Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине «Макроэкономика».
Вопросы по дисциплине «Макроэкономика»:
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
1.Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
2.Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
3.Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
4.Неэффективность финансовой системы государства.
5.Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
6.Коррупция в государственном секторе.
7.Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
Гос-ый долг – общая сумма задолжности страны другим странам, организациям, отдельным лицам, а также своим юридическим и физическим лицам.
Внутренний госдолг – задолженность гос-ва населению, предприятиям и организациям своей страны.
Внешний госдолг – задолженность государства гражданам, организациям или правительствам других стран.
Под товарными рынками
будут подразумеваться не только рынки
потребительских товаров и услуг, но и
рынок инвестиционных товаров, которые
принципиально не отличаются от потребительских
благ. Хотя между этими категориями товаров
имеются некоторые различия, однако они
обусловлены только спросом на них.Спрос
на потребительские товары связан главным
образом с доходом, тогда как на инвестиционные
- прежде всего с процентной ставкой. Денежный рынок — это механизм
купли-продажи краткосрочных кредитных
инструментов типа казначейских векселей
и коммерческих бумаг. Этот рынок следует
отличать от рынка облигаций.
Относительная цена денег, выраженная
в облигациях, — это процентная ставка
по облигациям.
Важные проблемы, с которыми часто сталкиваются как развивающиеся, так и развитые страны – это инфляция, бюджетный дефицит и накопленный государственный долг. При этом для большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой в качестве основной причины высокой инфляции исследователи выделяют финансирование бюджетного дефицита за счет сеньоража. Это означает, что в большинстве случаев за высокой инфляции стоит именно проблема бюджетного дефицита. Время от времени проблемы, накопленные в фискальной сфере, и просчеты в монетарной политике приводят к таким последствиям как гиперинфляция или долговой кризис. Правительство и центральный банк связаны между собой консолидированным бюджетным ограничением государственного сектора: операционный дефицит бюджета финансируется за счет новых заимствований государства и сеньоража. С одной стороны, центральный банк, контролирующий денежную эмиссию, имеет важную цель – низкий и стабильный уровень инфляции. С другой стороны, центральный банк должен быть озабочен проблемой стабильности финансовой системы, и в частности – стабильности государственного долга. Это означает, что даже в условиях формальной независимости от правительства, центральный банк вынужден считаться с проблемами в фискальной сфере, покрывая за счет сеньоража определенную часть дефицита бюджета. Другими словами, политика правительства и центрального банка должны быть скоординированы. Цель исследования – выработать общие принципы построения взаимодействия между фискальной и монетарной политикой, не допускающей кризис государственного долга и гиперинфляцию. Объектом исследования является фискальная и монетарная сфера экономики. В работе проводится анализ фискальной политики правительства и монетарной политики центрального банка. Центральный банк рассматривается как формально независимый от правительства государственный институт. Монетарная политика определяет темп роста денежной базы, осуществляя операции на открытом рынке с государственными облигациями. Правительство выбирает расходы и доходы бюджета, определяя траекторию дефицита (излишка) бюджета. Логика взаимодействия фискальной и монетарной политики определяется консолидированным бюджетным ограничением правительства и центрального банка, а также общей для них целью стабилизации государственного долга и инфляции.
Стимулированный спрос Кейнс связывал с дополнительной эмиссией денег, которая в условиях неполной занятости ведет не столько к росту цен, сколько к росту предложения товаров и услуг. В общем виде кейнсианская модель сводилась к так называемому трансмиссионному механизму – количество денег, норма процента и национальный доход. По Кейнсу, экспансионистская монетарная политика не только слабо воздействует на уменьшение нормы процента и спроса на деньги, но незначительно стимулирует и инвестиции. Через мультипликативный процесс новые инвестиции и государственные расходы вызывают рост национального дохода.. Эта политика увеличивает совокупный спрос, обусловливая рост выпуска продукции. Увеличение в совокупном спросе вызывает незначительные изменения в выпуске продукции и не изменяет уровня цен. Таким образом, Кейнс и кейнсианцы рассматривают монетарную политику как минимально воздействующую на экономику. Исходя из данного подхода, Кейнс связывал процесс стимулирования инвестиций с ростом предложения денег, включая и их эмиссию. При этом в условиях относительно закрытой экономики (а в то время практически все страны имели невысокий уровень открытости и, соответственно, влияния внешнеэкономического сектора на совокупный спрос) предложение денег стимулирует рост инвестиционной активности, но не инфляцию. Тем не менее, в 30-х гг. еще не было видно этих последствий, и Кейнс доказывал, что государство должно вмешиваться в экономику, для того чтобы обеспечить выход ее из кризисной ситуации. Оно должно использовать денежно-кредитные инструменты государственного регулирования и бюджетно-налоговые. Более того, он полагал, что влияние денежно-кредитной политики в этой ситуации воздействует слабее на выход экономики из кризисного состояния. Более сильной является фискальная политика.
Деловыми циклами называется последовательная и регулярная смена депрессий и подъемов в хозяйстве. Механизм деловых циклов может выглядеть следующим образом.
