Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:08, шпаргалка

Описание работы

Методологические основы микроэкономики: теории и модели. Предельный анализ. Позитивный и нормативный анализ.В зависимости от области приложения, использования результатов исследований принято различать: ·позитивную экономическую теорию, которая изучает и пытается научно объяснить суть происходящих экономических явлений, не давая при этом готовых рецептов хозяйственной деятельности; ·нормативную экономическую теорию, которая не только объясняет происходящие экономические процессы, но и дает обоснование того, как следует действовать, что необходимо предпринять для достижения желаемых результатов. Позитивный анализ предполагает научное объяснение сложившейся ситуации и прогнозирование дальнейшего экономического развития

Файлы: 1 файл

все ответы 1 ш.docx

— 1.90 Мб (Скачать файл)

 Экономический  цикл (Economic Cycle), иначе называемый бизнес-цикл (Business Cycle) является естественной формой развития (роста) экономики. В динамике экономического развития выделяют три основные фазы:- рецессия (Recession) или спад - снижение деловой активности, падение производства, уровня занятости и доходов (по степени падения различают кризис и депрессию);- восстановление (Recovery) - это подъем экономической активности, рост рыночной конъюнктуры, возрастание выпуска после его падения, имевшего место в период рецессии, до прежних уровней;- развитие (Expansion) - продолжение роста экономики после стадии восстановления, как правило, до достижения нового максимума выпуска, превосходящего достигнутый в предыдущем цикле; стадия развития иногда может включать несколько циклов, которые в этом случае именуются циклами роста (Growth cycles).

  1. Совокупное предложение товаров и услуг. Совокупный спрос. Функция потребления.

Совокупное предложение— общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП (или ВВП).Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства.Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен. Форма кривой по-разному интерпретируется в кейнсианской и классической экономических школах.Совокупный спрос характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и зарубежных стран приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.В масштабах общества совокупный спрос складывается из следующих элементов: потребительского спроса на товары и услуги - С; инвестиционного спроса фирм - I; государственных закупок - G; чистого экспорта - X.Можно выразить совокупный спрос следующим образом:где AD - совокупный спрос. Совокупный спрос можно представить в виде кривой AD, где по оси ординат откладывается уровень цен (Р), а по оси абсцисс - не номинальный, а реальный продукт, т.е. выраженный в ценах базового года (рис. 2). Кривая совокупного спроса отражает изменение совокупного уровня расходов населения, Правительства, бизнеса и зарубежных стран в зависимости от изменения уровня цен.На отрицательный наклон кривой совокупного спроса оказывают влияние следующие ценовые факторы:"эффект процентной ставки". При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит, что ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций, в результате совокупный спрос уменьшается;"эффект богатства". При повышении уровня цен стоимость финансовых активов, которыми владеет население (акции, облигации, срочные счета и др.), падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается;"эффект импортных товаров". При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные возрастает, что ведет к снижению совокупного спроса.Сдвиг кривой AD происходит в результате изменения неценовых факторов:изменения в потребительских расходах, т.е. связанные с изменением уровня благосостояния: рост доходов, изменения в подоходном налоге и т.п.;изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок средств производства, связанные с изменением уровня налогов на бизнес, уровнем использования производственных мощностей;изменения в государственных расходах, вызываемые преимущественно политическими решениями;изменения в расходах на чистый экспорт, обусловленные уровнем доходов в стране, изменением валютного курса;изменения в мировой экономике, поскольку валютные колебания, экономический рост в других странах также влияют на совокупный спрос.ФУНКЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ — функция, отражающая зависимость объема потребления от дохода или иного показателя. Агрегированная (иногда — глобальная) Ф. п. характеризует связь совокупного потребления в народном хозяйстве с национальным доходом — в целом и на душу населения. В макромоделях Ф. п. фиксирует планируемый или желательный уровень потребительских расходов для каждого уровня личного располагаемого дохода. Обычно это пропорциональная зависимость и Ф. п. изображена прямой линией. Однако отмечена (по-видимому, первым на нее указал Дж. Кейнс) закономерность: в целом соблюдается соотношение между обобщенными показателями дохода, потребления, капиталовложений и сбережений, состоящее в том, что в случае повышения дохода потребление тоже растет, но с меньшей скоростью; при определенном уровне потребления возникают сбережения и это нарушает пропорциональность (рис. Ф. 2). Ф. п. может также строиться как зависимость потребления не от доходов, а от цен на товары и услуги (см. Функция спроса, рис. Ф. 4).

В ряде работ термины “Ф. п.” и  “функции спроса” рассматриваются  как синонимы, что объясняется  совпадением, как правило, соответствующих  закономерностей для спроса и  потребления (см. Энгеля кривые).

  1. Мультипликатор автономных расходов.

