Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:08, шпаргалка
Методологические основы микроэкономики: теории и модели. Предельный анализ. Позитивный и нормативный анализ.В зависимости от области приложения, использования результатов исследований принято различать: ·позитивную экономическую теорию, которая изучает и пытается научно объяснить суть происходящих экономических явлений, не давая при этом готовых рецептов хозяйственной деятельности; ·нормативную экономическую теорию, которая не только объясняет происходящие экономические процессы, но и дает обоснование того, как следует действовать, что необходимо предпринять для достижения желаемых результатов. Позитивный анализ предполагает научное объяснение сложившейся ситуации и прогнозирование дальнейшего экономического развития
6.Кривая “доход-потребление” для нормальных, некачественных товаров и товаров первой необходимости.ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат. Эти сдвиги предполагают, что цены фиксированы.Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, мы получаем кривую "доход-потребление", которая показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода.Кривая "доход-потребление" для нормальных (полноценных), некачественных (неполноценных) и для нейтральных (независимых) благ имеет различный наклон.Кривая "доход-потребление" для нормальных (полноценных) благ имеет положительный наклон (рис. 9.1), поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление.На рис. 9.1 показано, что сначала потребитель находится в равновесии при наборе, соответствующем точке E1, где потребляется QX1 единиц товара X. Увеличение дохода от I1 до I2 смещает бюджетную линию дальше от начала координат, но параллельно ей самой. Если бы потребитель не приобретал благо X, то доход I1 был бы полностью в распоряжении для покупок других благ. Если бы потребитель вновь не приобретал благо X, то возросший доход I2 позволил бы приобрести другие блага. На рис. 9.1 денежный доход потребителя представлен пересечением бюджетной линии потребителя с вертикальной осью.Увеличение доходов дает возможность приобретать такие блага, которые потребитель прежде не мог приобрести. Это вызывает перемещение равновесия к новой точке - Е2. Еженедельное потребление блага X - QX2 увеличилось в ответ на увеличение доходов.
Рис. 9.1. Кривая "доход-потребление" качественного товара. кривая "доход-потребление" иллюстрирует, как объем блага X, потребляемого в неделю, изменяется в зависимости от изменения дохода.Кривая "доход-потребление" изображает, как потребление блага X изменяется с увеличением дохода и то, что потребление нормального (полноценного) блага неизменно растет.ривая "доход-потребление" для некачественных (неполноценных) благ имеет отрицательный наклон (рис. 9.2).При рассмотрении потребителем некачественного блага кривая "доход-потребление" поворачивает к вертикальной оси координат. После достижения определенного уровня дохода дальнейшее его увеличение приводит к сокращению потребления блага. При достижении этого уровня дохода кривая "доход-потребление" принимает отрицательный наклон. Так, при увеличении доходов выше уровня I2 наступает сокращение потребления блага X. При увеличении доходов выше определенного уровня потребители будут отказываться от потребления некачественных благ. Рис. 9.2. Кривая "доход-потребление" некачественного товара.Кривая "доход-потребление" для нейтральных (независимых) благ имеет вертикальный наклон (рис. 9.3).Нейтральные, или независимые, блага - это блага, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление которых остается неизменным при всех уровнях дохода. К этой группе благ относят, например, соль, туалетную бумагу, зубную пасту и т. п., расходы на которые занимают относительно незначительную часть бюджета. Это блага первой необходимости.Кривая Энгеля изображена на рис. 9.4. (см. далее) Рис. 9.3. Кривая "доход-потребление" на нейтральные товары.Кривая "доход-потребление" используется для построения кривой Энгеля.
7.Кривая Энгеля для нормальных, некачественных товаров и товаров первой необходимости.Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Она названа по имени немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля (1821-1896), исследовавшего взаимосвязи между объемом покупаемого данным потребителем блага и величиной его дохода.
Рис. 9.4. Кривая Энгеля . На рис. 9.4 денежный доход нанесен на вертикальной оси, а объем приобретенного за определенный период блага X - на горизонтальной оси. Данные кривые могут быть выведены для потребителя с определенными предпочтениями (вкусами) и при заданных ценах на благо X и другие блага.Заметим, что кривые Энгеля схожи с кривыми спроса, поскольку они изображают соотношение между важным фактором, влияющим на спрос, и количеством приобретаемых благ.Считается, что получить для некоторого блага кривую Энгеля достаточно несложно. Для этого нужно отложить доход на вертикальной оси и равновесное количество реализованного блага, соответствующего этому доходу, - на горизонтальной оси. Так, на рис. 9.4 кривая "доход-потребление" изображает, что когда потребитель, чьи кривые безразличия начерчены, имеет еженедельный доход в размере I1$, равновесное количество приобретаемого блага X составляет QX1 единиц в неделю. Это обозначено точкой А. Точка В соответствует точке Е2 на рис. 9.1, для которой доход равен I2 $ в неделю и потребляемый объем X равен QX2.
Точки С и D на кривой Энгеля соотносятся на кривой "доход-потребление" с точками Е3 и Е4 на рис. 9.1 соответственно. Кривая Энгеля образуется посредством соединения всех точек, соответствующих различному доходу и связанному с ним равновесному количеству покупок благ X. Кривая Энгеля для нормального товара имеет положительный наклон, поскольку увеличение дохода всегда вызывает увеличение потребляемого объема такого блага.Наклон кривой Энгеля может быть выражен как:dI/dQx или(Изменение в доходе)/(Изменение количества покупок блага X). Наклон кривой Энгеля, изображенной на рис. 9.4, увеличивается по мере увеличения еженедельного дохода. Форма кривой Энгеля отражает информацию о способности покупок блага реагировать на изменения в доходах.Кривая Энгеля для блага, которое потребляется безотносительно к уровню дохода покупателя, имеет форму вертикальной прямой (рис. 9.5). На рис. 9.5 показана кривая Энгеля для такого блага. Так, ваши расходы на мандариновый сок не зависят от ваших доходов. Если вы покупаете 5 литров сока в неделю, то и при увеличении дохода все равно будете покупать 5 литров сока в неделю. Итак, кривая Энгеля демонстрирует, что независимо от размера дохода вы приобретаете в неделю один и тот же объем сока, т. е. изменения в доходе не приводят к изменениям в объеме приобретаемого блага
Рис. 9.5. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага независимо от уровня доходов
Рис. 9.6 показывает, что наклон кривой Энгеля уменьшается по мере увеличения доходов, при этом восприимчивость количества покупок блага X на изменение дохода возрастает, т. е. объем покупок увеличивается с увеличением доходов. Блага, которые приобретаются с увеличением доходов, часто рассматриваются как предметы роскоши. С уменьшением доходов объем покупки этих благ, наоборот, уменьшится.
Рис. 9.6. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага с изменением уровня доходов. Немецкий статистик А. Швабе отмечал ограниченность положений закона Энгеля. В частности, он указывал, что от доходов зависят тенденции изменения расходов на жилище. С. Струмилин на материалах пензенских бюджетов пришел к выводу, что доля расходов на питание находится в более тесной связи с размером семьи и возрастом ее членов.Следовательно, связывать долю расходов семьи на питание с уровнем доходов, как это предлагал Энгель, некорректно, ибо должны учитываться и другие обстоятельства, на что указывали А. Швабе и С. Струмилин.
8.Кривая “цена-потребление” и построение кривой индивидуального спроса. Эффект дохода и эффект замены. КРИВАЯ "ЦЕНА-ПОТРЕБЛЕНИЕ".Реакция потребителя на изменение дохода и цен обычно рассматривается под углом зрения изменения его спроса. Что касается системы предпочтений потребителя, а значит, и его карты безразличия, то они находятся, как правило, вне сферы влияния данных факторов. Остановимся вначале на анализе реакции потребителя на изменение цен. Его доход при этом остается неизменным. Рис. 1.12. Линия "цена-потребление" и линия индивидуального спроса .На рис 1.12, а показано смещение оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е2 в результате снижения цены товара X с Рх' до Рх''. Снижение Рх предопределило поворот бюджетной линии АВ против часовой стрелки вокруг точки А. В результате этого бюджетная линия заняла новое положение АВ' и стала касаться в точке Е2 более удаленной кривой безразличия U2. В связи с этим товарный набор Е2 стал доступен данному потребителю. Если соединить одной линией все точки оптимума потребителя, получаемые в результате как снижения, так и повышения Рх, то получим кривую "цена-потребление" (линия ЕЕ). Она выражает множество оптимальных сочетаний (наборов) товаров X и Y, которые возникают при изменении цены товара X. С помощью кривой "цена-потребление" можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя. Здесь важно заметить, что определение линии индивидуального спроса в этом случае осуществляется исключительно на основе принципа заданности рыночных цен. Поэтому построить линию спроса на новое благо, цена которого на данном этапе еще не известна, с помощью рассматриваемого метода невозможно На рис 1 12, б представлена линия индивидуального спроса dd на товар X. Она построена с помощью двух точек L и М, каждая из которых определена исходя из заданной цены и объема спроса, определенного с учетом оптимума потребителя (E1 и Е2). Линия, проведенная через эти точки (L и М), рассматривается в качестве кривой индивидуального спроса на товар X. Здесь важно также обратить внимание на следующее обстоятельство. Поскольку цена спроса, как было показано в разделе 1.1, имеет отношение не к предельной, а к средней полезности, то и рыночные цены, используемые при построении кривой индивидуального спроса, не могут отличаться по своей природе от цен спроса.
Эффект
замены и дохода для
9.Построение кривых
рыночного спроса. Выигрыш потребителя.
Использование кривых рыночного спроса
для приближенного выражения выигрыша
потребителя.Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех
потребителей при каждой данной цене данного
блага.Суммарная рыночная кривая спроса
образуется в результате сложения по горизонтали
индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2).Зависимость
рыночного спроса от рыночной цены определяется
посредством суммирования объемов спроса
всех потребителей при данной цене.Графический
способ суммирования объемов спроса всех
потребителей изображен на рис. 12.2.Необходимо
иметь в виду, что на рынке функционируют
сотни и тысячи потребителей и объем спроса
каждого из них может быть представлен
в виде точки. В таком варианте точка спроса
А показывается на кривой DD (рис. 12.2, в).Кривая
спроса у каждого потребителя своя, т.
е. она отличается от кривых спроса других
потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые
имеют высокий доход, а другие - низкий.
Некоторые желают кофе, а другие - чай.
Чтобы получить общую рыночную кривую,
необходимо рассчитать общую сумму потребления
всех потребителей при каждом заданном
уровне цены.
Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на
основе индивидуальных кривых спроса.Кривая
рыночного спроса, как правило, имеет меньший
наклон в сравнении с кривыми индивидуального
спроса, что означает, что при понижении
цены блага объем рыночного спроса увеличивается
в большей степени, чем объем спроса отдельного
потребителя.Рыночный спрос может быть
рассчитан не только графическим способом,
но и посредством таблиц и аналитическим
методом.Основными
факторами рыночного спроса являются:доходы
потребителей;предпочтения (вкусы) потребителей;цена
данного блага;цены товаров-заменителей
и дополняющих благ;количество потребителей
данного блага;численность населения
и его возрастная структура;распределение
доходов среди демографических групп
населения;внешние условия потребления;реклама;