В условиях подъема многие фирмы осуществляют увеличение или обновление запаса капитальных благ в моменты общего подъема, способствуя тем самым развитию этого подъема. При этом они могут переоценивать начавшееся увеличение спроса и расширять производство несколько больше, чем нужно. Через некоторое время оказывается, что расширение невыгодно и должно быть свернуто, - спрос на инвестиции падает, подъем прекращается и начинает развиваться депрессия.
В условиях депрессии многие фирмы прекращают осуществление инвестиций, способствуя развитию этой депрессии. Тем временем возможность приобретения новых капитальных благ постепенно накапливается (изнашивается старое оборудование, изобретается новое, понемногу растет население). Но эта возможность некоторое время не реализуется по причине плохих ожиданий. Когда начинается подъем, ее сразу же начинают использовать.
Но это механизм осуществления периодической смены спадов и депрессий, который ничего не говорит о том, каким образом они могут начаться. Существуют два возможных объяснения этого начала.
1. Существование "первотолчка". Деловые циклы могут начаться, если внешний фактор придаст колебания хозяйству, которые будут продолжаться в течение некоторого времени.
Если такие первотолчки могут появляться постоянно, то существование деловых циклов тоже будет постоянно поддерживаться. 2. Совпадение фаз независимых процессов. Теоретически существует возможность появления деловых циклов в результате множества маленьких первотолчков, которые могут постоянно поддерживать циклические колебания.
Денежный мультипликатор — это коэффициент самовозрастания денег. Он определяется как отношение денежной массы М к денежной базе Н: т = М/Н (для случая, когда в экономике денежная масса состоит из наличности и депозитов); в том случае, когда деньги существуют лишь на счетах КБ, денежный мультипликатор представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов. В целом общее количество денег, созданных банковской системой, пропорционально избыточным резервам, умноженным на коэффициент денежной мультипликации. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия, прежде всего на денежную базу. Изменяя норму обязательных резервов, он изменяет денежную базу и таким образом оказывает мультипликационный эффект на предложение денег. В его распоряжении имеются также такие инструменты, как учетная ставка (ставка рефинансирования), изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ, и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных облигаций). Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, а значит, на общую денежную массу.
Классическая модель основывается на разделении реального и денежного сектора. В реальном секторе производятся экономические блага, происходит их распределение, перераспределение и использование. В денежном секторе происходит обращение денег, которое обслуживает только движение реальных воспроизводственных процессов, не оказывая на них непосредственного влияния. Деньги выступают в роли технического средства и посредником в сделках на товарном рынке, но не являются богатством. Классики исходили из нейтральности денег, т. е. отсутствие воздействия денежной массы на реальные переменные и признавали существование двух параллельных экономик- реальной и денежной.
Денежный рынок в классической модели основан на количественной теории денег, которая представлена двумя уравнениями.
1.уравнение Фишера или уравнение обмена:
M*V=P*Y, где М- предложение денег; V-скорость обращения денег; Р- общий уровень цен; Y-реальный объём производства.
2.уравнение Кембриджской школы спроса на деньги:
M= k*P*Y, где k=-величина обратная скорости обращения
Смысл количественной теории сводился к следующему: общий уровень цен меняется пропорционально количеству денег, находящемуся в обращении ( P= ; P= ).
В краткосрочной перспективе
меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются
эффектами мультипликатора
Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению (МРС).
Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае имеем мультипликатор сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.
Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов.
Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объёма производства, темпов инфляции и состояния платёжного баланса.
Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Существуют разные классификации инвестиций.
По объекту инвестирования выделяют:
Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):
-в форме материал. активов
-Капитальный ремонт основных фондов.
-Вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права и т. д.
Финансовые инвестиции:
-ценные бумаги, в том числе через ПИФы
-предоставленные кредиты
-лизинг (для лизингодателя)
Спекулятивные инвестиции:
- валюты
- драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов)
-ценные бумаги (акции, облигации, и т.п.)
По основным целям инвестирования:
- Прямые инвестиции
- Портфельные инвестиции
- Реальные инвестиции
- Нефинансовые инвестиции
- Интеллектуальные инвестиции
По срокам вложения:
- краткосрочные (до одного года)
- среднесрочные (1-3 года)
- долгосрочные (свыше 3-5 лет)
По форме собственности на инвестиционные ресурсы:
- частные
- государственные
- иностранные
- смешанные
С позиции монетарной теории денег, средства можно направить на потребление или сбережение. Простое сбережение изымает средства из оборота и создаёт предпосылки для кризисов. Инвестирование вовлекает сбережения в оборот. Оно может происходить напрямую или косвенно .
Денежно–кредитная (монетарная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание экономич. колебаний посредством регулирования ден. массы.
Монетарную политику в РБ осуществляет Национальный Банк Республики Беларусь. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм). Тактическими целями (целевыми ориентирами) денежно-кредитной политики могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
Согласно Кейнсу, в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать своё потребление с ростом доходов, но в меньшей степени, чем растёт доход».
В экономике существуют определённые поведенческие коэффициенты, которые Кейнс называл «предельной склонностью к потреблению» (mpc) и «предельной склонностью к сбережению» (mps).
Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume - mps) – это коэффициент, который показывает, насколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении)