
А. Маршалл предложил "компромиссную" теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка - трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).
Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.
Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.
Одна из особенностей неоклассической школы - широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.
Альфред Маршалл (1842 - 1924) - известный английский ученый-экономист, основатель кембриджской школы, сторонник идей свободной конкуренции и рынка. Родился в Лондоне в семье банковского служащего. Учился с начала в колледже Сент-Джонс в Оксфорде, а затем в Кембриджском университете, где изучал математику, философию и политическую экономию. По истечении этого университета в 1868 г. остался в нем на преподавательской работе. В 1877 – 1881 гг А. Маршалл преподавал политическую экономию в Бристольском, а в 1883 – 1885 гг Оксфордском университетах. Вернувшись в Кембридж в 1885 г., А. Маршалл возглавил кафедру политической экономии университета.
А. Маршалл был сторонником идеи свободной конкуренции и рыночных отношений. Значительное влияние на формирование его экономических идей оказали взгляды представителей классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Ж. Б. Сей, Дж. Милль и др.). И маржинализма (И. фон Тюнен, А. Курно, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, Л. Вальрас и др.)., Которые считали основной движущей силой экономики экономическую свободу и совершенную конкуренцию.
Свои экономические идеи ученый изложил в 82 работах. Основные работы А. Маршалла - "Экономика промышленности" (1889), "Принципы экономикс" (1890), "Учение политической экономии" (1906), "Трактат о социологии" (1916) "Промышленность и торговля" (1919), "Деньги, кредит и коммерция" (1923). Труд "Принципы экономикс" считается основной (состоит из шести книг), в качестве учебника заменила на много лет учебник "Основы политической экономии "Дж. Милля. Учебник постоянно дополнялся и переделывался по жизни автора.
К основным заслугам ученого относятся содействие более широкому распространению экономических знаний и разработку экономической теории как целостной общественной науки. В этом смысле А. Маршалл стоял "над схваткой" и не участвовал в дебатах между последователями "чистого" математики, сторонниками нематематических "чистых" теорий и эмпириками. Очень важно, что в "Принципах экономической науки" математические рассуждения присутствуют только в сносках и приложениях, а аргументация в тексте была изложена исключительно в вербальной форме. Поэтому считается, что А. Маршалл видел ограниченность математических методов и моделей в экономической науке, и хотя он чаще, чем представители Австрийской школы, строил математические теории, но в своем исследовании, подобно австрийцам, делал основной акцент на динамике экономических процессов, а не на равновесии. Кроме того, дедуктивные рассуждения и использования математических понятий он ограничил короткими логическими цепочками, т.е. частичным анализом. В отличие от Л. Вальраса, он не делал попытки построить завершенную математическую систему.
В. Парето стремился обосновать
концепцию взаимозависимости
Методологической особенностью
Парето является отрицание
Опираясь на функциональный
подход, Парето преодолел присущий
Вальрасу субъективизм, что позволило
ему отказаться от полезности
и перейти к характеристике
экономической системы в целом,
где и спрос (потребление) и предложение
(производство) рассматриваются как
элементы равновесия в
Критерий достижения равновесия.
В модели Вальраса критерием
достижения экономического
«Кривые безразличия» и
В. Парето рассматривает выбор
потребителя в зависимости, как
от количества данного блага,
так и от количества всех
других ресурсов, используя «кривые
безразличия», которые отражают
сохранение суммарных