Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:08, шпаргалка

Описание работы

Методологические основы микроэкономики: теории и модели. Предельный анализ. Позитивный и нормативный анализ.В зависимости от области приложения, использования результатов исследований принято различать: ·позитивную экономическую теорию, которая изучает и пытается научно объяснить суть происходящих экономических явлений, не давая при этом готовых рецептов хозяйственной деятельности; ·нормативную экономическую теорию, которая не только объясняет происходящие экономические процессы, но и дает обоснование того, как следует действовать, что необходимо предпринять для достижения желаемых результатов. Позитивный анализ предполагает научное объяснение сложившейся ситуации и прогнозирование дальнейшего экономического развития

Файлы: 1 файл

все ответы 1 ш.docx

— 1.90 Мб (Скачать файл)

6.Кривая “доход-потребление” для нормальных, некачественных товаров и товаров первой необходимости.ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат. Эти сдвиги предполагают, что цены фиксированы.Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, мы получаем кривую "доход-потребление", которая показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода.Кривая "доход-потребление" для нормальных (полноценных), некачественных (неполноценных) и для нейтральных (независимых) благ имеет различный наклон.Кривая "доход-потребление" для нормальных (полноценных) благ имеет положительный наклон (рис. 9.1), поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление.На рис. 9.1 показано, что сначала потребитель находится в равновесии при наборе, соответствующем точке E1, где потребляется QX1 единиц товара X. Увеличение дохода от I1 до I2 смещает бюджетную линию дальше от начала координат, но параллельно ей самой. Если бы потребитель не приобретал благо X, то доход I1 был бы полностью в распоряжении для покупок других благ. Если бы потребитель вновь не приобретал благо X, то возросший доход I2 позволил бы приобрести другие блага. На рис. 9.1 денежный доход потребителя представлен пересечением бюджетной линии потребителя с вертикальной осью.Увеличение доходов дает возможность приобретать такие блага, которые потребитель прежде не мог приобрести. Это вызывает перемещение равновесия к новой точке - Е2. Еженедельное потребление блага X - QX2 увеличилось в ответ на увеличение доходов.

Рис. 9.1. Кривая "доход-потребление" качественного товара. кривая "доход-потребление" иллюстрирует, как объем блага X, потребляемого в неделю, изменяется в зависимости от изменения дохода.Кривая "доход-потребление" изображает, как потребление блага X изменяется с увеличением дохода и то, что потребление нормального (полноценного) блага неизменно растет.ривая "доход-потребление" для некачественных (неполноценных) благ имеет отрицательный наклон (рис. 9.2).При рассмотрении потребителем некачественного блага кривая "доход-потребление" поворачивает к вертикальной оси координат. После достижения определенного уровня дохода дальнейшее его увеличение приводит к сокращению потребления блага. При достижении этого уровня дохода кривая "доход-потребление" принимает отрицательный наклон. Так, при увеличении доходов выше уровня I2 наступает сокращение потребления блага X. При увеличении доходов выше определенного уровня потребители будут отказываться от потребления некачественных благ. Рис. 9.2. Кривая "доход-потребление" некачественного товара.Кривая "доход-потребление" для нейтральных (независимых) благ имеет вертикальный наклон (рис. 9.3).Нейтральные, или независимые, блага - это блага, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление которых остается неизменным при всех уровнях дохода. К этой группе благ относят, например, соль, туалетную бумагу, зубную пасту и т. п., расходы на которые занимают относительно незначительную часть бюджета. Это блага первой необходимости.Кривая Энгеля изображена на рис. 9.4. (см. далее) Рис. 9.3. Кривая "доход-потребление" на нейтральные товары.Кривая "доход-потребление" используется для построения кривой Энгеля.

7.Кривая Энгеля для нормальных, некачественных товаров и товаров первой необходимости.Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Она названа по имени немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля (1821-1896), исследовавшего взаимосвязи между объемом покупаемого данным потребителем блага и величиной его дохода.

Рис. 9.4. Кривая Энгеля . На рис. 9.4 денежный доход нанесен на вертикальной оси, а объем приобретенного за определенный период блага X - на горизонтальной оси. Данные кривые могут быть выведены для потребителя с определенными предпочтениями (вкусами) и при заданных ценах на благо X и другие блага.Заметим, что кривые Энгеля схожи с кривыми спроса, поскольку они изображают соотношение между важным фактором, влияющим на спрос, и количеством приобретаемых благ.Считается, что получить для некоторого блага кривую Энгеля достаточно несложно. Для этого нужно отложить доход на вертикальной оси и равновесное количество реализованного блага, соответствующего этому доходу, - на горизонтальной оси. Так, на рис. 9.4 кривая "доход-потребление" изображает, что когда потребитель, чьи кривые безразличия начерчены, имеет еженедельный доход в размере I1$, равновесное количество приобретаемого блага X составляет QX1 единиц в неделю. Это обозначено точкой А. Точка В соответствует точке Е2 на рис. 9.1, для которой доход равен I2 $ в неделю и потребляемый объем X равен QX2.

Точки С и D на кривой Энгеля соотносятся  на кривой "доход-потребление" с  точками Е3 и Е4 на рис. 9.1 соответственно. Кривая Энгеля образуется посредством  соединения всех точек, соответствующих  различному доходу и связанному с  ним равновесному количеству покупок  благ X. Кривая Энгеля для нормального  товара имеет положительный наклон, поскольку увеличение дохода всегда вызывает увеличение потребляемого  объема такого блага.Наклон кривой Энгеля может быть выражен как:dI/dQx или(Изменение в доходе)/(Изменение количества покупок блага X). Наклон кривой Энгеля, изображенной на рис. 9.4, увеличивается по мере увеличения еженедельного дохода. Форма кривой Энгеля отражает информацию о способности покупок блага реагировать на изменения в доходах.Кривая Энгеля для блага, которое потребляется безотносительно к уровню дохода покупателя, имеет форму вертикальной прямой (рис. 9.5). На рис. 9.5 показана кривая Энгеля для такого блага. Так, ваши расходы на мандариновый сок не зависят от ваших доходов. Если вы покупаете 5 литров сока в неделю, то и при увеличении дохода все равно будете покупать 5 литров сока в неделю. Итак, кривая Энгеля демонстрирует, что независимо от размера дохода вы приобретаете в неделю один и тот же объем сока, т. е. изменения в доходе не приводят к изменениям в объеме приобретаемого блага

Рис. 9.5. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага независимо от уровня доходов

Рис. 9.6 показывает, что наклон кривой Энгеля уменьшается по мере увеличения доходов, при этом восприимчивость  количества покупок блага X на изменение  дохода возрастает, т. е. объем покупок  увеличивается с увеличением  доходов. Блага, которые приобретаются  с увеличением доходов, часто  рассматриваются как предметы роскоши. С уменьшением доходов объем  покупки этих благ, наоборот, уменьшится.

Рис. 9.6. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага с изменением уровня доходов. Немецкий статистик А. Швабе отмечал ограниченность положений закона Энгеля. В частности, он указывал, что от доходов зависят тенденции изменения расходов на жилище. С. Струмилин на материалах пензенских бюджетов пришел к выводу, что доля расходов на питание находится в более тесной связи с размером семьи и возрастом ее членов.Следовательно, связывать долю расходов семьи на питание с уровнем доходов, как это предлагал Энгель, некорректно, ибо должны учитываться и другие обстоятельства, на что указывали А. Швабе и С. Струмилин.

 

8.Кривая “цена-потребление” и построение кривой индивидуального спроса. Эффект дохода и эффект замены. КРИВАЯ "ЦЕНА-ПОТРЕБЛЕНИЕ".Реакция потребителя на изменение дохода и цен обычно рассматривается под углом зрения изменения его спроса. Что касается системы предпочтений потребителя, а значит, и его карты безразличия, то они находятся, как правило, вне сферы влияния данных факторов. Остановимся вначале на анализе реакции потребителя на изменение цен. Его доход при этом остается неизменным. Рис. 1.12. Линия "цена-потребление" и линия индивидуального спроса .На рис 1.12, а показано смещение оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е2 в результате снижения цены товара X с Рх' до Рх''. Снижение Рх предопределило поворот бюджетной линии АВ против часовой стрелки вокруг точки А. В результате этого бюджетная линия заняла новое положение АВ' и стала касаться в точке Е2 более удаленной кривой безразличия U2. В связи с этим товарный набор Е2 стал доступен данному потребителю. Если соединить одной линией все точки оптимума потребителя, получаемые в результате как снижения, так и повышения Рх, то получим кривую "цена-потребление" (линия ЕЕ). Она выражает множество оптимальных сочетаний (наборов) товаров X и Y, которые возникают при изменении цены товара X. С помощью кривой "цена-потребление" можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя. Здесь важно заметить, что определение линии индивидуального спроса в этом случае осуществляется исключительно на основе принципа заданности рыночных цен. Поэтому построить линию спроса на новое благо, цена которого на данном этапе еще не известна, с помощью рассматриваемого метода невозможно На рис 1 12, б представлена линия индивидуального спроса dd на товар X. Она построена с помощью двух точек L и М, каждая из которых определена исходя из заданной цены и объема спроса, определенного с учетом оптимума потребителя (E1 и Е2). Линия, проведенная через эти точки (L и М), рассматривается в качестве кривой индивидуального спроса на товар X. Здесь важно также обратить внимание на следующее обстоятельство. Поскольку цена спроса, как было показано в разделе 1.1, имеет отношение не к предельной, а к средней полезности, то и рыночные цены, используемые при построении кривой индивидуального спроса, не могут отличаться по своей природе от цен спроса.

 Эффект  замены и дохода для качественных  товаров.Изменение цены какого-либо товара оказывает влияние на объем спроса на него двумя способами. Во-первых, посредством изменения соотношения цен, что приводит к смещению спроса с одних товаров на другие (с относительно дорогих на относительно дешевые) и, во-вторых, посредством изменения покупательной способности или реального дохода потребителя, когда рост или снижение реального дохода индивидуума в результате изменения цены данного товара приводит соответственно к росту или снижению спроса на этот товар, впрочем, как и на другие товары Изменение объема спроса, достигнутое с помощью первого способа, называется эффектом замены, а с помощью второго способа - эффектом дохода. При этом предполагается, что оба эффекта возникают в условиях стабильности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматриваемого. Существуют две точки зрения относительно того, как следует делить общий эффект изменения цены (в качестве которого выступает изменение объема спроса) на эффект замены и эффект дохода. Одна из них принадлежит английскому экономисту Дж. Хиксу, а другая - русскому математику и экономисту Е. Слуцкому. Хикс полагал, что для выполнения этой процедуры необходимо воспользоваться вспомогательной бюджетной линией А'В'' (рис. 1.13) Ее следует провести таким образом, чтобы она, во-первых, была параллельна бюджетной линии АВ' и, во-вторых, являлась касательной к исходной кривой безразличия U1. Это означает, что с помощью такой вспомогательной бюджетной линии обеспечивается сохранение, с одной стороны, нового соотношения цен, а с другой - первоначального уровня удовлетворения индивидуума. Полученная точка вспомогательного оптимума Е3 позволяет разделить общий прирост спроса на товар X, вызванный снижением его цены, на эффект замены и эффект дохода. Общий прирост спроса соответствует отрезку X1X2. Точка Х3 делит его на эффект замены (отрезок Х1Х3) и эффект дохода (отрезок Х3Х2). Формирование эффекта замены происходит при сдвиге оптимума потребителя из точки E1 в точку Е3 вдоль кривой безразличия U1. Это позволяет сделать вывод, что на данном участке реальный доход индивидуума остается неизменным, поскольку здесь сокращение спроса на товар Y (ввиду того, что он относительно товара X стал дороже) компенсируется увеличением спроса на товар X. Эффект дохода формируется в процессе сдвига оптимума из точки Е3 в точку Е2. Особенность этого участка состоит в том, что здесь осуществляется переход с одной кривой безразличия на другую (с U1 на U2). А такой скачок потребитель может совершить лишь в условиях роста его реального дохода, что, естественно, и обеспечивает дополнительное увеличение спроса на товар X, как, впрочем, и на товар Y. Если, напротив, цена товара X не снижается, а повышается, то определение эффекта замены и эффекта дохода осуществляется в обратной последовательности (рис. 1.14). Здесь вспомогательная бюджетная линия А'В'' касается в точке Е3 кривой безразличия U2, а не U1 как это было в предыдущем примере (см. рис. 1.13).  Рис. 1.13. эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена товара X снижается  Рис. 1.14. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена товара X повышается .На рис. 1.14 эффект замены представлен отрезком X3X1, а эффект дохода - отрезком Х2Х3. Подход Б. Слуцкого к разделению общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода существенно отличается от подхода Хикса. Слуцкий предложил проводить вспомогательную бюджетную линию А'В'' (рис. 1.15) не как касательную к первоначальной кривой безразличия U2, а как линию, проходящую через первоначальную точку оптимума потребителя E1 и в то же время параллельную бюджетной линии АВ'. В результате такого построения вспомогательной бюджетной линии А'В'' она окажется касательной для более высокой кривой безразличия U3. Точка касания Е3 характеризует некий вспомогательный оптимум потребителя, которому соответствует новое соотношение цен, сложившееся в результате повышения цены на товар X.  Рис. 1.15. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. Цена товара X повышается .Поскольку все три оптимума (Е1, Е2 и Е3) лежат на разных кривых безразличия (соответственно на U2, U1 и U3), то, естественно, ни о каком эффекте замены в данной ситуации не может быть и речи. Этот эффект, как известно, возникает лишь при перемещении потребителя в рамках одной и той же кривой безразличия. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что на рис. 1.15 мы по существу имеем дело лишь с двумя эффектами дохода. Так что подход Слуцкого не позволяет решить поставленную задачу.  Рис. 1.16. Эффект замены и эффект дохода, когда благо X некачественное (а - цена повышается; б - цена снижается) . Эффекты замены и дохода для некачественных товаров.До сих пор рассмотрение как общего эффекта изменения цены, так и составляющих его эффектов (замены и дохода) велось применительно к ситуации, когда оба блага качественные. В таком случае, как мы видели, эффект дохода (положительный - при снижении цены и отрицательный - при росте цены) всегда дополняет эффект замены. Если же, скажем, благо X оказывается некачественным, то в этом случае эффект дохода (положительный - при росте цены и отрицательный - при снижении цены) становится антиподом эффекта замены (рис. 1.16). Общий эффект изменения цены блага X измеряется отрезком X1X2, эффект замены - отрезком X1X3, а эффект дохода - отрезком Х3Х2. При превышении эффектом дохода эффекта замены произойдет нарушение закона спроса. Это значит, что с повышением цены блага спрос на него будет расти, а с понижением цены - падать. Такое отступление от закона спроса называется "парадоксом Гиффена".

