Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:08, шпаргалка
Методологические основы микроэкономики: теории и модели. Предельный анализ. Позитивный и нормативный анализ.В зависимости от области приложения, использования результатов исследований принято различать: ·позитивную экономическую теорию, которая изучает и пытается научно объяснить суть происходящих экономических явлений, не давая при этом готовых рецептов хозяйственной деятельности; ·нормативную экономическую теорию, которая не только объясняет происходящие экономические процессы, но и дает обоснование того, как следует действовать, что необходимо предпринять для достижения желаемых результатов. Позитивный анализ предполагает научное объяснение сложившейся ситуации и прогнозирование дальнейшего экономического развития
16.Средние, средние переменные и средние постоянные издержки. Предельные издержки. Соотношение между предельными, средними переменными и средними издержками.Средние постоянные издержки (АFC) представляют собой сумму постоянных издержек, приходящихся на единицу изделия, и рассчитываются путем деления их величины на количество изделий (3.1): где Q– количество выпускаемых изделий в натуральном выражении. Рис. 6. График изменения постоянных (FC) и средних постоянных (AFC) издержекС ростом масштабов производства они снижаются, причем первоначально темп снижения значительно выше, чем при больших объемах (рис. 6).Средние издержки. Предпринимателя интересуют не столько общие издержки, сколько затраты на производство единицы изделия, т.е. -средние издержки. Средние издержки (АС) определяются путем деления общих издержек (ТС) на объем продукции (Q). АС = ТС / Q, или: АС = AFC + AVC, где: AFC - средние постоянные издержки; VC - средние переменные издержки. Средние издержки также делятся на средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC). Средние постоянные издержки:Средние постоянные издержки уменьшаются с ростом объема продукции. Когда выпускается малое число единиц продукции, на них падает вся тяжесть постоянных издержек.Средние переменные издержки (АVС) представляют собой затраты на единицу продукции, и с ростом производства они не меняются в определенном диапазоне, а затем начинают возрастать, что связано с неоднородным составом затрат и с тем, что с достижением больших масштабов происходит резкий рост затрат. Средние переменные издержки определяют по формуле (3.2): Общие валовые издержки (ТС) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек предприятия (3.3):ТС = FС + ВС.Средние общие издержки (АС) рассчитывают по формуле (3.4): или (3.5) АС = АFС + АVС. Рис. 7. График изменения средних переменных издержек (AVC) Рис. 8. График изменения средних общих издержек (АС)По характеру изменения средние общие издержки близки к средним переменным издержкам (рис. 8). С достижением большого объема выпуска средние издержки все больше приближаются к средним переменным затратам, т. к. величина АFС уменьшается (постоянные затраты на единицу снижаются), именно поэтому после достижения определенного выпуска они начинают расти вместе с переменными затратами. В нашем примере средние общие издержки снижаются до выпуска 70 ед., после достижения этого объема затраты на каждую единицу начинают возрастать. Предельные издержки МС определяются дополнительным расходом ресурсов в случае изменения объема выпуска продукции на одну единицу:МС = /\ТС / /\ Ввиду того, что постоянные затраты остаются постоянными при изменении объема производства, то очевидно, что уровень и динамика предельных затрат определяются переменными издержками.Средние, или удельные затраты, — AC (average costs) определяют, во что обходится в среднем единица продукции:АС = ТС / Q
17.Взаимосвязь функции издержек и производственной функции. Соотношение между средними переменными издержками и средним продуктом, предельным продуктом переменного фактора и предельными издержками Производственная функция может быть представлена в виде таблицы, графика и аналитически в виде уравнения: где Q – выпуск продукции,
Xi – объем i-го ресурса.Можно выделить
следующие свойства производственной
функции:1) Каждая производственная
функция характеризует ту или иную эффективную
(или оптимальную) технологию, которая
позволяет при определенных объемах использованных
ресурсов произвести максимально возможное
количество продукции или заданный объем
выпуска с минимальным объемом факторов
производства. Изменение технологии предполагает
изменение производственной функции.2)
Если отсутствует хотя бы один из факторов
производства, то выпуск продукции невозможен.3)
Если фирма увеличивает применение одного
ресурса при неизменном объеме других
ресурсов либо применяет в больших объемах
все ресурсы, то она расширяет производство
и увеличивает выпуск, используя данную
технологию.4) Производственная функция
характеризует технологию с непрерывной
заменяемостью факторов, по крайней мере,
в некотором диапазоне их изменений. Это
позволяет использовать математический
аппарат дифференциальных исчислений. Функция издержек показывает зависимость между
общими издержками (ТС) и используемыми
ресурсами: TC=f (K, L) – графически
эта функция представлена в виде прямой,
изокосты. Производственную
функцию и функцию издержек рассматривали
для того, чтобы определить минимальные
затраты фирмы в долгосрочном периоде.
Для этого совместим графики изокванты
и изокосты.Точка С – равновесие фирмы
по оптимальным затратам.В точке С совпадают
наклоны изокосты и изокванты:производство
заданного объема продукции с минимальными
затратами требует, чтобы одновременно
используемые ресурсы имели одинаковую
величину предельного продукта на денежную
ед. затрат.
Преобразовав, получим формулу.
Общие совокпные
издержки(total cost-TC)- общая сумма затрат
на производство данного товара.Общие издержки в краткосрочном
периоде можно разделить на два вида: постоянные
издержки(fixed cost-FC) и переменные
издержки(variable cost-VC). Величина постоянных
затрат не зависит от объема выпуска продукции.
Менеджеры часто рассматривают постоянные
затраты как накладные расходы. Переменные
издержки зависят от объема производства.
Таким образом, общие издержки можно представить
в виде следующей суммы: TC=VC+FC.Средние издержки(average
cost-AC)-это общие издержки в расчете на единицу
продукции(себестоимость единицы продукции):AC=TC/Q.
Средние издержки делятся на две группы:средние постоянные
издержки(Average fixed cost-AFC) и средние переменные
издержки(Average variable cost-AVC):AVC=VC/Q ; AFC=FC/Q.Предельные
издержки(Marginal cost-MC)- изменение общих
затрат при изменении объема производства
на единицу: MC=^TC/^Q.Предельные издержки
представляют собой затраты,связанные
с производством дополнительной продукции.Динамика
издержек в краткосрочном периоде на разных
предприятиях соответствует приблизительно
одинаковой модели,которая может быть
обьяснена с помощью закона убывающей
отдачи. Кривая общих издержек показывает
изменение затрат факторов производства
в зависимости от увеличения объема производства(см.рис.3)
18.Анализ долгосрочных
издержек, изменение размеров
19.Эффект увеличения масштаба производства и форма долгосрочной кривой издержек.
В долгосрочном периоде все факторы являются переменными. Затраты в долгосрочном периоде когда все факторы являются переменными характеризует кривая средних издержек.(LАТС) Кривая долгосрочных средних издержек отражает безграничные возможности фирмы по изменению производственных мощностей и показывает минимальные средние издержки при всех возможных объема выпуска. 1) проходит по касательной ко всем возможным краткосрочным кривым средних издержек (SATC). 2) имеет U – образную форму в силу действия эффекта масштаба. 3) закон убывающей отдачи в LR не действует. Эффект масштаба - Изменение долгосрочных средних издержек АТС с изменением масштабов производства. Основные виды эффекта масштаба: 1. Положительный - Снижение АТС с ростом объема выпуска; Экономия от объема производства 2. Постоянный - Неизменность АТС при изменение объема производства; Затраты пропорциональны выпуску. 3. Отрицательный - Рост АТС с увеличением объема выпуска; Рост издержек пропорционально от масштаба производства. Факторы положительного эффекта масштаба: - Специализация труда рабочих и управленческого персонала .- Эффект использования капитала .- Производство побочных продуктов .- Выпуск продукции на базе отходов основного производства. Факторы отрицательного эффекта мАсштаба. - Сложности управления .- Рост транспортных расходов. - Трудности контроля за реализацией решения руководства фирмы .- Рост затрат на передачу и обработку информации необходимой для принятия решений .- Возможность возникновения локальных интересов противоречащих интересам фирмы в целом .Эффект масштаба определяется производственной функцией отражающей изменение объема выпуска при увеличении затрат всех ресурсов. Эффект масштаба иллюстрируется различными участками кривой АТС :Q = A*Kα * Lβ ;α + β = 1 – постоянный эффект ;α + β > 1 – положительный эффект ;α + β < 1 – отрицательный эффект. α , β – коэффициенты эластичности по K и L.
21.Цена, предельные
издержки, средние издержки и
максимизирующий прибыль
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория.ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ — показатель предельного анализа производственной деятельности , дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции. Для каждого уровня производства существует особое, отличное от других значение П. и. Математически они выступают как частные производные функции издержек С(x) по данному виду деятельности:MC= .