Равновесный уровень выпуска Y0 может  колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных доходов: C, I, G или NX. Увеличение любого из компонентов сдвигает кривую планируемых  расходов вверх и способствует росту  равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов AD сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска. Приращение любого компонента автономных расходов ∆A = ∆(a + i + g + nx)  вызывает несколько большее приращение совокупного дохода благодаря эффекту  мультипликатора.Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов. m = ∆Y/ ∆A, где m – мультипликатор автономных расходов; ∆Y - изменение равновесного ВНП; ∆A -изменение автономных расходов, независимых от динамики дохода.Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП.Если автономное потребление увеличивается на величину ∆Ca, то это увеличивает совокупные расходы и доход (Y) на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает вторичный рост потребления на величину MPC*∆Ca. Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину MPC*∆Ca и т.д. по схеме кругооборота «доходы-расходы».∆Ca↑ ═› AD↑ ═› Y↑═›  C↑═›  AD↑ ═› Y↑ ═› C↑  и т.д. Совокупный доход многократно реагирует на прирост автономных расходов. это означает, что относительно небольшие изменения в величинах могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска. Мультипликатор, таким образом, является фактором экономической стабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины MPC (предельной склонности к потреблению).  Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.Если фактический равновесный объем выпуска Y0 ниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т.е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов (хотя равновесие AD = AS достигнуто). Недостаточность оказывает депрессивное воздействие на экономику. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода составит:∆Y= величина рецессионного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов.Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости. Если фактический равновесный уровень выпуска Y0 больше потенциального Y**, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность AD вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что ПП не могут расширять производство адекватно растущему спросу (ресурсы исчерпаны). Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и перемещение равновесия из точки А в точку С (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода составит:∆Y= - величина инфляционного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов.

 

  1. Мультипликатор государственных трансфертов.

 Величина мультипликатора трансфертов,  таким образом, равна mрс /(1- mрс) или mрс / mрs. Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое. Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:C = C + mpc (Y - T + Tr)   Y = C + I + G  Мультипликатор трансфертов:1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;2) меньше мультипликатора автономных расходов. Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных - потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов - ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов - предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

  1. Влияние автономных налогов на совокупный спрос.Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов, т.е. не зависящих от уровня дохода. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С + mрc (Y - Т). Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД - Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов - увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 - 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ ( Y = С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь величину мультипликатора  налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских  расходов. Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 - mрc) есть не что иное, как mрs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов  можно записать и как (-mрc / mрs). В  нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2 = - 4). Мультипликатор налогов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Выведем  мультипликатор автономных налогов  алгебраически. Подставим функцию  потребления: в функцию национального  дохода Y= С + I + G, получим: Y = С + mрc (Y - Т) + I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов КТ, то и, следовательно Y = КТ Т Следует обратить внимание на 2 момента: 1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов - к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (Т= - 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (Y = - mрc /(1 - mрc) х (Т) = - 0.8/(1 - 0.2) х 100 = - 4 х (-100) = 400).2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что [mрc  mрc)] < [1 / (1 - mрc)]), поскольку изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов воздействует косвенно - через изменение потребительских расходов. Например, если при mрс = 0.8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100$, то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500$ (Y = G х 1/(1 - mрс) = 100 х 5 = 500), а рост налогов сокращает совокупный доход на 400$ (Y = Т х [-mрс /(1 - mрс)] = 100 х (- 4) = 400). Т.е. в результате совокупный доход (выпуск) увеличился на $100.

 

  1. Влияние подоходных налогов на совокупный спрос. Кроме аккордных налогов в экономике существуют подоходные (т.е. зависящие от уровня дохода) налоги. С их учетом потребительская функция будет иметь вид:  C = C + mpc(Y – T – tY), где t - предельная налоговая ставка, которая показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) налоговые поступления при росте совокупного дохода на единицу, т.е.                0 < t < 1 А поскольку Y= C + I + G, то, подставив в это равенство уравнение функции потребления, получим: .

Следовательно, мультипликатор автономных расходов с учетом ставки подоходного  налога t равен: . Величина мультипликатора при наличии ставки подоходного налога меньше, чем при его отсутствии (очевидно, что ((1 – mрc (1 – t) > (1 – mрc), а, как известно, чем больше знаменатель дроби, тем дробь меньше, т.е. 1 / (1 – mрc (1 – t) < 1 / (1 – mрc). Покажем это на числовом примере. Предположим, что mрc = 0.8, t = 0.1 (т.е. 10%). При отсутствии подоходного налога мультипликатор расходов равен 5 (1 / (1 – 0.8) = 5), а при появлении подоходного налога мультипликатор равен  3.57 (1 / (1 – 0.8 (1 – 0.1)) = 3.57).

Изменение предельной налоговой ставки меняет наклон кривой совокупных планируемых  расходов, который теперь будет равен [mрс (1 – t)]. Если t увеличивается, кривая Ep становится более пологой.На рис.9.8. (а) представлена кривая совокупных планируемых  расходов при  отсутствии ставки подоходного  налога, а на рис.9.8(б) – при ее наличии.При наличии подоходного  налога соответственно мультипликатор налогов равен:   , а мультипликатор трансфертов: . Следует заметить, что когда появляется подоходный налог, мультипликатор сбалансированного бюджета (когда DG = DТ) не равен 1.Докажем это: . Поскольку бюджет сбалансированный, то заменив DТ на DG и перегруппировав, получим: . Очевидно, что величина > 1, поскольку mрс < 1 и t < 1.

 

  1. Мультипликатор сбалансированного государственного бюджета. Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину ( G = Т). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100 : 100 = 1). Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода. Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.Равное увеличение государственных расходов и налогообложения ведут к росту ЧНП на основе мультипликатора сбалансированного бюджета. Это объясняется тем, что изменения государственных расходов имеют намного более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба. Государственные расходы имеют прямое и непосредственное воздействие на совокупные расходы как его компонент. Изменение суммы налогов воздействует на совокупны<

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"