9.Построение кривых рыночного спроса. Выигрыш потребителя. Использование кривых рыночного спроса для приближенного выражения выигрыша потребителя.Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2).Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис. 12.2.Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точка спроса А показывается на кривой DD (рис. 12.2, в).Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие - низкий. Некоторые желают кофе, а другие - чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены. Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса.Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.Рыночный спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.Основными факторами рыночного спроса являются:доходы потребителей;предпочтения (вкусы) потребителей;цена данного блага;цены товаров-заменителей и дополняющих благ;количество потребителей данного блага;численность населения и его возрастная структура;распределение доходов среди демографических групп населения;внешние условия потребления;реклама;стимулирование сбыта;размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.Выигрыш потребителя представляет собой выгоду, которую потребитель получает при покупке, за счет разницы между реально заплаченной ценой и ценой, которую он готов был бы заплатить. Например, если потребитель готов был бы заплатить 8 долл. за бушель пшеницы, но цена равна только 3, то выигрыш составит для него 5 долл. Выигрыш потребителя может быть определен с помощью кривой рыночного спроса (рис. 9.6). В общем виде, если Р цена товара, a О величина спроса на этот товар при данной цене, то выигрыш потребителя вычисляется вычитанием из зоны, расположенной под кривой спроса и ограниченной справа О, произведения Р х Q. (рис. 9.7). Если цена равна Р1, то объем спроса Q а выигрыш потребителя измеряется зоной, обозначенной буквой а. Если цена падает до Р^, то объем спроса увеличится до О2, а выигрыш увеличится и к зоне а добавится дополнительно площадь, обозначенная буквой 6. Выигрыш производителя определяется таким же образом. Производитель, готовый продать товар за 2 долл. при цене в 5, получает выигрыш в размере 3 долл. Для определения

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"