Шпаргалка по "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономике"

Файлы: 1 файл

ME.docx

— 399.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Сущность, причины  возникновения и условия развития  рынка.

Рынок  - совокупность отношений между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, осуществляющихся на основе рыночных законов и принципов (закон стоимости, закон спроса, закон предложения).

Условия возникновения  рынка: 1)Общественное разделение труда и обмен деятельностью. Обмен – форма эконом.связей между производителями. Первоначально имел натуральную форму и вид прямого товарообмена (товар-товар) т.е. это бартер. В дальнейшем возник товарно-денежный обмен (т-д), (д-т)   2) Эконом.обособленность товаропроизводительности прлностью независимых автоном.принятий решений хоз-в 3) Разрешение проблемы трансакционных издержек – издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Они включаюс в себя расходы, связанные с поиском инф-ии о ценах, наведение переговоров на заключение договоров и т.д. 4)Свобода предпринимательства и свободный обмен ресурсов 5)Система рынков утвердилась 6-67тыс.лет назад, когда товар-ое образ-ие приняло всеобщий хар-ер и развивается по настоящее время 6)С точки зрения купли-продажи рынок – это сфера взаомодействия спроса и предложения производителя и потребителя 7)С точки зрения организации экономики рынок – это всеобщая форма функционирования экономики 8)С позиции субъектов рынка(участников) рынок – это ыорма общ-ой связи между субъектами хоз-ия

Причины возникновения  рынка:1)Ограниченность производственных возможностей человека и ресурсов в целом.2)Экономическая обособленность товаропроизводителей – такая форма производства благ, при которой производитель имеет статус хозяина (свобода выбора видов деятельности, самостоятельность в организации производства и реализации продукта, право распоряжаться доходом).

 

37. Функции рынка.  Субъекты рынка.

Функции рынка:1)информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;2)посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;3)ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;4)регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;5)координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Главными субъектами рыночного хоз-ва явл-ся гос-во, предприятия(фирмы), домохоз-ва, банки.Гос-во представленно правительтвенными учреждениями, осуществляющими гос.регулирование экономики, проводимая соц-ую и эконом-ую политику в общ-ве. Главная цель гос-ва обеспечение взаимодействия между всеми участниками хоз-ой деятельности. Предприятия(фирмы) – эконом.единицы, функционирующие с целью получения прибыли, самостоятельно принимающие решения и использующие факторы произв-ва для изготавления продукции Домохозяйства – эконом.единицы в составе одного или нескольких лиц, обеспечивающие производство и воспроизводство чел.капитала, самостоятельно принимающие решения и явл-ся собственниками и поставщиками ресурсов и стремящиеся к max удовлетворению своих потребностей  Банк – финансово-кредитное-учреждение, регулирующая движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

 

38. Конкуренция.  Виды конкуренции.

Конкуренция-соперничество, между участниками рыночной экономики, за лучшее условие производства и  реализации товаров.

Виды: 1. Внутриотраслевая –  борьба между фирмами одного отрасли (побеждает тот у кого индивидуальные затраты ниже, чем рыночная цена)

2. Межотраслевая – борьба  между фирмами разных отраслей (возможно переход из одного  отрасли в другую отрасль, стимулирует  развитие наиболее перспективных,  прибыльных отраслей)

3. Совершенная конкуренция  – борьба между производителями  однородной, стандартной продукции.

4. Несовершенная конкуренция  – число производителей сокращается,  они имеют возм-сть влиять на  цену, продукция становиться дифференцированной

5. Монополистическая –  содержит два вида конкуренции:  совершенная и несовершенная.  Она приходит на смену свободной  конкуренции. Фирмы конкурируют  между собой на основе внешнего  вида, качества и др особенностей.

6. Монопсония – конкуренция  между производителями, а покупатель  выступает в единственном числе.

7. Олигополия – конкуренция  между несколькими фирмами, продукция  которых может быть разнородной  (автомобили) или однородной (алюминий, сталь)

8. Ценовая конкуренция  – осуществляется путем снижения  цен àрост производительности труда àвнедрение достижений науки и техники в производство

9. Неценовая – на основе  улучшения качества продукции,  выпуска новых товаров, совершенствования  методов обслуживания и сбыта  продукции, расширение ассортимента  продукции.

