Шпаргалка по «Макроэкономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине «Макроэкономика».

Файлы: 1 файл

Makroekonomika_Otvety_na_voprosy_k_ekzamenu.docx

— 469.24 Кб (Скачать файл)

— выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

— совершенствование системы  налогового администрирования, которое  должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для плательщиков;

— оптимизация соотношения  республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологич. платежей.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2010— 2011 гг. будет направлена на:

— создание условий для  полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

— обеспечение эффективной  работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;

 

— принятие мер по совершенствованию  процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.

  1. Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Технические меры антиинфляционной политики направлены не на устранение причин инфляции, а на сбивание темпов, смягчения ее последствия. К таким  мерам относятся регулирование  уровня цен на отдельные товары; регулирование доходов населения предприятий; проведение эффективной краткосрочной кредитно-денежной политики путем использования налоговых ставок, амортизации, процентов за кредит.

Если рассматривать Республики Беларусь, то антиинфляционная стратегия должна включать следующие основные мероприятия:

1.Отказ от контроля  над ценами и рентабельностью  за исключением сверхмонополизированных отраслей;

2. Проведение приватизации  с целью создания устойчивой  конкурентной среды;

3. Отказ от практики  предоставления кредитов убыточным  предприятиям, создание института  банкротств;

4. Проведение либеральной  торговой политики;

5. Радикальная аграрная  реформа;

6. Реформа системы налогообложения;

7. Реализация политики  доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом.

  1. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Денежно-кредитная политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осущ-ет денежно-кредитную политику центральный банк.

Основные цели денежно-кредитной  политики – высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность на финансовом рынке и стабильность валютного курса.

Денежно-кредитная политика РБ является неотъемлемой частью экономической политики государства, осуществляется Национальным банком РБ. Основной целью денежно-кредитной политики РБ является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности по отношению к иностранным валютам. Достижение и поддержание устойчивости белорусского рубля является основным вкладом денежно-кредитной политики в создание условий для стабильного развития национальной экономики в долгосрочной перспективе.

В связи с этим денежно-кредитная  политика направлена на содействие последовательному  снижению инфляционных процессов в стране, что количественно будет характеризоваться ограничением темпов инфляции до уровня 8-10% . Денежно-кредитная политика также направлена на развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Ежегодно разрабатываются  основные направления денежно-кредитной  политики. В месте с тем следует признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек до завершения

  1.   Передаточный механизм денежно-кредитной политики.

4 звена передаточного механизма  монетарной политики:

1. Изменение величины реального  предложения денег в результате  проведения ЦБ соответствующей политики;

2. Изменение ставки процента  на денежном рынке;

3. Реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных) на  динамику ставки процента;

4. Изменение объёма выпуска  в ответ на изменение совокупного  спроса.

Очевидно, что нарушения  в любом звене придаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. В странах с переходной экономикой, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Следует учитывать также  возможные побочные эффекты при  проведении кредитно-денежной политики:

  1. Внешний лаг,
  2. Степень доверия к политике ЦБ.
  3. Понятие бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

По срокам воздействия  инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая

стабилизация, экономический  рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики .

Основными инструментами  денежно-кредитной политики, наиболее

часто используемыми ЦБ, являются:

а) установление обязательной нормы резервирования;

б) регулирование официальной  учетной ставки;

в) операции на открытом рынке.

Фискальная политика –  это политика государства, которая  воздействует на макроэкономику посредством изменения величины и структуры государственных расходов, а также системы налогообложения.

Фискальная политика представляет собой совокупность мер, предпринимаемых государством с  целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов (налогов) и расходов государственного бюджета.

Фискальную политику также  называют бюджетно-налоговой политикой. В Беларуси ее осуществляют Мин-во финансов и Мин-во по налогам и сборам.

