Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономике"
36. Сущность, причины
возникновения и условия
Рынок - совокупность отношений между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, осуществляющихся на основе рыночных законов и принципов (закон стоимости, закон спроса, закон предложения).
Условия возникновения рынка: 1)Общественное разделение труда и обмен деятельностью. Обмен – форма эконом.связей между производителями. Первоначально имел натуральную форму и вид прямого товарообмена (товар-товар) т.е. это бартер. В дальнейшем возник товарно-денежный обмен (т-д), (д-т) 2) Эконом.обособленность товаропроизводительности прлностью независимых автоном.принятий решений хоз-в 3) Разрешение проблемы трансакционных издержек – издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Они включаюс в себя расходы, связанные с поиском инф-ии о ценах, наведение переговоров на заключение договоров и т.д. 4)Свобода предпринимательства и свободный обмен ресурсов 5)Система рынков утвердилась 6-67тыс.лет назад, когда товар-ое образ-ие приняло всеобщий хар-ер и развивается по настоящее время 6)С точки зрения купли-продажи рынок – это сфера взаомодействия спроса и предложения производителя и потребителя 7)С точки зрения организации экономики рынок – это всеобщая форма функционирования экономики 8)С позиции субъектов рынка(участников) рынок – это ыорма общ-ой связи между субъектами хоз-ия
Причины возникновения рынка:1)Ограниченность производственных возможностей человека и ресурсов в целом.2)Экономическая обособленность товаропроизводителей – такая форма производства благ, при которой производитель имеет статус хозяина (свобода выбора видов деятельности, самостоятельность в организации производства и реализации продукта, право распоряжаться доходом).
37. Функции рынка. Субъекты рынка.
Функции рынка:1)информационная —
рынок дает его участникам информацию
о необходимом количестве товаров и услуг,
их ассортименте и качестве;2)посредническая —
рынок выступает посредником между производителем
и потребителем;3)ценообразующая
Главными субъектами рыночного
хоз-ва явл-ся гос-во, предприятия(фирмы),
домохоз-ва, банки.Гос-во представленно
правительтвенными учреждениями, осуществляющими
гос.регулирование экономики, проводимая
соц-ую и эконом-ую политику в общ-ве. Главная
цель гос-ва обеспечение взаимодействия
между всеми участниками хоз-ой деятельности. Предприятия(фирмы)
– эконом.единицы, функционирующие с целью
получения прибыли, самостоятельно принимающие
решения и использующие факторы произв-ва
для изготавления продукции Домохозяйства –
эконом.единицы в составе одного или нескольких
лиц, обеспечивающие производство и воспроизводство
чел.капитала, самостоятельно принимающие
решения и явл-ся собственниками и поставщиками
ресурсов и стремящиеся к max удовлетворению
своих потребностей Банк – финансово-кредитное-
38. Конкуренция. Виды конкуренции.
Конкуренция-соперничество, между участниками рыночной экономики, за лучшее условие производства и реализации товаров.
Виды: 1. Внутриотраслевая – борьба между фирмами одного отрасли (побеждает тот у кого индивидуальные затраты ниже, чем рыночная цена)
2. Межотраслевая – борьба
между фирмами разных отраслей
(возможно переход из одного
отрасли в другую отрасль,
3. Совершенная конкуренция
– борьба между
4. Несовершенная конкуренция
– число производителей
5. Монополистическая –
содержит два вида конкуренции:
6. Монопсония – конкуренция
между производителями, а
7. Олигополия – конкуренция
между несколькими фирмами,
8. Ценовая конкуренция
– осуществляется путем
9. Неценовая – на основе
улучшения качества продукции,
выпуска новых товаров,
39. Структура рынка.
Классификация рынка по
1. по экономическому значению: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок научно технических разработок, финансовыйт рынок.
2. по географическому положению: местный, региональный, городской, республиканский.
3. по степени зрелости: развитый. Монопольный, олигопольны.
4. по отраслевому признаку:
автомобильный,
5. по правовому признаку: легальный, нелегальный.
6. по характеру продаж: оптовый, розничный.
40. Преимущества и недостатки рынка. Основные четы современного рынка.
Преимущества:
Недостатки :
Основные черты современной рыночной системы:
41. Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса по доходу.
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Спрос с колич.стороны- кол-во потребляемых благ на данный момент.
Спрос с качеств.стороны-кол-во денег за данный товар.
Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар.
Закон спроса – чем выше цена, тем меньше спрос.
Эластичность спроса по доходу
характеризует относительное
Если ej < 0, товар является низкокачественн
Если e I > 0, товар называется нормальным , с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.
Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости , спрос .на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши , спрос на которые опережает рост доходов ( e I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов ( e I = 1), называют товарами ⌠второй необходимости" . Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.
42. Ценовые и неценовые факторы спроса.
Ценовые факторы:1.эффект дохода-приниженные
цены увеличивают покупную способность
денег и покупатель приобретает
больше данного товара или обращается
к другим. 2.эффект замещения –
снижение цены на определенный товар
стимулирует покупателя приобрести
его аналогично более дорогих
товаров. 3.закон убывающей полезности
– с приобретением каждой дополнительной
единице продукта покупатель получает
меньше полезность от предыдущей и
показатель будет приобретать
Неценовые факторы – сдвигают кривую спроса вправо вверх и влево вниз.
1.изменение вкусов
43. Предложение. Закон предложения.
Ценовые и неценовые факторы предложения.
Предложение – количество товаров, которое продавцы готовы (хотят и могут) предложить к продаже на рынке по конкретным ценам, в определенном месте, в определенное время.
Закон предложения – чем выше цена, тем выше предложение.
Предложение с качеств.стороны – кол-во товаров за данный период времени.
Ценовые факторы:1. Изменение цен на ресурсы(при увеличении цен предложение уменьшается) 2.производительность труда(при его увеличении увеличивается предложение) 3.изменение кол-ва продавцов(чем больше их на рынке, тем больше предложение) 4.изменение правовых норм(повышение налогов уменьшает предложение) 5.изменение цен на товарозаменители(если растут цены на мясо птицы, то производитель увеличивает пр-во птицы, а пр-во говядины может сократить).
44. Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
Точечная эластичность спроса по цене
Точечная эластичность спроса
по цене рассчитывается по следующей
формуле:
где верхний индекс
означает что это эластичность спроса,
а нижний индекс
говорит о том, что это эластичность спроса
по цене (от английских слов Demand - спрос
и Price - цена). То есть эластичность спроса
по цене показывает степень изменения
спроса в ответ на изменение цены на товар.