При рассмотрении состояния производства
в данный момент постоянные производственные
затраты не оказывают влияния
на уровень П. и., они определяются
лишь переменными издержками. При
рассмотрении же в более длительной
перспективе они могут расти,
оставаться неизменными или падать
в зависимости от эффекта масштаба
производства и других факторов.Низкий
предельный продукт фактора означает,
что необходимо большое количество
дополнительных ресурсов для производства
большего объема продукции, что ведет
к высоким предельным издержкам.
И наоборот. В общем, при снижении
предельного продукта фактора П.
и. производства возрастают, при повышении
— падают.Всегда при увеличении
выпуска продукции наступает
такой момент, когда П. и. (дополнительные
издержки) и предельная выручка предприятия
совпадают. (Это результат взаимодействия
разных процессов: с одной стороны,
с ростом производства себестоимость
продукции снижается сначала
быстро, затем медленнее, с другой
— на определенном этапе растут
издержки, связанные со сбытом и
т. д.) Следовательно, предельная прибыль
оказывается равной нулю. Средствами
предельного анализа
В этом случае необходимым условием ее максимизации является следующее равенство: а достаточным - отрицательное значение второй производной функции прибыли: <0. Рис. 2.21. Выпуск, максимизирующий прибыль конкурентной фирмы. Достаточное условие выполняется, если предельные затраты возрастают. Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рис. 2.21). Расстояние между линиями Р и АС представляет величину средней прибыли при выпуске Q единиц продукции. Прибыль достигает максимума при выпуске Q* единиц продукции. Обратим внимание на то, что при выпуске Q0 единиц предельные затраты тоже равны цене, но здесь не выполняется достаточное условие максимизации прибыли. Максимальная сумма прибыли равна площади заштрихованного прямоугольника. Объем выпуска, максимизирующий прибыль, зависит от технологических и экономических условий функционирования фирмы. Первые отображаются кривой общего выпуска (см. рис. 2.1), а экономические условия можно представить линией равной прибыли или изопрофитой. Уравнение изопрофиты выводится из уравнения прибыли , где 0 - заданная величина прибыли. Каждая точка изопрофиты указывает на такое сочетание Q, L, которое обеспечивает заданный объем прибыли. Каждому объему прибыли соответствует своя изопрофита (рис. 2.22). Рис. 2.22. Изопрофиты
Рис. 2.23. Технологические и
22.Работа фирмы
на уровне самоокупаемости.1) Производство продукции, пользующейся
значительным спросом. 2) Массой
производителей, причём у каждого производителя
небольшая доля.3) Существует экономическая,
технологическая свобода входа и выхода
с этого рынка. 4) Товаропроизводитель
обладает слишком незначительным объёмом
продукции. 1. Анализ спроса
на продукцию и формирование портфеля
заказов.Основная цель маркетингового
анализа - изучение спроса на продукцию
и формирование портфеля заказов. От портфеля
заказов зависят производственная мощность
предприятия и степень ее использования
в процессе дальнейшей деятельности. Если
спрос на продукцию падает по каким-либо
причинам, то соответственно уменьшается
портфель заказов, идет спад производства,
растут себестоимость продукции, убытки
и предприятие может стать банкротом.
Поэтому анализ спроса на профильную продукцию
предприятия имеет большое значение. Это
один из наиболее важных и ответственных
этапов исследования рынка.2. Оценка риска
невостребованной продукции Причины
возникновения, виды риска и последствия
не востребованной продукции. Диагностика
риска невостребованной продукции. Изучение
спроса тесно связано с оценкой риска
невостребованной продукции, который
возникает вследствие отказа потребителей
покупать ее. Он определяется величиной
возможного материального и морального
ущерба предприятия. Каждое предприятие
должно знать величину потерь, если какая-то
часть продукции окажется нереализованной.
Чтобы избежать последствий риска невостребованной
продукции, необходимо изучить факторы
его возникновения с целью поиска путей
недопущения или минимизации потерь. Внутренние
причины: неправильно составленный
прогноз спроса на продукцию служащими
предприятия;неправильная ценовая политика
на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности
продукции в результате низкого качества
сырья, оборудования, отсталой технологии,
низкой квалификации персонала; неэффективная
организация процесса сбыта и рекламы
продукции.Внешние причины:
неплатежеспособность покупателей;повышение
процентных ставок по вкладам;демографические;