Целями фискальной политики являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные  закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

 В зависимости от  фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) в краткосрочном  периоде имеет своей целью  преодоление циклического спада  экономики и предполагает увеличение госрасходов (G), снижение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) имеет  своей целью ограничение циклического подъема экономики и предлагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.

  1. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия (модель «доходы-расходы», модель Манделла-Флеминга).

Внутреннее равновесие характеризуется  ситуацией, при которой уровень  производства внутри страны обеспечивает полную занятость и устойчиво низкий уровень инфляции.

Внешнее равновесие предполагает равновесие платежного баланса, или чистый приток капитала, обеспечивающий баланс национальных сбережений и инвестиций в среднесрочной перспективе.

Процесс корректировки открытой экономики позволяют понять ее модели. Одной из них является базовая кейнсианская модель «доходы--расходы», которая исходит из следующих предположений: неизменности цен товаров (отсутствие инфляции), капитала (устойчивые ставки процента), труда (постоянная зарплата), иностранной валюты (фиксированный валютный курс); существования безработицы; неизменности объемов капитала как фактора производства, имеющегося в экономике. [1, с. 244]

Увеличение инвестиций на некоторую величину привело к росту уровня дохода на большую величину. Это происходит из-за того, что часть инвестиций превращается в доход (заработная плата, прибыль, рента), который инвестируется снова. Инвестируются те средства, которые не сберегаются и тем самым не утекают из системы, т.е. величина, обратная предельной склонности к сбережению. Мультипликатор инвестиций представляет собой коэффициент, показывающий изменение уровня дохода в результате получения дополнительной единицы инвестиций. Поскольку

с + s = 1, т.е. s = 1 (2.9)

где с - предельная склонность к потреблению.

то мультипликатор обратно  пропорционален предельной склонности к сбережению и прямо пропорционален предельной склонности к потреблению. Его можно записать 1/(1-c)

На основе модели «доходы -- расходы» в закрытой экономике можно построить модель открытой экономики. В качестве объекта исследования возьмем малую открытую экономику, в которой изменения спроса не оказывают существенного влияния на другие страны.

Предположим, что закрытая экономика вступает в торговые отношения  с другими странами. Для применения модели «доходы--расходы» к открытой экономике сделаем следующие предположения.

Цена каждого товара фиксирована  в валюте страны-производителя.

Власти фиксируют обменный курс, что гарантирует постоянство цен зарубежных товаров, выраженных во внутренней валюте.

Не существует международного движения капитала. Таким образом платежный баланс совпадает с торговым (с учетом трансфертов).

В состоянии равновесии спрос  на национальный выпуск равен предложению, а общие инъекции -- общим утечкам. Экспорт, так же как и инвестиции, представляет собой инъекцию, а затраты на импортируемые товары, как и сбережения, утечку. Таким образом, равенство S = I можно представить следующим образом:

S + IM = I + EX (2.10)

Если торговый баланс находится  в состоянии равновесия (т.е. EX = IM), такая ситуация в открытой экономике соответствует закрытой. Однако это равенство не будет иметь места, если существует неравновесие торгового баланса.

Состояние EX - IM означает что спрос на экспорт данной страны соответствует зарубежному спросу на импорт. Соответственно, спрос на импорт из-за рубежа соответствует спросу на экспорт данной страны.

  1. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Создание банковской системой «новых денег».

Денежно–кредитная (монетарная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание экономических колебаний посредством регулирования денежной массы.

 Монетарную политику  в Беларуси осуществляет Национальный  Банк Республики Беларусь.  Однако  изменение предложения денег  в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) денежно-кредитной    политики могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2)  контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия, прежде всего на денежную базу. Изменяя  норму обязательных резервов, он изменяет денежную базу и таким образом  оказывает мультипликационный эффект на предложение денег. В его распоряжении имеются также такие инструменты, как учетная ставка (ставка рефинансирования), изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ, и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных облигаций). Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, а значит, на общую денежную массу

Информация о работе Шпаргалка по «Макроэкономика»