Шпаргалка по "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономике"

Файлы: 1 файл

ME.docx

— 399.88 Кб (Скачать файл)

Дуговая эластичность спроса по цене

В случаях когда изменение  цены и/или спроса значительные (более 5%) принято рассчитывать дуговую  эластичность спроса: 
 
где   и   — средние значения соответствующих величин. 
То есть, при изменении цены от   до   и объема спроса с   до  , среднее значение цены будет составлять  ,а среднее значение спроса 

 

 

45. Эластичность  предложения.

Эластичность предложения  – это ответная реакция величины предложения на изменение цены.

Эластичность предложения  можно измерить с помощью коэффициента эластичности. 

 

 

 

1. Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены (Е> 1).

2. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены (Е< 1).

3. Предложение единичной  эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества предлагаемой продукции оказываются равными по величине (Е= 1).

4. Абсолютно неэластичное предложение. (Е= 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.

5. Абсолютно эластичное предложение. Фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос, при необходимости – бесконечное количество (Е= ∞, кривая горизонтальна).

Факторы, влияющие на эластичность предложения1. Наличие резерва производственных мощностей.2. Уровень запасов.3. Различие сельскохозяйственных и промышленных товаров.4. Фактор времени.

 

46. Эластичность. Перекрестная  эластичность спроса.

Эласти́чность (англ. elasticity) — численная характеристика изменения одного показателя (например:спроса или предложения) к другому показателю (например: цене, доходу) и показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.

Эластичность=изменение спроса и предложения(%)/изменение цены и  дохода.

Перекрестная  эластичность

Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.

.

Если  , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если  , то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если  , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если  , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Полезность. Общая  и предельная полезность.

Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельност

Понятие «полезность» было введено  в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот. Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.

Различают две формы полезности: общую и предельную.

Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.                                       

Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей  полезности при потреблении одной  дополнительной единицы блага.

з определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит:

По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к  сокращению.

Этот закон обычно называют первым законом Госсена (по имени немецкого экономиста Германа Госсена впервые определившего идею убывающей предельной полезности в 1854 г.)

 

48. Кардинализм  и ординализм.

Суть этих допущений состояла в следующем. Как известно из повседневной практики, многие товары взаимосвязаны  друг с другом в процессе потребления: некоторые товары могут потребляться только совместно (они называются «комплементарными»), другие, наоборот, служат удовлетворению одной и той же потребности  и являются в той или иной степени  взаимозаменяемыми (товары-«субституты»). Следовательно, правильнее рассматривать  полезность не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых товаров. Это открывает возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров. Так совершился переход от «кардиналистского» (т. е. количественного) подхода к полезности — к «ординалистскому» (т. е. порядковому).

Первые шаги в этом направлении  были сделаны российским экономистом  Е. Е. Слуцким (1880—1948) в статье «К теории сбалансированного бюджета потребителя». Окончательное оформление ординалистский подход получил в работе Роя Аллана (1906—1983) и Джона Р. Хикса (1904—1989) «Пересмотр теории ценности»(1934).

Центральная идея ординалистского  подхода может быть объяснена  следующим образом. Теория отказывается от представления о том, что потребитель  способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнивать различные наборы товаров  с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны  наборы товаров, имеющие более высокий  уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень  полезности. Другими словами, наш  потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется  от него при выборе набора товаров  и ответ на вопрос, во сколько  раз данный набор полезнее всякого  другого. Потребитель на основе своей  субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для  него предпочтительнее всех прочих. Таким  образом, преобразовав субъективную теорию полезности в общую логику выбора, Р. Аллан и Д. Хикс значительно  сблизили теоретическую базу с практическим поведением потребителя. Закономерности этого поведения уже не связаны  с измерением полезности. Их исследование базируется на наблюдаемых эффектах «замещения» и «дохода».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Кривая безразличия.  Закон убывающей предельной полезности.

Кривая безразличия (indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Кривые безразличия широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора. При помощи кривых безразличия можно показать равновесие потребителя.

Кривая безразличия


На графике на одной оси отложено число единиц товара X, на другой — число единиц товара Y. Соединив точки А, В, С, Dполучим кривую U1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц товара X и товара Y, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая Uназывается кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т.е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 2 единиц товара X и получив 1 единицу товара Y при перемещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и D.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

  1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.
  2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.
  3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.
  4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.
  5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Закон убывающей предельной полезности

закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном  акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения  цены для того, чтобы побудить потребителя  к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при  малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.

Ограничения применимости закона:

  • Однородные единицы. Сравнивать можно товар с однородными единицами и потребляемые одним потребителем.
  • Нет изменений у потребителя.
  • Продолжительность потребления
  • Постоянные цены.

 

 

 

50. Бюджетная линия.  Правило максимизации полезности.

Бюджетная линия - это  линия равных расходов. Она показывает границу между возможным и  невозможным.

1. Бюджетная линия имеет  отрицательный наклон. Поскольку  наборы благ, находящиеся на бюджетной  линии, имеют равную стоимость,  то увеличение покупок одного  блага возможно только при  сокращении покупок другого блага.  Любая кривая, выражающая обратную  связь переменных, имеет отрицательный  наклон.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены  при фиксированной величине денежного  дохода и ценах.

2. Расположение бюджетной  линии зависит от величины  денежного дохода. Увеличение денежного  дохода потребителя при неизменных  ценах приводит к параллельному  перемещению бюджетной линии  вправо (рисунок а). Уменьшение денежного  дохода потребителя при неизменных  ценах приводит к параллельному  перемещению бюджетной линии  влево (рисунок б). Изменение дохода  потребителя не меняет угла  наклона бюджетной линии, но  меняет координаты точек пересечения  бюджетной линии с осями координат.

 

3. Коэффициент наклона  бюджетной линии равен соотношению  цен благ, взятому с противоположным  знаком. Коэффициент наклона бюджетной  линии представляет собой отношение  цены блага, отсчитываемого по  горизонтали, к цене блага,  отсчитываемого по вертикали,  т. е. крутизна наклона равна  (- Px/Py)

Знак "-" указывает на отрицательный наклон бюджетной  линии, поскольку цены на товар Х  и Y являются положительными вели­чинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количества товара X, чтобы иметь  для покупки единицы товара Y.

4. Изменение цен продуктов  приводит к изменению угла  наклона бюджетной линии. Изменение  цены одного блага приводит  к изменению угла наклона бюджетной  линии и изменению одной из  точек пересечения бюджетной  линии с осями координат. Изменение  цены товара X и воздействие этого  изменения на положение бюджетной  линии показано на рисунке.  Изменение цены товара Y и воздействие  этого изменения на положение  бюджетной линии показано на  рисунке. Изменение цен обоих  продуктов эквивалентно изменению  реального дохода потребителя  и перемешает бюджетную линию  вправо или влево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономика"