Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине «Макроэкономика».
Уровень жизни – это
комплексная социально-
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы [8, с. 256]:
- политические факторы;
- экономические факторы;
- социальные факторы;
- научно-технический прогресс.
Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других.
Качество жизни предполагает:
- чистую окружающую среду;
- личную и националь. безопасность;
- полит. и экономические свободы.
Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих достижение максимально высокого качества жизни населения является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост качества жизни граждан.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных
благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный
промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления
населения прямо зависит от уровня доходов. Доход отдельного домохозяйства,
как правило, подразделяют на три группы:
1) доход, получаемый владельцем фактора производства – труда;
2) доход, получаемый за счет использования иных факторов производства
3) трансфертные платежи.
Следует отличать доход от богатства. Оно представляет собой стоимость
всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени.
Богатство состоит из материальных объектов: дома, земля, автомобили,
мебель, книги и т.д.; а также финансовых средств: наличные деньги,
сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно
получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода
Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические
ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и
ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.
Позитивный (благоприятный)
шок совокупного предложения
= росту совокупного предложения Он ведет к росту выпуска и сниже-нию уровня цен. Если этот шок вызван технологическим прогрессом (технологический шок), то вызывает изменение в производственных возможностях и и поэтому в экономическом росте (Y2=Y*2).
Негативный
= уменьшение совокупного предложения. Он ведет к одновременному сокращению реального выпуска (стагнация) и росту уровня цен (инфляция), к ситуации, получившей название стагфляции.
Стагфляция – результат негативного шока предложения – это сочетание низкого выпуска, высокой безработицы (что соответствует спаду в экономике) и высокая инфляция.
Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения и спроса. А причинами являются структурное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, так как у монополий нет стимулов для снижения издержек.
Многие исследователи также полагают, что причиной стагфляции могут служить инфляционные ожидания: в условиях инфляционного спроса владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможного падения доходов из-за инфляции.
Это приводит к росту издержек производства и уменьшению совокупного предложения. Наблюдается процесс одновременного роста цен (из-за инфляции спроса) и падение объемов производства.
Таким образом, стагфляция – наихудшее из всех зол инфляции, сочетающее в себе проблемы инфляционного спроса и издержек, поэтому борьба с этим явлением крайне сложна. Экономический застой при одновременной инфляции называется стагфляцией, а сочетание инфляции и резкого экономического спада – слампфля-цией.
Возникновение стагфляции многие экономисты объясняют чередой срывов предложения. Неблагоприятные шоки совокупного предложения приводят к одновременному увеличению темпа инфляции и уровня безработицы.
Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т. е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т. е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.
Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена, и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.
Экономика предложения - экономическая теория, согласно которой для борьбы с инфляцией необходимо увеличить предложение товаров, а для стимулирования их производства необходимо увеличить капиталовложения и снизить налоги. Экономика предложения исходит из того, что заметный рост налого-трансфертной системы, эффект "налогового клина" и чрезмерная "зарегулированность" экономики отрицательно сказываются на стимулах к труду, осуществлению инвестиций, внедрению новшеств, а также на готовности людей брать на себя предпринимательский риск. ЛАФФЕРА КРИВАЯ [Laffer curve] — кривая, отражающая открытую американским экономистом А. Лаффером (иногда — Лейфером) закономерность: слишком высокий уровень налогов может не оставить предприятиям возможностей для нормального развития или подорвать стимулы к такому развитию и, следовательно, сбор налогов сократится, но и слишком низкое, “вольготное” обложение может сократить поступление средств государству до недопустимого уровня.
показ. зависимость расширения деловой активности от налоговой ставки (рис. 5). На графике по линии абсцисс отложены уровни ставки налогообложения, на линии ординат — объем собираемых налогов (отражающий уровень деловой активности).
Следует напомнить, что денежно-кредитная политика предполагает повышение нормы процента и ужесточение
условий получения кредита, когда совокупный спрос угрожает стать инфляционным. Но при большом объеме облигаций в руках банков и населения государственные власти всегда весьма склонны к облегчению кредита с целью удержания процента по долгу на низком уровне. Если курс государственных облигаций не может понижаться, то и норма процента не может быть повышена, а населения и банки всегда могут превратить свои облигации в наличные деньги, необходимые им для расходов
на потребление и инвестиции. Поэтому наличие большого долга затрудняет использование денежно-кредитной политики для контроля за экономическим циклом и возлагает тем самым еще большее бремя на фискальную политику. Таким образом, большой долг снижает эффективность денежно-кредитной политики. В то же время многие эксперты полагают, что существование широкого рынка государственных ценных бумаг делает возможными большие операции стабилизирующего типа на открытом рынке, что усиливает эффективность денежно-кредитной политики. Управление государственным долгам посредством мероприятий казначейства и политики операций на открытом рынке с облигациями различной срочности может повысить стабильность экономической системы, но при условии-если все эти мероприятия проводятся правильно. Когда налоги используется для выплаты процентов по государственному долгу, то деньги переходят из одного кармана в другой. При этом нет прямого бремени, подобно тому, какое имеет место при внешнем долге.
Но было бы ошибочным делать поспешное заключение, что нет никакого бремени. Здесь есть косвенное бремя экономических нарушений, которое может быть очень значительным. Во-первых, хотя деньги просто переходят из одного кармана в другой, но карманы могут принадлежать разным лицам. Современный национальный долг находится в руках очень широких слоев населения, так что почти каждое лицо владеет некоторой его долей либо в форме прямых вложений, либо в форме банковских вкладов
и страховых полисов. Тем не менее статистические данные свидетельствуют о том, что те лица, которые получают проценты по облигациям, в среднем не относятся к низким группам получателей дохода. Поэтому критики заявляют, что процент по государственному долгу является отрицательным элементом а фискальной системе. Во-вторых, при современном государственном долге передача от одного класса получателей дохода к другому, возможно, не является наиболее важным косвенном бременем.
Обложение налогом
дохода населения может
экономика регулируется с
помощью дискреционной фискальной
политики и за счет действия встроенных
стабилизаторов, хотя следует заметить,
что эти два вида фискальной политики
применяются одновременно, дополняя друг
друга.Очень трудно определить, когда
возникает необходимость принятия фискальных
мер со стороны правительства. Кроме того
стимулирующий эффект фиск.политики может
быть ослаблен в результате: вытеснения
части частных капиталовложений; инфляции;
непредвиденных событий в мировой экономике;
колебаний валютного курса.Эффективностьфикс.
ДОСТОИНСТВА:
1.Эффект мультипликатора. Все инструменты фикс.полит. имеют мультипликационный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
2.Отсутствие внешнего лага(задержки)-это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения.
3. Наличие автономных стабилизаторов Правительству не надо предпринимать спец, мер по стабилиз. Эконом. Сглаживание циклич. Колебаний происходит автоматически.
НЕДОСТАТКИ
1.Эффект вытеснения. Часть совокупного объема производства оказывается недопроизведенной из-за сокращения величины инвестиционных расходов в результате роста процентной ставки.
2. Наличие внутреннего временного лага- это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении..
3. Неопределенность.Она касается проблемы идентификации экономической ситуации.
Поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики( стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении эконом. ситуации и выбора типа эконом.политики может привести к дестабилизации эконом.
4.Дефицит бюджета. При спаде экономики увеличиваются государственные закупки это приводит к дефициту гос бюджета. В связи с этим проблема финансирования дефицитагос.бюджета превращается в одну из важнейших макроэкон.проблем.