Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине «Макроэкономика».
— выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
— совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для плательщиков;
— оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологич. платежей.
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2010— 2011 гг. будет направлена на:
— создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
— обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;
— принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.
Технические меры антиинфляционной
политики направлены не на устранение
причин инфляции, а на сбивание темпов,
смягчения ее последствия. К таким
мерам относятся регулирование
уровня цен на отдельные товары;
регулирование доходов
Если рассматривать Республики Беларусь, то антиинфляционная стратегия должна включать следующие основные мероприятия:
1.Отказ от контроля
над ценами и рентабельностью
за исключением
2. Проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
3. Отказ от практики
предоставления кредитов
4. Проведение либеральной торговой политики;
5. Радикальная аграрная реформа;
6. Реформа системы
7. Реализация политики
доходов, применяемой при
Денежно-кредитная политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осущ-ет денежно-кредитную политику центральный банк.
Основные цели денежно-кредитной политики – высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность на финансовом рынке и стабильность валютного курса.
Денежно-кредитная политика РБ является неотъемлемой частью экономической политики государства, осуществляется Национальным банком РБ. Основной целью денежно-кредитной политики РБ является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности по отношению к иностранным валютам. Достижение и поддержание устойчивости белорусского рубля является основным вкладом денежно-кредитной политики в создание условий для стабильного развития национальной экономики в долгосрочной перспективе.
В связи с этим денежно-кредитная политика направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране, что количественно будет характеризоваться ограничением темпов инфляции до уровня 8-10% . Денежно-кредитная политика также направлена на развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Ежегодно разрабатываются основные направления денежно-кредитной политики. В месте с тем следует признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек до завершения
4 звена передаточного механизма монетарной политики:
1. Изменение величины реального
предложения денег в
2. Изменение ставки процента на денежном рынке;
3. Реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных) на динамику ставки процента;
4. Изменение объёма выпуска
в ответ на изменение
Очевидно, что нарушения в любом звене придаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. В странах с переходной экономикой, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении кредитно-денежной политики:
По срокам воздействия
инструменты денежно-кредитной
стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики .
Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее
часто используемыми ЦБ, являются:
а) установление обязательной нормы резервирования;
б) регулирование официальной учетной ставки;
в) операции на открытом рынке.
Фискальная политика – это политика государства, которая воздействует на макроэкономику посредством изменения величины и структуры государственных расходов, а также системы налогообложения.
Фискальная политика представляет собой совокупность мер, предпринимаемых государством с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов (налогов) и расходов государственного бюджета.
Фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой. В Беларуси ее осуществляют Мин-во финансов и Мин-во по налогам и сборам.
Целями фискальной политики являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
В зависимости от
фазы цикла, в которой
1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов (G), снижение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Сдерживающая бюджетно-
Внутреннее равновесие характеризуется ситуацией, при которой уровень производства внутри страны обеспечивает полную занятость и устойчиво низкий уровень инфляции.
Внешнее равновесие предполагает равновесие платежного баланса, или чистый приток капитала, обеспечивающий баланс национальных сбережений и инвестиций в среднесрочной перспективе.
Процесс корректировки открытой экономики позволяют понять ее модели. Одной из них является базовая кейнсианская модель «доходы--расходы», которая исходит из следующих предположений: неизменности цен товаров (отсутствие инфляции), капитала (устойчивые ставки процента), труда (постоянная зарплата), иностранной валюты (фиксированный валютный курс); существования безработицы; неизменности объемов капитала как фактора производства, имеющегося в экономике. [1, с. 244]
Увеличение инвестиций на некоторую величину привело к росту уровня дохода на большую величину. Это происходит из-за того, что часть инвестиций превращается в доход (заработная плата, прибыль, рента), который инвестируется снова. Инвестируются те средства, которые не сберегаются и тем самым не утекают из системы, т.е. величина, обратная предельной склонности к сбережению. Мультипликатор инвестиций представляет собой коэффициент, показывающий изменение уровня дохода в результате получения дополнительной единицы инвестиций. Поскольку
с + s = 1, т.е. s = 1 (2.9)
где с - предельная склонность к потреблению.
то мультипликатор обратно пропорционален предельной склонности к сбережению и прямо пропорционален предельной склонности к потреблению. Его можно записать 1/(1-c)
На основе модели «доходы -- расходы» в закрытой экономике можно построить модель открытой экономики. В качестве объекта исследования возьмем малую открытую экономику, в которой изменения спроса не оказывают существенного влияния на другие страны.
Предположим, что закрытая экономика вступает в торговые отношения с другими странами. Для применения модели «доходы--расходы» к открытой экономике сделаем следующие предположения.
Цена каждого товара фиксирована в валюте страны-производителя.
Власти фиксируют обменный курс, что гарантирует постоянство цен зарубежных товаров, выраженных во внутренней валюте.
Не существует международного движения капитала. Таким образом платежный баланс совпадает с торговым (с учетом трансфертов).
В состоянии равновесии спрос на национальный выпуск равен предложению, а общие инъекции -- общим утечкам. Экспорт, так же как и инвестиции, представляет собой инъекцию, а затраты на импортируемые товары, как и сбережения, утечку. Таким образом, равенство S = I можно представить следующим образом:
S + IM = I + EX (2.10)
Если торговый баланс находится в состоянии равновесия (т.е. EX = IM), такая ситуация в открытой экономике соответствует закрытой. Однако это равенство не будет иметь места, если существует неравновесие торгового баланса.
Состояние EX - IM означает что спрос на экспорт данной страны соответствует зарубежному спросу на импорт. Соответственно, спрос на импорт из-за рубежа соответствует спросу на экспорт данной страны.
Денежно–кредитная (монетарная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание экономических колебаний посредством регулирования денежной массы.
Монетарную политику
в Беларуси осуществляет
Тактическими целями (целевыми ориентирами) денежно-кредитной политики могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
ЦБ может контролировать
предложение денег путем