Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине «Макроэкономика».
Солоу рассматривал три фактора экономического роста: накопление капитала; рост народонаселения; научно-технический прогресс (НТП).
Эти факторы вводятся в анализ последовательно. Сначала рассматривается влияние на экономический рост накопления капитала при стабильном населении и неизменных технологиях и технике. Затем к накоплению капитала добавляется рост народонаселения, и наконец к первым двум факторам добавляется НТП.[5, 49]
В основу анализа положена производственная функция вида Y=F(K, L), где Y - валовой внутренний продукт (ВВП), К - капитал, L - труд.
"Золотое правило" накопл-я Э. Фелпса
Поскольку равновесный экономический рост совместим с различными нормами сбережения (накопления), возникла проблема поиска оптимальной нормы накопления.
Исследование ее принадлежит стороннику рассматриваемой концепции Э. Фелпсу.
Э. Фелпс вывел "золотое правило", согласно которому оптимальная норма накопления обеспечивает равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления.
Если в исходном состоянии экономика имеет запас капитала больший, чем это соответствует "золотому правилу", необходима программа по снижению нормы накопления. Она обусловливает увеличение потребления и снижение инвестиций.
Если же в исходном состоянии экономика имеет запас капитала меньший, чем это соответствует "золотому правилу", необходима программа, направленная на повышение нормы накопления. Эта программа первоначально приводит к росту инвестиций и падению потребления, но по мере накопления капитала с определенного момента потребление вновь начинает расти. В результате экономика достигает нового равновесия, но уже как результат определенной регулирующей деятельности. В зависимости от межвременных предпочтений политиков она может оказаться эффективной в коротком или долгом периоде.
Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики — социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства, что обусловливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящее свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т.д. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию "потребительской корзины", необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и позволяющего удовлетворять наиболее важные материальные и духовные потребности людей. Невозможность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшению численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу (народам).
Модели социального обеспечения в зарубежной и отечественной практике социальной поддержки, по сути дела, отражали исторический путь государств, стремившихся найти механизмы, регулирующие общественные отношения и позволяющие избежать социальных катаклизмов. Социальное законодательство, регулирование и распределение ресурсов, качество жизни и благосостояние членов общества являлись теми основаниями, которые позволили западной и отечественной цивилизации сформировать основные модели социальной политики. В этой связи модели социальной политики выступали как система взаимосвязанных принципов и направлений деятельности, регулирующих общественное развитие, распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов.
Модели соц.политики:
1.Остаточная модель социальной политики
(В процессе формирования данной модели были сформулированы ее основные принципы: государство оказывает помощь и поддержку нуждающимся через систему социальных служб только в том случае, если удовлетворение индивидуальных нужд невозможно через институт семьи и возможности частного рынка. Однако и в этом случае поддержка оказывается только временно. Сущность такого подхода была сформулирована профессором Пикок: «Объектом подлинного государственного обеспечения является обучение нуждающихся, как им обходиться без него»)
2. Модель индустриально-экономического развития
Модель индустриально-
3.Отечественные модели социальной политики
Отечественные модели социальной политики возможно рассмотреть в контексте исторического процесса, что позволит обозначить характерные для российской социальной практики модели построения общественных взаимоотношений.
Так же модели:
Модель 3. Общественное призрение
Модель 4. Общественно-территориальное распределение
Модель 5. Социальное обеспечение
Модель 6. Переходный период
При построении такой модели предполагается, что вклад национальной экономики в мировой рынок незначителен, поэтому основные параметры ее развития задаются национальной экономике извне, т. е. мировым рынком. Это означает что:
а) национальная процентная ставка в открытой экономике и в условиях мобильности капитала равна мировой процентной ставке
б) национальный объем производства находится на уровне, заданном существующими на данный момент факторами производства:
в) объем потребления в экономике С — прямая функция располагаемого дохода
г) внутренние инвестиции страны / — обратная функция процентной ставки i:
д) чистый экспорт страны Хп — функция обменного курса е:
Эти уравнения — составные элементы модели открытой экономики.
Платежный баланс — это учет торговых и финансовых операций страны с другими странами мира за определенный период. Он состоит из двух основных частей: торгового баланса (баланса текущих операций) и баланса по счету капитала.
Для проведения международных
экономических сделок их участники
нуждаются в иностранной
национальная валюта конвертируема. В этом случае нет необходимости экспортировать товары, их можно продать на внутреннем рынке, на вырученные деньги, например рубли, купить иностранную валюту, а на нее — импортные товары.
Обменный (валютный) курс — это цена валюты одной страны, выраженная в валюте другой страны. Однако при обесценении национальной валюты более дорогим становится импорт, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на благосостоянии граждан страны. Удорожание национальной валюты, напротив, сдерживает экспорт, но делает выгодным импорт.
Предложение иностранной валюты формируется под воздействием экспорта товаров и услуг национального производства. Экспортеры продают часть валютной выручки (в России она составляет 75%), поскольку нуждаются в национальной валюте для уплаты налогов, выплаты заработной платы, расчетов по другим операциям.
Мировая практика знает три основных типа обменных курсов:
а) абсолютно жесткий (унифицированная валюта);
б) фиксированный;
в) плавающий.
Выбор типа обменного курса зависит от ряда объективных условий гой или иной страны: уровня экономического развития, степени открытое, и экономики, состояния платежного баланса, степени зависимости национальной экономики от внешней торговли, состояния денежной системы страны, величины резервов иностранной валюты, состояния финансовых рынков и т. д.
Выделяют следующие главные задачи переходной экономики:
1) преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в переходную экономику;
2) формирование рыночных
отношений и рыночной
3) реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
4) создание условий
5) формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики. Как показывает практика, в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:
* либерализацию экономики,
связанную, в первую очередь,
с отпуском цен. Это
* реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной.
* стабилизацию экономики,
под которой понимается
* реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую санацию производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройку технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;
* интеграцию национальной
экономики в систему
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства.
Во-первых, это создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики.
Во-вторых, перестройка самой государственной системы на принципах демократии и удовлетворения потреби: остей рыночного хозяйства.Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.
В-третьих, переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечить структурную перестройку и экономический рост; остановить инфляцию, т.е. стабилизировать экономику; Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого развития общества.
Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
В области налоговой политики в 2010—2011 гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики. Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы след. мероприятия:
— улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
— снижение нагрузки на фонд заработной платы;
— оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
— повышение стимулирующей роли таможенной политики;