Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономике"
1. Экономика и микроэкономика. Предмет микроэкономики.
Термин экономика применяется для обозначения двух понятий: микроэкономика, макроэкономика.
Экономика – понятие древнегреческого происхождения, возникла во 2 веке до н.э. в трудах древнегреческих мыслителей Аристотеля, Ксенофонта. Слово экономика состоит из двух слов: ойкос-домохозяйство и номос-закон,правила.
Экономика — это такая наука,которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.
Микроэкономика -- раздел экономической теории, изучающий поведение отдельных субъектов экономических отношений, т.е. потребителей и фирм.
Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д..
Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом : Как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений...
2. Возникновение
и этапы развития
Основоположник микроэкономики является Альфред Маршалл.
В становлении микроэкономики прослеживается 3 этапа:
1. донаучный (античный
мир,Древняя Греция)-именно на
этом этапе появился термин
экономика. Представителями
2. Как классическая политическая экономия - он связан со становлением капитализма. Микроэкономика выступает в виде политической экономики. Впервые понятие политэкономия появилась в работе Антуана Макритьена. Политэкономия – наука, управляющая экономикой государства или наука о государственном управлении экономики.
3. Как Экономикс – этап марксизма. Микроэкономика развивается в составе науки экономика.
3. Основные теоретические школы экономической теории в школах экономики.
В ходе развития эк.теории прослеживаются следующие теоретические школы: школа меркантилизма. Школа физиократов, английская классическая, марксистская.
1.Школа меркантилизма(
Их лозунг: Золото и деньги увеличивают богатство страны, поэтому меньше их вывозить из страны, а больше ввозить в страну.
Источник богатства: торговля. Однако это неверно. Богатство создается в производстве.
2. Школа физиократов (Ф.Кенэ,
Кедэ, Турго. Дидро, Руссо) –
возникла во Франции, с греч.-
Источник богатства: природа. Именно в с/х создается богатство. Однако это не так( т.к. промышленность и с/х взаимосвязаны и без промышленности нет средств производства для с/х, следовательно промышленность не яв-ся второстепенной отраслью.
3. Английская классическая школа (Смит, Рикардо, Вилетти)
Источник богатства: материальные производства. Это верно.
4. Марксистская школа (Маркс, Энгельс, Ленин)
Они исследовали капиталистическое общество и пришли к выводу, что труд наемных работников путем эксплуатации создает богатство и на основе прогнозировали об будущем социалистическом обществе, где не будет наемных рабочих и эксплуатации.
5)Маржинализм втор.пол.XIX
в. Представители: К.Менгер,У.Джевонс,Л.Вальрас,
6)Неоклассическое
послед.треть XIX в. Представители:А.Маршалл,Р.
7)Монетаризм 1950-е гг. (денежный)-теория стабилизации экономики,в кот. главную роль играют денежные факторы. Основоположник:М.Фридман. Идеи: минимум вмешательства гос-ва в экономику; гос.регулирование через эмиссию денег, достижение сбалансированности бюджета и установление высокого кредитного банковского процента; инфляция зависит от темпов роста денежной массы.
8)Неолиберализм 1930-е
гг. Представители:М.Фридмен,Ф.
9)Кейнсианское 1936 г.(изложено в «Общая теория занятости,процента и денег»). Представители: Джон Кейнс. Идеи: рыночная экономика неустойчивая и несовершенная сис-ма; цены не могут сбалансировать спрос и предложение; гос-во должно активно регулировать экономику; безработица-следствие недостаточной ёмкости рынка товаров.
10)Институционализм
20-30-е гг. ХХ в. Представители:Т.Веблен,У.
11)Теория общественного
выбора (Новоинституционализм) 50-60-е
гг. ХХ в. Представители:М.Олсон,Дж.
4. Позитивная и нормативная экономика.
В экономической теории существует разделение на позитивную и нормативную экономическую теорию. Позитивная экономика: изучает факты и зависимости м/у ними и отвечает на вопросы:что есть?что было?что может быть?Она познает реальное состояние экономики(безработица составляет 7% раб.силы России).
Нормативная экономика: выносит
оценки,суждения,утверждает,
5. Экономические категории и законы.
Экономические категории
– логические понятия, отражающие в
обобщенном виде существенные коренные
стороны эк.явлений и
Два вида категорий:
1)общие-характерные для всех экон.систем.(труд,
Экономический закон
– постоянно повторяющийся
Два вида: 1)общие 2)специфические
Экон.законы объективны
и исторически приходящте, т.е. изменяются
в связи с развитием экон.
Между экон.законами и законами природы есть различия и общее.
Общее-они объективны.
Различия: 1)Экон.законы возникают в процессе производственной деятельности людей и действуют среди людей. Законы природы возникают стихийно, без участия людей. 2)Законы природы вечны, а экон.законы исторически приходящие. 3)Экон.законы могут быть познаны людьми и быть использованы в экон.жизни общества.
6. Методы микроэкономики.
Методы –совокупность приемов,способов,принципов, с помощью которых определяются правильные пути достижения поставленных людьми целей.
Методы эконом. Теории
1.Метод научной
абстракции – позволяет
2..Метод анализа и синтеза.
Анализ – расчленение изучаемых экон.явлений на составные части или элементы.
Синтез – соединение родственных элементов в единое целое.
3. Метод индукции и дедукции.
Индукция – выведение теорий принципов из фактов, от частного к общему умозаключению.
Дедукция – от теории принципов к фактам, от общего к частному умозаключению.
4. Метод исторического
и логического единства –
5. Экономико-математическое
моделирование – системный
6. Экон.эксперимент
– искусственное
7. Общественная практика – является критерием истины.
Методы микроэкономические:
1.Предельный анализ
– основанный на использовании
предельных величин для
2. функциональный
анализ – позволяет измерять
количественные параметры
7. Функции микроэкономики.
1. познавательная - - всестороннее изучение эконом.процессов и явлений (в чём суть инфляции?как появилась безработица?)и позволяет открывать законы,по кот.развивается об-во.
2. теоритическая - связана с проникновением в сущность экономического явления, уточне¬нием механизма действия экономических законов, а также с обновлением категориального аппарата.
3. прагматическая или практическая- способствует разработке принципов и методов рационального хозяйства.
4. Идеологическая функция- Выполняя данную функцию, современная микроэкономика открыто защищает сложившуюся систему ценностей и приоритетов социально-экономического развития страны.
8. Экономическая система и ее структура.
Экономическая система
- совокупность экономических явлений
и процессов совершающихся в
обществе на основе действующих в
нем имущественных и социально-
Экономическое явление – деятельность экономических субъектов.
Экономический процесс – экономическое явление в развитии.
Структура экономической системы:
1. функциональная: человек
( как производитель,
2. материально-вещественная:
представлена натуральными
3. денежная –
все материально-вещественные
4. отраслевая: экономическая
деятельность направлена на
5.региональная: деление
экономики страны по
9. Два
подхода к анализу
1. формационный ( марксистский)
– По К.Марксу экономическая
система – экономический строй
общества или способ
Способ производствам-
Производительные отношения – отношения между людьми в процессе производства, распределения. Обмена. Потребления товаров и услуг.
Производительные силы – совокупность людей, обладающих навыками к труду и средств производства.
Средства производства – совокупность предметов труда и средств труда.
Предметы труда –это то, на что воздействует человек в процессе труда.
Средства труда – это то чем воздействуют на предмет труда.
Он различал 5 способов производства развития человечества: 1.первобытно-общинный 2.рабовладельческий 3.феодальный 4.комунистичский 5.капиталистический.
Фармация-совокупность способов производств аи надстройки.
Надстройка – совокупность политических, правовых, национальных отношений и соответствующих им организаций.
2. Цивилизационный подход.
В основе этого подхода лежит уровень техники, технологий, общечеловеческие ценности.
10. Типы экономических систем.
В соответствии с цивил.подходом различают 4 типа эконом.систем:
1)Традиционная-экономика,в кот.практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями(слаборазвитые страны Азии и Африки).Произ-во базируется на отсталой технике,на рын.труде,отсутствует свободный выбор профессий,развито с/х,слабо развито нац.предпринимательство,гос-во играет важную роль в принятии решений.
2)Рыночная экономика свободной конкуренции(чистый капитализм)Основные черты:1)свободная конкуренция,свобода предприн-ва; 2)свобода цен,устанавл.под влиянием спроса и предлож.; 3)множество независимых производит.,кот. сами решают что,как и для кого производить; 4)свобода внешнеэконом.деятельности; 5)отсутствие вмешат.гос-ва в экономику(прав-во защищает частную собств.и обеспечивает правовое поле); 6)не обеспечивает развитие культуры,науки,обр.,производ.и соц.инфраструктуры и защиты окр.среды.