 

39. Структура рынка.  Классификация рынка по экономическому  назначению.

1. по экономическому значению: рынок товаров и услуг, рынок  факторов производства, рынок научно  технических разработок, финансовыйт  рынок.

2. по географическому положению:  местный, региональный, городской,  республиканский.

3. по степени зрелости: развитый. Монопольный, олигопольны.

4. по отраслевому признаку: автомобильный, сельскохозяйственный, мебельный.

5. по правовому признаку: легальный, нелегальный.

6. по характеру продаж: оптовый, розничный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Преимущества  и недостатки рынка. Основные  четы современного рынка.

Преимущества:

  • эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
  • возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства.
  • гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.
  • оптимальное  использование  результатов  НТР.
  • свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

Недостатки :

  • тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.;
  • рынок - жестокая система в социальном плане;
  • рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.

Основные черты современной  рыночной системы:

  • Рыночная система характеризуется господством частной собственности, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений.
  • Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения конкуренции между участниками рыночного обмена.
  • Ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики. Цены играют роль сигнальной системы, с помощью которой и предприниматели, и владельцы производственных ресурсов ориентируются на рынке
  • Поэтому для современной рыночной системы характерно государственное вмешательство в экономическое развитии.. 

 

41. Спрос. Закон  спроса. Эластичность спроса по  доходу.

Спрос на какой-либо товар  или услугу - это желание и возможность  потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Спрос с колич.стороны- кол-во потребляемых благ на данный момент.

Спрос с качеств.стороны-кол-во денег за данный товар.

Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель готов  купить товар.

Закон спроса – чем выше цена, тем меньше спрос.

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение  спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:

Если ej < 0, товар является низкокачественным , увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если e > 0, товар называется нормальным , с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

Среди нормальных товаров  можно выделить три группы. Товары первой необходимости , спрос .на которые растет медленнее роста доходов (0 < e < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши , спрос на которые опережает рост доходов ( e > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов ( e = 1), называют товарами ⌠второй необходимости" . Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости. 

 

42. Ценовые и  неценовые факторы спроса.

Ценовые факторы:1.эффект дохода-приниженные  цены увеличивают покупную способность  денег и покупатель приобретает  больше данного товара или обращается к другим. 2.эффект замещения –  снижение цены на определенный товар  стимулирует покупателя приобрести его аналогично более дорогих  товаров. 3.закон убывающей полезности – с приобретением каждой дополнительной единице продукта покупатель получает меньше полезность от предыдущей и  показатель будет приобретать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены.

Неценовые факторы – сдвигают кривую спроса вправо вверх и влево  вниз.

1.изменение вкусов потребителей. 2.изменение кол-ва потребителей(чем  больше их тем больше спрос) 3.изменение дохода(чем больше  доход, тем больше спрос) 4.изменение   в ожиданиях потребителей. 5. Изменение  цен на взаимозаменяемые товары9снижение  цен на авиабилеты сокращают  спрос на поезд).

 

43. Предложение.  Закон предложения.

Ценовые и неценовые факторы  предложения.

Предложение – количество товаров, которое продавцы готовы (хотят  и могут) предложить к продаже  на рынке по конкретным ценам, в определенном месте, в определенное время.

Закон предложения – чем  выше цена, тем выше предложение.

Предложение с качеств.стороны  – кол-во товаров за данный период времени.

Ценовые факторы:1. Изменение  цен на ресурсы(при увеличении цен  предложение уменьшается) 2.производительность труда(при его увеличении увеличивается  предложение) 3.изменение кол-ва продавцов(чем  больше их на рынке, тем больше предложение) 4.изменение правовых норм(повышение  налогов уменьшает предложение) 5.изменение цен на товарозаменители(если растут цены на мясо птицы, то производитель  увеличивает пр-во птицы, а пр-во говядины может сократить).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Эластичность  спроса по цене.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность

Точечная эластичность спроса по цене

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей  формуле: 
 
где верхний индекс   означает что это эластичность спроса, а нижний индекс   говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand - спрос и Price - цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономика"